Современные вероисповедания осетин: православие, религия предков и другие

Часто можно услышать, что осетины считаются христианами. Другие отмечают, что среди них есть и мусульмане, и потому нельзя быть столь однозначными. Но, что действительно примечательно, сами осетины считают это спорным вопросом. На современные религиозные взгляды жителей как Южной, так и Северной Осетии оказывает большое влияние культура этого народа и особенности ее древних верований.

Когда мы говорим об осетинах, мы подразумеваем людей, большинство которых проживает в двух регионах, расположенных с обеих сторон от Главного Кавказского хребта. Один из них — Республика Северная Осетия-Алания, субъект Российской Федерации. И другой регион — Южная Осетия, которая является автономной частично признанной республикой, до 2008 года входившей в состав Грузии.

Считается, что осетины являются потомками иранской кочевой группы, называемой сарматами.

Сарматы — кочевой народ, населявший степи от Дуная и Тиса до Аральского моря. После завоевания Скифии в IV веке до н. э., а также Великого переселения народов в IV—VII веках ареал расселения древних аланов существенно изменился и включал в себя часть Кавказа.

Аланы выделились как отдельный племенной союз внутри сарматского народа примерно в I веке н. э.

А в VI веке, после того как северные аланские степи перешли под управление Тюркского каганата, было сформировано королевство Алания. В горные районы аланы были вытеснены в XV веке монгольским нашествием. После чего и была постепенно сформирована народность осетины (самоназвание — ирон адам).

Письменные источники указывают на то, что процесс присоединения Осетии к Российской Империи начался в 1775 году.

В советский период Осетия была разделена на северную и южную части.

Вера в Бога (творца этого мира), в существование души, духов-покровителей и загробного мира тесно переплетены с культурными обычаями представителей этноса. Многие ритуалы и обычаи осетин имеют религиозные корни. Народная религия на протяжении многих веков подвергалась влиянию извне, меняясь и сливаясь с привнесенными элементами других практик. Предки осетин не оставили ни храмов, ни идолов, ни книг, ни других религиозных святынь. Основа древнего верования — объединение человека с природой. Все праздники поэтому принято было проводить под открытым небом (в лесу, в горах, возле реки). Не было в представлениях древних осетин и надобности в религиозных лидерах. Вместо этого народом почитались старейшины, которые передавали молодым мудрость и традиции.

Вероисповедание осетин строилось на признании единого Бога, но они все же делали жертвоприношения духам-покровителям.

Они считали, что Бог является некто большим, чем просто исполнитель людских просьб. А дух — неотъемлемая часть природы, которую можно использовать для своей выгоды, если уметь это делать. Все религиозные праздники представляли из себя совместные пиршества. За общим столом собирались люди разных сословий. За традиционными блюдами проходили беседы о духах, мифических предках и об общественных проблемах и делах.

Интересно, что известные многим осетинские пироги имеют религиозное значение. Три пирога подаются на стол на семейные и религиозные праздники и в определенной последовательности произносится молитвы.

Православные традиции

С православной религией Осетия познакомилась очень давно. В 2014 году в православном мире отмечалось 1100 лет крещения Алании. По официальной версии Аланской Епархии Северной Осетии, в Х веке епископ Петр из Константинополя (Византия) осуществил крещение народа аланского. С другой стороны, многие историки считают, что первое знакомство с христианством было гораздо раньше. Об учении на территории сарматов и скифов узнали от апостолов Андрея Первозданного и Симона Кананита еще в I веке н. э. Проповеди их были восприняты с энтузиазмом, потому как не шли вразрез с народными верованиями и культурными ценностями населения. На этой благодатной почве была сформирована Скифская (Томитанская) епархия, а в Тавроскифии их было уже пять. Еще до 451 года было известно о двенадцати аланских (скифских) епископах. Новая волна православных проповедников в Осетии появилась в VIII веке. Тогда православный Синод России ставил перед миссионерами задачи, которые включали как укрепление православия, так и налаживание политических связей между государствами.

Современные религии

Сложности, встречавшиеся в историческом развитии осетинского народа, крепость первобытных верований, вплетенных в культурные особенности быта и воззрения предков, не могли не оставить след на современных предпочтениях населения как Северной, так и Южной Осетии.

Процентное соотношение последователей

Данные о распределении последователей различных конфессий очень противоречивы. Представители каждой церкви склонны завышать цифры. Проведенное в 2012 году социологическое исследование в Северной Осетии показало основные тенденции по приверженности населения к тем или иным проявлениям веры.

В процентном отношении к числу опрошенных приводятся следующие результаты:

  • православие исповедуют 52 %;
  • традиционная религия предков — 29 %;
  • христиане, не придерживающиеся определенной церкви — 10 %;
  • ислам — 4 %;
  • не верят в бога 3 %;
  • верят в бога, но религии не исповедуют — 1 %;
  • другие религии — 1 %.

С учетом политических сложностей в Южной Осетии, четких данных о распределении вероисповеданий осетин в последние годы нет. Однако нужно отметить, что и там исторически превалирует православие.

Народная религия осетин

Исследователи замечают, что в последнее время все больше осетин привлекает древняя народная вера, передаваемая из поколения в поколение в обычаях, мифах, обрядах, традициях народности. В связи с этим все больше людей сегодня посещают древние священные места. Одним из самых почитаемых святилищ можно назвать Лтыдзуар — святилище расположенное недалеко от города Владикавказа. Оно является святилищем мужчин. В селении Хор, расположенного в Алагирском ущелье, есть огромный камень, который по легенде является местом поклонения духу Фыры дзуар. Этот дух, отвечая на молитвы сельчан, отгонял беды и помогал регулировать погоду. Как еще один интересный и своеобразный пример стоит упомянуть Реком. Этот памятник архитектуры расположен на полене среди леса недалеко от Цей-Сказского ледника. Он представляет собой бревенчатый сруб из целых бревен, покрытый крышей с широким навесом. По некоторым легендам Реком построил сам Уастырджи. Люди приходят к храму загадывать желания. Часто его посещают молодые парни перед отправлением на службу в армию. Подобных мест, каждое из которых обязательно опутывают легенды, в Осетии множество: в древних селениях, в горах, на перевалах, в лесах.

Православие

Делам православных верующих в Северной Осетии-Алании в настоящее время покровительствует Владикавказская и Аланская епархия, относящаяся к Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). С 2010 года кафедральным собором считается Георгиевский собор, расположенный во Владикавказе. В этом же году при соборе была открыта православная гимназия им. А. Колиева. С 2011 года действует Владикавсказское духовное училище при церкви покрова Пресвятой Богородицы.

В стране действует более 60 православных церквей, часовен, храмов и монастырей.

Южная Осетия исторически относилась к Грузинской православной церкви. В настоящее время в ее состав входят Никозская и Цхинвальская епархии. В результате межнационального конфликта, имевшего место на территории Южной Осетии, священство было вынуждено обратиться в одну из греческих старостильных юрисдикций (Синод Противостоящих, не входящий в епархиальное устройство), и в результате осетинский священник Георгий (Пухатэ) рукоположен во епископа. В итоге в 2005 году образованная Аланская епархия вошла в Хризостомовский синод (куда входит Синод Противостоящих). В 2016 году началось строительство храма Русской Православной Церкви в центре Цхинвала.

Ислам

Был известен аланам еще со времен Арабского халифата. Период распространения ислама в Закавказье, Дагестане, а также в Средней Азии, способствовали исламизации отдельных территорий. Но мусульманство никогда не имело на территории страны превалирующего влияния. Ученые называют цифры распространения исламского меньшинства до 10—12% от численности населения максимальными в историческом разрезе. Этот период приходится примерно на середину XIX века. Сейчас эти цифры значительно ниже. В начале XX века в Осетии-Алании было около 35 мечетей. В советский период они были практически все закрыты, переоборудованы или даже разрушены. Восстановление мечетей началось только в 80-х годах. На сегодняшний день действуют по назначению чуть больше половины из них.

Протестантизм

Протестантские конфессии не имеют большого распространения в крупных городах Северной Осетии-Алании. Протестантизм в Осетии предствлен:

  • Христианской Евангельской церковью;
  • церковью христиан Адвентистов седьмого дня;
  • Пресвитарианской церковью.

Иудаизм

Иудаизм наиболее распространен в Южной Осетии. Евреи селились там с давних времен. В Цхинвали до революции 1917 года действовало 7 синагог. Однако это резко изменилось с приходом советской власти. И как и большинство других религиозных учреждений в то время, синагоги были закрыты. В настоящее время синагог осталось единицы как в Южной, так и в Северной Осетии.

Общины других вероисповеданий

Среди совсем малопопулярных верований можно отметить наиболее заметные церкви во Владикавказе. Для буддистов там есть храм Брахмы, а также Римско-Котолический приход Вознесения Господня для католиков.

Почитаемые божества народа

Народное вероисповедание осетин монотеистическое. Бога называют Хуцау. Он единый творец мира. И он управляет всем, включая духов, к которым, согласно традиции, и стоит устремлять свои просьбы. Вот некоторые из почитаемых покровителей народа:

  • Уацилла — дух грома и освещения. Первоначально он был известен как Громовник, но с ранним христианством был изменен на Уацилла, который является именем библейского пророка Илии. Если человек был убит громом, считалось, что он разозлил Уацилла.
  • Уастырджи — иногда называемый Святым Георгием
  • . Он покровитель мужей, путешественников, молодых и старых, бич воров и убийц. Он является самым известным и самым уважаемым духом осетинского народа как в Северной, так и в Южной Осетии.
  • Тутир — покровитель и правитель волков.
  • Фальвара — защитник домашнего скота. Он считается самым добрым и мирным духом.
  • Афсати — правитель диких животных и покровитель бедных охотников. Его обычно изображают как старика с белой длинной бородой, сидящего на высокой горе. В прежние времена охотники брали с собой три пирога, чтобы предложить Афсати для удачи.
  • Барастыр — покровитель мертвых людей и загробной жизни. Он заботится о людях как в аду, так и в раю.
  • Дон Беттир — правитель воды, который живет в воде и владеет рыбой. Он покровитель рыбаков.
  • Рынибардуг — дух болезней.
  • Мади Майрам — покровительница женщин, которая тесно связана со Святой Марией из христианской религии.
  • Сау Дзуар — покровитель леса, который защищает его от пожара.
  • Сафа — создатель и покровитель надочажной цепи, особо почитаемой в связи с ценностью домашнего очага для семьи.

Конечно, это далеко не полный список. Но он показывает, какую роль занимали духи и святые в жизни людей. О духах и покровителях рассказывались легенды, им делались жертвоприношения, их старались задобрить обрядами и праздниками, им посвящали особые места и делали святилища. Осетинская мифология пронизана захватывающими историями об удивительной жизни покровителей народа.

Религиозные торжества и праздники

Среди религиозных праздников Осетии на сегодняшний день отмечаются все распространенные христианские праздники (Рождество, Пасха, и т. д.). Но наравне с ними повсеместно празднуются древние, основанные на традиционной религии осетин, которые часто переплетаются с православными или вносят в них свои коррективы. Так, например, поминальные и похоронные ритуалы проводятся в основном в соответствии с православными традициями, в которые добавляется местная специфика — обряд выпекания поминальных блинов. Или, помимо общепринятых мероприятий на Пасху, в пасхальную ночь разжигаются костры, через которые перепрыгивают взрослые и дети, дабы получить очищение. А в первый после Пасхи четверг жители сел у святилища Джеры дзуар приносят к святому месту подношения: пироги, пиво, вареную курицу.

Специфика верований осетин

Осетины, мусульмане или христиане, те кто исповедуют традиционную религию или другие течения, все они остаются одним сплоченным народом, толерантным к другим культурам и при этом приверженным своим древним ценностям.

Бог один для всех — так думали древние, так учат старейшины. И до сегодняшнего дня осетинский народ очень терпим к самым разным религиям.

Культура осетинского народа складывалась веками. Ее уникальные особенности во многом определены религиозными мотивами. Первобытная религия сформировала у этноса уважение к женщине, почитание старшего поколения, внимательное отношение к природе, гостеприимство и т. п. Эти принципы были подкреплены и исламом, который также влиял на формирование управленческих принципов, стремления к самообразованию и самосовершенствованию. Влияние христианства внесло свои коррективы в быт народности обрядами и корректировкой календаря праздников. Различные религии, приходившие на землю иронов, оставляли свой вклад в развитие искусства. Тяжело разграничить влияние отдельных религий на конкретные аспекты культуры осетин. Однако можно уверенно сказать, что культура и религия этого народа идут рука об руку и дополняют друг друга.

Видео о древней осетинской религии

Вы можете послушать дискуссию о месте древней осетинской религии в современном мире в предлагаемом ниже видео.  rel-1-6818911