Грекокатолическая церковь: ее возникновение, история, современность и отличие от православной

О греко-католической церкви ходит немало домыслов и суждений, которые часто политически мотивированы, особенно в свете событий, происходящих последние годы на Украине. Но если копнуть глубже, все оказывается отнюдь не так просто. Споры об истинности догматов веры становились элементом соперничества стран за сферы влияния, а церковные иерархи — проводниками государственной политики. Несомненно, особенности данной конфессии и ее отличия от православной церкви несут на себе глубокий отпечаток данных процессов.

Что такое греко-католическая церковь

Само понятие состоит из двух корней, оба из которых происходят из греческого языка, что вносит некую путаницу. Латинское же слово «уния» для многих еще больше усложняет понимание вопроса. Поэтому возьмем словарь и дадим определение этому термину.

Происхождение понятия

«Katholikos» по-гречески означает «всеобщий, всецелый», но в русской традиции больше принят перевод этого слова как «соборный». Однако общепринятое значение католичества — это именно христианская конфессия во главе с Папой Римским, собственной системой вероучения, изложенного в катехизисе, и преимущественно западной литургической традицией. Она включает в себя как латинскую мессу, так и некоторые другие.

Приставка «греко-» в данном контексте имеет значение греческой или византийской литургии, общепринятой в православии. Возникает вопрос, как западное вероучение и восточное богослужение могут сочетаться в одной церкви после схизмы 1054 года, когда Рим и Константинополь ушли в раскол и предали друг друга анафеме.

Уния — объединение Римско-католической церкви с одной из восточных на условиях признания последней католического вероучения и догматики, но при сохранении своего обряда, богослужебного календаря и разрешения на брак для белого духовенства.

Не только православные церкви принимали унию, но и целых ряд ближневосточных. Все вместе они называются восточно-католическими.

Значение понятия

В данном ключе обычно говорят о Брестской унии 1596 года, хотя она была на восточно-славянских землях лишь первой, но не единственной. Однако униатской церковью в наши дни чаще всего называют именно возникшую в Галиции УГКЦ, а униатами — приверженцами данной конфессии именно на землях западной Украины. Но все же это определение весьма узкое и не дает полного ответа на вопрос, кто такие греко-католики.

На самом деле, речь идет не о единожды произошедшем событии, но целом ряде договоров, заключенных в разное время Римом в рамках принятия нескольких поместных церквей под свое покровительство. Процесс был длительным и происходил в течение XV-XIX веков.

Греко-католики — это люди, некогда исповедовавшие православие, а ныне религиозно окормляемые папским престолом. Ритуалы же и традиции богослужения у них остались прежними. Еще их называют католиками византийского обряда, и это определение является наиболее точным.

Греко-католичество и православие — сходства и различия институтов

Сходства здесь носят внешний характер. Это прежде всего ритуал и уклад церковной жизни. В обоих случаях используется византийская литургия, возможность службы на старославянском языке и отсутствие целибата у белого духовенства. Также может применяться юлианский календарь (старый стиль) для богослужения. Титул патриарха как главы иерархии используется в обеих конфессиях.

Православный мир представляет собой сообщество независимых, или автокефальных, церковных организаций. Католицизм же — институт с единой вертикалью духовной власти во главе с Папой Римским, и греко-католики встроены в эту иерархию. Они подчинены папскому престолу, находятся с ним в евхаристическом общении, признают его догматику и при этом равноправны с другими католиками как восточного, так и западного обряда.

История создания и формирования

Церковный раскол также известный как Великая схизма произошел в 1054 году и окончательно закрепил накопившиеся религиозные различия и противоречия между Востоком и Западом. Тем не менее, контакты между западными и восточными христианами сохранялись, как и попытки вновь объединиться — тем более, что позиции восточно-христианских общин после крестовых походов и арабо-турецких завоеваний ослабли, а на Западе продолжала сохраняться единая иерархия во главе с Папой Римским.

Первая католическая церковь византийского обряда

Сицилия и юг Италии имели давнюю эллинистическую историю и культуру, а после утверждения христианства здесь укрепилась духовная власть Константинополя и греческая богослужебная традиция. Однако контроль Византии над этими землями был утрачен, а Рим, наоборот, здесь укрепился как политически, так и религиозно — в Средние века на Западе одно было трудно отделить от другого.

В итоге, местные общины, сохраняя византийский ритуал, оказались под папским доминатом. Раскол обошел их стороной. Возникает так называемая итало-греческая церковь — первая в истории структура, совмещающая западный катехизис и главенство папы с восточной литургической традицией.

Греко-католицизм — явление, возникшее внутри самой Западной церкви задолго до подписания первых актов о церковной унии.

Дальнейшее развитие системы

Как видно, прецедент уже был создан. В XV веке на фоне ослабления Византии Рим начал постепенно навязывать свое религиозное лидерство Константинополю. Однако это удавалось лишь временно и формально. Но спустя столетие на Ближнем Востоке часть приверженцев Ассирийской церкви переходит под управление Рима, сохранив местную литургическую традицию. В 1553 году Возникает Халдейская католическая церковь — первые в истории униаты.

Опыт вскоре переносится на западнорусские земли, бывшие тогда в составе Речи Посполитой. Окатоличить слишком многочисленное православное население не получалось, поэтому Брестская уния 1596 года виделась компромиссным решением.

Далее процесс набирал обороты в соседней Австрийской империи. Под давлением властей доминат папы принимают русины Закарпатья и румыны в Трансильвании, а также другие общины. Но имело место и обратное, когда после нескольких разделов Польши целые епархии возвращались обратно в лоно Русской православной церкви, что являлось элементом государственной политики.

В ХХ столетии греко-католицизм продолжил сдавать позиции. В православие обратно переходят сотни тысяч людей в Румынии и Закарпатье. Украинская греко-католическая церковь полностью упраздняется по политическим мотивам и восстанавливается лишь после распада СССР.

Современное положение

На сегодняшний день под управлением папского престола находится ряд церквей византийского обряда.

Они могут иметь один из перечисленных статусов:

  • патриархат;
  • верховное архиепископство;
  • архиепархия;
  • епархия;
  • апостольский экзархат.

Единственным патриархом в этом списке является Иосиф I, предстоятель Мелькитской церкви. Он избирается синодом, вступает в должность и далее после запроса принимается постфактум в церковное общение с папским престолом. Патриарх в данной системе по иерархическому достоинству равен западному кардиналу-епископу. Верховный же архиепископ отличается от него тем, что после синодальных выборов кандидатура должна быть утверждена Папой Римским, и лишь потом следует интронизация и вступление в должность.

Римская курия признает широкую внутреннюю автономию восточных церковных организаций, используя термин «sui iurus», то есть использование ими собственного канонического права. Этот аспект долгое время не был систематизирован, но уже в ХХ веке издается так называемый «Кодекс канонов восточных церквей» специально для католиков-униатов.

Структура церквей в мире

Переход под управление Ватикана с сохранением византийской литургии распространился преимущественно в странах Центральной и Восточной Европы, а также на землях, некогда подвластных Константинополю. Прежде всего, это следствие религиозной дискриминации и прозелитической деятельности в Польше и Австро-Венгрии.

Украинская

Пожалуй, это наиболее известная в бывшем СССР униатская структура. Она имеет приходы в основном на Западной Украине и среди диаспоры. Это вторая по численности конфессия в данной стране.

УГКЦ имеет сложную историю. Ее каноническая территория неоднократно менялась из-за разделов Речи Посполитой и возвращения многих приходов обратно в православие. В результате они сохранились лишь на территории довоенной Польши, а в СССР церковь была ликвидирована и заново воссоздана лишь после его распада.

Мелькитская

Единственная униатская структура с византийской обрядовой традицией, которая находится в статусе патриархата. Выделилась из Антиохийской православной церкви в 1724 году, что стало результатом активной миссионерской деятельности со стороны Рима. Изначально мелькиты существовали лишь на территории нынешней Сирии и Ливана, но в дальнейшем влияние расширилось и на другие страны Ближнего Востока.

Сегодня к мелькитам относятся более 1,5 млн верующих, в основном арабского происхождения. Погромы в прошлом, палестино-израильский конфликт и гражданская война в Сирии привели к массовой эмиграции и появлению мелькитских общин в диаспоре.

Румынская

После завоевания венграми Трансильвании православные оказались здесь в неравноправном положении. Однако окатоличивание и мадьяризация затронули преимущественно верхушку общества, основная же масса румын религию не поменяла. Но после перехода этих земель под австрийский контроль власти стали формировать здесь униатские институты. Народ бунтовал, религиозный гнет ослаб, в результате чего более половины румынских грекокатоликов вернулись к своей прежней вере.

После вхождения этих земель в состав Румынии, роста национализма и прихода коммунистического режима униатские структуры в этой стране были упразднены. После 1989 года греко-католицизм вновь легализован, но очень сильно потерял позиции — количество прихожан сократилось с 1,6 до 0,5 млн по данным Ватикана, а румынская перепись населения показывает цифру менее 200 000. Предоставлен статус верховного архиепископства, основная территория распространения и резиденция находятся в Трансильвании.

Русинская

Фактически под этим названием объединяют три разные структуры, возникшие и не раз изменившиеся после принятия Ужгородской унии 1646 года:

  1. Мукачевская епархия, заново созданная после распада СССР.
  2. Апостольский экзархат в Чехии (бывшая Прешовская епархия).
  3. Архиепархия в американском Питтсбурге, окормляющая диаспору.

Первые два образования находятся в прямом подчинении Ватикану. Общую численность прихожан определить непросто — в диаспоре многие перешли в УГКЦ и считают себя украинцами. Примерное число этнических русинов-грекокатоликов оценивается в 420 000 человек.

Итало-албанская

Данная церковь уже существовала ранее, объединяя местную греческую общину, принявшую покровительство папского престола еще до схизмы. Ситуация меняется в XV веке, когда на земли Южной Италии переселяются православные албанцы, не желавшие жить под турецким игом.

На протяжении всей истории шел процесс ассимиляции итало-албанцев и их перехода в господствующий латинский обряд. Имелась определенная дискриминация византо-католиков в церковном законодательстве — равноправие окончательно установилось лишь в XIX веке.

В наши дни итало-албанцы образуют две независимые друг от друга епархии, служба идет на греческом, а также итальянском и албанском языках. Количество прихожан оценивается в 56 000 человек.

Албанская

Эта балканская страна начала принимать христианство еще в I веке н. э., находясь в сфере духовного влияния Рима и Константинополя одновременно — ко времени Средневековья тут были представлены как католики, так и православные, а последующее турецкое господство и частичная исламизация сделало религиозную карту Албании еще более сложной и смешанной.

Еще в 1628 году здесь возникла первая община, которая дважды ликвидировалась турецкими и коммунистическими властями соответственно. С 1992 года церковные структуры окончательно восстановлены, имеют статус апостольской администратуры и объединяют порядка 3800 верующих.

Болгарская

Греко-католики Болгарии — побочный результат борьбы местного православного населения за автокефалию и независимость от Константинопольского патриархата в XIX веке. В условиях турецкого ига часть стамбульских болгар принимает покровительство папы и в 1861 году получает официальное признание султана. После фактического провозглашения автокефалии Болгарского экзархата большая часть униатов возвращается к прежней вере.

Однако некоторая часть все же остается в составе униатских институтов, подконтрольных Риму. В коммунистический период они сохраняются, хотя и терпят притеснения властей. После 1989 года происходит обретение прежних свобод и реституция части утраченной собственности. Присвоен статус апостольского экзархата, число прихожан — порядка 10 000 человек.

Венгерская

Византийский обряд в Венгрии сохранился на фоне смешения разных этнических и вероисповедных групп из-за массовых миграций. В состав общины вливались русины, румыны и словаки, а также протестанты, что предпочли греческую традицию литургии латинской.

Постепенная мадьяризация населения и введение венгерского языка как богослужебного завершила процесс формирования униатских институтов в стране. На сегодняшний день в Венгрии существуют две епархии, объединяющие около 255 000 верующих.

Греческая

Исторически на территории современной Греции католицизм имел заметное присутствие только в виде приходов латинского обряда. Положение изменилось в 1856 году, когда возникла небольшая община византо-католиков. К концу XIX века уже появились первые приходы и семинария.

В 1923 году структуры униатов уже окончательно сложились и получили статус экзархата. Община в Стамбуле составляет всего 20 человек, тогда как в Греции верующих порядка 6000. Есть несколько приходов и у диаспоры в странах Евросоюза.

Македонская

Первые попытки Рима склонить македонцев к унии относятся к XVII веку, но результата они не имели. Однако католическая архиепархия здесь основана уже в 1656 году. Местное население имело в прошлом болгарское этническое самосознание, а потому уния здесь также стала частью издержек борьбы православных болгар за автокефалию. После образования Югославии местные греко-католики формируют отдельный экзархат.

Среди католиков Македонии большинство составляют именно приверженцы византийского, а не латинского обряда — так сложилось исторически. Сегодня их число составляет примерно 11 400 человек. Другой местной особенностью является наличие одного общего епископа для католических структур обоих обрядов.

Российская

В России восточно-католическая миссия начала легально действовать в 1905 году после издания царем указа о веротерпимости и праве подданных на смену конфессии. В результате симпатизанты римской курии вышли из подполья. Структура официально признается властями, существовал приход и издавался журнал вплоть до 1917 года.

На момент революции насчитывалось около 1000 прихожан и 8 священников, в основном в Петрограде и Москве. Но в результате гонений и репрессий община в СССР оказалась полностью уничтожена и сохранилась лишь в эмиграции.

Церковная жизнь активно возрождалась в 2000-е годы, когда Рим назначил предстоятелем епископа Иосифа Верта. В 2009 году насчитывалось не менее 30 общин в России и эмигрантской диаспоре, однако достоверных данных по количеству верующих на сегодняшний день нет.

Словацкая

Земли нынешней Словакии в прошлом находились под властью Венгрии, а после и Австрийской империи, потому переход под управление Ватикана здесь шел в рамках тех же процессов, что в Закарпатье. Структура выделяется из состава Мукачевской епархии в 1818 году, временно упраздняется коммунистической властью и вскоре воссоздается после Пражской весны.

В 90-е годы церковь реорганизуется и ныне состоит из трех епархий в Словакии и одной в канадском Торонто для местной диаспоры. Численность прихожан — примерно 210 000.

Хорватская

На территории Хорватии, бывшей частью империи Габсбургов, уния являлась постепенным процессом. Сюда активно переселялись православные сербы, бежавшие от турецкого ига. Они нередко принимали католицизм, сохраняя византийский ритуал. Так появились первые греко-католики Хорватии. Далее в их ряды влились и представители других народов.

В XX столетии учрежденная еще в 1777 году Крижевицкая епархия объединяет не только хорватов, но и всех греко-католиков Югославии вообще. Однако после распада страны структура реорганизуется — теперь каноническая территория сужается до границ собственно Хорватии и диаспоры, а приходы в Сербии и Черногории существуют на правах ассоциации. Число верующих не превышает 44 000 человек.

История униатской церкви на Украине

Поскольку униатство чаще всего ассоциируется с католиками восточного обряда в западноукраинских областях, их историю стоит рассмотреть отдельно.

Подписание Брестской унии

Влияние Киевской митрополии на православное население под властью Речи Посполитой стало ослабевать. Растущая полонизация общества и престиж католицизма создавали предпосылки для унии. Также власти стремились укрепить официальную религию в условиях усиления протестантизма и политической борьбы с крепнущим Русским царством.

6 октября 1596 года митрополит Михаил Рогоза созывает собор сторонников объединения с Римом. Подписывается декларация о признании главенства папской курии, проводится молебен и оглашается отлучение всему духовенству, не признавшему унию.

Дальнейшая судьба

Власти исходили из того, что униатство теперь — единственная законная конфессия для приверженцев византийского обряда. Начинаются преследования, священники, не принявшие унию, лишались приходов. Миряне подвергались дискриминации через поражение в экономических и избирательных правах. Создается базилианский монашеский орден — организация, напрямую продвигавшая полный переход на латинский обряд и окончательное окатоличивание населения.

Религиозное противостояние перерастает в национальное и политическое. Бунтует простой люд, казаки и дворяне, в 1648 году поднимает восстание Богдан Хмельницкий. Постепенно Россия отвоевывает целый ряд земель, в результате приходы и монастыри возвращаются обратно в православие. После окончательного раздела Польши процесс ускоряется, а в 1863 году на землях Холмщины упраздняются последние униатские приходы Российской империи.

Ликвидация УГКЦ на Львовском соборе

1939 году западноукраинские земли входят в состав СССР. Вскоре начинается война, во время которой униатское духовенство нередко становится на путь сотрудничества с немецкими оккупантами и принимает участие в формировании ячеек ОУН и УПА — так, известный националист Степан Бандера был выходцем из семьи священника-униата.

Структуры УГКЦ с самого начала находились под пристальным вниманием НКВД и рассматривались как потенциальная антисоветская агентура. Начинается активная вербовочная работа с клиром — власти готовят почву для упразднения униатства.

Результатом стал созыв в 1946 году Львовского собора, где под лозунгом духовного воссоединения украинского народа и «возврата к вере отцов» Брестская уния отменяется, а все приходы переподчиняются РПЦ.

Советский период

После официального запрета УГКЦ переходит на нелегальное положение. Многие ее служители репрессированы, вследствие чего среди них нетрудно найти тех, кто уже в наши дни был канонизирован как блаженный священномученик или исповедник. Службы продолжались, но проходили втайне, и гораздо чаще люди, сохраняя прежние убеждения, посещали православную литургию. Вместе с тем активно развиваются униатские институты в эмиграции — один за другим возникают экзархаты в Канаде, США, Австралии и Западной Европе.

Современное положение

После перестройки и распада СССР запрет на деятельность УГКЦ снимается — ей возвращают большинство храмов, отобранных в 1946 году. Униатские структуры укрепляются и охватывают теперь территорию всей Украины, включая и восточные области. УГКЦ становится самой большой восточно-католической церковной организацией, объединяя более 4,6 млн верующих.

В 2014 году униатское духовенство активно поддерживало Евромайдан, в том числе принимая непосредственное участие в волнениях. После начала военных действий на Донбассе УГКЦ безоговорочно занято позицию Киева, в том числе собирая деньги на закупку армейского снаряжения для украинских силовиков.

Православные и греко-католики — общие и отличительные черты

Стоит упомянуть сходства и различия двух конфессий более детально, затронув ритуальный и богословский аспект, а также взаимоотношения, где порой политики оказывается едва ли не больше, чем религии.

Общие и отличительные черты

Объединяет обе веры общее прошлое, из которого унаследована и единая обрядовая традиция.

Ее черты следующие:

  • византийский литургический обряд;
  • юлианский богослужебный календарь;
  • право белого духовенства вступать в брак один раз;
  • старославянский язык культа.

Между греко-католиками и православными разница кроется именно в области вероучения.

Как и их единоверцы на Западе, униаты исповедуют следующее:

  • главенство Папы Римского как наместника Бога, непогрешимого в вопросах веры;
  • символ веры с филиокве (Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына);
  • божественная благодать понимается как милость или зов свыше, а не конкретное действие («энергия») Бога;
  • догмат о непорочном зачатии Девы Марии;
  • догмат о физическом вознесении Девы Марии на небеса;
  • признание Вселенских Соборов, проходивших после раскола 1054 года;
  • положение о чистилище и сверхдолжных заслугах святых.

Отношения между конфессиями

В странах Евросоюза оба направления в целом сохраняют религиозный мир и терпимость. Однако в бывшем СССР ситуация совершенно иная — взаимоотношения между этими ветвями христианства крайне политизированы и омрачены конфликтами на почве передела имущества и храмов, вплоть до самозахватов. В массовом сознании прижился образ униата как симпатизанта нацизму, бандеровца, украинского националиста и русофоба. Вопросы же собственно религии при этом уходят далеко на второй план.

Видео

Из данного видео вы узнаете больше об истории церкви.