Что такое благоговение?

В повседневной жизни мы почти не употребляем слово «благоговение». В Библии чувство благоговения можно встретить всего несколько раз. В духовной литературе это понятие не всегда упоминается. Почему так: не особенно важное чувство или же для него существуют более понятные синонимы? Вопросом «Что такое благоговение?» задаются христиане, которые не так давно углубились в духовную православную жизнь с её понятиями и обычаями.

Понятие благоговения из словарей

В. Даль объяснял благоговение как «сочетание страха и уважения, смирения и покорности; высшая степень почтительности!» Развивая эту мысль, Даль уточняет, что благоговеть – это и «смиряться в ничтожестве своём перед высшим, оказывать безусловное уважение и повиновение пред кем это проявляется».

У С. Ожегова под благоговением понимается «глубочайшее почтение».

Прочитав определения лексикографов, мы можем в первую очередь соотнести понятие «благоговения» с отношением к Высшим силам, Богу; возможно, правителям или старшему поколению.

Как трактуют понятие благоговение богословы

Святитель Афанасий Великий считает благоговение «состоянием, необходимым для богопознания», а Иоанн Златоуст именует благоговением «состояние души, необходимое при чтении Священного Писания».

blagogovenie-5323257

Богословско-литургический словарь даёт более расширенное описание благоговения. Своими словами передать смысл содержания можно так:

  1. Прежде всего, благоговение – это чувство. Приближаясь к Богу в молитве, присутствуя на церковной службе, участвуя в Таинствах, к христианину приходит чувство сродни озарению, толчку, и с этого момента в нём развивается чувство благоговения. Он вдруг начинает понимать, для чего все эти ритуалы, в чём суть молитвы и ощущает присутствие Бога.
  2. Далее христианин продолжает жить воцерквленной жизнью. Ему искренне необходимо единение с православным миром, и его жизнь делится на «до» и «после» момента озарения.
  3. В это время к верующему приходит чувство восторга, трепета, глубочайшего уважения к Богу, понимание того, как Господь велик и могущественен. Христианин недоумевает, какова же велика сила Бога, и он проникается глубокой любовью к Отцу небесному. Это чувство немного напоминает уважение, почитание и любовь к земным родителям, только сюда ещё добавляется безусловное доверие и принятие всего, что происходит в мире. Верующий знает: если что-то есть, значит Богу так угодно. Он не спорит с Господом даже в мыслях. На самом деле такое отношение может быть у человека и к земным своим близким, но едва ли оно остаётся неизменным в течение жизни.
  4. Благоговея перед Богом, человек понимает: всё, что ни делается, в итоге приведёт ко всеобщему Спасению, всё – Божий промысел. Главное, не переусердствовать в своём желании положиться целиком на волю Божью, а стараться совершать добрые дела, укреплять православную веру в себе и ближних, ведь Господь так любит своих земных «детей», что не препятствует их действиям и не наказывает до последнего. То есть, Он не искореняет всё зло, которое видит, хотя он против зла. Можно сравнить эти ситуации с тем, как отец растит ребёнка, но когда-то отпускает его и лишь со стороны наблюдает за его жизнью, стараясь без необходимости не вмешиваться. Те, кто опекают своих чад до старости, растят их несамостоятельными и порой не очень ответственными, что навредит им же в дальнейшей жизни. Так же и Бог – видит всё, но не всегда наказывает, даёт человеку возможность самому или при помощи знамений прийти к праведной жизни. Так вот, чувствующий к Богу благоговение, понимает всё это. У него нет сомнений, что Господь желает ему и всем в мире добра.
  5. Христианин, относящийся к Богу с благоговением не позволит себе шуток или осуждений Господа не только со своей стороны, но и услышав от тех, с кем общается. А сам он не упоминает имени Божьего напрасно.
  6. Наконец, благоговея перед Всевышним и, соответственно, всем, что он создал, христианин с уважением и без осуждения воспринимает всех людей, несмотря на различия во взглядах и мировоззрении, в том числе, верующий перед ним или нет.

Красочно и точно выразился о состоянии благоговения перед Богом апостол Павел:

«О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и нисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал ему наперёд, чтобы Он должен был воздать? Ибо всё из Него, им и к Нему, Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11, 33-36).

Почему сложно дать определение благоговению

Нет точного синонима понятию благоговения. Сказать, что это трепет, страх, восторг или глубочайшая преданность – нельзя, потому что этих слов недостаточно для описания ощущения величия Бога.

Наверное, в том-то и дело, что это надо почувствовать, чтобы понять? Как в земной любви: пока мы сомневается, испытываем ли глубокое чувство к своей половинке, это сложно назвать любовью, как и невозможно описать словами, как узнать это чувство. Только когда уже любим, мы твёрдо знаем, что любовь есть в нашем сердце.

Однако чувство благоговения может и не прийти просто так, если мы не впускаем Бога в свою привычную жизнь: не молимся, не следуем заповедям Божьим, не изучаем духовную литературу, не посещаем храм. Но стоит вовлечься, полюбить христианские традиции и соблюдать их – жизнь заиграет другими красками, и в нашей душе найдётся место для неведомых ранее чувств.

Видео по теме: Что такое благоговение по мнению священника Димитрия Беженарь