Что такое апологетика, история ее возникновения и значение в богословии

Термин «апологетика» в том или ином контексте известен многим, он прижился в литературном языке и давно вышел за рамки религиозного контекста, что вносит известную путаницу в расшифровку его смысла. Понятие апологетики в христианстве, философии и книжной речи обрело сразу несколько значений, хотя первоначальный смысл его корня сохраняется в той или иной степени — это защита, оправдание и обоснование своей позиции или убеждений. Но в первую очередь это слово обозначает защиту христианского вероучения от критики и нападок идейных оппонентов либо попыток осуждения. Церковные каноны при этом доносятся и излагаются окружающему миру на понятном ему языке.

apologetika-eto-4-4915434

Что такое апологетика

Для более глубокого понимания того, что представляет собой данное направление в религии, необходимо определить базовое значение этого слова, связанное с его происхождением, а также вычленить светское и религиозное понимание термина, дав широкую и узкую трактовку последнего.

apologetika-eto-3-4748365

Происхождение слова

Понятие берет свое начало от греческого слова «apologia», что в переводе означает «защита» или «оправдание». Люди, знакомые с античной философией, сразу могут вспомнить работу Платона с таким названием. Она посвящена его учителю Сократу и посланию, где тот защищает свои идеи, выступая на суде в качестве обвиняемого.

apologetika-eto-12-8213721

Значение понятия

В наши дни апологетом могут назвать любого человека, рьяно защищающего свои интересы, идеи или убеждения. Заметим, что при этом само понятие часто используется в светском контексте и порой получает даже иронический оттенок.

Однако исходный смысл слова религиозный и обозначает следующее:

  • в широком смысле — направление в христианском богословии, посвященное защите веры и ее догматов через рациональные объяснения;
  • более узкая трактовка — деятельность и труды мыслителей-апологетов в первые века нашей эры.

apologetika-eto-6351869

Связь с патристикой и схоластикой

В данном ключе речь идет именно об узком смысле понятия как первом этапе развития религиозной философии и духовного наследия отцов ранней церкви. Именно тогда закладывались основы христианской теологии.

Хронологически можно выделить три временных периода:

  1. Апологетический (II-III век).
  2. Патристический (III-VIII век).
  3. Схоластический (VIII-ХIV век).

На апологетическом этапе христианство находилось в стадии формирования, а его догматика и вероучение еще не устоялись. Новая религия фактически представляла собой конгломерат идейных направлений, порой сильно отличавшихся друг от друга. Во многом именно по этой причине верующие сталкивались с непониманием, а то и преследованием властей.

Так, последователей Иисуса Христа обвиняли в нелояльности по отношению к императору и создании культа, враждебного империи и ее законам. Поэтому раннехристианские апологеты видели своей задачей защитить веру и донести миру ее сущность понятными и доступными средствами.

Слово патристика дословно переводится как «учение отцов церкви». На этом этапе христианство уже становится официально признанной, а вскоре и единственной государственной религией. В начале патристического периода акцент делается на христологию, в которой рассматривался вопрос о том, каким именно образом Иисус совмещает в себе божественную и человеческую природу. Далее на первый план стали выходить вопросы церковной истории и разработка догмата о Святой Троице.

Последний этап патристики совпал с ранним Средневековьем, падением Римской империи и одновременным усилением западной церкви. Политические вопросы вкупе с идеей преобладания духовной власти над светской наиболее полно отражены в работах Августина Блаженного. Латинская патристика постепенно обособляется от греко-византийской.

Схоластика первоначально обозначала преподавание дисциплин в монастырских школах. Однако она более известна как законченная и сложившаяся система средневековой философии, тесно связанная с открывшимися в Европе университетами. После нескольких столетий упадка вновь начинает развиваться наука.

Античное наследие изучается, систематизируется и находит применение в теологии — оно теперь помогает церкви в обосновании ее догматов, поэтому неслучайно мыслители того времени называют философию «служанкой богословия». Вершиной развития схоластики считаются труды Фомы Аквинского.

Можно сделать вывод, что на всех трех этапах развития христианского богословия задачи несколько различались и были во многом обусловлены духом времени.

Общие черты апологетического, патристического и схоластического направления:

  • защита или обоснование догматики и вероучения церкви как главная цель;
  • античная философия как инструмент для ведения дискуссий.

apologetika-eto-13-2674857

Апологетика как наука

Данная дисциплина в учебной программе духовных семинарий может называться по-разному. Однако наиболее часто в качестве альтернативного наименования используется термин «основное богословие». При этом апологетическими нередко называют только труды раннехристианских мыслителей первых веков нашей эры.

apologetika-eto-11-1522778

Предмет и объект изучения

Эта наука в сфере духовного образования играет роль фундамента для прочих богословских направлений. На нем основаны исследования в области догматических, нравственных, канонических и иных вопросов в сфере теологии.

Первое и главное, что она изучает — обоснование азов вероучения и догматики церкви через рациональное объяснение на доступном для обычного человека языке.

В рамках курса иногда выделяют следующие направления:

  1. Естественнонаучное. Исследует вопросы креационизма, сотворения мира и чудес, используя понятия физики и других наук.
  2. Философское. Посвящено апологии православия, божественного бытия и других высших смыслов через приемы философии и схоластики.
  3. Историческое. Занимается вопросами реальности и достоверности описанных в Библии событий.

Цели и задачи

Главная цель здесь — такое раскрытие и обоснование христианской доктрины, которое позволило бы каждому человеку, ищущему смысл своего существования, увидеть, что речь идет не о слепой вере, но религии, которая отвечает всем духовным запросам в жизни. Этим объясняется и специфика данной богословской науки, заключающаяся в том, что она обращается не только к Библии и святоотеческому учению, но и к нехристианской религиозной и философской мысли, к достижениям естественных и гуманитарных наук, к истории, искусству и культуре в целом.

Задачи на протяжении веков менялись вместе с реалиями окружающего мира. Так, в I-IV веке нашей эры речь шла прежде всего о защите христианства от нападок языческого общества и власти. В Средневековье стояла задача отстоять учение церкви на фоне внешней экспансии ислама, определенную роль играл и фактор борьбы с еретическими движениями. Однако в Новое время светский образ жизни и материалистическое мировоззрение бросают христианству новые вызовы.

В современных условиях основное богословие выделяет следующие задачи:

  • рациональное объяснение и защита учения церкви от критики со стороны науки;
  • обоснование актуальности идей христианства в сильно изменившемся современном мире с его новыми реалиями — уходом традиционного уклада, урбанизацией, техническим прогрессом и другими вещами;
  • защита христианской веры и ее догматов от искажений в трактовке и понимании в условиях информационного общества и многообразия мнений.

apologetika-eto-15-1926373

Кто такой апологет

Дословно это понятие означает защитника или человека, который произносит оправдательную речь в поддержку тех или иных идей — так оно трактовалось в Древней Греции и в данном контексте иногда используется в наши дни. Однако устоявшееся определение данного слова имеет исторический смысл и относится к философам и писателям периода раннего христианства.

apologetika-eto-17-5295823

Определение понятия

Апологет — защитник христианства от критики и обвинений со стороны идейных противников и оппонентов в спорах, умеющий говорить о предметах веры на одном языке с собеседником.

Апологетами наиболее часто именуются защитники веры во II-III веке, которые в своих выступлениях и рукописных трудах использовали аргументацию, принятую в языческом мире того времени. Этих авторов по языку произведений делят на две ветви — латинскую и греко-эллинистическую.

Защита основ христианского учения от нападок внутри общества вновь стала актуальной несколько веков назад на фоне светских идей Возрождения и антирелигиозных философских концепций Нового времени. Самым известным православным апологетом сегодня нередко называют профессора Алексея Осипова, знаменитого своими лекциями для широкой аудитории.

Деятельность и задачи

Образованные мыслители-христиане в своих посланиях применяли логику и приемы античной философии для защиты от давления со стороны властей и критики идейных противников. Стояла задача доказать, что новая религия не выступает против власти, а способствует улучшению нравов общества и его духовному обновлению. Мыслители также показывали, что христианство не есть что-то чуждое для мира того времени — в дискуссиях они активно пользовались аргументацией и приемами, взятыми из античной философии.

Впрочем, стремление говорить с миром на его языке и адаптироваться под него порой приводило к острым конфликтам внутри самого христианства. Ориген, один из виднейших апологетов древности, был осужден как еретик, а его идеи попали под запрет. В наши дни подвергался критике уже профессор Осипов. Архимандрит Рафаил (Карелин) находил в его творчестве влияние протестантизма, а священник Георгий Максимов обвинял в искажении основ христологии, принятых православной церковью.

apologetika-eto-18-1201934

Известные представители

Роль апологетов в исторической перспективе неоднозначна. С одной стороны, они стояли у основ христианской теологии, что одержала в итоге победу над языческими культами. С другой — эти мыслители использовали античную философию и тем самым сохранили ее, дав последней путевку в жизнь в рамках патристического, а после и схоластического богословия вплоть до наступления эпохи Возрождения.

apologetika-eto-16-1490542

Марциан Аристид

Также известен как Аристид Афинский. О нем сохранилось очень мало сведений, которые стали известны благодаря трудам Евсевия Кесарийского и блаженного Иеронима. Хронологически Аристид стоит первым в ряду апологетов христианства.

Этот философ признан автором самой древней из дошедших до наших дней апологий, адресованной римскому императору — предположительно Адриану либо Антонину Пию. Точная дата создания произведения не установлена, оно относится к периоду между 124 и 143 годом.

Сочинение удалось обнаружить лишь в XIX веке. Корпус его текстов восстановлен по армянским, сирийским и греческим рукописям, а сравнительный анализ позволяет говорить о достоверности произведения. Известно еще два текста Аристида — размышление на тему евангельской притчи о разбойнике и письмо-послание философам.

В своих сочинениях данный мыслитель пишет о Боге как о движущей силе Вселенной, обладающей полнотой совершенства. Он критиковал поклонение греческим языческим божествам, наделенным, по его мнению, человеческими недостатками. Христианское понимание высшей силы указывалось как единственная истина, способная объединить всех людей и принести мир.

apologetika-eto-8-9090362

Юстин Мученик

Этот мыслитель не менее часто упоминается как Иустин Философ. Он погиб мученической смертью и почитается в лике святых и православными, и католиками. О нем сохранилось немало свидетельств в сочинениях Евсевия и других древнехристианских авторов и отцов церкви.

Юстин известен тем, что произнесенная им на суде апология дошла до наших дней в письменной форме и признана одним из наиболее древних свидетельств о христианских мучениках. Приблизительно в 165 году за отказ от формального участия в официальных языческих жертвоприношениях мыслитель был обезглавлен вместе с учениками.

Юстин родился в Палестине, однако имел римское происхождение и языческое воспитание, о чем упоминал в своих сочинениях. Он получил хорошее классическое образование, общался с пифагорейцами и стоиками, но в итоге обратился в христианство.

Писатель активно участвовал в публичных дискуссиях, полемизировал с иудеями и языческими философами. Его апологии известны исследованиями вопросов в области библеистики и догмата о Троице, а также защитой христиан от обвинений в уголовных преступлениях и нелояльности к властям. Возможно, последнее стало причиной его трагической судьбы.

Письменное наследие Юстина остается предметом споров. Принадлежность целого ряда произведений перу данного автора считается недостоверной. Так, подлинными признаны лишь две апологии и «Диалог с Трифоном иудеем».

Немалое число текстов Юстина считаются утраченными. Самый известный из них — «Сочинение против всех появившихся ересей». Сам автор ссылается на него в апологии, упоминая Симона Волхва, Маркиона и Менандра — видных ересиархов, чьи имена известны по многим источникам.

apologetika-eto-20-4630568

Татиан Ассириец

Являлся учеником Юстина Мученика, имел ближневосточное происхождение, но при этом отлично разбирался в греко-римской культуре, религии и философии, потому «весьма славился в языческой мудрости» по собственному же признанию. Участвовал в мистериях, но в в результате нашел себя именно в христианстве после знакомства со Священным Писанием.

Творчество Татиана отражает атмосферу поздней античности, когда христианское учение нередко смешивалось не только с идеями греческой философии, но и восточным гностицизмом, на многие века ставшим питательной средой и основой для многочисленных ересей.

Так, в рядах учеников Татиана возникло свое гностическое учение, чье понимание христианских догматов и обрядов очень сильно отличалось от известного канона. Эти идеи в дальнейшем подверглись осуждению со стороны отцов церкви.

apologetika-eto-2310966

Вместе с тем сирийский мыслитель-гностик внес немалый вклад в апологию христианства. Он весьма детально и подробно полемизировал с языческими философами и яростно их критиковал.

Татиану принадлежит авторство «Диатессарона» — так называемого Евангелия смешанного чтения, где тексты Матфея, Марка, Луки и Иоанна собраны в единое повествование. Сей труд получил распространение, стал каноническим в Сирийской церкви, а его переводы заняли важное место в традиции христиан Ближнего Востока.

apologetika-eto-7-2917185

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан

«Верую, ибо абсурдно», — именно благодаря этой фразе Тертуллиан известен многим знатокам философии. Вместе с тем он являлся одним из самых плодовитых раннехристианских мыслителей и авторов, его рукой написано порядка 40 трудов, большая часть который дошла до наших дней. Именно эти тексты заложили основу церковной латыни, ставшей в дальнейшем языком средневековой научной мысли.

Как сын военачальника, Тертуллиан получил хорошее образование, обучался риторике, философии, юриспруденции. Приняв христианство в родном Карфагене, был рукоположен в священники, однако 10 лет спустя решил стать аскетом, примкнув к течению монтанистов.

Тертуллиан был отличным знатоком Писания и произведений античных авторов, из под его пера вышло множество апологий, посланий к язычникам, нравственных поучений и наставлений для новообращенных христиан. Большое внимание он уделял обличению еретиков — парадоксально, что позднее монтанисты также признаются церковью таковыми. По этой причине богословское наследие Тертуллиана в полной мере оказалось признанным лишь в XIX веке.

Главная черта работ мыслителя — следование идее о преобладании истинной веры над разумом и логикой вкупе с жесткой критикой языческих философских идей. Он осуждает мудрствование и аллегории, предпочитая буквальное толкование священных текстов и концепцию веры в чистом виде.

apologetika-eto-5-4842346

Августин Блаженный

Один из самых выдающихся мыслителей, теологов, проповедников и отцов западной церкви. Его работы знаменуют собой переход от ранних апологий уже к этапу патристики в IV веке. Жизнь и творчество Августина хорошо известны благодаря «Исповеди» — знаменитому автобиографическому труду.

Подобно некоторым другим мыслителям-апологетам, Августин хорошо знал античную философию, пережил увлечение еретическим учением и в итоге обратился в христианство. Он служил священником, затем принял сан епископа и даже основал монашескую общину. При этом более всего Августин известен своей обстоятельной и развитой богословской системой, где античная мысль успешно сочетается с учением церкви.

Блаженный Августин много писал о свободе воли человека, предопределении и благодати как главном средстве для спасения души. Вместе с тем богослов уделил внимание и практическим, мирским вещам: его трактат «О граде Божьем» посвящен вопросам государственного устройства. В этом труде автор излагает свое мнение о роли христианских идеалов в сфере политики и общественной жизни людей.

apologetika-eto-2-4280092

Видео

Пример апологии: богослов Сергей Головин защищает идею сотворения мира через рациональное объяснение.