Что такое синтоизм: основные понятия и принципы религии Японии

Один из символов японской культуры – учение синтоизма. Как самостоятельная мировоззренческая система синтоизм выделился в XIII веке. До этого он скрывался в тени иных верований в неоформленном виде. На данный момент синтоизм – наиболее распространенная религия Японии, которую исповедуют до 90% населения.

Что такое синтоизм

Культура синтоизма берет свое начало тысячи лет назад – при наступлении новой эры. В каком-то смысле её можно назвать древнейшей известной нам религией, имеющей своих адептов в современности.

Сложившийся на основе анимистических древних верований, синтоизм и сейчас сохранил многие характерные для первобытных обществ особенности. Это отличает его от других культур, где анимистическая стадия была пройдена и забыта давным-давно.

Впитав некоторые знания из соседних религий, синтоизм окончательно утвердился к VIII в. Главной характеристикой религии можно назвать ее учение о духовной природе всего сущего.

Синтоизм это

Название «синтоизм» происходит от слова «синто», что означает «священный путь» или «путь богов» («путь ками»). Примечательно, что для восточных религий характерна метафора пути. К этому символу обращаются также буддизм, даосизм.

Основы синтоизма

В основе синтоизма лежит представление о «ками». Оно центральное во всей религии, поэтому нередко синтоизм называют «религия ками». Ками – это душа, духовная сущность объекта. Дух ками может быть не только у живых существ или частично примыкающих к ним растений, но и у прочих предметов, явлений.

Ками бывают добрыми и злыми. У добрых просят защиты, от злых пытаются защититься с помощью амулетов. Тотемизм – одна из характерных особенностей синтоизма, наряду со множественными магическими практиками.

Понятия о добре и зле в японском веровании сильно отличаются от европейских, не имея однозначного характера. Универсальных определений богоугодных поступков не существует, исходить следует из собственной морали. Главное благо – умение жить в гармонии с собой и окружающим миром.

При этом важно заметить, что изначально плохого не существует. Мир априори создан идеальным, а люди безгрешными. Но злые духи приносят разлад как в сердца, так и в течение жизни.

Окружающий мир населен духами – ками, которые наряду с людьми полноправные члены жизни. Они воплощают собой души умерших предков, которые все время находятся рядом со своими потомками, наблюдают за ними, оценивают их поступки. Последователь синтоизма должен противостоять демоническим силам, искать защиты у мудрых ками и не нарушать ход жизни, задуманный природой.

Основы синтоизма

Для молитвы синтоисты ходят в храмы, хотя это не обязательно. Считается, что в каждом доме живет ками – люди сооружают маленький алтарь этому духу и приносят ему подношения, чтобы он хранил семью.

Можно найти алтари некоторым ками, которые не обслуживаются жрецами, но люди сами о них заботятся. Например, часто встречается алтарь Инари, покровительницы дома и ремесел. Его можно узнать по изображению лисы, которая символизирует данную богиню.

Алтарь Инари
Алтарь Инари

Важно перед обращением к богам пройти обряд очищения. Он включает в себя умывание, смену одежды, мытье рук, полоскание рта. Человека, который недавно касался чего-то запретного (крови, трупа) или даже видел это – к алтарю не допускают.

Понятия чистого и нечистого имеют в синтоизме огромное значение, также синтоисты регулярно проходят обрядовое очищение у жреца – таким образом от скверны освобождается их внутренний мир.

Мифология синтоизма

Мифы, демонстрирующие идеи синтоизма, содержатся в сборниках «Нихонги» и «Кодзики». Возникновение синтоизма описано в них наряду с описаниями жизни двух эпох. Первая из них это так называемая «Эра Богов», затем – время правления императора, на котором сборники заканчивают повествование.

Нигде не упоминается о том, сколько времени длилась эра богов. Известно только, что она началась с сотворением мира и продолжалась до тех пор, пока боги не передали власть своим потомкам – императорам.

Согласно синтоистской мифологии, возникновению мира предшествовал хаос. Он содержал в себе все сущее, но в бесформенном, беспорядочном виде. Постепенно он разделился на равнину и острова. Затем возникли боги, которые быстро создали пары. От брачных союзов рождались новые природные объекты и явления, а также ками – их души.

Формы синтоизма

Наиболее известная мифическая божественная пара – боги Идзанаги и Идзанами. Именно от их союза произошли острова, позже заселенные людьми. От них же появились другие боги. Отдельно возникновение людей в синтоистских мифах не оговаривается. Особой разницы между живыми людьми и ками японцы не видят, их существование всегда было параллельным. Из мифов происходят истоки многих обрядов, который по сей день строго соблюдаются.

Миф о Сусаноо положил начало обрядам жертвоприношения. Сусаноо – бог ветра, однажды серьезно обидел свою сестру Аматэрасу недостойным поведением. Чтобы заслужить прощение, он принес ей в дар тысячи столов с самыми изысканными яствами.

С тех пор накрытие богатого стола для милости богов – одна из традиций. Жертвенная пища должна относиться к разным категориям, быть как приготовленной, так и подаренной живыми существами (икра, яйца). Японцы даже закапывают угощения в землю, полагая, что там ими угощаются ками, или же выставляют перед храмами. Духи обитают везде, и пищу им подносят тоже повсюду.

Более поздние мифы повествуют о борьбе богов и ками между собой за власть над территориями. Оттуда же мы узнаем про бога Ниниги, который первый спустился на землю, чтобы править людьми. Именно от него пошел род императоров. В некоторых легендах есть информация еще о пяти правящих на земле богах, которые положили начало другим императорским кланам.

Взаимоотношения с другими религиями

Синтоизм не несет в себе цель противоречить иным верованиям и никогда не говорит об их ложности. В его недрах свободно существуют проявления многих религиозных учений.

Синтоизм и буддизм

Для Японии характерен религиозный синкретизм (явление, при котором люди исповедуют сразу несколько религий). Поэтому наряду с синтоизмом подавляющее число японцев исповедуют также и буддизм. Это проявляется в соблюдении обрядов двух религий одновременно. Подавляющая часть японцев празднует синтоистские традиционные свадьбы, а похороны проводят по требованиям буддийского учения.

Буддизм, пришедший в Японию из соседнего Китая, привнес свои черты и сам позаимствовал некоторые нормы у синтоизма. Он отвел внимание от культа мертвых предков, переключив его на более прагматичные вещи. Вместе с буддизмом пришли представления о государственности и общественном порядке.

Учитывая, что истоки синтоизма в его нынешнем виде во многом происходят из буддизма, эти две религии имеют немало общих черт.

  • религии объединены темой «Пути». В первом случае это путь Будды, во втором – путь ками;
  • наличие храмом и жрецов, похожее стилистически оформление молитвенных мест;
  • общие боги и обряды, перекочевавшие из одной религии в другую в результате смешения.

Но у двух религий остаются различия:

  • синтоизм не имеет основателя и более того – невозможно достоверно вычислить даже век его появления. В то время как эра буддизма начинается с просветления Будды;
  • буддизм не приемлет культа душ умерших предков;
  • несмотря на признание некоторых синтоистских богов, почитание не распространяется на священные для синтоистов неодушевленные предметы.

Было немало попыток препятствовать смешению синтоизма и буддизма – синкретизм не устраивал то одну, то другую сторону. Но ассимиляция все равно произошла. Сейчас людям, исповедующим обе религии, уже невозможно сделать выбор в пользу лишь одной из них.

Синтоизм и будизм

Синтоизм и христианство

На первый взгляд эти две религии не имеют ничего общего. Их невозможно объединить ни в одну категорию. Общее у них лишь массовость последователей. Хотя христианство в данном отношении выигрывает, тем более, что для него характерны разные формы и общность для множества людей на разных континентах.

Синтоизм тоже имеет несколько течений, но сосредоточены они, в основном, в одной стране. Также он не монотеистичен – нет создателя и начинателя религии. Кроме того, синтоизм предполагает наделение духовностью неодушевленных предметов, что христианство считает страшных грехом.

Но все же некоторые общие черты выделить можно. В первую очередь обе религии говорят о душе и считают важным заботу о ней. Также поощряется скромность, стремление не осуждать окружающих, быть щедрыми и бескорыстными. В храмах проходят обрядовые очищения, которые имеют общие черты. Похожий символизм характерен для многих религий.

Что касается отношению синтоистов к христианству, то оно всегда было настороженным. Необходимость служить лишь одному богу с точки зрения монотеистов кажется предательством по отношению ко всем остальным богам. Поскольку синтоизм – больше чем религия (это мировоззрение, часть культуры), христианство на японской земле не прижилось.

Современный синтоизм

В настоящее время синтоизм продолжает играть важнейшую роль в духовной жизни Японии. По всей стране находятся десятки тысяч храмов, два университета обучают синтоистское духовенство. В храмах регулярно совершаются традиционные обряды, широко празднуются религиозные праздники.

Но традиции соблюдаются не только в храмах. Синтоистские обряды прочно вошли в жизнь современного японца, и он им следует. Примечательно, что даже та часть людей, которая не считает себя синтоистами, не может избежать того, чтобы не выполнять традиционные обряды: очищение дома, завершение сделок громким хлопком в ладони и пр.

Несмотря на высокую развитость Страны восходящего солнца, более 90% формально выполняют все требования синтоизма. Это во многом связано с тем, что синтоизм не препятствует развитию высоких технологий и не выдвигает никаких запретов общественной жизни. Данная религия – сугубо индивидуальная вера, которая обращается к личной моральной составляющей человека.

Более того, даже отрицая свою религиозность – невозможно отрицать культуру и не выполнять те культурные требования, которые были впитаны с детства. Именно поэтому настоящим синтоистом может быть лишь воспитанный характерной средой человек.

Синтоизм в России

В России синтоистские святыни в виде многочисленных храмов представлены, конечно, на Сахалине. Спорный остров одно время был населен японцами и здесь остались свидетельства их религиозной жизни.

Синтоистские святыни

Что касается самой веры, до настоящего времени она не была популярна в России. Это связано с разницей менталитетов русских людей с азиатами. Духовные представления формируются с детства, их сложно перестроить на что-то принципиально новое.

Но в последнее время небольшие сообщества синтоистов появляются по всей стране. В редких случаях в их составе есть небольшое количество японцев, проживающих в России. Чаще же там собираются люди с большим интересом к японской культуре и религии, которые готовы ее принять, погрузившись с головой в новую для себя духовную парадигму.

Но подобные сообщества подвергаются критике. Распространено суждение, что не этнические японцы не могут проникнуться идеями синтоизма в полной мере и не могут считаться представителями религии.

Религия синтоизма остается одним из ярких символов Японии – она волнует умы множества людей во всем мире. Тысячелетняя история тщательно изучается, публикуется во многих научных и популярных изданиях. На эту тему сняты художественные и документальные фильмы. Но сможет ли человечество разгадать сокровенную тайну, открывающуюся японцу с детства, но недоступную европейскому уму? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Предлагаем посмотреть видео о синтоизме:

Список рекомендованных источников:

  1. Боги, святилища, обряды Японии. Энциклопедия синто / Отв. ред. А. Н. Мещеряков. — М. : РГГУ, 2010. — 310 с. — (Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности. Вып. XXVI).
  2. Лепехова Е. С. Взаимодействие буддийских и синтоистских ритуалов в Японии // «Orientalistica Iuvenile» (сборник научных статей молодых ученых Института Востоковедения РАН). Выпуск IV / Гл. ред. В. М. Алпатов. — М.: Институт востоковедения РАН, 2012. — С. 123—137. — 196 с.
  3. Национальная религия японцев. Синто / Науч. ред. Э. В. Молодякова. — М. : Крафт+, 2008. — 224 с.
  4. Синто — путь японских богов: В 2 т. / Отв. ред. Е. М. Ермакова, Г. Е. Комаровский, А. Н. Мещеряков. — СПб. : Гиперион, 2002. — Т. Том I. Очерки по истории синто.
  5. Hardacre H. Shinto : [англ.]. — Oxford University Press, 2017. — 704 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про религию

Отзывы и комментарии

error: Content is protected !!
Adblock
detector