История, состав и репертуар хора Валаамского монастыря

Кто хотя бы однажды слышал Праздничный хор Валаамского монастыря , обязательно был тронут искренностью исполнения, глубиной. Его выступления собирают тысячи зрителей по всей стране. Часто коллектив выступает в Кремле .

И конечно, поклонникам его творчества будет интересно познакомится с историей создания хора, его участниками и богатым репертуаром.

хор валаамского монастыря (главный ключ)

Хор Валаамского монастыря

Коллектив является уникальным и по составу исполнителей, и по репертуару. Благодаря талантливым певцам молитвенные песнопения валаамских монахов не оказались забытыми.

История создания

Праздничный хор зарождался с началом восстановления обители. Летом 2005 года отреставрировали Спасо-Преображенский собор. В августе на его освящение прибыл Святейший Патриарх Алексий II. В этом событии участвовал вновь созданный мужской коллектив певцов.

Одна из его особенностей — валаамское духовное пение. В монастыре стали вести богослужения, используя древние одноголосные мелодии. В наши дни традиция не только не утрачена, но и развивается.

кремль

О монастыре

Дата основания обители на Ладоге неизвестна. Сказания уверяют, что еще Андрей Первозванный оставил знак, указывающий, где основать обитель. Паломники Сергий и Герман основали ее в 1407 году. Об этом есть документальные упоминания.

В 15-16-х веках Спасо-Преображенская обитель процветала. Сюда шли паломники со всего мира. Число братии достигало до 600 человек. Нередко в те годы монастыри служили оборонительными укреплениями. Набеги со стороны Швеции были частыми. Монахам приходилось брать в руки оружие. В 17-м веке северные соседи практически уничтожили обитель. Да и территория стала принадлежать Швеции.

Возрождаться монастырь стал после Северной войны. По указу Петра Первого в 1715-м году здесь началось строительство. Пожар уничтожил деревянные постройки, земли перешли государству. Силами немногочисленной братии (не более 20 человек) восстановить утраченное было невозможно. Несколько десятилетий длилось забвение монастыря.

В конце 18-го века приняли решение о возрождении обители. Здесь началось активное строительство каменных зданий. С 1811-го года территория отошла к Финляндскому Княжеству, но обитель до 1892-го года относилась к Петербургской епархии. Это время стало новым расцветом монастыря.

мелодии русской души

Связано оно с именем игумена Дамаскина, который 42 года руководил обителью.

За эти годы:

  • построено несколько храмов, около 20 часовен;
  • перестроен скит «Всех святых» и построены 6 новых;
  • возведены поклонные кресты;
  • появились маяк, таможня, водопроводный дом;
  • построили более 20 жилых помещений для братии, гостиницу, странноприимный дом для финнов и шведов;
  • начали работать мастерские, животноводческая ферма на сотню голов, рыбный завод, конюшня, питомник по разведению хвойных и лиственных деревьев;
  • открылось книгохранилище;
  • построены мосты и дороги, приобретен пароход.

Все это силами монахов. В 1855-м году на Валааме побывала царская семья. В 1866-м году были приобретены шесть островов, дома в Москве, Новгороде. К началу 20-го века в обители проживало около тысячи человек. Многие из паломников приезжали, чтобы услышать православные церковные песнопения Валаама .

С победой революции монастырь не был закрыт, так как оказался на территории Финляндии. Вскоре на острове начали строить оборонительные сооружения, готовясь к войне с Советской Россией. В тридцатые годы в обители осталось около 400 человек постоянных жителей. Во время Советско-финской войны монастырь оказался в центре военных действий, был разрушен.

8 марта 1940-го года колокольные удары известили о закрытии обители. Монахи уехали, забрав ценности, в Финляндию, где организовали Нововалаамский монастырь.

Долгое время здания использовали для различных нужд:

  • осенью 1940-го года здесь разместили военно-морское училище;
  • после Великой Отечественной войны организовали Дом инвалидов;
  • в 70-х годах открыли Музей-заповедник.

В сентябре 1989-го года Валаам возвращен Русской Православной Церкви.

мелодии русской души

Благословение игумена

Игумен монастыря, епископ Троицкий Панкратий благословил создание Праздничного хора. Наместник считал важным восстановить не только внешний вид святыни, но и сберечь ее уклад.

С первого дня возрождения жизнь здесь шла в соответствии со строгим уставом, заложенным еще много лет назад. Была сделана и попытка сохранить особое валаамское пение.

мелодии русской души

Состав участников

Уникальность хора и в том, что участники собираются только по особым случаям. Чаще всего, когда в обители проходят Патриаршие богослужения. Коллектив складывался без какого-либо специального прослушивания и отбора. Словно по велению Бога оказались все в Валаамской обители.

Алексея Жукова пригласили в 1993 году, когда был нужен профессионал, умеющий читать музыку с листа. Он еще мальчиком начал ходить в храм с бабушкой. Получив музыкальное образование, пел в церковных хорах, в том числе и на Валааме. В 2005 году стал его художественным руководителем.

Небольшой коллектив (16 человек) составляют профессиональные певцы, дипломированные дирижеры, постоянно работающие в музыкальных театрах северной столицы.

Здесь встретились обладатели редких голосов:

  • Михаил Круглов (бас-профундо);
  • Антон Нестеров (тенор-альтино);
  • Дмитрий Попов (контр-тенор);
  • Борис Петров (лирический баритон).

Александр Бордак окончил вокальный и дирижерско-хоровой факультеты Санкт-Петербургской консерватории. Каждое лето приезжал трудиться в хоре Валаамского монастыря. С 2013 года начал в нем постоянно работать. Через три года возглавил коллектив.

духовное пение

Музыкальный репертуар хора

Мало собрать уникальные голоса, надо еще и репертуар подобрать яркий, узнаваемый, чтобы доходил до сердец слушателей. Теперь каждое произведение обрабатывается с учетом диапазона голосов. Каждый концерт хора Валаамского монастыря становится событием.

Церковные песнопения

Православное богослужебное древнерусское знаменное пение, валаамский распев лежат в основе репертуара. Эти мелодии звучат в самых разных программах коллектива. Особенно пронзительны молитвы в исполнении хора.

Сохранить лучшие традиции православного песенного искусства, дать возможность прикоснуться к ним любому человеку призвана программа «От Византии до России».

В подборке «Величественные тоны Валаама» зрители слышат традиционное пение, много веков существовавшее на древней земле.

Стихотворные и музыкальные произведения, посвященные Рождеству, соединились в программе «Свет Христов просвещает всех!».

Знатоки признаются, что древнее пение братии в Валаамской обители располагает к молитве и умиляет сердца. Хорошо, что традицию удалось сохранить.

хор валаамского монастыря (главный ключ)

Светские песни

Произведения этой ниши, которые коллектив выбирает для исполнения, тоже исполнены глубокого смысла.

«Вера и Победа» соединила богослужебное пение и песни военных лет. Хотя многие из них звучат не совсем привычно. Оказывается, порой трудно установить, какими же первоначально были слова песни. Нередко стихи редактировались разными исполнителями.

«Завтра весна» наполнена ощущением полета, которое вносят такие знакомые с детства песни, как «Прекрасное далеко» (Е. Крылатов, Ю. Энтин), «Мама» (В. Гаврилин), «Под небом голубым» (А. Волохонский).

В программу «Есенин» вошли яркие самобытные произведения поэта, виртуозно исполненные участниками коллектива.

мужской

Дискография коллектива

Сегодня познакомиться с творчеством коллектива можно не только во время его выступлений. Хором записано уже несколько альбомов.

«Величественные тоны Валаама»

Музыкально-литературная программа посвящена старинному пению. Альбом записан весной 2015-го года. В исполнении народного артиста России В. М. Ивченко звучат воспоминания Д. Н. Соловьева, святителя Игнатия (Брянчанинова), митрополита Вениамина о Валааме.

Иллюстрацией к чтению служат песнопения:

  • «Помилуй нас, Господи» и «Объятия Отча»;
  • «Свет Неизменный Слове» и «Иже светом Твоим»;
  • «Придите, поклонимся» и «Святый Боже»;
  • «О преславнаго чудесе...» и «Свет тихий»;
  • «Ангел вопияше» и «Взбранной Воеводе»;
  • «Не ввери мя» и «Достойно есть».

Участники коллектива признаются, что долго учились петь, как монахи сто лет назад, когда монастырский хор насчитывал более 100 человек.

мужской

«Забытая война»

100-летию начала Первой мировой войны посвящен этот альбом. В нем звучат произведения, написанные сто лет назад, мелодии русских композиторов (С. Рахманинова, М. Глинки) и современных авторов (А. Бордака, В. Файнера).

Органично вплетаются в музыкальную канву стихи Николая Гумилева, Анны Ахматовой, Валентина Катаева.

Любое дело православный человек начинает с молитвы. Вот и программа начинается проникновенным обращением «Благослови оружие, Господь». Звучат произведения: «Яко пленных свободитель», «В память вечную будет праведник», «Благодать Божия».

Коллектив не просто собрал в единое целое самые разные произведения, но и раскрыл историю некоторых, казалось бы, известных всем песен. Так, исполняемая в советское время «Смело мы в бой пойдем за власть Советов» изначально звучала «Мы смело в бой пойдем за Русь Святую». Стихи неизвестного автора посвящены обретению иконы Божией Матери «Августовская победа».

Природа во многих произведениях тоже выступает участником событий, оттеняет происходящее:

  • «Вот вспыхнуло утро»;
  • «Можжевельника запах сладкий»;
  • «Под ракитою зеленой».

Лирические ноты звучат в композициях «Мать», «Сестре милосердия».

Здесь и военная действительность:

  • «Наступление»;
  • «Ревет и грохочет мортира вдали»;
  • «Вы пали, жизнь свою отдав».

Все тяготы и лишения переносят участники событий с одной целью «Славься, славься, Русь моя!».

Философским осмыслением жизни наполнена песня «Людям, увы, не хватает Великой любви», которую А. Бордак написал на слова иеродиакона Амвросия.

Авторы ряда произведений неизвестны. И хор вернул их из небытия, донес до современного зрителя.

молитвенные песнопения валаамских монахов

«Вера и Победа»

В мае 2014-го года коллектив представил очередной альбом, посвятив его Воскресению Господа и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В первую часть вошли авторские духовные сочинения:

  1. Открывается альбом ирмосами канона Святой Пасхи «Воскресения день».
  2. Звучат произведения С. Рахманинова («Благослови, душе моя, Господа», «Воскресение Христово видевши»), А. Бордака («Святый Боже», «Ангел вопияше»), П. Чеснокова («Да исправится молитва моя», «Воскресни, Боже»).
  3. Мостиком ко второй части — «Победа» — стало пронзительное стихотворение протоиерея Андрея Логвинова «Они опалились войной».
  4. Виртуозно исполнены песни военных лет. Здесь «Два Максима» (В Дыховичный, С. Кац), «Эх, дороги» (А. Новиков, Л. Ошанин), «Жди меня» (К. Молчанов, К. Симонов), «Соловьи» и «Тальяночка» (В. Соловьев-Седой, А. Фатьянов), «День Победы» (Д. Тухманов, В. Харитонов).

Коллектив выбором произведений подчеркнул, что понятия Вера и Победа неразделимы.

духовное пение

«Мелодии русской души»

В феврале 2011-го года хор записал большой альбом. Само название показывает, что составители собрали любимые на протяжении веков русскими людьми произведения. Среди песен духовного содержания — «Монастырь» (В. Волков).

Широко представлен пласт русских народных и казачьих песен:

  • «Вьюн над водой» и «Ах, ты степь широкая»;
  • «Полно вам, снежочки» и «Черный ворон»;
  • «Любо, братцы, любо».

Интересно звучат напевы, популярные среди эмигрантов и в русской армии: «Молись, кунак» (А. Вертинский), «Замело тебя снегом, Россия» (Ф. Чернов), «На сопках Маньчжурии» (И. Шатров), «Уж ты поле мое».

Много в альбоме знакомых всем лирических песен и романсов:

  • «Было двенадцать разбойников» (Н. Маныкин-Невструев, Н. Некрасов);
  • «Не для меня» (А. Гадалин, Н. Девитте);
  • «Выхожу один я на дорогу» (Е. Шашина, М. Лермонтов);
  • «Однозвучно гремит колокольчик» (П. Булахов, Н. Макаров);
  • «Степь да степь кругом» (И. Суриков);
  • «Вечерний звон» (А. Алябьев);
  • «Уж как пал туман» (Л. Шварц);
  • «Гори, гори, моя звезда» (П. Булах, В. Чуевский).

Рядом с произведениями 19-го века звучат мелодии советских композиторов:

  • «Не жалею, не зову, не плачу» (Г. Пономаренко, С. Есенин);
  • «Вечер на рейде» (В. Соловьев-Седой, А. Чуркин);
  • «Прощайте, скалистые горы» (Е. Жарковский, Н. Букин);
  • «Гляжу в озера синие» (Л. Афанасьев, И. Шаферан);
  • «Конь» (И. Матвиенко, А. Шаганов).

Оригинальная аранжировка каждой песни придет новое звучание известным мелодиям.

пение братии

Участие в концертах

Концертная деятельность хора началась в 2007-м году, когда коллектив выступил в Торгово-промышленной Палате России. Через год певцы поехали в Италию представлять страну на Фестивале Российского искусства.

Постоянно хор гастролирует по стране. Только за последние годы почти 400 выступлений могли увидеть зрители. Традиционными стали Рождественские концерты в Исаакиевском соборе. На первый (в 2013-м году) пришли шесть тысяч слушателей.

Праздничный хор исполняет произведения на:

  • испанском и английском;
  • сербском и французском;
  • украинском и казахском;
  • греческом и грузинском языках.

Вылетали артисты в Сирию, где проникновенно и душевно выступили для российских военнослужащих.

кремль

Богослужебная деятельность

Все совершаемые на Валааме Святейшим Патриархом Московским и всея Руси богослужения, приемы высоких гостей не обходятся без участия в них Праздничного хора.

Особую красоту и торжественность придает выступление коллектива на собраниях Патриаршего попечительского совета обители в Храме Христа Спасителя, на богослужениях на Валаамском подворье в Санкт-Петербурге.

Во время паломнического сезона участники поют в составе хора братии Валаамского монастыря, рассказывают приезжающим об особенностях валаамского пения.

молитвы в исполнении

Поддержка фонда Тимченко

В конце 2010-го года супруги Елена и Геннадий Тимченко организовали благотворительный фонд для помощи семьям, поддержки культуры, спорта.

С 2013-го года фонд поддерживает деятельность хора. Начало было положено выступлением в Исаакиевском соборе с Рождественской программой «Христос рождается, славите».

Представление программ на сцене Государственного Кремлевского дворца «Вера и Победа», «Забытая война» тоже не обошлись без помощи Фонда. Помогает организация и в гастрольной деятельности коллектива.

концерт хора валаамского монастыря

Значение творчества в православной церкви

Просветительская работа, нравственное патриотическое воспитание, сохранение богатых традиций — вот цель известного хора.

Участники коллектива стали инициаторами проведения Международного Свято-Владимирского Валаамского фестиваля православного пения «Просветитель», на который собираются сотни зрителей и участников из разных стран. Слушатели знакомятся с красотой православного пения.

Фестиваль проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

духовное пение

Видео

В этом видеоролике праздничный хор исполняет песню «Я люблю тебя, Россия».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про религию

Отзывы и комментарии