Бывший храм старообрядцев Владимирская Троицкая церковь: история и архитектура

Владимир — один из старейших городов России. Город, история которого полна радостными и трагическими событиями, легендами и преданиями. Город, заложенный Владимиром Мономахом, за время своего существования примерил на себя статусы центра защиты Ростово-Суздальского княжества, столицы Древней Руси, скромного провинциального городка Центральной России, популярного туристического места Золотого кольца.

Основание Владимира напрямую связано со становлением христианства на Руси. Здесь насчитывается более пятидесяти православных храмов и часовен, правда на сегодняшний день не все они являются действующими. Последняя дореволюционная церковь, построенная в начале XIX в. — Троицкая, или «Красная», как называют ее в народе.

troickaya-cerkov-vladimir-6-2577057

История церкви

Троицкая Живоначальная (еще одно распространенное название) церковь была основана на средства старообрядческой общины Белокриницкого согласия. Возведение храмов подобными общинами стало возможным при Николае II. Последний российский царь официально утвердил старообрядчество как признанное государством вероисповедание.

За свою историю существования церковь знала две основные даты официального открытия: 30 октября 1960 г. и 1 мая 1974 г.

Возведение и основание

В 1912 г. участок земли на пересечении улиц Дворянской и Летнеперевозинской недалеко от главной достопримечательности Владимира — Золотых ворот, был куплен общиной купцов-старообрядцев. Это представители отдельного сословия в России, образовавшегося в результате церковной реформы патриарха Никона в XVII в. Они имели большое влияние в городе и добились строительства храма в самом центре.

В XVII в. на этом самом месте тоже стояла церковь, только деревянная. Она принадлежала поселению ямщиков и называлась Казанская. В результате пожара в 1778 г. здание было утрачено, Ямскую слободу перенесли на окраину города, а территорию отдали под частные застройки.

Строительство было приурочено к трехсотлетию дома Романовых. Автором проекта стал выпускник Императорской Академии художеств Сергей Матвеевич Жаров. Рекомендации на вступление в должность владимирского городского архитектора Жарову дал прославленный в те времена Леонтий Николаевич Бенуа, почетный председатель общества архитекторов-художников, редактор журнала «Зодчий». Жаров был его учеником.

troickaya-cerkov-vladimir-6218655

«Нецерковная» судьба и угроза сноса

Первая служба состоялась в храме осенью 1916 г. Но по прямому своему назначению он проработал недолго. Уже в 1928 г. его закрыли. С тех пор помещение использовалось в разных целях, но богослужения здесь больше ни разу не проводились. Например, в первые годы после закрытия в здании разместилось архивное бюро, а в 1940-е годы — кинотеатр, жилые помещения и даже склад.

В более поздние 60-е в центре города провели массовый снос старых жилых домов и начали строительство областного драматического театра. На цокольном этаже Троицкой церкви планировалось разместить билетные кассы, а основное помещение использовать для хранения театральных декораций. И тут партийные деятели посчитали, что фасады собора сильно загораживают здание театра. Красная церковь оказалась под угрозой сноса. В то время успели даже разработать план безопасного взрыва с участием военных структур.

Но тогда возмутилась общественность. Самым активным противником стал писатель Владимир Алексеевич Солоухин. Он относился к разряду «писателей-деревенщиков», занимался коллекционированием икон, был специалистом в области истолкования и техники иконописи, прослыл явным российским патриотом. Его выступления за сохранение национальных традиций и бережное отношение к историческому достоянию страны помогли отстоять красные стены. В 1971 г. закончилось строительство театра, а Троицкая церковь вошла в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

troickaya-cerkov-vladimir-4-2343639

Реставрация и современное положение

Новая жизнь здания началась после трехлетней реставрации, когда 1 мая 1974 г. состоялось торжественное открытие музея «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка».

Во время реставрации:

  • заменили окна и двери, придерживаясь старых образцов;
  • в общем зале и подклете выложили мраморный пол;
  • убрали более поздние пристройки и перегородки внутри помещения;
  • внутренние стены покрыли штукатуркой;
  • обновили систему отопления.

За более чем 40 лет существования музея здесь три раза проводили полную смену экспозиции, меняя устаревшее оборудование на более современное с проведением необходимого ремонта.

В музее представлены уникальные образцы декоративно-прикладного искусства Владимирского края: изделия стекольного завода города Гусь-Хрустальный (один из старейших в России и Европе) и изделия художников поселка Мстера. Экспонаты относятся к разным эпохам — начиная с XVII в. и до наших дней. Старинные штофы, изящные статуэтки, посуда, вазы, расписные шкатулки, лаковые миниатюры, причудливая самобытная вышивка — все это и многое другое можно увидеть в выставочных залах «Красной церкви» во Владимире.

Интересный исторический факт про поселок Мстера Вязниковского района Владимирской области: до религиозных гонений в нашей стране здесь процветало мастерство иконописи. В 1931 г. в поселке открылась фабрика «Пролетарское искусство», объединившая бывших иконописцев. Мастера работали в технике лаковой живописи и, чтобы не остаться без заработка, стали выпускать уникальные миниатюры и шкатулки. Сейчас их работы известны на всю страну.

С 1994 г. на цокольном этаже музея открыли художественный салон, где можно приобрести понравившиеся изделия.

troickaya-cerkov-vladimir-3-7131674

Архитектура и внутренне оформление

Троицкая Живоначальная церковь во Владимире по своей архитектуре близка к византийскому храму, но с элементами, традиционными для русского зодчества. Такой стиль называется псевдорусским. Отличительной особенностью сооружения является так называемая «крестовая кладка», что делает его образцом новой строительной техники того периода. Во многих источниках упоминается, что для отделки использовался кирпич местного завода Студзицкого. Кирпичные фасады украшены декоративными орнаментами и арками. Контрастное сочетание с ними образуют белокаменные окна, порталы и цоколь. Основная массивная глава с одним куполом и примыкающая к нему звонница образуют живописную объемную композицию.

Судить о внутреннем убранстве можно лишь по немногочисленным источникам, которые выделяют резной дубовый иконостас с иконами старого письма (XVI-XVI вв.).

Его приобретение относят в заслугам таких видных купцов-старообрядцев как:

  • Александр Шмыров;
  • Тимофей Куликов;
  • Александр Пантелеев.

К сожалению до наших дней церковный раритет не сохранился.В неблагополучный для церкви революционный период были утрачены и колокола. Зато после грамотной реставрации сохранились прекрасные акустические свойства собора. И в настоящее время здесь можно послушать выступления камерного хора.

troickaya-cerkov-vladimir-5-6625799

Возрождение старообрядческой общины

В начале 90-х годов во Владимире возродилась Русская старообрядческая православная церковь (РСПЦ), которая подняла вопрос о передаче здания в свое пользование. Владимиро-Суздальский музей-заповедник добился компромисса с РСПЦ, предложив принять другой храм, Успения Богородицы, который служил в то время хранилищем музейных фондов. После взаимного согласия здесь возобновился старообрядческий приход, который 9 июля 1995 г. был освящен митрополитом Алимпием. В настоящее время службы в Успенской старообрядческой церкви проводит настоятель иерей Иоанн Думнов.

Церковь Успения имеет богатую историю. Она закладывалась на территории женского монастыря, основанного еще князем Андреем Боголюбским в XII в. Монастырь просуществовал до 1725 г., когда в связи с недостатком средств на содержание был упразднен. Закладка основания собора началась в 1644 г. на месте старой деревянной церкви в период зарождения каменного строительства в России. Церковь гармонично вписалась в деревянные постройки монастыря и получилась изящной и нарядной. К сожалению, такого нельзя сказать о современном внешнем облике храма. Сейчас он нуждается в серьезных реставрационных работах.

Впоследствии РСПЦ совершало неоднократные попытки вернуть Троицкую церковь своему приходу, но все они оказались безуспешными.

troickaya-cerkov-vladimir-2-8575326

В настоящее время в здании Троицкой церкви продолжает функционировать музей хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки. Под классическую музыку известных композиторов посетители музея знакомятся с его экспонатами. Рекомендуется проводить осмотр с услугами экскурсовода — так интереснее. Благодаря своему удачному расположению музей пользуется популярностью. Найти его несложно — в самом центре на Театральной площади. Рядом основная достопримечательность города — Золотые Ворота.

Практическая информация:

  • почтовый адрес: г. Владимир, ул. Дворянская, д. 2;
  • координаты для GPS 56.126459 40.396204;
  • остановка на общественном транспорте «Спасская улица»;
  • автобусы №15, 17, 22, 25, 26, 27, 28 (кольцо), 152, 12С;
  • троллейбусы №1, 2, 5, 7, 8 (кольцо).

Актуальный режим работы и стоимость билетов можно отслеживать на официальном сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Видео о храме

В этом небольшом видео можно посмотреть современный внешний облик Троицкой церкви и выставочные залы с экспонатами внутри.