«Исповедь» Августина — автобиография Августина Блаженного, состоящая из 13 книг. Сочинения датируются 397 или 398 годом нашей эры. В них автор подробно рассказывает о своей жизни и пути к христианству.
Философ первым среди европейских авторов написал такую подробную автобиографию. Она послужила примером для остальных представителей духовенства. Книги описывают 33 года из прожитых 40.
Августин Аврелий как автор книги
Августин Блаженный (годы жизни 354-430) — богослов, философ, влиятельный проповедник, епископ, один из Отцов христианской церкви.
Долгий путь к христианству через манихейство, скептицизм, неоплатонизм позволил мыслителю разработать свои собственные взгляды на проблемы философии и религии.
Аврелий Августин родился в 354 году в городе Тагасте (Северная Африка) в небогатой знатной семье. Мать была набожной христианкой, отец был язычником и принял крещение лишь перед смертью.
В 363-366 годах будущий епископ обучался в Мадауре, а позже отправился в Карфаген. Там, в окружении сверстников, которые вели не вполне праведную жизнь, он приобщился к распутству. После переезда в Милан (Медиолан) он стал ритором. Знакомство с известным святителем Амвросием помогло ему заинтересоваться православием.
В 388 или 389 году он принял Крещение. Через два года епископ Валерий рукоположил его в сан священника. Августин стал распространителем веры, занимался толкованием Священного Писания, боролся с еретиками. В 395 году он был возведен в епископы, стал главой Иппонской епархии и руководил ею до конца своей жизни.
Философские взгляды
Основные положения философии Августина Блаженного:
- Бог творит весь мир «из ничего».
- Бог превращен в бестелесное и вечное начало, он — сверхъестественная личность.
- Время было сотворено вместе с материальным миром.
- Бог вне времени: вмещает вечное настоящее, он неподвижен, неизменен, постоянен.
- «Прошедшее» тождественно памяти, а «будущее» — ожиданию и надежде.
- Время есть лишь в душе человека.
- Душа человека бессмертна, ей присущи разум, воля и память.
- Именно воля дает стремление к истинной вере и знанию.
- Вера углубляет рациональное, так как Бог владеет истиной и может открыть ее в виде озарения.
- Вера не противоразумна, а сверхразумна.
- Теория Провидения ограничивает идею свободы человека.
- Бог даровал человеку свободу, а он не смог правильно ей воспользоваться.
- Человек может пользоваться свободой только в рамках Божественной благодати.
Около 10 лет Августин симпатизировал учению манихеев, которые считали, что в мире есть два начала: добро и зло. Однако многие вопросы оставались нерешенными. Даже авторитетный епископ Фавст вынужден был признаться, что не знает, как отвечать на вопросы. Именно тогда Августин испытал разочарование в манихействе.
Интересна его полемика с пелагианами о роли Божественной благодати в деле спасения. Пелагиане полагали, что первородный грех не имеет влияния на человека, что он сам волен выбирать добро или зло и без помощи Бога избавиться от скверны греха. Августин же отмечал, что без содействия благодати это не выполнимо. В то же время он настолько минимизировал роль самого человека, что это дало повод для возникновения нового учения, противоположного пелагианству: учения о предопределении Божьем.
Творческая деятельность
Блаженный Августин — наиболее выдающийся церковный писатель мирового масштаба. За годы пастырской деятельности вышли десятки его сочинений.
Все творчество можно поделить на три этапа:
Первый этап (386-395) характеризуется влиянием античных догм: в нем преобладает высокий статус рационального.
- «О жизни блаженной». Философ приходит к выводу, что блаженная жизнь состоит в познании Господа . Существует страна блаженной жизни, чьей гавани достигнут те, кому знакома философия умиротворенной мудрости.
- «О музыке». Содержит знаменитое определение музыки с подробным толкованием; пять из шести книг трактуют вопросы античного стихосложения.
В произведениях второго этапа (395-410) преобладает экзегетическая и религиозно-церковная проблематика.
- «О различных вопросах к Симплициану». Повествование о коренном переломе в сознании Августина, в результате которого он пришел к теории самовластно действующей благодати, вынуждающей согласие человеческой воли и подавляющей ее свободу.
- «Исповедь». Любимая книга благочестивых католиков, которая воспитала много поколений набожных католических душ.
В трактатах третьего периода (410-430) рассматриваются вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии.
- «О восьми вопросах Дульциция». Повторение и уточнение положений из более ранних сочинений.
- «О граде Божьем». Мыслитель выводит свою концепцию мировой истории, идею морального прогресса.
Видео
В видео более подробно освещается жизнь Августина Блаженного.
Исповедь Августина Блаженного
«Исповедь» — одно из самых известных произведений, в котором отражаются философские взгляды мыслителя. Автор систематизировал свое видение мира, а также рассказал о своем долгом, нелегком пути к Богу.
История написания
«Исповедь» была написана по просьбе святителя Павлина через десять лет после обращения Августина к православию, вскоре после возведения в епископское достоинство. В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о свободе воли человека.
Идея и суть
Епископ рассуждает о проблемах времени и пространства. Мог ли Бог создать этот мир раньше или позже, что делал Бог до того, как создал мир, — такие вопросы ставит перед собой Августин.
Он полагает, что в мире мыслей Бога все есть раз и навсегда, — вечность неотделима от Бога. Бог существует вне времени; в Боге нет никакого «раньше» и «позже», а только вечное настоящее.
Блаженный Августин в «Исповеди» также определил свою позицию в борьбе с различными церковными группами.
Жанр произведения
Исповедь Августина Аврелия — это рассказ о становлении человеческой мысли. Августин был, пожалуй, первым, кто рассказал о становлении своего «я». Проверку исповедью проходят моральные заповеди, добродетели, философские суждения, поэтому исповедаться — это не только молитвенно покаяться в грехах, но и пройти через искушение историей мысли, где историко-философские суждения проверяются суждениями нравственными: ум знает лишь потому, что он любит Бога.
В этом произведении есть черты автобиографии, мемуаров, трактатов по философии. Все это воплощается в форме молитвы к Богу. Искренне и горячо, с темпераментом африканца, блаженный Августин рассказывает о своей жизни.
Стилистические особенности текста
Слово «исповедь» употребляется у Августина в исконном значении. Перед читателем открывается душа грешника, которая винится в грехах перед Богом и возносит Ему хвалу. Язык «Исповеди» искренний и горячий. В тексте много библейских цитат и аллюзий.
Структура книги
Каждая книга «Исповеди» — анализ разных состояний души, понятий, нравственных ориентиров, добродетелей.
В начале каждой книги Августин взывает к Богу, молится — это акт сопричастности с Ним.
«Исповедь» состоит из 13 книг.
- В первой говорится, что любовь равна знанию о неведомом Бытии — Боге.
- Во второй анализируется лень, роскошь, расточительность, зависть, греховные поступки в соответствии с Библией.
- Третья содержит размышления о «смиренном благочестии»: возможности прикосновения к Богу как к Высшему благу.
- Четвертая повествует об идее внутреннего «нового» евангельского человека, описывается разочарование в учениях магии, астрологии.
- Пятая рассказывает о знакомстве с епископом Амвросием и отказе от манихейства.
- Шестая повествует о пути Августина к Богу, суть которого он пытается познать с философской точки зрения.
- В седьмой много размышлений о тождественности могущества и воли в Боге, которое разорвано в мире, где воля бывает свободной и несвободной.
- В восьмой анализируется свободная воля — акт совместных волевых усилий человеческой души и Бога
- Девятая переосмысливает категории Аристотеля; добродетели показываются направленные как на зло, так и на благо.
- В десятой приводятся рассуждения о памяти: в ней скрыты образы, получаемые нами от внешних чувств. Самосознание существует благодаря памяти, которая соединяет прошлое и настоящее и позволяет предвидеть будущее.
- В одиннадцатой Августин приходит к выводу, что будущего и прошлого нет, поэтому нет трех времен. Правильнее было бы сказать, что есть настоящее прошедшего, просто настоящее и настоящее будущего.
- Двенадцатая начинается с рассуждений о бесформенной материи. Автор стремится понять «Бытие» и приходит к выводу, что в Священном Писании много недоступного человеку, но в нем, тем не менее, содержится истина.
- Тринадцатая передает размышления о Творении и о духовном. В завершение он предает себя милости Господа.
Значение «Исповеди» в истории
Это произведение имеет очень важное значение для Церкви, литературы, философии.
«Исповедь» является первым произведением в жанре автобиографии. Ее традициям следовали как средневековые авторы, так и более современные: Ж.Ж. Руссо и представители русской философии (Л.Н. Толстой).
Исповедание Августина считается главным трудом жизни мыслителя, который читают и о котором спорят с V века нашей эры.
Видео
В видео рассказывается об «Исповеди» Августина.