Псалом 136: содержание, толкование, история

Псалмы — удивительное творение. Это не просто церковная песнь, которую читают при богослужении. В одном коротком тексте заключен глубокий смысл.

Со всеми псалмами можно ознакомиться в Псалтыре – священной книге божественных гимнов. Весь Псалтырь состоит из 150 псалмов и переводится как «хваление» (иврит). Многие из псалмов читают во время болезней и наделяют их исцеляющим действием.

Не все знакомы с псалмом 136, но наверняка многие слышали песню зарубежной группы Boney-M «Rivers of Babylon», в основу которой положено то же событие, что описано и в священном тексте. Потому это удивительное творение получило вторую жизнь, и теперь ассоциируется не только с церковными обрядами, но и культурой.

pas1-3606695

История написания псалма 136

Это песнопение — из книги Псалтирь, а сам он является частью 19-ой кафизмы. В зарубежных переводах имеет номер 137. Псалом известен по первым строкам стихов «На реках вавилонских».

Псалом 136 имеет необычное толкование. Его воспринимают и в буквальном, и переносном смысле. По сути, он — это боль и страдания еврейского народа, находящегося в плену у Вавилона. Они тоскуют по своей родине — Иерусалиму и мечтают, чтобы Господь поскорей свершил свой Высший суд. Их храм, единственное место, где они могли совершать молитвы, разрушен.

Они находятся на чужой земле, где над ними откровенно издеваются. Они потеряны и опустошены. Единственное, что они сейчас желают — вернуться на родину, чтобы все было как раньше. Еврейский народ в те года переживал непростое время. Иерусалим пал (6 век до Рождества Христова). Вавилоняне бессовестно вторглись в чужой народ и пленили его жителей. В один момент иудеи лишились смысла жизни, дома и религии.

«Вавилонские реки» — это Тигр и Евфрат. На их берегах и сидели евреи и предавались скорбным воспоминаниям: вспоминали родину, свой священный город и храм. Толкование от Феодорита Кирского гласит о том, что вавилоняне требовали от иудеев спеть песни. Но не для познания Бога, а для насмешки. Это как нельзя лучше показывают, насколько сильно пал и прогнил вражеский народ. Он знает, что пленники никуда не смогут уйти и были вынуждены покориться большей силе. Что они остались без всего. Что им запрещено петь на чужбине. И все равно просят петь им песни Сиона.

Как же могут евреи петь на чужой земле свои священные молитвы? Так говорит старый завет Библии. Новый Завет дает другое объяснение псалма 136: это скорбь настоящего христианина за то, что он удалился от Бога и стал пленником своих низменных страстей и пороков.

Даже если не говорить о Библии, можно представить себе любой народ во время войны. Тысячелетиями, веками, они жили на своей земле и не знали горя. И вдруг приходит чужой и забирает все блага себе. Разрушает города, храмы. А все из-за бешеной жажды власти. Он не думает о пленных. Его цель — захватить как можно больше.

Но еврейский народ так просто не сломить. Сильные духом ничего не забудут, им ничего не страшно, ибо Господь — он не в храме. А в душе каждого человека.

Кафизма — один из разделов Псалтири. Всего в книге 20 кафизм. Длина разделов практически одинаковая.

psa-5560515

Кто является автором

Доподлинно неизвестно, кто является автором псалма 136. Ведь даже Библию, Священную книгу, создало множество авторов. Из поколения в поколение в нее добавлялось что-то новое. Библия еврейского народа не имеет имени автора. Латинская и греческая Библия приписывает авторство Святому Давиду, славянская — Иеремии.

Это мнение основано на том, что пленение иудеев предсказал пророк Иеремия, которое позже и написал в виде псалма. Собственно это пророчество и записал Давид. Но Феодорит Кирский утверждает, что пророк не был в этот период в городе, поэтому не мог его написать. Мнение многих авторов и профессоров сходится в том, что само песнопение было написано после, когда евреи возвратились из плена. И написали его бывшие пленные. А имя пророка поставлено, потому что он предсказал эти события.

Псалтирь — книга Божественных гимнов, которая написана царем Давидом по указанию Святого Духа. Псалом — священная молитвенная песня, написанные царем Давидом по настоянию Святого Духа.

Сион — по библейской версии это город библейского царя, «святая гора и божий дом». Переносный смысл объясняет это слово как иудейское царство, его народ в целом и город Иерусалим.

Феодорит Кирский — епископ и учитель Церкви 5 века, писатель.

Гора Сион в Иерусалиме

Для чего читают псалом 136

Каждый народ читает псалом 136 на тот или иной праздник:

  1. Иудеи поют псалом по будням после вкушения хлеба, на Девятое ава, в иных случаях — за 19 дней до ава, которые предшествуют разрушению храма Иерусалимского. Девятое ава — национальный день траура иудеев, когда были разрушены до основания Первый и Второй Иерусалимский храмы. В этот день запрещено есть, пить, надевать обувь из кожи и читать Тору.
  2. Православные читают псалом несколько раз в год. Он входит в 19 кафизму и читают его каждую неделю на пятничную утреню. Во время Великого Поста его читают на утреню среды и третий час пятницы. Особую роль играет этот псалом во время подготовки к Великому Посту. Его читают в богослужениях: неделю о блудном сыне, неделю о Страшном суде и Прощеное Воскресенье.

Во время поста текст раскрывает весь смысл этого церковного праздника – народ находится в плену своих страстей и ему нужно отложить веселье и задуматься о грехах своих, чтобы вновь обрести Царство Божие.

Текст и толкование псалма

Псалом 136 имеет очень необычное толкование, которое объясняется по-разному: буквально и переносно. Молитва состоит из 9 стихов, каждый из которых рассказывает свою мини-историю:

  1. 1-3 – быт вавилонян, природу рек, где еврейский народ любил предаваться воспоминаниям. Они практически смирились со своей участью, им ничего не остается, как вспоминать былое.
  2. 4-6 – болезненные воспоминания терзают душу иудейского народа. Он не может забыть свой город, свою родину. Ибо забыть — значит предать. Они мечтают о прежних временах, о восстановлении города. Тогда и жизнь вновь заиграет красками. Самая главная мечта так же и проста: вернуть прежние радости жизни и приблизиться к Божьему Царству.
  3. 7-9 – идумеяне, враги иудейского народа, злорадствовали, когда пленяли евреев. И последние хотят покарать их за несправедливость, злость, чтобы всем воздалось за их жестокие деяния и идумеянам, и вавилонянам.

Самые популярные версии псалма — старославянский и латинский.

Церковь использует первый вариант. А тому, кто желает ближе познакомиться с псалмом, доступен текст на русском.  В церковнославянском языке есть много слов, которые непонятны современному человеку, например:

  1. Тамо: «там».
  2. Седох: «сидеть».
  3. Плакахом: «плакать».

В основном, о смысле псалма можно догадаться логически. Ниже приведен церковнославянский текст.

pas4-8562281

Русский текст — более напевен и мелодичен. Красивый слог, в каждом слове, в каждой строчке чувствуется боль иудейского народа.

psa5-8516820

Самое интересное начинается  с 6-го стиха. По сути, песнопевец сам насылает на себя проклятие, если хотя бы на мгновение забудет свою родину и религию. Но самое страшное — это последняя фраза псалма, когда иудеи призывают разбить младенцев о камень. Как можно объяснить такую нечеловеческую жестокость?

Однако во время Великого поста эта фраза тоже объясняется по-своему. В роли «младенцев» выступают мелкие пороки человека, досады, которые еще прощаются себе. Но при удалении от Бога и религии эти зачатки превращаются в тяжелые пороки и грехи. И если на начальном этапе не бороться с ними, ты навсегда отдалишь от себя Царство божие. Именно поэтому «блажен тот, кто разобьет младенцев».

Псалом 136 занимает достойное место и в духовной, и другой культуре человека. По сути, каждый псалом несет в себе глубокую мысль и мораль. А текст, положенный на музыку, превращает молитву в великое произведение искусства.

Читаем и другие псалмы:

А вы читаете данный псалом? Знали о его значении? Обязательно поделитесь данной статьей в соцсетях, ставьте лайки и комментируйте!