Пещера веры или место разврата: что означает слово «вертеп»

В Европе уже несколько веков существует рождественская традиция устанавливать в доме или возле дома вертеп. Детали для этого сооружения можно купить, а можно все сделать своими руками. В этой своеобразной декорации разыгрывается рождественское представление о появлении на свет младенца Иисуса.

Поскольку само действо относится к религиозной народной культуре, в России эта традиция была утрачена после революции. Ее возрождение началось в конце 80-х вместе с обновлением русской православной церкви.

В новом веке вертепное действо снова популярно. Его ставят самодеятельные и профессиональные коллективы, на большой сцене и дома — для друзей и домочадцев.

vertep-eto-9-2722472

Что такое вертеп

У этого слова несколько значений, но многим современным россиянам знакомо лишь одно из них. Попробуем разобраться в тонкостях и нюансах понятия с самого начала

Происхождение слова

Вертеп — старославянизм по своему происхождению. Филологи так и не пришли к единому мнению об этимологии этого слова. Его народные значения: овраг, провал, ущелье тесно связаны со словом пещера, хотя «врьтепь» не было полным синонимом слова «пештера» и у древних славян.

Бесспорно лишь одно — сегодня считается, что его корни идут от старославянского «врьтепь» — пещера, сербохорватского «врть» — сад, огород и латинского «verti» — закрывать. Что буквально означает закрытое, укромное место, убежище.

Значение понятия

В своих знаменитых словарях и Даль, и Ожегов, и Ушаков дают несколько трактовок слова.

Вот, как толкует его Ушаков:

  1. Притон, место разврата и преступлений (книж.).
  2. Ящик с марионетками для представления драмы на евангельский сюжет о рождении Христа (этногр., театр.).
  3. Самое это представление (театр., этногр.).

Самое интересное, что для большинства наших сограждан, выросших в советское время, единственным было значение №1: ужасное место, где тайно собираются темные личности творить свои преступные дела. Куда же делись второе и третье толкование?

Все очень просто: светлое и праздничное значение слова «вертеп» исчезло из сознания людей во времена гонений на церковь. Антирелигиозная пропаганда привела к тому, что Рождество вместе со всем его волшебством перестало быть всенародным праздником, и его традиции были запрещены.

Сегодня хочется вспомнить о том самом пристанище, где вместе с домашним скотом укрылось от непогоды Святое семейство, где родился Спаситель и что придумали люди в память об этом великом событии.

vertep-eto-3-8325622

История термина

Как и любое древнее слово, оно уходит корнями в глубину веков. Это означает, что современные исследователи могут только предполагать, догадываться, откуда взялся термин и какова его история, опираясь, в первую очередь, на письменные источники.

Первое употребление

В Библии «вертеп» употребляется четырежды и каждый раз как притон разбойников. Нас же интересует это слово, как название места, связанного с Рождеством Христовым.

Попробуем расположить вехи, связанные с историей слова в хронологическом порядке:

  1. Святой Вертеп, или Пещера Рождества, впервые упомянута в апокрифическом протоевангелии Иакова около 150 года. Автор пишет о пещере около Вифлеема как месте рождения Спасителя. Сегодня эта пещера находится под амвоном храма Рождества Христова. Там на полу начертаны серебряная звезда и надпись на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии».
  2. Точной даты, связанной с первым созданием места, иллюстрирующего евангельский сюжет, не существует. По мнению исследователя Бориса Голдовского, представления рождественской мистерии появились в V веке. Именно тогда в храмах начали создавать объемные панорамы Вифлеемской пещеры с младенцем в яслях, в окружении домашнего скота, Девой Марией, пастухами и волхвами.
  3. Создание первой светской инсталляции на тему явления миру Спасителя ученые приписывают католическому святому Франциску Азсизскому, который в 1223 году встречал Рождество в селении Греччио. Как апогей праздника, он составил живую композицию рождественской истории или, как ее называют итальянцы, — «презепе» (ясли). Именно с тех пор появилась традиция устанавливать презепе не только в церквях, но и в домах верующих.
  4. Первые достоверные сведения о театрально-кукольных представлениях с рождественским сюжетом на Руси относятся к концу XVI века. Самый ранний из найденных вертепных ящиков датирован 1591 годом.

vertep-eto-7-6117745

Дальнейшая судьба

Расцвет вертепов пришелся на XVIII-XIX вв. В России популярность этого действа была так велика, что к концу XVIII века в Санкт-Петербурге сложилось семейное дело: династия вертепщиков Колосовых все следующее столетие бережно хранила и передавала от отцов к детям традиции проведения спектаклей.

Представление состояло из двух частей. Первая — евангельская мистерия о рождении Спасителя. Во второй разыгрывались сатирические балаганные сценки на бытовые сюжеты.

Постепенно светское народное представление стало настолько популярным, что вертепщики начали гастролировать со своими волшебными ящиками не только на святки, но и позже — вплоть до самой масленицы.

После октябрьской революции в 1917 году вера в Бога и все, связанное с религией, подверглось гонениям: елка, святки, гулянья и вертеп, в том числе, были запрещены. Елка как атрибут празднования Нового года вскоре вернулась в дома людей, а вот вертепное действо постепенно было забыто.

vertep-eto-8176921

Современное значение

В конце 80-х годов прошлого века, когда государство окончательно примирилось с церковью, русские фольклористы занялись поисками утраченных религиозных народных обычаев, в том числе вертепного представления.

Очень много для этого сделал исследователь театра кукол, режиссер Виктор Новацкий. Он по крупицам собрал элементы вертепной традиции, восстановил сценарий и тексты действия, вдохнул жизнь в персонажей рождественской истории.

Сегодня эти спектакли снова радуют христиан нашей страны в дни главного церковного праздника — Рождества Христова.

Работа и устройство вертепа

После окончания Рождественского поста начинаются зимние Святки. Эти дни насыщены прогностическими приметами, обрядностью, обычаями. Одним из них было вертепное действо.

Если следовать устоявшимся традициям, существует несколько форм рождественского представления:

  • вертепная композиция — объемные фигуры действующих лиц мистерии самых разных размеров, выставленные в соответствующей декорации;
  • вертепный кукольный театр — это представление в специально оборудованном пространстве (ящике) с участием музыкантов и певцов-сказителей;
  • театр с людьми-актерами, исполняющими роли всех или некоторых персонажей.

Статичная композиция «презепе» по сей день пользуется большой популярностью в Европе. А вот русскому народу всегда больше по душе было кукольное представление, рождественская мистерия, представляющая сцены из Священного Писания.

vertep-eto-2-2106630

На Руси

Большой ящик-домик с двумя ярусами, внутри которого и разыгрывался спектакль, переносили из дома в дом, устраивали представление на постоялых дворах и ярмарках. Вертеп устанавливали на возвышении, зрители занимали место на расставленных скамьях, пономарь зажигал свечи и волшебство начиналось.

Самое главное — это был не просто чудесный ящик, это была модель мироздания.

Верхний ярус, мир горний, был обиталищем Святого Семейства. Нижний — дольний — показывал дворец царя Ирода и события, сопровождавшие рождение Иисуса. Там же был и вход в ад, в который проваливался поверженный Смертью царь.

Под полом каждого яруса был сделан еще отсек, закрытый от зрителя. Там находились руки вертепщика, он держал кукол за специальные штырьки и двигал их по прорезям в полу. Озвучивал персонажей, как правило, сам кукловод, меняя голос и манеру говорить.

В действе часто принимали участие музыканты, которые исполняли духовные песнопения. Музыка давала героям очень точные характеристики и насыщала представление праздником.

Традиционный состав действующих лиц был неизменным:

  1. Святое семейство: Дева Мария, Иосиф, младенец Иисус, лежащий в яслях, рядом вол и ослик, которые, согласно преданию, согревали новорожденного своим дыханием — чаще всего были статичной группой и не имели слов. Вместо фигур иногда ставили икону Рождества.
  2. Вифлеемская Звезда — одно из главных действующих лиц. Нужно было, чтобы она была заметной и красивой. Обычно, звезду делали сквозной и подсвечивали сзади свечой, чтобы она загадочно мерцала.
  3. Ангел, который возвестил о рождении Бога. В православной традиции это был архангел Гавриил.
  4. Пастухи со стадом овец. Один из них держит на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божьего.
  5. Волхвы — триединый персонаж, закрепленный на одном постаменте. Они приходят поклониться Христу и приносят ему дары: золото, ладан и смирну.
  6. Царь Ирод. В ярко украшенном «дворце» в нижнем ярусе разыгрывались его злодеяния в городе Вифлееме и последовавшее за ними наказание.
  7. Рахиль — женщина с младенцем, которая приходит к царю с тщетной мольбой не убивать ее сына.
  8. Смерть в черных одеждах, с черепом вместо головы и с косой, которой отсекает Ироду голову.
  9. Бес. По приказанию Смерти он утаскивал злодея в ад.

Согласно религиозным канонам, нельзя было создавать эмоциональное, зрелищное, рождественское представление. В нем была недопустима актерская игра. Вертепные фигурки служили лишь иллюстрацией к текстам Священного писания.

После святок духовную часть представления показывать запрещалось, оставалась только светская. Тем не менее, вертепный театр был любимым развлечением детей и взрослых, независимо от их достатка и сословия.

vertep-eto-1-1632936

В современном мире

Сегодня, как и сотни лет назад, перед Рождеством в храмах устраиваются вертепные композиции. Европейские младшие школьники разыгрывают рождественскую мистерию для родителей и друзей на светской сцене. В России такие постановки (тоже силами детей) устраивают церковные воскресные школы.

Вертепные композиции могут быть весьма оригинальными, например, с настоящими домашними животными. Первая такая была устроена в 2013 году у Кафедрального собора в Пятигорске.

Еще одна национальная русская традиция — пещера, слепленная из снега. Подсвеченная изнутри, она выглядит очень таинственно.

Настоящие кукольные спектакли в вертепных ящиках, по старинным традициям и канонам, представляют многочисленные фольклорные коллективы.

Можно сказать, что и в современной России рождественские вертепные представления стали непременным атрибутом праздника.

vertep-eto-5-8873399

Значение в истории

Вертеп подтвердил свое право на жизнь, пройдя более чем тысячелетний путь от времен, когда он служил своего рода Библией для простых неграмотных людей, до наших дней.

Панорамы, иллюстрирующие библейские события рождественской ночи, действительно укрепляли веру, ставили появление на свет Христа в ряд событий исключительной значимости для всех верующих.

И пусть один и тот же сюжет повторяется каждый год и все знают его наизусть — рождественское чудо, воплощенное в вертепных композициях, рождает любовь и веру.

Видео о рожденственских мистериях

В видео представлены рождественские мистерии ансамбля «Покровского».