Григорий Палама и учение исихазма

Во многих религиях можно увидеть два выраженных направления. Одно — для мирян и обычных людей, что выражается через молитвы и соблюдение ритуалов. Другое же — более сокрытое и связанное с различными духовными практиками. В этой связи часто упоминаются индийские йоги и буддийские отшельники, языческие шаманы и суфии на мусульманском Востоке. Гораздо меньше известно об исихазме — учении христианского святого Григория Паламы о божественных энергиях.

Мистическое православие — такое сочетание слов для многих звучит странно и может даже настораживать. Однако оно реально существует, зародившись на святой горе Афон и дожив до наших дней. Это учение об особом молении, сосредоточении ума и божественной силе, или энергии, дарующей человеку спасение. Но прежде чем говорить об исихазме, следует обратиться для начала к биографии самого святителя.

grigoriy-palama-30-1900826

Детство

За всю историю церкви в лике святых было прославлено немало знатных и состоятельных по происхождению людей — тех, кто предпочел мирским искушениям духовный путь, получив в силу своего положения доступ к хорошему образованию и религиозной литературе. Палама стал одним из таких примеров.

grigoriy-palama-13-7567334

Происхождение и рождение

Григорий родился в византийской столице Константинополе. Точная дата его появления на свет неизвестна и приблизительно установлена около 1296-го года. Также на основании агиографических и других источников известно об аристократических корнях будущего отца церкви. Его род происходил из малоазийских провинций Византии, но был вынужден покинуть родину и перебраться столицу в XII веке, когда эти территории оказались утеряны империей и завоеваны тюрками-сельджуками.

Семья

Отцом основателя исихазма стал сенатор Константин, приближенный императора и воспитатель его внука — также будущего василевса, вошедшего в историю как Андроник III Палеолог. В юности он сблизится с Григорием и сыграет важную роль в его судьбе.

Будущий святой был старшим ребенком в семье, у него родились братья Феодосий и Макарий, а также сестры Эпихарис и Феодотия. Все они вместе с матерью по имени Каллони канонизированы Константинопольской церковью в 2009-м году.

Светская жизнь и образование

Когда мальчику исполнилось 5 лет, он осиротел — отец умирает. Имеются сведения, что на смертном одре Константин принял монашеский постриг. Благодаря заслугам сенатора семья была принята под покровительство василевса. Начинается новый этап жизни — теперь Григорий живет при царском дворце, получив широкие возможности для учебы и карьерного роста.

Юноша получает превосходное классическое образование в императорском университете. Так, ему преподавал знаменитый писатель, филолог и богослов Феодор Метохит, признанный лучшим учителем того времени. Больше всего в процессе обучения будущего мыслителя заинтересовали идеи Аристотеля — уже в 17 лет будущий мистик прочитал лекцию о его силлогистическом методе, выступая перед самим василевсом и придворными.

grigoriy-palama-32-4488083

Юношеские годы и молодость

Молодой аристократ жил при дворе, был замечен императором Андроником и пользовался его расположением. Как повествует житие, правитель прочил юноше успешную административную карьеру и продвижение по службе, дабы тот последовал делу своего отца. Согласно источникам, эти предложения со стороны василевса звучали более чем настойчиво.

Агиографические тексты указывают, что придворные интриги и успех на поприще государственной службы мало интересовали Паламу. Подробных сведений о его духовных исканиях в юные годы нет. Однако в письмах патриарха Филофея указывается, что уже тогда юноша общался с афонскими монахами, избегал роскоши и практиковал «воздержание, пост и бодрствование».

grigoriy-palama-9-4871469

Монашеский постриг

Существуют разные версии того, как именно будущий святитель пришел к монашеству. Он принял постриг в 18 или 20 лет. В источниках говорится, что к тому моменту юноша уже много лет тяготел к иноческой жизни. Вместе с тем указывается, что его семья после смерти отца попала в сложное положение по части наследования имущества, поэтому Григорий побудил членов семьи уйти в монастырь и сделал это сам.

Согласно житийным источникам, император Андроник выступал против такого решения юного придворного. Но несмотря на недовольство правителя, Палама и два его брата отправляются на Афон. Филофей упоминает, что по дороге будущий монах встретил известных еретиков-богомилов, яростно спорил с ними и чуть не поплатился за это жизнью.

Подвижничество на Афоне

После прибытия на святую гору юный послушник поступает под руководство преподобного Никодима и обитает недалеко от Ватопедского монастыря. После двух лет подготовки в посте и постоянном молитвенном бдении молодой человек принимает постриг от своего духовного наставника. Но в это же время происходит беда — умирает младший брат Феодосий.

Уходит из жизни и Никодим. Григорий переселяется в лавру святого Афанасия и становится там регентом. Позднее молодой инок уходит в скит Глоссия и уделяет все больше времени уединению, безмолвию и «умной» молитве — особой духовной практике, связанной с очищением ума и внутренним сосредоточением. Именно она и станет в дальнейшем одной из главных основ исихазма.

Уход с Афона

Тем временем Византийская империя продолжала клониться к упадку. После утраты Анатолии турецкие вторжения начинают угрожать европейской части страны — Афон тоже оказывается под угрозой нашествия. В 1325-м году Палама вынужден покинуть святую гору вместе с 11 иноками, спасаясь от очередного османского набега. Монашеская братия перебирается в более безопасное место — город Салоники.

Основание отшельнической общины

Поселившись в Салоники, Григорий принимает сан священника. Он служил в церкви, читал проповеди, посещал богословские дискуссии, сблизившись с будущим патриархом Исидором. Однако гораздо больше Палама тяготел к уединению и погружению в молитву, поэтому в итоге направляется со своей братией в горы, где они становятся отшельниками.

Пещера, где обитал святой, сохранилась в монастыре святого Иоанна Предтечи недалеко от современного города Верия. Здесь инок полностью уединяется и погружается в свои духовные практики, общаясь с другими монахами лишь по субботам и воскресеньям.

Время жительства в пустыни оказалось недолгим для будущего исихаста — вскоре умирает его мать. Он перевозит в Верию своих сестер-монахинь Феодотию и Эпихарис. Однако спустя некоторое время последняя также уходит из жизни.

grigoriy-palama-25-4080550

Зрелый возраст

Этот период жизни святого отца насыщен множеством событий — он продолжал свой духовный путь в атмосфере кризиса и упадка византийской государственности. Даже будучи в опасности и теряя свободу, святитель продолжал сочинять свои труды, проповедовать, вести богословские споры и обретать мистический опыт.

grigoriy-palama-6-4432641

Затворничество

В 1331-м году греческим землям угрожает нашествие уже со стороны северных славянских соседей. Святитель возвращается на Афон, где подвизается в пустыни, вновь пребывая в уединении и отшельничестве. Впрочем, долго продолжаться этому не было суждено — благодаря своему авторитету и духовному опыту он избирается игуменом монастыря Эсфигмен и выходит из затворничества.

Начинается новый период жизни, отмеченный ярым богословским спором с Варлаамом Калабрийским, который длился целых 6 лет. В этот же период начинается писательская деятельность — основатель исихазма создает свои первые сочинения. Их список открывает житие Петра Афонского, датированное 1332-м годом.

Заключение под стражу

Тем временем обстановка накаляется. Борьба за византийский трон между домами Кантакузинов и Палеологов оборачивается гражданской войной. Она имела и религиозную окраску — паламиты поддерживали первых, варлаамиты — вторых.

Сам святой сторонился конфликта и продолжал оставаться в пустыни. Два церковных собора с целью его осуждения не принесли результатов. Далее Григорий удаляется на остров Ираклия, однако вскоре оказывается под арестом. Его доставляют под конвоем в Константинополь и сажают в тюрьму. В 1344-м году созывается новый собор, где Паламу отлучают от церкви.

grigoriy-palama-26-6658496

Оправдание

В 1347-м году гражданская война заканчивается. Подписывается соглашение, по которому Иоанн VI Кантакузин становится императором. Меняется и церковная власть — патриарший трон занимает паламит Исидор, которого Григорий знал еще в юности.

Исихасты набирают силу в церковных кругах и богословском дискурсе, а сам святитель после более чем двух лет заточения в тюрьме выходит на свободу.

Избрание архиепископом

Сторонники Кантакузина продолжают укреплять свои позиции. При поддержке Исидора в Салониках проходят выборы нового архиепископа — им становится Григорий. Однако сторонники поверженных Палеологов сохраняют очаги сопротивления, потому власть взяла над ними полный контроль лишь три года спустя. Немалую роль в этом сыграл сам Палама, которому удалось умиротворить людей и наладить переговорный процесс. За это он получает титул защитника благочестия.

grigoriy-palama-12-4011298

Пиратский плен

Тем временем распри между двумя императорскими домами продолжались. Палама вновь призывается как посредник и в 1354-м году отбывает на корабле в Константинополь. По пути он попадает в плен к турецким пиратам, где проводит около года.

Будучи в неволе, мыслитель не боялся вести свою проповедь православия иноверцам, что отражено в его трудах и церковных хрониках. Святой полагал, что можно и нужно обращать в христианство турок, которые на тот момент уже активно включились в жизнь Византии и селились на ее землях.

Возвращение и пастырская деятельность

После гражданской войны большая часть исконно греческих земель на Балканах оказалась под контролем сербов. Они смогли договориться с пиратами, заплатили выкуп и освободили Паламу из плена. Тот вернулся в Салоники и продолжил свое пастырское служение.

Его учеником стал праведный Николай Кавасила, ставший видным богословом, писателем и одной из ключевых фигур в исихазме.

Последние годы жизни

Несмотря на слабое здоровье, Григорий продолжал служение в Салониках почти до конца своих дней. Святитель участвовал в литургии, регулярно произносил проповеди и проводил церемонии по случаю церковных праздников. Патриарх Филофей сообщает в своих записках, что именно в этот период жизни Палама совершал также исцеления больных людей.

Он прожил 63 года и скончался 14-го ноября 1359-го года. Проститься с покойным пришел почти весь город и жители окрестных деревень. «К высотам!» — таковы были последние слова святого.

grigoriy-palama-1-5281476

Участие в полемике

Идеи исихазма вызвали ожесточенные споры в церковной среде. Его противники в своей критике духовного опыта монахов-паламитов заходили столь далеко, что затрагивалось само учение церкви. В порядке вещей были обвинения в ереси. Святитель оказался вынужден отстаивать свое учение и одновременно сохранять единство православия.

grigoriy-palama-24-2245553

С Варлаамом Калабрийским

Данный богослов являлся выходцем из Италии, имевшим греческое происхождение. Получив западное образование, оперируя логикой античной философии и придерживаясь схоластического мышления, он был далек от интуитивно-мистического подхода, который имел место среди афонских монахов. Это противоречие породило острый идейный конфликт.

Поначалу спор касался сущности знания о Боге и места древней языческой философии в христианском богословии. Дискуссии носили в основном полемический характер — обсуждались вопросы постижимости божественных предметов для разума и сущность доказательства как понятия.

Но в дальнейшем Варлаам стал обвинять исихастов в том, что те уклоняются в ересь мессалианства. Приверженцы этого раннехристианского учения в свое время занимались молитвенными экстатическими практиками, которые были позднее осуждены церковью. Мистицизм исихастов объявлялся прельщением, а нетварность фаворского света яростно опровергалась варлаамитами.

Основные тезисы Паламы в этих спорах можно свести к трем аспектам:

  1. Знание не едино, а может разделяться на внешнее и внутреннее — духовное и связанное с божественной мудростью.
  2. Признается способность людей в известной мере познать Бога уже в земной жизни через мистический опыт.
  3. Способность к созерцанию менее важна, чем принятие Святого Духа, возможность напрямую встретиться с Господом и в известном смысле ощутить Его в себе.

С Григорием Акиндином

Длительное время Акиндин являлся своего рода посредником в споре между Паламой и Варлаамом, однако в дальнейшем занял противоборствующую позицию по отношению к ним обоим, что почти в равной степени отражено в его богословских трудах.

В противоборстве Акиндина с паламитами главным предметом данной дискуссии стала трактовка учения о сущности и энергии, а также природе фаворского света. Исихасты обвинялись в «двубожии», искажении православного понимания монотеизма и соотношения различных аспектов в божественной сущности.

С Никифором Григорой

Подобно Акиндину, данный богослов на первом этапе также оппонировал Варлааму и не критиковал молитвенную практику исихастов как таковую. Однако в дальнейшем он также яростно спорил насчет понимания боЖественной сущности в контексте идеи тварных и нетварных субстанций. Также поднимался вопрос корректности использования паламитами теологических понятий. Так, божественную энергию сторонники Григоры отказывались именовать таковой. В итоге противостояние завершилось собором 1351-го года, где Никифор был осужден, а церковь утвердила окончательные догматические постановления и осуждения по данному вопросу.

Собор вынес следующие тезисы, оправдавшие паламитов:

  • различие в Боге между сущностным и энергетическим аспектами;
  • нетварность последнего;
  • принадлежность единому Господу обоих аспектов;
  • корректность терминов «Бог» и «Божество» при именовании энергий;
  • превосходство сущностной стороны над энергетической;
  • сущность участвует в божественной жизни или энергии.

grigoriy-palama-21-2038003

История мощей святого

Есть мнение, что нетленность мощей может объясняться изменением в структуре тканей организма — духовная трансформация ведет и к изменениям физическим даже на клеточном уровне. Как аргумент в том числе приводится идея учения исихазма о высших субстанциях, к которым молящийся приобщается и телесно.

grigoriy-palama-5-1883117

Обретение

После смерти Григорий возводится в ранг местночтимого святого. Уже в 1368-м году произошло обретение его мощей. Патриарх Филофей составил житие и прославил его как святителя за духовные заслуги и дар исцеления при жизни. Сами же мощи переносятся в кафедральный собор Святой Софии в Салониках.

Текущее местоположение

Очень скоро Византия пала под натиском турок и стала частью Османской империи. Новые власти поддерживали исламизацию, поэтому собор был превращен в мечеть.

Встал вопрос о сохранении мощей и их почитании в условиях турецкого ига. В результате решение удалось найти. Саркофаг Паламы остается в черте города, но переносится на другое место — в монастырь Влатадон. В 1890-м году мощи обретают покой в новом кафедральном соборе, который в 1914-м году получает имя святого.

Чудодейственная сила

Как и в случае с другими православными святыми, у мощей Паламы страждущие обретают исцеление от болезней. Но не менее часто его почитатели говорят о пережитом духовном опыте, изменившем их жизнь после посещения собора святого Григория. Его мистическое учение спустя века продолжает овладевать умами людей.

grigoriy-palama-11-4069427

Почитание

Палама признан и почитается как один из выдающихся отцов и учителей церкви, чье учение входит в основы православного понимания сущности высшей силы и ее составляющих. Также многие считают, что святой внес большой вклад как защитник восточного христианства от ереси и западного подхода к теологии, который может видеться слишком рациональным и приземленным.

grigoriy-palama-10-6782105

День памяти

Святитель прославляется 14 (27) ноября. Другой день его поминания — второе воскресенье Великого поста. Символизм даты в том, что за неделю до этого церковь отмечает Торжество православия — победу над иконоборчеством. Палама как бы продолжает эту линию борьбы с ересями, одержав в свое время верх над варлаамитами.

grigoriy-palama-28-9306556

Учение святого Григория

Концепция Паламы уникальна в том плане, что она создана на основе собственного духовного и мистического опыта самого святого. Он сочетал высокую образованность и знание философии с осмыслением собственных переживаний во время молитвенного действа. Все это было накоплено, осмыслено и выражено в сочинениях уже в зрелом возрасте автора.

grigoriy-palama-19-3755866

О философии и богословии

Палама ясно разделяет эти два понятия, исходя из святоотеческой традиции. Указывается на явное отличие обычного («внешнего») знания от внутреннего и духовного, которое обретается через развитие души и связь с Господом. Оба понятия противопоставляются, равно как и мудрость мирская и божественная.

Философия в этой картине мира понимается как продукт чувственного восприятия и источник знания обычного. Она описывается как достаточно полезный, но опасный инструмент, которым следует аккуратно пользоваться лишь грамотным и духовно зрелым людям.

О богопознании и боговидении

Утверждается, что в целом Бог непостижим — и эта черта происходит из основного свойства его сущности. Однако человек может в известной мере соприкоснуться с высшей силой через ее энергии, выйдя за рамки чувственного восприятия.

Признается два вида богопознания:

  1. Катафатическое. В его основе лежит разум, созерцание, Писание и труды отцов церкви.
  2. Апофатическое. Этот метод предлагает познавать высшую силу через последовательное отрицание у нее физических, земных или тварных свойств.

Паламиты отдают предпочтение именно второму варианту. Утверждается, что именно при нем подвижник может выйти за рамки чувственного восприятия и соприкоснуться Богом. Вера здесь выступает как движущая сила и сверхдоказательство божественного бытия.

grigoriy-palama-14-8863013

О сущности и энергии

С одной стороны, согласно идеям Паламы Бог есть энергия, или действие, имеющее вечный и нетварный характер. С другой — сущность и самость, непостижимая для человеческого сознания. Бытие Бога и есть сочетание этих двух вещей.

Данное учение как таковое не является изобретение Григория. Оно нашло отражение еще в трудах отцов церкви раннего периода — первые упоминания датированы IV веком. Соотношение и взаимодействие обоих аспектов всегда было предметом дискуссий, ибо прямо или косвенно затрагивало догматику вопроса о Святой Троице.

Палама постоянно подчеркивал, что сущность и энергии едины и неделимы. Так, во всяком своем акте и действии отражается полностью весь Бог, проявляясь как нечто целое.

Об обожении и спасении

Обновление человеческого существа, ставшее возможным после крестной жертвы Христа, описывается в данной концепции также через взаимодействие между божественными составляющими. Тогда как сущность остается недоступной, энергия может приобщить к высшей силе и ее благодати. Именно это дарует бессмертие душе, верующий сам в итоге становится нетварным и сливается с Господом — происходит то, что в исихазме именуется обожением. Способом достижения этого результата является непрестанная молитва, духовное бодрствование и очищение ума.

Если же христианин не участвует в благодати, он все равно остается плодом божественного созидания и его связь в качестве творения в таком случае является единственным каналом взаимодействия с высшей силой. Жизнь в Боге понимается как приобщение к высшей энергии, что в итоге ведет к обожению. Средствами для достижения последнего называются внутреннее сосредоточение ума и постоянное молитвенное бодрствование. В итоге меняется сама природа человека — он обретает единение с Господом и окончательное спасение.

grigoriy-palama-2-5527989

О нетварном свете

Данное положение является одним из самых главных в учении паламитов. Также именуемый фаворским, этот свет исходил от Христа во время его Преображения и находился в поле зрения учеников. И если ранее преподобный Максим Исповедник говорил о данном свете как о символе, то основатель исихазма развивает мысль дальше. Данное явление осмысляется как проявление нетварной божественной энергии, что посещает подвижника в момент духовного, молитвенного и мистического озарения.

Способность к созерцанию фаворского света обретается через очищение и облагодатствование ума и сердца человека. Увидеть свет означает соединиться с Богом — в этом и есть одна из главных целей в практике исихазма. Это сияние представляет собой предвестник вечной жизни и после спасения осеняет души праведников бесконечно.

grigoriy-palama-3-3628394

Об искуплении

Святитель писал, что до крестной жертвы Христа всякий получал воздаяния по делам его, совершенным в течение жизни. Но Сын Божий, названный «освободителем естества» через непорочное зачатие воспринял в себя поврежденную людскую природу. Так и «по духу рожденные» становятся свободными от греха прародителей — искупление осмысляется как постоянный процесс, во время которого души людей обретают во Христе примирение с Богом-отцом, восстанавливая исходное свое природное состояние.

Искупление понимается паламитами как религиозная жертва. Однако есть некоторые нюансы, связанные с ролью Спасителя. Так, Христос понимается и как жертва, и как приносящий ее Жрец. Человек с его поврежденной грехом природой стал добычей дьявола, но в данном случае силы зла теряют свою власть после воскресения и победы Сына Божьего над смертью.

grigoriy-palama-2775894

О человеке

Природа людей — тварная и поврежденная. Однако она способна стать как бы сонаправленной высшим энергиям и тем самым направиться на путь искупления и спасения души. Такое совместное действие в работах святителя получило название синергии. В конечном итоге происходит трансформация самой сути верующего через принятие Бога в себя.

В целом концепция паламизма о человеке сводится к трем аспектам:

  • его душе;
  • сверхъестественном состоянии;
  • неестественном состоянии.

Человеческая душа разумна, будучи в первую очередь сущностью и лишь во вторую — энергией. При этом животная душа является лишь действием, не обладает самостоятельной субъектностью и умирает вместе с телом. Душа людей тварна, но бессмертна, руководит промыслительными силами тела и после смерти существует уже отдельно от него. Как субстанция она видится рассредоточенной по всему организму, однако в ряде работ сердце указывается как место присутствия души.

Высшее или сверхъестественное состояние понимается как проявление в людях божественного Духа, ведущего к высшим уровням познания и в конечном счете обожению и уподоблению Создателю. Так паламизм трактует христианскую идею о сотворенности по образу и подобию Бога. В этом же ключе видится исихастами и свобода воли — всякая душа одарена мыслью, разумом и возможностью выбора.

Неестественным же состоянием здесь видится отдаление от Бога, что может привести к смерти души и вечной погибели. Но даже испорченность человеческой природы посредством первородного греха все равно понимается как проявление свободы воли, дарованной свыше. Искаженная людская натура продолжает сохранять в себе образ божий, а путь к утраченному совершенству стал вновь возможен благодаря крестной жертве Христа.

grigoriy-palama-23-2672481

Триадология

В данном направлении паламиты, создав учение исихазма, сохраняют следование патристической традиции восточной церкви и активно полемизируют с католиками — этот момент отразился и в спорах с Варлаамом.

В целом догмат о Святой Троице описывается так:

  • исхождение Духа только от Отца;
  • энергетическое единство всех трех Лиц;
  • признание допустимости латинско-католической формулы филиокве («исхождение и от Сына») в вопросе о проявлении энергий.

grigoriy-palama-27-2781876

Христология

Учение паламитов продолжает идеи святых отцов древности и говорит о богочеловеческой природе Христа, свободной от первородного греха. Это свойство было обретено Сыном Божьим благодаря непорочному зачатию — он становится «новым Человеком и Спасителем».

Одним из главных моментов здесь является идея о преображении природы людей во Христе. Он не победил или заменил, но трансформировал ее внутри себя — и этот процесс был необратим. Тем самым людям дается шанс на спасение, ибо Сын тем самым оправдал род людской перед Отцом. Как писал сам святитель, прежний земной Адам сменяется Адамом небесным.

Вместе с тем Иисус для совершения искупительной жертвы принимает такие свойства природы людей, как смертность тела и его подверженность физическому страданию. В тексте «Омилий» Григорий указывает, что в ином случае миссия Христа являлась бы обманом перед лицом Отца.

grigoriy-palama-4-8080493

Евхаристия

Данный греческий термин более известен нам как Причастие. Утверждается тождественность изначального физического и евхаристического тела Христа — то есть православный во время таинства причащается не символически или образно, а в буквальном смысле слова. Тем самым верующий становится сопричастен к спасению, минуя крестные муки, что взяты на себя Иисусом.

Вместе с тем Евхаристия рождает соединение с божественным не только на физическом и духовном, но также душевном и эмоциональном уровне. Это таинство несет верующему радость, принятие и любовь высшего порядка.

grigoriy-palama-20-1985160

Труды и сочинения

Святой оставил после себя богатое наследие. И хотя он прежде всего известен как мистик и духовный практик, большое место среди его сочинений занимают богословские и поучительные труды, а также письма и послания.

Беседы

Сюда входят послания пастве, выдержанные нравственной и социальной тематике, однако и здесь имеются упоминания о фаворском свете. Тексты отличаются высоким, литературным стилем. Сюда входят «Десять бесед» и «Омилии».

grigoriy-palama-3925385

Здесь можно упомянуть составленную святым «Молитву ко Пресвятой Богородице», текст которой воспроизводится согласно агиографическим источникам.

Догматико-полемические

Данный раздел почти полностью посвящен апологетике исихазма, защите от нападок варлаамитов и полемике с ними. «Триады» в этом контексте являются наиболее интересными текстами, отражающими идейную борьбу в богословии того времени.

Работы по этому направлению составляют самый большой удельный вес среди сочинений святителя:

  1. Антирретики против Акиндина.
  2. Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина.
  3. Собеседование православного с варлаамитом.
  4. Десять бесед.
  5. Диспут с хионами.
  6. Исповедание Православной веры.
  7. О Божественном и обоживающем Причастии, или о Божественной и сверхъестественной простоте.
  8. О Божественном соединении и разделении.
  9. О Божественных энергиях и их причастии.
  10. О исхождении Святого Духа.
  11. О священнобезмолвствующих.
  12. Против Иоанна Векка.
  13. Святогорский томос в защиту священнобезмолвствующих.
  14. Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским и нравственным.
  15. Трактат о том, что Варлаам и Акиндин поистине нечестиво и безбожно разделяют единое Божество на два неравных божества.
  16. Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом.
  17. Триады в защиту священнобезмолвствующих.

grigoriy-palama-7-3737456

Нравственно-аскетические

Эти произведения посвящены вопросам морали, нравственности и христианской духовной дисциплины. Наиболее заметен здесь аскетический трактат, предназначенный для Ксении — монахини, воспитывавшей дочерей императора.

Произведения из данного списка в основном включают в себя послания, поучения и комментарии:

  1. Беседа в день памяти Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; и о любви к Богу и к ближнему.
  2. Ответ Павлу Асеню.
  3. К Ксении о страстях и добродетелях.
  4. Изъяснение десяти заповедей.
  5. Десятословие по Христианскому Законоположению.
  6. Три главы о молитве и чистоте сердца.
  7. О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться.
  8. Слово на житие прп. Петра Афонского.

Письма

«Письмо своей Церкви» примечательно тем, что было написано автором во время пребывания в плену у турок. Здесь рассказывается о его общении с иноверцами и сообщаются ценные исторические сведения о нравах, быте и отношениях между народами в XIV столетии.

На иностранных языках

Из англоязычных текстов, имеющихся в сети, можно отметить «Триады» (The Triads )и «150 глав» (The one hundred and fifty chapters). Также оцифровано и доступно в электронном виде собрание сочинений на греческом языке.

Самым значимым и фундаментальным зарубежным изданием трудов святителя стала Patrologia Graeca. Это собрание сочинений отцов восточной церкви на греческом языке с параллельным переводом текста на латынь вышло в Париже в 1857—1876 годах. Произведения выстроены в хронологическом порядке с I по XV век. Данный порядок объясняет тот парадокс, что в 151-й том вместе с Григорием оказались включены его идейные противники — Варлаам и Акиндин.

grigoriy-palama-22-5036385

Переводы

Самые ранние тексты сочинений святого Григория на славянских языках датированы 1360-ми годами. Политический контроль Сербии над греческими землями в этот период обеспечил и культурный обмен — первые переводы трудов мистика появляются именно в этой стране. Сохранились списки работ в сборниках Дечанского и Хиландарского монастырей. Наиболее известны похвальные слова и омилии Димитрию Солунскому, послание на Успение Богородицы и праздник Введения Ее во Храм.

На Руси больше всего стали известны поучения против католиков, которые проникли сюда при Иване Грозном. Зафиксированы сербские издания и доставленные с Афона антилатинские сочинения самого святителя и его ученика Николая Кавасилы. Через болгарское посредство приходит перевод «Прений с хионами и турками». Но лишь с конца XVIII века в России начинается планомерная работа по переводу текстов святителя Григория сначала на старославянский, а после и на современный русский язык.

Молитвы и тропари святому

Читаются святителю о даровании молитвенного усердия и сил для соблюдения поста, а также при трудных ситуациях в жизни.

Канон читается в дни памяти 11-го (24-го марта) и 14-го (27-го) ноября при церковном богослужении и домашней молитве.

Акафист составлен монахом Герасимом Микрагианнанитом, утвержден Синодом Русской Православной Церкви в 2012-м году. Читается при церковных богослужениях и домашней (келейной) молитве.

Видео

Краткий пересказ жития святого Григория и сути его учения.