Блаженный Аврелий Августин: биография, учение, труды

Аврелий Августин  (или Августин Блаженный) – виднейший представитель религиозной философии. Будучи епископом Гиппонским и одним из отцов Латинской церкви, он оказал существенное влияние на развитие философской религиозной мысли: средневековой и Нового времени. Труды Аврелия известны богословам всего мира, они многократно переиздаются, изучаются в рамках многих дисциплин.

avr-5457578

Августин Аврелий жил в 354-430 гг. Он запомнился, как один из величайших мыслителей и теологов Запада. Родился философ в Тагасте, в провинции Нумидия (ныне Алжир). Его отец был язычником, а мать христианкой. Она всеми силами старалась прививать Августину христианские ценности, обучая основам религии.

В юности Августин Аврелий был скептиком, не находя удовлетворения в религии. Он учился в Карфагенской школе, где впервые познакомился с философией, историей литературой, стал известным ритором (оратор, учитель речи).

Обучаясь риторике в Карфагене, будущий епископ Августин познакомился с женщиной, с которой они в дальнейшем стали парой на 13 лет, однако в официальном браке не жили из-за разного социального статуса. Позже мать нашла ему достойную кандидатуру в супруги, но Аврелий все же на ней не женился, поскольку уже был занят философскими теологическими изысканиями.

Долгое время Августин Блаженный не мог найти ответа на свои философские экзистенциальные вопросы о смысле жизни, о сущности Бога.

В 386 году, после долгих размышлений и изучения основ религии, Аврелий Августин обратившись к христианству, принял крещение. Немалый вклад в это решение внесли проповеди Амвросия Медиоланского. Именно он позже крестил Августина Аврелия. После чего философ уехал в Италию, где продолжил свои философские исследования в области теологии.

avg1-3347814

Августин Аврелий изучал труды знаменитых религиозных философов, увлеченно относился к теме монашества. После смерти матери теолог с сыном прибыли в Африку, где сын впоследствии тоже скончался.

В 391 году Аврелий был рукоположен в священники и стал епископом города Гиппона (ныне Алжир). Он провел остаток своей жизни, занимаясь проповедью, написанием философских трудов, борьбой с ересями. Его наиболее известные труды «Исповедь», «Град Божий», «О свободе воли».

Августин Аврелий умер в 430 году в Гиппоне, оставив после себя огромное наследие в области философии, теологии, литературы. Его философские мысли и идеи оказали огромное влияние на развитие христианской теологии и философии Запада.

Религиозные взгляды и философия

Философскую концепцию Августина Аврелия относят к неоплатонизму. При этом следует помнить, что философия для Августина Блаженного неотделима от религии и все, поднимаемые ею проблемы, рассматриваются через призму христианского учения. Соответственно, каждое философское понятие или историческое событие трактуется особым образом.

Философский путь Августина Блаженного начался с попытки постичь божественные истины, а продолжался в русле проповедей и собственных трактовок священных текстов. В своем учении Августин Аврелий уделял внимание проблемам нравственности мира, добра и зла, свободы, истории, времени.

История для Августина Блаженного – это божественное действие во времени и пространстве. Бог движет историю в направлении конечной цели Судного дня. Наиболее подробно свою концепцию истории Августин Аврелий раскрывает в философском труде «О граде Божьем», где и выделяет 7 главных исторических эпох.

Аврелий не считает историю рядом случайных событий. Он утверждает, что она имеет свойство множественности значений. Бог через историю дает людям возможность понять Свои замыслы. Каждый человек должен искать значение своей жизни в божественном порядке, выраженном в истории.

Для Августина Блаженного история не только доступное наблюдение прошлого, но и средство для достижения знаний и осмысления истины.

Что касается истины, то о ней рассуждает Августин в философских трудах против скептиков. Там он опровергает основную мысль оппонентов, что истину нельзя познать. Он уверен, что можно.

В своих философских трудах он развивал идею, что истина – это не просто знание, но и воля, и что она исходит от Бога. Августин Аврелий утверждал, что истина существует независимо от наших ощущений, суждений или представлений о ней.

Он разделял истину на две категории – истину, которую можно познать умом, и истину, которую можно познать только верой. Первая форма истины связана с природой, миром вокруг нас, вторая – с Богом и религиозным опытом.

Аврелий также говорил о том, что истинное знание о Боге возможно только через веру и божественное откровение. Он признавал важность ума, рационального мышления, но считал, что вера является более достоверным и полным источником истины.

В целом, философское учение Августина Блаженного об истине включает в себя идею, что истина – это божественный замысел, который может быть понят только через соединение разума с верой.

Истинное знание не ограничено мирской рациональной мыслью, а является результатом божественного откровения, которое доступно только тем, кто искренне верит.

avg4-7373081

Среди важных философских понятий, занимающих Аврелия, было познание. В процессе познания главную роль он уделял человеческой воле. Эта концепция отличалась от всех ныне существующих, поэтому могла считаться новаторской. При этом Августин Блаженный не отрицал важность ума и памяти.

В его учении выделяются 3 ступени познания:

  • внутреннее, чувственное восприятие;
  • ощущение, рефлексия восприятий;
  • разум – итог рефлексии, постижение истины.

Для правильного следования пути философского познания, Августин Аврелий советовал грамотно относиться к выбору авторитетов.

Что касается понимания добра и зла, несмотря на то, что Августин Блаженный придерживался традиционной философской концепции, он внес туда некоторые нестандартные идеи.

Добро и зло для Аврелия существуют как духовные силы, которые присутствуют в мире и в сердцах людей. Все люди имеют свободную волю и могут выбирать между добром и злом.

Зло может возникать из желания наслаждаться физическими удовольствиями, которые часто искажают правильное восприятие реальности и приводят к греховным поступкам. Человеку нужно стремиться к духовному преображению, чтобы преодолев влияние зла, достичь высшей цели – божественного спасения.

Но при этом добро и зло неоднозначны, они могут приобретать разные формы. Зло в итоге может обернуться добром, а добро бывает ослабленное. В итоге Августин Аврелий приходит к философской мысли, что зло и добро – две стороны одной медали, они оттеняют друг друга.

Труды

Августин Аврелий за годы своей философской деятельности написал десятки сочинений. Всего 232 книги, чья ценность не умаляется до сих пор, сперва являясь основой теологии и постепенно приобретая культурный смысл.

Немалое значение имело то, что Augustinus писал на латыни, что сделало его труды более доступными для основной публики.

Исповедь

Главное автобиографическое произведение Аврелия, в котором он переосмысливает свою жизнь и рассказывает, как пришел к пониманию божественных идей. Это – одно из наиболее масштабных и серьезных философских произведений, оно изложено в 13 книгах.

В первых томах Аврелий Августин повествует о злоключениях своих первых лет сознательной жизни. Под злоключениями понимаются больше не физические испытания, а душевные терзания, связанные с отсутствием Бога в промыслах человека.

Августин Блаженный кается в своих многочисленных грехах, среди которых ложь, честолюбие, алчность. Аврелий рассказывает, что не было в тот период в нем ничего святого и душа горестно терзалась этому. Нигде не мог найти он покоя, всегда испытывал беспокойство.

Начиная с 8 и по 9 книгу, Аврелий Августин откровенно рассказывает, как обрел Бога и принял христианство. В этот же период жизни, умерла его мать, всегда бывшая верующей христианкой. Вера принесла Аврелию утешение, она раскрылась во всей своей полноте и красоте. С этого момента он стал изучать религию, все больше убеждаться в ее истинности, разочаровавшись в радостях земных страстей.

«Те, кто хотят радоваться внешнему, быстро увядают, растрачивают себя на зримое и преходящее и в своем изголодавшемся воображении пытаются отведать несуществующей пищи»

Последние книги «Исповеди» – уже более серьезное, философское и менее автобиографичное произведение. Там Августин Аврелий предстает в роли проповедника и закладывает первые основы будущей теологии, пытаясь приблизить людей к пониманию бога, отойдя от собственной биографии.

В «Исповеди», как нигде, показана эволюция человеческой психики, человек проходит путь от беспокойного грешника до познавшего Бога проповедника, он находит ответы на свои вопросы, обретает покой.

avg6-1702519

О граде Божьем

Это произведение связано с исторической эпохой и происходящими в ней событиями. Захват вестготами Римской империи дал философу почву для осмысления человеческой природы. Именно в работе «О граде Божьем» Августин Аврелий философствует о необходимости принятия Бога, противопоставляя примитивные верования язычников религии христиан.

Здесь же очевидна позиция Августина о допустимости насильственной христианизации, обращении еретиков к церкви. Он считает это оправданными. Попутно философ критикует языческие воззрения, пытаясь их разоблачить.

Основной идеей философского произведения выступает противопоставление «Града Божьего», то есть государственного устройства, построенного на добродетели, соблюдении Божьих заветов, «граду Земному», которым правит дьявол.

Как ни странно, но к концепции «Града Божьего» Августин Блаженный считает максимально приближенными философские идеи Платона об «Идеальном государстве». Однако первична вера в Бога, а потом уже государственный порядок.

Мы вынуждены рождаться в Земном граде, но должны стремиться к Божьему. Земное царство не может быть идеальным, поскольку даже самый мудрый правитель не сможет избежать вынужденных войн.

Также в сочинении Богослов рассуждает о пришествии Антихриста и оживлении всех умерших в их же телах перед Великим судом.

Ценность произведения в том, что Августину Аврелию удалось так переосмыслить текст ветхозаветной Библии, чтобы провести параллели с современной исторической эпохой, что сделало философскую теологическую концепцию наиболее доступной для понимания, придало ей истинности.

avg10-2966977

Против академиков (скептиков)

Борьба со скептицизмом занимала важную часть деятельности Августина Аврелия. Он посвятил этому занятию значительную часть жизни. Главная претензия к философским идеям скептицизма состоит в том, что в них не допускается существование истины. А истина – это Бог. Соответственно, скептики против существования Бога.

Августин Блаженный считал, что истина существует и может быть познана человеком. Одним из аргументов, который он приводил, было то, что скептики, утверждающие, что истина не существует, сами при этом высказывают истинное утверждение. Более того, высказывание скептиков о том, что мы можем знать лишь что-то близкое к истине? уже говорит о том, что она возможна, иначе, как бы к ней можно было приблизиться?

Он также утверждал, что скептицизм приводит к отчаянию и безвыходности, потому что лишает людей возможности доверять, находить ответы на жизненные вопросы.

Августин Аврелий критиковал скептиков за их отрицание рациональности, логичности. Он говорил, что разум и знание являются неотъемлемыми частями человеческой природы, что скептицизм ограничивает человека в его способности мыслить, познавать окружающий мир.

Отрицание истины, по мнению Августина Блаженного, может привести к разрушению интерпретации мира.

О Троице

Это одно из ключевых произведений Августина Блаженного, подтверждающее его статус значимого богослова и философа раннего христианства. В этом произведении Аврелий изучает тайну святой Троицы – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

avg11-4476467

Первая часть произведения Августина Блаженного посвящена теоретическому анализу понятия Божественной Троицы, вторая часть – философскому рассуждению о ней, как высшем образце истинной любви.

Августин Блаженный доказывает, что Троица является одновременно единым Богом и тремя персонами, которые существуют в одном предельном смысле. Он пытается объяснить, что Троица существует вне времени, пространства и материального мира. Августин Аврелий утверждает, что Бог – это единое существо, которое проявляется в трех личностях, каждая из которых имеет свою индивидуальность и бытие.

Аврелий заявляет, что Божественная сущность сама по себе не понятна и не может быть полностью познана разумом человека. Он приходит к выводу, что разум не может понять Божьи тайны, что Бог может быть познан только с помощью веры и духовного переживания.

Августин Блаженный рассуждает о любви в контексте Троицы, объясняя, что Бог есть Любовь. Согласно Аврелию, любовь является основным желанием души, когда люди желают блага для других, они следуют пути Бога, так как подобные порывы происходят от Бога. Августин считает, что лучший образ Божественной любви можно увидеть в отношениях между Отцом, Сыном и Святым Духом в Божественной Троице.

Интересно то, что Отец Церкви заостряет внимание на создании человека по образу и подобию именно Троицы, то есть Отца, Сына и Святого духа. В человеке также заложено триединство, проявляющееся в разногласиях и противоречиях самопознания, сходящихся все же в одной точке.

В целом, это произведение Августина Блаженного является одним из выдающихся теологических и философских трудов о Божественной Троице. Оно отражает основные богословские и философские представления, доктрины раннего христианства, а также представляет фундаментальные принципы христианской этики и мировоззрения.

О жизни блаженной

Это важное произведение Августина Блаженного, в котором он описывает путь к истинной, блаженной жизни. Это философский труд, что неразрывно связан с его личным опытом обращения к христианству. Он представляет собой метафизическое изложение учения Христа.

avg12-1676986

Августин Аврелий объединяет свое теологическое и философское понимание жизни с практическими советами по достижению блаженной жизни. В произведении он описывает, каким должен быть путь к Богу, чему нужно учиться, каким образом следует жить для скорейшего постижения истины.

Он отмечает, что блаженство не достигается материальными благами или удовольствиями, а приходит через правильные поступки, через образ жизни, нацеленный на постижение Бога, служение ему. Согласно Августину Аврелию, блаженство достигается человеком, который не подвержен страху и страданию, а который общается с Богом, устремляет к нему свою душу.

В работе «О жизни блаженной» Августин Аврелий определяет понятие блаженства как единение с Богом, как способность преодолеть временность в мыслях и в жизни. Показывает, что человек должен стремиться к совершенству путем духовной жизни, того, что он называет «найти Бога в сердце».

Августин Аврелий также уделяет внимание в произведении различным аспектам жизни, таким как добродетели, милосердие, радость, скромность, справедливость. Он утверждает, что все эти качества наполняют жизнь блаженного человека, который стремится к Богу, руководствуясь принципами христианства.

Таким образом, произведение Августина Блаженного «О жизни блаженной» является проявлением его философского и богословского изучения пути к Богу. В нем он описывает идеал совершенствования, который лежит в основе христианской традиции, являясь неразрывным связующим звеном между нами с Отцом Небесным.

О свободе воли

Произведение Августина Блаженного «О свободе воли» – это дискуссионный текст, диалог, в котором автор размышляет о природе свободы и ее отношении к Божьей воле.

Августин считает, что свобода воли заключается в возможности выбора между добром и злом. Наша способность выбирать не ограничена факторами, такими как наследственность или общественное влияние. Вместо этого, мыслитель заявляет о том, что наша свобода воли может быть ограничена лишь страстями или желаниями.

avg3-8375980

Августин Аврелий также обсуждает Божью волю, ее отношение к свободе воли. Он утверждает, что Бог имеет свою волю, которая иногда может противоречить нашей собственной свободе выбора. Однако Августин считает, что наша свобода воли не может быть подвергнута нарушению, даже если Божья воля противопоставляется нашим желаниям.

Воля дана человеку для того, чтобы постоянно делать выбор. И на основании его выбора и будет совершаться суд над его поступками.

В целом, произведение Августина Блаженного «О свободе воли» является важным философским трактатом, обсуждающим сложную тему свободы воли и ее взаимосвязь с Божьей волей.

О книге Бытия, против манихеев

Данный трактат является первым трудом Августина, в котором он разбирает книгу Бытия. Стоит сказать, что Аврелий одно время серьезно интересовался манихейством, считая, что там найдет научные обоснования ответов на главные вопросы жизни. Однако, убедившись в безнравственности секты, ушел от нее, неоднократно возвращаясь к критике манихеев.

В своем произведении он обращается к учениям манихеизма, которые были распространены в его время. Августин Аврелий пытается показать, что философские теории манихеев, как, например, учение о двух принципах, не соответствуют библейскому учению, они логически непоследовательны.

avg0-2242321

Трактат «О книге Бытия» является одним из ключевых текстов в истории религиозных диспутов, а также теологических или философских споров.

Философские труды Августина Аврелия, важнейшего представителя патристики, оказали огромное влияние на философию, теологию, культуру последующих эпох и внесли существенный вклад в развитие философской мысли.

А что вы знаете о таком видном представителе церкви, как Августин Блаженный? Удивили ли вас некоторые факты его биографии? Какие философские концепции показались наиболее интересными?

Список литературы

  1. Августин. Избранные сочинения. В 4 ч. — М., 1786
  2. Трубецкой Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в., Ч. 1. Миросозерцание Бл. Августина. — М., 1892.
  3. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. — М.: Мысль, 1979. — С. 181—340.
  4. История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002
  5. Mader J. Die Logische Struktur des personalen Denkens: Aus der Methode der Gotteserkenntnis bei Aurelius Augustinus. Wien, 1965