Монастыри Зосимовой пустыни: история и современность

Свято-Смоленская пустынь — мужской монастырь, находящийся на Владимирщине, неподалеку от города Александрова.

Принадлежал к числу скитов и пустыней, расположенных у Сергиевой Лавры.

Время основания пустыни — восьмидесятые годы семнадцатого века.

zosimova-pustyn-2-7342618

Холмы на берегу речушки, вековой лес, наполненный первозданной тишиной — так выглядела пустошь в те годы, когда пришел сюда странник-пустынножитель Зосима.

Он решил остаться в этом уединенном месте, словно созданном для размышлений Создателе. Выстроил себе келью, вырыл два колодца, посадил огород и обустроил пасеку.

До сих пор паломники возвращаются из тех мест с баночками ароматнейшего меда.

Пустынь в те времена звалась Ульяниной: боярыня Ульяна Зворыкина передала принадлежавшую ей землю своим сыновьям, а те пожертвовали ее Сергиевой Лавре, на помин душ родителей.

Вокруг подвижника собралась братия, и пошли в Пустынь православные богомольцы за наставлениями и советами умудренного жизненным и молитвенным опытом старца.

Показательно, что среди многочисленных паломников, побывавших в пустыни при жизни отшельника, была сестра Петра Первого, Наталья. Царевна очень почитала Зосиму и помогала основанной им обители.

Но вот старец умер, и большая часть братии ушла из обители. Обитель опустела, но могила пустынника почиталась местным населением как святыня. По слухам, ее посещала даже будущая царица Елизавета, которая по принуждению долго жила в Александрове.

Монашество в Пустыни то возрождалось, то угасало — все не находилось духовного лидера, равного по авторитету Зосиме.

Вторая жизнь Пустыни началась с деревянной часовни, построенной в 1848 году на деньги местного мецената над могилой основателя обители.

zosimova-pustyn-14-2846769

Историческая судьба

Заброшенная обитель была приписана к Сергиевой Лавре. Именно монахи лавры и возродили пустынь в тысяча восемьсот шестьдесят седьмом году.

Здесь, однако, стоит упомянуть еще одного человека, имевшего самое непосредственное отношение к возрождению Пустыни. Блаженный, известный в Москве и Санкт-Петербурге и лично знакомый с императорской фамилией, хоть и считался юродивым, но имел трех сыновей. Все они стали монахами и пошли по стопам отца, ведя пещерный образ жизни. Средний сын и получил от отца благословение на возрождение пустыни, и по его инициативе на обитель обратили внимание церковные и светские власти.

Не обошлось тогда и без откровенных наветов — монахов пустыни даже обвиняли в печатании фальшивых денег.

А непосредственным ее обустройством занимался игумен Герман, который пришел сюда с тринадцатью послушниками. Через год к ним присоединился сам Федор Соловьев, впоследствии знаменитый Алексий Зосимовский.

Герману удалось добиться процветания обители: в конце девятнадцатого века деревянную часовню над могилой основателя пустыни сменил каменный собор. Чуть позже были воздвигнуты еще два храма. В те времена там проживало сто монахов.

После захвата власти большевиками пустынь пережила тяжелые времена. Грабежи и прочие кощунства стали обычным делом. Лишь благодаря Герману власти не предпринимали попыток официально закрыть обитель.

Говорят, что игумен предсказал закрытие обители после его смерти. Так и вышло. Сразу после кончины игумена в тысяча девятьсот двадцать третьем году пустынь была закрыта, ее храмы разграблены, а самые активные из насельников подверглись жесточайшим репрессиям, став мучениками за веру.

Позже на территории пустыни расположилась военно-инженерная часть.

zosimova-pustyn-31-4569920

Восстановление и реставрация

Третья жизнь обители началась весной 1992 года, когда был издан указ об открытии монастыря и возобновлении в нем монашеской жизни.

Начинаются первые богослужения, собирается братия, приходят паломники. Возрождение обители потребовало от церковных деятелей больших организационных усилий.

Помимо активной реставрационной работы велась организация подсобного хозяйства и быта насельников, налаживание уставных богослужений, передача зданий и сооружений в лоно церкви.

Военные к тому времени считали себя полновластными владельцами монастырской территории и сооружений, на ней расположенных. Дело доходило даже до стычек — дискотеки в солдатском клубе специально назначались на время богослужений.

Игуменам, возглавлявшим обитель в те сложные дни, потребовалось много такта, терпения и мудрости, чтобы наладить с военными добрососедские отношения. Их старания не пропали даром — военно-инженерная часть оказала большую помощь в восстановлении обители. Однако самый поразительный результат сотрудничества обители и воинской части — возникновение солдатского хора. Сегодня этот коллектив является дипломантом фестивалей православной музыки.

Современное положение

Ныне Зосимова пустынь живет полной жизнью и полностью исполняет свое святое предназначение. В нем проходят богослужения, принимаются паломники, трудники, братия ведет большую духовно-просветительскую деятельность.

С 2017 года начал работать музей истории, где вниманию посетителей предлагаются следующие залы:

  • история монастыря;
  • подвижники пустыни;

Также обитель предлагает паломникам ряд бесплатных познавательных экскурсий. Все желающие могут осмотреть монастырские достопримечательности, которые являются памятниками национальной архитектуры, узнать подробности о жизни подвижников, включая Зосиму, Германа и Алексия.

Говоря о современной жизни обители, нельзя не отметить одну характерную особенность — монастырь, по своей сути должен быть учреждением закрытым, отрезанным от мира.

В данном случае все обстоит иначе: офицеры и их семьи, солдаты — все они стали неотъемлемой частью обители. Монахи идут в храм, дети бегут в детский сад, солдаты поют в православном хоре…

Монастырь не отгораживается от внешнего мира, а идет к нему и наоборот. Столь гармоничного сочетание духовного и мирского удается добиться не везде и не всегда.

zosimova-pustyn-24-8751973

Участие в православных выставках

Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь участвует выставках как в столице России, так и в других городах. К этому виду деятельности братия относится с большой принципиальностью — только определенные лица, имеющие специальные документы, вправе проводить выставки от имени Зосимовской обители.

Архитектура пустыни

Внешний вид

Наиболее долговечными оказались каменные сооружения обители. Все они строения относятся к годам Германа. Построены из красного кирпича в модном в то время русском стиле. Именно ими сегодня любуются те, кто посещает обитель.

zosimova-pustyn-7-3491000

Внутреннее оформление

Основными элементами внутреннего убранство храмов являются мощи святых и чудотворные иконы.

При восстановлении храмов, реставраторы старались воспроизводить их внутренне убранство в изначальном виде.

zosimova-pustyn-19-9135093

Святыни храма

Мощи Зосимы

Рака с мощами подвижника установлена в Смоленском Соборе. О святости останков основателя пустыни свидетельствует благоухание, которые они источают. Приложиться к мощам может любой желающий ежедневно во время утреннего молебна.

zosimova-pustyn-15-4297513

Мощи Германа и Алексия

Рака с мощами Германа и Алексия также находится в главном соборе. Современники и друзья, духовники друг друга и сейчас вместе.

zosimova-pustyn-18-9127260

Смоленская икона Богоматери

Эта икона еще во время своего пребывания в Греции считалась чудотворной. Образ двухсторонний: на одной стороне изображена Богородица с младенцем Иисусом, на другой — распятый Христос на фоне Иерусалима. Полагают, что именно с этой иконой пришел в тогда еще глухую пустынь ее основатель.

Была и другая одноименная икона. В ней хранились частицы пояса Девы Марии и мощей Георгия Победоносца.

Обе иконы были похищены из храма во времена гонений на религию — в безбожные двадцатые годы прошлого столетия.

Современная икона написана в девятнадцатом веке. Она находится с правой стороны от входа в собор и почитается как чудотворная. Помогает верующим излечивать телесные и духовные недуги.

zosimova-pustyn-28-4776172

Икона Спасителя

Эта икона находится в левом приделе Смоленского собора и была пожертвована монастырю недавно. Тогда лик Христа на ней был почти неразличим.

Неизвестно, каким кощунствам подвергался образ до того, как оказался в храме. Однако при свете свечей, под молитвенные песнопения лик Спасителя постепенно начал проявляться все четче.

zosimova-pustyn-16-8448041

Архитектурный ансамбль

При игумене Германе по всей территории пустыни росли фруктовые деревья, были разбиты цветники. Обитель была обнесена невысокой кирпичной оградой с четырьмя угловыми башнями.

Справа и слева от въезда находились двухэтажные здания с кельями для братии. Вдоль западной стены в двухэтажном доме размещались покои игумена.

Между трапезным корпусом и собором находился деревянным дом. В нем до до того, как стать затворником, жил и принимал исповеди схимонах Алексий.

В средней, восточной части ограды располагалась колокольня с башенными часами. За монастырской стеной была построена двухэтажная гостиница для паломников.

Смоленский собор

Является главным храмом обители.

Построен на месте погребения основателя Пустыни. Включает три придела.

zosimova-pustyn-30-3944486

Храм Всех Святых

С восточной стороны к нему пристроен корпус с кельями, где с 1916 года до закрытия монастыря жил игумен Герман, который здесь принял тайное пострижение в Великую схиму и здесь же умер.

Там же на склоне лет жил и его сподвижник Алексий.

Сейчас храм восстанавливается. Каждое последнее воскресенье месяца здесь проходит водосвятный молебен, а затем — ночная литургия.

zosimova-pustyn-27-2365203

Храм Сергия Радонежского

Храм расположен на втором этаже трапезного корпуса. Сейчас там размещается детский сад для детей военнослужащих. Планируется вернуть храм церкви.

zosimova-pustyn-5-6940952

Часовня

Построена примерно в 1890 году над колодцем, вырытым, по преданию, сами отшельником. Утрачена приблизительно в 1930 году. Сейчас от колокольни остался лишь фрагмент фундамента. Сам колодец уцелел. Расположен в урочище Отчин колодец.

Местные жители почитали и посещали колодец и после ликвидации обители — туда шли крестные ходы на праздник Одигитрии.

zosimova-pustyn-29-2405257

Колокольня

Великая Отечественная война стала причиной разрушения этого великолепного образца русского зодчества. Военные посчитали, что колокольня послужит наступающим частям вермахта ориентиром для артиллерийского обстрела и снесли два верхних яруса, разрушили стену здания.

Однако эти бедствия не закончились. Размещенная в колокольне водонапорная башня благоприятствовала дальнейшему разрушению памятника архитектуры: переливаясь через край емкости, вода размывала фундамент, а зимой, замерзая, рвала кирпичную кладку.

На данный момент на ремонт колокольни нет финансовых средств.

zosimova-pustyn-3-6904033

Настоятели

С 1897 по 1923 годы обителью управлял схиигумен Герман. Человек больших талантов, строгий аскет и иконописец, Герман был духовным наставником и вельмож, и простых людей.

В марте 1994 года один из насельников видел во сне крест схимика и слышал голос, который повелевал поставить крест на могилу Германа. Могила была вскрыта, мощи переоблачены в схиму, на месте погребения установлено временное надгробие. Мощи Германа торжественно перенесены в собор. В монастыре хранятся вещи игумена.

Другие игумены:

  1. С 1992 по 1993 год — Порфирий.
  2. С 1993 года — Нил.
  3. До 2003 года — Петр.
  4. С 2005 года — Серафим.

zosimova-pustyn-17-8660570

Братия

Настоятелем и духовником монастыря, председателем Духовного Собора является отец Серафим.

Служит церкви с 16 лет. В 1998 году окончил Московскую духовную семинарию. В 2000 году пострижен в монашество и наречен в честь Серафима Саровского.

В 2005 году назначен настоятелем Пустыни, а в 2010-м — возведен в сан игумена.

Братия:

  • казначей монастыря;
  • три священнослужителя;
  • пять монахов;

Требы в храме

Рекомендуемые суммы пожертвований за требы размещены в соответствующем разделе на официальном сайте монастыря.

Оплатить их можно переводом, а сообщить имена тех, кого требуется помянуть — по телефону или электронной почте.

Престольные праздники

В обители отмечают следующие праздники: Святой Троицы, Марии Египетской и Рождество Иоанна Крестителя.

Число праздников соответствует количеству придельных престолов храмов обители.

Богослужения

Тридцатого января 2019 года прошло торжественное богослужение, посвященное памяти схиигумена Германа.

Расписание других богослужений размещено на официальном интернет-портале обители.

Паломничество в обитель

Для паломников, приезжающих на богослужения, пища и ночлег предоставляются бесплатно.

Проводится ряд познавательных, тематических экскурсий.

zosimova-pustyn-33-6738496

Троице-Одигитриевский женский монастырь

Возведение и основание

Основатель — схимонах Зосима. Пустынь основана в 1826 году на земле, пожертвованной местной помещицей.

С основанием обители связана красивая легенда, повествующая о том, что во время нашествия на Россию Наполеона, крестьяне прятали в непроходимых лесах икону Одигитрии-Путеводительницы.

Тогда-то в лесных дебрях и появился никому не известный старик, который произнес всего несколько слов о том, что в этом месте будет прославлено имя Божьей Матери. Таинственный старец исчез также внезапно, как и появился…

Не менее интересна и другая легенда, связанная с Зосимой. Уже после основания монастыря старец испытывал непреодолимое желание отправится пешком на богомолье в Соловецкий монастырь, но боялся оставить сестер одних на целый год. В конце концов, он решил поступить, как Иоанн Лествичник, и спросить совета у духовной особы. Ответ был категоричен — старцу рекомендовали отменить путешествие.

Историческая судьба

С 1856 по 2000 год обитель успела побывать монастырем, земледельческой артелью и пионерским лагерем.

Не обошлось в истории обители и без мистики. Так, попытки властей снять крест и обезглавить один из монастырских храмов раз за разом терпели неудачу. Люди, пытавшиеся снять крест, срывались с купола или по неким аварийным причинам не могли добраться до цели.

Даже с помощью вертолета снять крест не удалось, и храм оставили в покое.

zosimova-pustyn-12-6630306

Восстановление

в 2018 году проведена реставрация четырех объектов, расположенных на территории женского монастыря.

Разрабатывается проектно-сметная документация на ремонт других сооружений, являющихся объектами культурного наследия регионального значения.

Современное положение

В Одигитриевом монастыре есть огород, коровник, курятник и пасека. Налаживается производство просфор и монастырского хлеба. Обитель шефствует над двумя приютами: для подростков и детей-инвалидов. Планируется открытие воскресной школы.

В обители постоянно проводятся лектории, встречи с интересными людьми. Так, в январе 2019 года лекцию об истории церковно-славянского языка, чтению на нем Библии провел филолог, преподаватель Православного Свято-Тихоновского университета.

Анонсы других, не менее интересных мероприятий, вход на которые бесплатный, размещены на сайте монастыря.

Миссионерская деятельность

Монастырь ведет большую работу по проповедованию, сопровождающуюся раздачей специальной литературы. Богословские материалы о современном миссионерстве можно найти на официальном сайте монастыря.

Архитектура и убранство женского монастыря

Внешний вид

Кроме двух храмов на территории монастыря расположены дом-причта, колокольня, хозяйственный корпус и дом с мезонином.

Эти здания были отреставрированы в 2018 году.

zosimova-pustyn-9-6553904

Внутреннее оформление

Внутреннее оформление храмов соответствует канонам оформления православных храмов.

Есть, правда и характерные особенности. Так, Троицкий храм отличается деревянными половицами — деталью редко встречающейся в монастырских храмах.

zosimova-pustyn-20-2925875

Святыни храма

В монастыре хранятся:

  1. Икона «Одигитрия».
  2. Частицами святых мощей.
  3. Частица Креста Господня.

Архитектура

Храм Святой Троицы

Главный храм монастыря. Построен в 1855 году. В настоящее время там проводятся все богослужения. Храм открыт ежедневно с 8 утра до 19 вечера.

zosimova-pustyn-26-7843119

Храм над вратами

Расположен на втором ярусе монастырской колокольни. Богослужения проходят несколько раз в год.

Источник

Пустынножитель и затворник, старец много лет провел в лесной келье. Подле нее он вырыл колодец.

В советское время все было разрушено. Но местные жители помнили о колодце, ходили к нему крестным ходом.

Вода в нем, по преданию, способна исцелять. Рядом с колодцем — разрушенная часовня. Это место посещают и верующие и те, кто просто интересуется историей православных храмов.

Сруб колодца восстановили в 1997 году.

Настоятельницы монастыря

Монастырь в разное время возглавляли настоятельницы: Вера, Афанасия, Магдалина, София, Афанасия и Елена. Сегодня сестрами руководит игуменья Фаина.

Очень показательны судьбы двух настоятельниц обители — игумений Афанасий. Они управляли обителью в разные века с разницей в пятьдесят лет и носили одинаковые имена. Первая на склоне лет из-за болезни ног не смогла ходить, и сестры возили ее на тележке. Последним, тяжелым ударом ударом стало для матушки известие об убийстве царя Александра. Игуменья пережила императора всего на неделю…

Следующей жертвой революционных бурь стала другая Афанасия — на ее долю выпали большевистские гонения.

zosimova-pustyn-1-3876069

Требы

Размещены на официальном сайте монастыря.

К ним относятся:

  1. Записка.
  2. Сорокоуст.
  3. Сестринское поминовение.
  4. Молебен.
  5. Панихида.
  6. Псалтирь.
  7. Венчание.
  8. Крещение.

Рекомендуемые суммы пожертвований также можно найти на сайте.

Возможно исполнение треб на дому и освящение автомобиля на монастырской стоянке.

Престольные праздники

Сведения о них можно найти на официальном сайте монастыря.

Количество престольных праздников соответствует числу приделов, названных в честь святых.

Богослужения

Расписание богослужений размещено на официальном сайте Троице-Одигитриевской обители.

Следует отметить, что в монастыре особо почитаем святой мученик Трифон. Акафист по нему читается каждую среду.

К Трифону чаще всего обращаются те, кто нуждается устройстве на работу.

Трудничество

Обитель постоянно нуждается в рабочей силе, однако не может принять всех желающих.

Принимаются только женщины и совершеннолетние девушки.Мужчины принимаются только на день.

Обязательным условие — наличие российского паспорта.