Реймсский собор во Франции — место коронации монархов Нотр-Дам

Реймский собор во Франции (Нотр-Дам-де-Реймс) составляет главную гордость города с 2500-летней историей. Это величайший образец сакральной готической архитектуры. В его стенах проходили коронации почти всех французских монархов. Реймс находится в 150 километрах от Парижа, в самом сердце региона Шампань. Город знаменит не только виноградниками, но и великолепными архитектурными памятниками.

Стоит отметить, что в большинстве источников название святыни упоминается как Реймсский собор.

reymskiy-sobor-vo-francii-7-1933396

История собора

История строительства храма насчитывает не одно столетие, над его возведением трудилось множество именитых архитекторов того времени.

«Он сам вписался в историю своей историей.»

Священник Жан-Мари Герлен

Проект архитектора

Для Французской Короны собор имел большую значимость, и ввиду этого приглашались только самые лучшие зодчие того времени. Первым архитектором стал Жан д’Орбе. В его планах была трехнефная базилика, которую пересекает трансепт. Саму церковь должны были украшать семь башенок с островерхими шпилями, но эта часть замысла так и не воплотилась в жизнь.

Сейчас собор венчают только две башни без остроугольных шатров, их верхние ярусы завершены в 1427 году. Сооружение после этого еще не раз меняло главных архитекторов. В 1231 году над ним работал Жан ле-Лу, а с 1247 — Гоше Реймский. Идея огромной розетки на западном фасаде принадлежит Бернару из Суассона. Обер де Куси в начале XIV столетия создал Галерею Королей и две башни.

Несмотря на творческие амбиции знаменитых архитекторов и долгое строительство, стиль храма остался целостным. Только западный фасад можно отнести к «пламенеющей готике», но и он не нарушает каменную симфонию классического готического стиля.

reymskiy-sobor-vo-francii-3-3538522

Возведение и основание

В I столетии нашей эры в Реймс пришло христианство. Первый храм в городе возвели около 380 года. Постройка самой ранней церкви на месте нынешней Реймсской относится в пятому столетию. Во время завоевания Римом Галлии здесь располагались термы.

Суровые погодные условия заставили легионеров построить интересный Форум. Он отличался от построек в других городах: чтобы защищаться от дождя и холода, его сделали крытым. Когда христианство стало государственной религией, термы снесли, а на их месте построили первый собор. Блаженный Никазий, Реймсский епископ, освятил его в честь Богоматери.

Важнейшее событие в истории святыни связано с деятельностью реймсского епископа святого Ремигия (Сен-Реми) на рубеже V-VI веков. В конце V столетия вождь франков Хлодвиг с приближенными и 3000 дружинниками приняли в этом храме крещение из его рук. Произошло это в Рождество 496 года, как и гласят церковные традиции.

По легенде, монарх Франции был помазан миром из Священной ампулы (склянки), принесенной ангелом святому Ремигию, который явился в виде голубя. Священное миро с тех пор добавлялось в елей при коронации всех французских монархов королей, причем сосуд оказался неиссякаемым.

Людовик Благочестивый выбрал Реймсский собор местом своего коронования в 816 году. Он встал во главе всей священной Римской империи. Для подкрепления волей Бога своих претензий на власть королевская пропаганда запустила сказание о Святой Стекляннице и еще одном чуде, совершенном Ремигием (дескать, он превратил воду в вино, как Христос в Кане Галилейской). Все это помогло укрепить власть и политическое могущество реймсских архиепископов.

Римская церковь уже тогда претендовала на инвеституру. Нужно было пройти коронацию в этом соборе, чтобы стать легитимным правителем. Реймсский храм многократно расширялся и перестраивался. К наступлению XIII века он являл собой восхитительный образец романского зодчества.

reymskiy-sobor-vo-francii-8319510

Историческая судьба

В 1210 году произошел сильнейший пожар, уничтоживший большую часть города, в том числе и Реймсскую церковь. Архиепископ Обри де Умбер приказал разобрать руины. В 1211, через год после катастрофы, было заложено здание нового собора, который существует и сейчас. Как и его предшественник, храм был посвящен Богоматери.

Над постройкой здания трудилось четыре архитектора на протяжении 64 лет. Строительство, начатое с нуля, продолжалось с перерывами вплоть до 1285 года. Романские постройки полностью разобрали, и они не вошли в комплекс. В 1291 году имена мастеров были выложены на полу нефа цветным камнем, но в XVIII столетии надписи разобрали.

Здание было выстроено в готическом стиле, и вскоре вся Европа заговорила о новом храме и красоте его витражей.

Во время Столетней войны Реймсская церковь принадлежала англичанам, а потом была освобождена Жанной д’Арк. Она присутствовала здесь в 1429 году на коронации дофина Карла. В конце XIX столетия Национальная ассамблея выделила большой объем средств на реставрацию балюстрад и фасада — самого заметного элемента здания и одного из величайших архитектурных шедевров Средневековья.

В ходе Первой мировой войны город оказался в самом эпицентре военных действий. В 1914 году, во время сентябрьского наступления, германские войска подвергали Реймс интенсивным артиллерийским обстрелам, причинившим храму колоссальный ущерб. Были разбиты большинство украшавших здание статуй, а прославленные витражи практически полностью уничтожены.

reymskiy-sobor-vo-francii-10-9845760

Послевоенное восстановление и реставрация

Восстановление Нотр-Дама-де-Реймс началось вскоре после окончания войны, и уже в 1938 году он вновь был открыт для посещения. Предстающее сегодня перед посетителями Реймса большинство статуй является копиями, поскольку восстановить разбитые оригинальные скульптуры не представилось возможным. Часть витражей также является работой современных мастеров, среди которых знаменитый художник Марк Шагал.

Реставрация Реймсского храма продолжается до настоящего времени. В здании бывшего епископского дворца (Palais Du Tau), перестроенного в конце XVII столетия, собраны фрагменты скульптуры собора, сбитые во время бомбардировок, отдельные статуи, а также шпалеры XV века из мастерских Арраса, на которых изображены сцены из жизни короля Хлодвига. Многие витражи пришлось восстанавливать буквально с нуля по сохранившимся рисункам.

reymskiy-sobor-vo-francii-15-9506901

Современное положение

В настоящее время Нотр-Дам в Реймсе — один из известнейших храмов католического мира. Это подлинный шедевр готической архитектуры, украшение родины готического стиля — Северной Франции. Ежегодно Реймсский собор посещает до миллиона туристов. В 1991 году он внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, благодаря тому, что является наиболее высоким собором во всей Франции (его высота составляет 82 метра), а также в силу его исключительной уникальности. Реймсский собор – это память веры и французской истории.

Во владении Реймсской церкви хранятся превосходные гобелены. Из них наиболее важны те, на которых изображена жизнь Богоматери. Созданные они были в 16 веке, сейчас их можно увидеть в бывшем дворце архиепископа. Хоры украшены любопытными механическими фигурами. В 2011 году, когда Реймс праздновал 800-летие собора, торжества в городе шли все лето, и в церкви были установлены 6 новых витражных стекол работы художника Марка Шагала.

reymskiy-sobor-vo-francii-8-6682991

Месторасположение храма

Фактический адрес собора: Place du Cardinal Luçon, 51100 Реймс, Франция. Старинный населенный пункт департамента Марна находится на пересечении важных транспортных узлов. Один из них ведет из политического центра Пятой Республики в столицу Евросоюза Страсбург. Через город проходят главные магистрали направления Северное — Средиземное море. Реймс находится недалеко от крупных городов государства и других европейских мегаполисов. Желающий доехать сюда, может это сделать практически из любой точки Старого Света.

Реймсский собор находится в относительной близости от следующих ориентиров в этом регионе (в силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов):

  • Дворец То и Музей собора;
  • Реймсский музей изящных искусств;
  • Дворец-музей Верже;
  • Церковь Сен-Жак;
  • Марсовы Ворота;
  • Иезуитский колледж;
  • Музей капитуляции;
  • Автомобильный музей.

reymskiy-sobor-vo-francii-2-1552209

Как добраться

Поезд Париж-Реймс расстояние в 147 километров преодолевает примерно за 40-50 минут. Составы уходят с Восточного вокзала французской столицы. Это самый удобный и простой способ. Между городами налажено и автобусное сообщение. Кроме того, всегда можно доехать до нужного места на автомобиле: автодороги A4/E50, A26/E17, A34/E46.

С учетом загруженности дорог и стоимости проезда на платных шоссе самым оптимальным вариантом остается железнодорожный транспорт. Поезда соединяют Реймс с Германией, Бельгией и другими ближайшими странами.

Поездка на Европейском восточном скором поезде занимает от одного до нескольких часов:

  • 45 мин. от Парижа;
  • 1 час 25 мин. от Лилля;
  • 1 час 55 мин. от Страсбурга;
  • 2 часа 10 мин. от Брюсселя;
  • 3 часа 15 мин. от Нанта и Ренна;
  • 4 часа 25 мин. от Бордо.

reymskiy-sobor-vo-francii-9-5236321

Архитектура и убранство сооружения

Реймсский собор считается одним из красивейших зданий, великолепным образцом зрелой (высокой) готики.

Внешний вид

Длина и ширина храма составляют 138 и 30 метров соответственно. Высота свода над центральным нефом — 38 метров. Собор мыслился своего рода символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан.

Удлиненное алтарное пространство окружает галерея деамбулатория с пятью радиально расходящимися капеллами. Трансепт короткий, но имеет собственные боковые нефы. В продольной части храма главный неф, насчитывающий 10 пролетов крестового свода, фланкирован боковыми (по одному с каждой стороны). Вопреки установившейся традиции, первоначальный план не нарушен добавлением капелл, предназначавшихся для гильдий или особых обрядов.

Замысел Реймского собора основывается на том, что уже было достигнуто в архитектуре Шартрского собора, но по размерам он больше, а по оформлению — торжественнее и строже. Несмотря на свои размеры (это самое большое готическое здание Франции), благодаря обилию остроконечных ажурных арок, пирамидальных шпилей и изящных фронтонов, собор не кажется массивным. Южная башня служит колокольней, на ней находится два колокола, один из которых («Шарлотта») весит более 10 тонн.

reymskiy-sobor-vo-francii-14-6892570

Двухъярусный фасад

Западному фасаду присуща сложность развития архитектурной темы: отдельные мотивы переплетаются, контрастируют, дополняют друг друга. Тяжелая и инертная у земли масса здания становится все более легкой и подвижной по мере подъема вверх. Движение начинают треугольники вимпергов и глубокие порталы со стрельчатыми арками.

Стрельчатые завершения шатров-фронтонов, ломая линию карниза, проникают во второй ярус и уничтожают грани между ними. Фасад Реймсской церкви пребывает в сложном и динамическом взаимодействии с окружающей средой. Порталы отделяются от стены и «наступают» на расположенное перед ними пространство площади, а воронкообразные ниши вовлекают его в себя.

Почти соприкасающиеся друг с другом широкие и высокие окна являются своеобразной чертой боковых сторон храма. Каждая пара окон объединена розой, помещенной под стрельчатой аркой их общего проема.

reymskiy-sobor-vo-francii-6-2327171

Скульптуры здания

Неотъемлемыми элементами готического стиля являются рельефы и скульптуры. На главном фасаде Реймсского храма размещено около 2300 фигур. Над центральным порталом высечено коронование Богоматери: Мария восседает на троне, а Иисус возлагает корону на ее голову в окружении шести ангелов. Выше находится Галерея королей, в ней установлено 56 фигур французских монархов, рост каждой из которых составляет 4,5 метра. В центре композиции восседает Хлодвиг, рядом с ним его супруга Клотильда и святой Ремигий.

Сцена Страшного суда представлена над правым порталом: Иисус на троне, а рядом с ним четыре ангела. Ниже находятся фигуры персонажей из истории города и мучеников. Это старейшие скульптуры церкви, их создание относится примерно к 1220 году. Композиция левого портала показывает распятие Христа, изображения святых и епископов.

Знаменитая статуя «Улыбающийся ангел», созданная в первой половине XIII столетия, является визитной карточкой собора и всего Реймса. Она входит в скульптурную композицию северного портала. Загадочная «Улыбка Реймса» за семь с лишним столетий своего существования получила множество разнообразных интерпретаций.

Одно ясно наверняка: Реймсский ангел улыбается не зря, он знает то, чего не знаем мы, и уже готов этим поделиться, а нам осталось только правильно его понять. На его безмолвных устах застыла благая весть, адресованная всем, и личное знамение, предназначенное каждому. Возможно, именно при личной встрече «Улыбающийся ангел» прошепчет о том, почему он неизменно улыбается.

Скульптуры, изображающие встречу Богоматери и ее двоюродной сестры Елизаветы, — одна из загадок Реймсского храма. Эти статуи, размещенные на западном портале, мастерски выполнены в классической древнегреческой манере и разительно отличаются от остальных скульптур храма. Специалисты усматривают руку того же ваятеля в некоторых других статуях и рельефах, однако, кем был мастер, в таком совершенстве владевший давно забытым эллинским искусством, остается неизвестным.

Для более полного ознакомления со скульптурами Реймсского собора необходимо посетить также дворец Тау, расположенный рядом с собором. Здесь хранятся оригиналы многих статуй, находившиеся некогда в Реймсской церкви, а также коллекция предметов, использовавшихся при коронации.

reymskiy-sobor-vo-francii-8190185

Внутреннее оформление

Внутреннее пространство Реймсского храма отличается ясной структурой и стройностью пропорций. В глубину церкви уходят торжественные колоннады, а над головой смыкаются стрельчатые своды. Собор очень хорошо освещается, все его огромное пространство свободно стремится в глубину. В силу того, что собор служил для коронаций, его центральный неф сделан значительно длиннее, чем в других французских соборах.

Подлинным украшением Реймсского Нотр-Дама являются многочисленные витражи, созданные в разные века. На большом окне-розе над главным порталом западной стороны изображено успение Богородицы. В самом центре картины находится сама Дева Мария, а вокруг нее представлены ангелы, апостолы и святые на двенадцати лепестках.

На витражах большой розы северной стороны рассказано о сотворении мира: в центре изображен Иисус в окружении ангелов, Адама и Евы, Каина и Авеля. Чуть выше находится композиция Богоматери с младенцем. Это самые ранние из сохранившихся витражей. На верхних окнах нефа (XIV столетие) изображены короли на тронах, епископы и архиепископы Реймса.

Жак Симон создал витраж малого западного окна-розы в 1937 году. Первоначальные изображения восходят в XIII столетию, однако они были полностью уничтожены. По сохранившимся рисункам мастеру удалось восстановить композицию «Литания Девы Марии»: Иисус и Мария в окружении медальонов, которые отражают сцены из жизни Богоматери.

Художник восстановил витражи и в большой розе южного трансепта: воскресение Христа в окружении ангелов и апостолов и изображение Иоанна Крестителя. Последними по времени создания являются несколько картин трансепта. Их автор — дочь Жака Симона, Бригитта Симон-Марк. Ее работы относятся к абстрактному искусству и выполнены в технике гризайль (монохромной живописи). Время создания витражей — 1961—1981 годы.

reymskiy-sobor-vo-francii-17-8300518

Значение собора

Реймсский Нотр-Дам многократно выступал в роли арены для важнейших событий в судьбе страны. Так, при активном участии Орлеанской девы Жанны д’Арк в 1429 году здесь состоялось воцарение Карла VII. Это событие стало переломным в Столетней войне. В XVI столетии неизвестным путем архиепископ Реймсский получает славянское Евангелие. Долгое время все французские короли присягали на верность на рукописи, написанной кириллицей, как на таинственных письменах. 29 мая 1825 года произошла последняя церемония помазания на царствие.

Реймсский храм, помимо ценности артефакта, несет в себе и другое, более важное значение. Здесь хранилось миро (ароматическое масло), по легенде, посланное самим Богом с небес для крещения и помазания на царство Хлодвига. Франция уже давно не является королевством, но собор олицетворяет некий символ величия страны и ее славного прошлого.

reymskiy-sobor-vo-francii-4-2220903

Богослужения и другие возможности посещения

Реймсский храм является музеем со свободным входом, богослужений в нем не проводят. В церкви организовываются специальные экскурсии. Туристический сезон длится с 6 мая по 8 сентября. Начало экскурсий с 10:00 до 16:00. На официальном сайте представлены контакты, по которым можно договориться о мероприятии.

Вход закрыт для туристов в период с 1 ноября по 14 марта, в «День Международной борьбы трудящихся» (1 мая) и 15 августа.

Собор открыт ежедневно, кроме понедельника. Приблизительное расписание работы:

  • по будням Реймсская церковь открыта с 7:30 утра и прекращает свою работу в 19:30 вечера;
  • в воскресенья и все праздничные дни вход открыт с 7:30 до 19:15;
  • в Рождество Нотр-Дам открыт с 9 утра до 12:30;
  • 1 января посещение возможно с 14:30 до 19:15 вечера.

reymskiy-sobor-vo-francii-11-7440528

Видео

В ролике представлен краткий обзор истории и архитектуры собора.