Крылатое выражение «Москва — третий Рим»: концепция старца Филофея

Для истории развития России как централизованного государства 14-й век имеет особое значение. Именно в это время в устройстве страны происходят решающие политические и культурные изменения. Отныне Москва в составе Московского княжества становится центром страны, а московские князья становятся «собирателями» русских земель. 

moskva-tretiy-rim-8-7696080

Выражение Москва — Третий Рим

Возвышение Московского княжества и Москвы обусловлено не только разумной политикой князей и военной мощью, но и благотворным влиянием духовных наставников того времени. Московские князья привлекали церковь на свою сторону, опираясь на нее, как на ведущую идеологическую силу страны.

Церковь находила такое сотрудничество перспективным, полагая, что политика московских князей сможет построить сильное централизованное русское государство. Именно в это время возникает концепция «Москва — третий Рим «, изложенная в письмах старца Филофея.

Происхождение выражения

Автором выражения считается монах Псковского Елизарова монастыря старец Филофей . Выражение «Москва — 3 Рим » основано на переписке священнослужителя Филофея и представителей государственной власти.

В своем послании (1523—1524 гг.) к дьяку М.Г. Мунехину, приближенному к великому князю Московскому Василию III, Филофей Псковский дает несколько комментариев:

  • опровергает предсказание нового Всемирного потопа, ожидаемого в 1524 году;
  • рассуждает о проблемах, связанных с летосчислением и астрологией.

Второе письмо адресовано уже непосредственно князю Василию III.

Оно посвящено обсуждению следующих тем:

  • правильное совершение крестного знамения;
  • проблема распространения мужеложества.

В письме к князю Филофей называет его не иначе как «охранителем церковного престола» и «царем всех христиан», а Москва с подачи монаха становится «царством», духовным православным центром — «Ромейским царством», вбирающем в себя все христианские земли. Свое обращение Филофей подытоживает фразой, ставшей крылатым выражением: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать».

moskva-tretiy-rim-4-1495379

Значение

Существует множество толкований данного выражения.

По одной из версий, выражение, как и сама концепция, носит не политический, а религиозный характер, а значит, и толкование должно быть в религиозном ключе: два предыдущих Рима были православными государствами, но изменили религии, за что и были наказаны. После их падения, Москва должна занять их место, а если же и Москва падет, то из-за отсутствия православных государств четвертому Риму не бывать.

Со стороны политического аспекта, Филофей, уравнивая в пределах одного выражения Москву и Рим, надеялся таким образом поддержать молодое, набирающее силу государство. Такая идейная поддержка оказала существенное влияние на последующую централизацию и независимость государства, а также на развитие общественно-философских идей и политологии.

Об авторстве

Авторство идеи, прочно утвердившееся за отцом Псковского Елизарова монастыря Филофеем, нашло отражение в массовом сознании и в художественных произведениях.

Исследователи считают, что возможны источники, которыми Филофей мог вдохновиться:

  1. Митрополит Московский и всея Руси Зосима еще в 1492 году в труде «Изложение пасхалий» пишет о преемственности Москвы по отношению к Константинополю. В пример он приводит свою краткую версию христианской истории: Константину Великому принадлежит звание основателя Нового Рима — Константинополя, Святому Владимиру — крестителя Руси, а Иван III станет «новым царем Константином новому граду Константина — Москве».
  2. «Повесть о новгородском белом клобуке» — памятник древнерусской литературы XV—XVI веков, добытый в Риме Д. Герасимовым и отправленный новгородскому архиепископу, описывал Русь, как наследницу Римской империи.
  3. Легенды о византийском происхождении шапки Мономаха, бармы и других атрибутов.

Влияние Филофея на становление концепции не оспаривается, однако как человек образованный, он мог быть знаком с выше представленными материалами и на их основе сформировать свое суждение.

moskva-tretiy-rim-5-8508610

Концепция Москва — Третий Рим

Концепция «Третьего Рима» имеет европейский аналог, распространенный в христианских странах. Так называемая теория «Длящегося Рима» говорит о непрерывности существования Римской империи в разных ипостасях до скончания веков.

Суть и цель

«Третьеримская» концепция по отношению к Москве основывается на том, что русское государство, в том числе и его столица, являются богоизбранными преемниками Римской империи, существовавшей с пришествия Христа, но потерявшей былое величие.

Суть идеи сводится к тому, что только Московское княжество после падения Рима и Константинополя становится единственным государством, сохранившим истинную веру — православие, поэтому Москва должна стать «третьим миром» до «скончания мира».

Целью теории была культурная и политическая централизация русских земель в одной точке — Москве.

Основные положения

Среди комплекса идей псковского старца можно выделить два наиболее значимых положения.

К основным положениям теории Филофея относятся:

  • церковное (церковные дела отныне должны перейти под руководство великого князя);
  • миссионерское (Московский государь должен объединить все языческие народы в его царстве под флагом христианства).

Две эти части концепции Филофея в дальнейшем были успешно реализованы государственными деятелями и в свое время заложили основу для развития страны.

moskva-tretiy-rim-6-8563991

История теории

После достижения своих целей теория была забыта и возродилась уже во второй половине XIX века, в связи с учреждением Патриаршего престола в Российском государстве. Письма Филофея были опубликованы, а суть теории немного изменилась: упоминания о неприятии ереси были убраны, остались лишь суждения, касающиеся мусульман.

В конце XIX — начале XX веков доктриной заинтересовались русские философы В.С. Со­ловь­е­ва и Н.А. Бер­дяе­ва.

В советское время теория интерпретировалась только с точки зрения духовных дел, другая интерпретация могла бы причинить неудобство государству, строящему коммунизм. После распада СССР народ повсеместно обратился к Богу, и теория снова актуализировалась, с большой примесью чувства гордости и величия. Путь России рассматривался верующими, как путь к Богу через запреты и политические режимы.

Письма старца Филофея

Игумен Филофей не является каннонизированным святым. Известно, что в молодости он много путешествовал, посетив города и села Италии, Польши, Германии и, наконец, гору Афон, на которой он провел 30 лет в молитвах.

По истечении времени, Филофей возвращается на Русь, ведет активную политику, за что и оказывается заключенным в Сарском монастыре, а позднее становится настоятелем этого монастыря. Под руководством Филофея Сарский монастырь становится иконописной мастерской и одним из основных центров по переводу трудов с греческого языка.

В день Воздвижения Креста Господня Филофей получает первое откровение. В первые оно было опубликовано в 1994 году.

Неизвестно, какого периода времени касаются откровения — старец не указал конкретных дат, объяснив это тем, что века казались ему мгновениями. Согласно предсказаниям, землю ждет крах в результате пришествия на нее человека, который заключит договор с дьяволом. Результатом этого договора будут являться: гонения на христиан, нарушение заповедей, голод, запустение, а после на Землю сойдет сам дьявол и совратит людей, устроит сатанинский разгул, чем и вызовет на Землю адский огонь и испепелит все живое. Только после этого настанет Царствие Божие, которое будет доступно лишь избранным.

Есть мнение, что предсказания Филофея касались истории становления СССР и связанных с этим кровавых событий.

moskva-tretiy-rim-8504407

Ситуация с РПЦ

В середине XVII века патриарх Никон взялся за осуществление церковной реформы, основной задачей которой была унификация церковных обрядов. Сама реформа по сути была уходом от традиций, а потому у Никона появилось множество противников, в том числе и протопоп Аввакум — один из лидеров старообрядческого движения.

В период религиозной борьбы были официально запрещены не только писания Филофея, но и все прямые или косвенные указания на его фигуру, ибо они доказывали законность старообрядческих правил и протестовали против различных видов ереси.

Старообрядцы унесли идеи Филофея с собой в Сибирь и отдаленные монастыри, считая, что Третий Рим — это старая ветхозаветная московская церковь, существование которой возможно до тех пор, пока существуют ее истинные и единственные последователи.

Первый и Второй Римы

Первый Рим — это древний Вечный город, разрушенный кочевниками в IX веке. Отец Филофей связывает падение Рима непосредственно с церковным расколом, разделившем империю на западную и восточную, и с «ересью Аполинариевой», в которой погрязла западная церковь. В результате этого Ромейское царство перешло в Константинополь.

Второй Рим — Константинополь — город, обладавший богатством как физическим, так и духовным, был разрушен в XVI веке турками-османами в наказание за религиозное предательство. Флорентийская уния считалась ересью, от которой царь должен был охранять древнерусское государство.

moskva-tretiy-rim-7-9791680

Третий Рим

Москва приняла на себя титул преемника Рима и стала единственной хранительницей православной веры и Христа. После окончательного избавления от влияния татаро-монгольского ига, древнерусское государство раздвинуло свои границы и усилило влияние. Решающим шагом стала женитьба Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог и заимствование атрибутов царской власти у византийских императоров.

Есть мнение, что Москва как преемница Рима перестала существовать после революции 1917 года из-за смещения решающей религиозной мысли концепции. Другие источники настаивают о продолжении самобытного существования развития Москвы и по сей день.

Трансформации и критика концепции

В разные исторические моменты концепция подвергалась критике.

Наиболее обоснованные взгляды:

  1. Соловьев В. обращает внимание на то, что в сознании автора идеи Филофея римская государственность сохраняет свое существование, а это мешает рассмотрению идеи «переноса империи», которая в средневековой Европе побуждала к созданию новых европейских монархий, считающих себя преемниками Рима.
  2. Островски Д. указывает на то, что теория могла возникнуть позднее, в результате вмешательства переписчиков, изменивших в более поздних рукописях «Ромейское царство» (под которым можно подразумевать Священную Римскую империю Карла V) на «Россейское», что в корне меняет посыл теории.
  3. Ульянов Н. выдвигает точку зрения, согласно которой идея концепции «Москва — 3 Рим » восходит к общественно-политическому дискурсу царствования Александра II, а не к Русскому государству XVI века. И возникает она на основе «восточного вопроса» и развития русского империализма.

Со времен Ивана Третьего и до середины ХIХ века концепция не привлекала к себе пристального внимания. Все изменилось в тот момент, когда отставание в социально-экономических и общественных отношениях между Россией и Европой в середине прошлого века стало более чем очевидным.

На фоне развивающегося Запада Россия выглядела феодальной страной. И в этот момент «третьеримская» теория получила «зеленый свет». Приверженцы славянофильских взглядов, настаивавшие на особой, отличной от Европы стратегии развития страны, акцентировали внимание на богоизбранности русского народа-мессии. Люди, стоявшие у власти, также по-новому вдохновились теорией и использовали ее в целях защиты государственного строя.

На данный момент доктрина напрямую не афишируется, но ее идеи функционируют в культуре. Существует даже православный информационно-аналитический портал , рассказывающий о данной концепции.

moskva-tretiy-rim-1118658

Видео

В этом фильме Аркадия Мамонтова раскрывается суть выражения «Москва — третий Рим».