Семь таинств православной церкви

Православная Церковь включает семь таинств. Это священные действия, незримо дающие человеку силу божественного спасения. Приобщиться к православному миру можно оставив позади поступки, мысли несовместимые с жизнью по Божьим правилам. Все христианские истины прописаны в Символе веры — первой молитве вступающего на путь добра и мира человека. Подобно лестнице эти истины ведут его ум к пониманию, осознанию сути православной веры. Десятый символ повествует о церковных таинствах. Иногда люди ошибочно полагают, что главное таинство — это крещение. Ведь именно оно упомянуто в десятой аксиоме. Действительность состоит в том, что крещение открывает дверь в Церковь Христа. Без этого действия невозможно принятие других тайно действий.

Крещение

Таинство олицетворяет духовное рождение человека. Священник, трижды погружая в воду тело, призывает Святую Троицу очистить нового члена православной семьи от первородного и иных грехов. Перед этим человеку даётся имя в честь одного из святых Церкви. Детей крестят с участием крёстных родителей, иначе — восприемников. Это необходимо для помощи маленькому христианину в формировании православного мировоззрения, соблюдении установленных правил.

При этом таинстве молитвами священника из человека изгоняются злые духи, поселившиеся в сердце в результате безбожной жизни, первородного греха. Виновник обряда отрекается от дьявола, обещает служить Христу, подтверждает своё намерение прочтением Символа веры. За детей это делают крёстные родители. Этим они берут на себя обязанность научить малыша вере.

Следующий шаг обряда состоит в освящении воды в купели, куда будет погружаться человек. Вода — источник святой начинаемой жизни. После омовения надевают белую одежду и крест. Первая — символизирует наступившую чистоту души и служит напоминанием о необходимости хранить её в чистоте. Второй — олицетворяет видимый знак веры, призван ежесекундно напоминать о данных обещаниях.

Бывает, люди задаются вопросом: «Могу я принять крещение, если знаю что крещён, но не помню этого»? Ответ — нет. Иной человек, поддавшись ложной информации или по личному заблуждению, сознательно идёт на повторный обряд. Полагает, что это поможет «очиститься», заново родиться. Человек веры должен понимать, что крещение — это духовное рождение личности. А раз рождение случается однажды, то и таинство это над человеком совершают один раз.

Миропомазание

Следующий обряд исполняется непосредственно после крещения. Заключается в незримом получении даров Святого Духа. Состоит в крестообразном нанесении на части тела святого мира — особой смеси масел. Это символизирует содержание дальнейшей жизни крещёного человека. Лоб — для просветления ума. Глаза, рот, уши и ноздри — для упорядочения, контроля чувств. Грудь — для чистоты сердца. Ноги и руки — для праведности поведения и дел. В знак передачи души и тела Господу на голове крестовидно постригаются волосы. В заключении священник, новокрещённый, восприемники в знак духовной радости, торжественности трижды обходят вокруг купели.

Покаяние

Третье таинство означает искреннюю исповедь перед Богом через священнослужителя. Это признание грехов и сожаление, раскаяние о них. Перед совершением действа в Храме человеку нужно несколько дней соблюдать пост. Это не только соблюдение определённых пищевых правил. Цель воздержания в еде — «осмотреть» свою душу, вспомнить дела, мысли, чувства которые не соответствовали правилам Господа. А вспомнив — осознать собственную неправоту, возбудить намерение не совершать подобных поступков в будущем. Иными словами, церковному покаянию предшествует домашняя исповедь. Для глубокого понимания греховных дел рекомендуют записать их на листе бумаги, который затем передать священнику. Но не стоит излагать повесть о собственном несовершенстве. Например, если жена при скандале с мужем употребляла оскорбительные, бранные слова не надо описывать весь сценарий конфликта. Достаточно записать: гневалась, раздражалась, сквернословила. Ведь записка — это напоминание, подготовительный этап к предстоящему событию.

Для совершения таинства человек приходит в Храм. Подходит к аналою — небольшому покатому столику, стоящему перед иконостасом, на котором лежат Евангелие и Распятие. Начинаются вступительный и подготовительный этапы церковного покаяния. Священник читает специальные молитвы, помогающие человеку почувствовать ответственность, связь с Богом, ощутить надежду на прощение. Первая часть заканчивается обращением священника: «Дитя моё, Христос невидимо стоит перед тобой, принимая исповедь...». Слова эти призваны донести до человека, что священник — ни собеседник, ни судья, а свидетель и устроитель события. Далее происходит совместное чтение Символа веры, после чего кающийся, низко поклонившись, произносит свои грехи.

Часто вместо исповеди люди жалуются священнику на родных людей, жизненные трудности или акцентируются на мелочах, сознательно умалчивая о том, что тяготит совесть. Причины этому — ложный стыд, нерешительность, малодушное нежелание разобраться в собственной жизни. Чтобы исключить эти явления и предусмотрен этап домашнего покаяния.

Завершает таинство разрешительная молитва. Её произносит священник, покрыв голову исповедавшегося концом епитрахили — часть одежды священнослужителя. После чего освобождённый от грехов человек целует Распятие и отходит от аналоя с успокоенной совестью.

Причащение

Четвёртое таинство следует за покаянием. Оно называется евхаристия — причащение. Состоит в том, что человек получает Тело и Кровь Спасителя в виде хлеба и вина. Совершается во время Литургии, составляющей сущность обряда. Причащающиеся вслух читают за священником молитву перед причастием, выполняют земной поклон, подходят к святой Чаше. Через Евхаристию происходит соединение с Господом.

Хлеб для обряда готовят специальным образом — из пшеничной муки, на закваске и чистой воде. Вино готовят из красного винограда. Продукты помещают в специальную чашу, которую выносят на алтарь перед Литургией. Внутренняя сущность обряда в том, что через литургические молитвы обычные продукты незримым образом превращаются в Тело и Кровь Христа, сохраняя при этом свой вид.

Православное учение выделяет это таинство. Оно превышает другие обряды непостижимостью. Если при крещении вода, через которую передаётся благодать Бога, остаётся неизменной, то здесь обычные продукты меняют своё состояние. Причащение превышает иные таинства величием. Если покаяние дарит прощение грехов как благодать, по жертвенным заслугам Спасителя, то здесь Иисус предлагает в пищу себя. Это таинство выше иных по причине жертвенности. Если другие обряды сообщают спасительную благодать, то здесь, вместе с ней, искупивший мир от грехов Христос жертвует Собой во благо каждого человека.

Брак

Семья — опора Христовой Церкви. Добрая жизнь в семье — основа личного и общественного благополучия.

Пятое таинство соединяет любящих друг друга людей перед Богом. Жених и невеста по собственному, свободному желанию дают обещания во всю последующую жизнь хранить взаимные уважение, преданность, поддержку, верность, любовь.

Совершается обряд в центральной части Храма, перед аналоем. Состоит из обручения и венчания. При первом — будущих супругов трижды благословляет зажжёнными свечами священник. Свечи в руках обучающихся символизируют благословлённую Господом их любовь. Совершаются молитвы о даровании будущей семье мира, единомыслия, взаимопонимания. Жених и невеста обмениваются кольцами, символизирующими нерушимость, вечность супружеского союза.

Далее происходит венчание. Священник просит Бога благословить союз. В знак высшей благодати на головы молодожёнов возлагает венцы. Затем трижды благословляет новую семью. Текст моления повествует о важности брака, взаимных обязанностях. В заключении обряда молодые супруги пьют вино из одной чаши, что означает обязанность жить единодушно, делить горе и радость.

Бывает, молодые люди воспринимают таинство как красивое оформление праздника, не осознают истинное содержание венчания, чем совершают грех. Принимать решение о венчании надо осознанно. Понять, что христианская семья — это школа любви, добродетели, жертвенности.

Смысл таинства в том, что души будущих супругов соединяются по образу единства Бога с Церковью. Потому и называют христианскую семью малой Церковью.

Священство

Шестое таинство совершается над людьми, которые решили посвятить жизнь Богу. Иначе обряд называется рукоположение. Перед этим человек усердно, порой несколько лет, проверяет своё желание послушанием в храмах, монастырях, получением православного образования.

Обряд совершается у престола в алтаре храма во время Литургии. Состоит в возложении рук архиерея на голову будущего служителя Церкви. Незримый смысл таинства — в получении через рукоположение благодати Святого Духа для церковного служения.

Есть три степени священства: диакон, священник или пресвитер, архиерей или епископ. Положение рук происходит в разные части Литургии, в зависимости от посвящаемой степени. Для диакона — после освящения Даров, для священника — после Великого входа, для епископа — после малого входа.

Видимая часть таинства состоит в следующем. Посвящаемого в диаконы или в священники вводят в алтарь через царские врата. Он трижды обходит престол, целует его углы и склоняет перед ним голову. Архиерей покрывает концом своего омофора (часть одеяния) голову посвящаемого служителя, три раза её крестит. Затем возлагает на голову руки, и произносит моления о даровании Высшего благословения. После вновь посвящённый надевает одежду, соответствующую новому сану, священнослужители равной степени целуют его, и они вместе участвуют в службе.

Посвящение в епископы отличается тем, что будущий служитель высшей степени иерархии перед Литургией в центре храма вслух даёт обещание служить по закону. Затем перед престолом становится на колена, где несколько архиереев совершают рукоположение. При этом, сверх возложенных рук, над головой держат открытое письмом вниз Евангелие.

Посвящённые в разные степени священства имеют разные полномочия. Диакон служит при совершении церковных таинств, но не может сам их совершать. Священник может совершать все таинства, кроме рукоположения. Епископ имеет все церковные права.

Елеосвящение

Седьмое таинство ещё называют соборованием. Совершается над страдающими телесными или душевными болезнями людьми.

Внутренний смысл обряда состоит в призвании семью священниками (соборно) Божьей помощи, благодати для исцеления человека. Истоки таинства идут от апостолов, получивших от Иисуса способность исцелять больных во время проповеди.

Видимая часть таинства состоит в крестообразном нанесении на лоб, щёки, руки и грудь больного святого елея (масла). Сопровождается чтением определённых семи частей из апостольских книг и семи притч из Евангелия. Сосуд с маслом ставят в блюдо с пшеницей, символизирующее высшую милость. В масло добавляют виноградное красное вино, олицетворяющее Кровь Спасителя. По кругу блюда в пшеницу ставят семь зажжённых свечей, между которыми кладут семь небольших палочек. Ими затем наносят елей. После этого над головой больного открывают Евангелие письмом вниз, просят Всевышнего простить ему все грехи. Заканчивается таинство целованием больным человеком Евангелия и распятия.

При проведении обряда могут присутствовать родственники, близкие люди человека, которые желают ему исцеления. Сила таинства заключается в соборности — люди сообща просят Бога о помощи. Обряд не совершается над младенцами, так как они не могли сознательно совершить грех.

Единая сила таинств

Через церковные таинства люди получают Высшую благодать — милость Святого Духа. Согласно учению православия, все семь обрядов установил Спаситель. Они призваны сообщить людям невидимую силу, энергию духа, причастность к истинной правде под видимыми образами совершаемых действий. Вместе таинства определяют главные потребности духовной жизни человека, стремления души к Божественной правде.

Видео: Семь таинств церкви

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про религию

Отзывы и комментарии

Adblock
detector