Значение слова «мытарь» в Библии и современности: притча о мытаре и фарисее

Словом «мытари» сейчас называют сборщиков налогов и пошлин. Это работники налоговых органов, судебные приставы, таможенники.

притча о мытаре и фарисее

Кто такой мытарь

Слово пришло в русский язык из церковнославянского. При переводе Библии так назвали иудейских сборщиков податей. В современном русском языке ударение ставится на первый слог, в церковнославянском — на второй.

Происхождение слова

Представлено во всех группах славянских языков.

Есть две версии его происхождения:

  • заимствовано из древневерхненемецкого mutari;
  • образовано от общеславянского «пошлина», произошедшего от древневерхненемецкого muta (подать, пошлина).

В древнерусском языке «мыт» означал место остановки возов и лодок.

Государственные пошлины стали называть «мыто». Сборщиков — «мытниками». Таможню — «мытня», «мытница».

До нашего времени дошел договор от 911 года, заключенный между князем Олегом и Византией. Уже в нем есть упоминания о мыто.

Мытники в Древней Руси собирали с купцов плату за провоз и продажу товаров. Часто их называли лихоимцами и притеснителями.

Значение понятия в Библии

Для понимания библейских текстов необходимо знать, кто такие мытари и фарисеи.

Первые — сборщики податей в Иудее в пользу римской казны, алчные и жестокие. Сограждане презирали их за предательство.

Вторые — уважаемые народом, глубоко верующие люди, соблюдавшие все религиозные правила.

Бог милосерден ко всем. Избранный Христом апостол Матфей собирал подати.

кто такие мытари и фарисеи

История мытарства

В современном русском языке в память об истории мытарства осталось слово «мытарить» (мучить).

Появление мытарства

В Древнем Риме можно было купить разрешение на право собирать с населения пошлины и другие сборы. Откупщики вносили деньги в казну, а потом собирали их с населения.

Мытарство появилось, когда откупщики стали нанимать сборщиков.

Сборщики стремились побыстрее вытрясти из должников деньги. Угрожали расправой, унижали, отправляли в тюрьму.

В то время Иудея была провинцией Рима. Сборщиков податей нанимали из местного населения. Народ презирал их как прислужников иноверцев и язычников.

Сборщики брали гораздо больше положенного. Наживались за счет людей, не знавших таможенных тарифов.

В Евангелии от Матфея (Мф 5:46) они уравнены с грешниками.

Развитие и дальнейшая судьба

В Древней Руси в XII-XIII веках с появлением границ между княжествами появились таможенные заставы для контроля за перемещением товаров. Величину пошлин устанавливал князь. Мытники входили в княжескую дружину.

С купцов брали пошлину:

  • при проезде через внешние и внутренние заставы — «мыто» (сухое, водяное);
  • в городах за право торговли — «замыт».

От «мыто» произошло название подмосковного города Мытищи, где собирали пошлину при перевозе товаров через реку Яузу.

В XIII веке татаро-монголы ввели свою пошлину — тамгу. Впоследствии это название перешло на таможенные платежи и на место их сбора — таможню.

Единая таможенная политика начала складываться в Российском государстве в XVI веке. В 1653 году был принят Таможенный устав, в 1667 году — Новоторговый устав. Разрозненные сборы заменила единая система таможенных пошлин.

Сейчас таможенные платежи — важнейший источник государственного бюджета.

притча о мытаре и фарисее

Современное положение

В толковых словарях кроме библейского значения есть и «сборщик мыта в Древней Руси», и «таможенник».

Похожа на мытарство деятельность современных коллекторов. Это посредники между кредитором и заемщиком, профессиональные сборщики долга за определенный процент.

Но в современном обществе так обычно называют работников налоговых органов.

Сложная система налогов и сборов обеспечивает функционирование государства. В России уплата налогов — крупнейшая экономическая и социальная проблема. Действующим законодательством (Налоговым и Уголовным кодексами) за неуплату предусмотрены наказания.

сборщик податей в иудее

Притча о мытаре и фарисее

Притча Иисуса Христа о необходимости признания своих грехов. Упоминается в Новом Завете в Евангелии от Луки (Лк. 18-9-1).

Цель текста

Показать, что никто не должен утверждать, что праведен, и презирать других. Покаяние жизненно необходимо и явным грешникам — за их грехи, и считающим себя праведными — за их гордыню.

Суть и сюжет

«Фарисей» стало понятием, обозначающим ханжу и лицемера. Но фарисеем был апостол Павел.

Необходимо правильно понимать значение слова в Библии. «Фарисей» происходит от древнееврейского глагола, обозначавшего «отделять» (от нечистоты, от нечистых людей). Это были богобоязненные люди. Стремились точно осознать и исполнить Божий Закон.

В притче фарисей говорит себе и Богу, что соблюдает все правила. Постится дважды в неделю, отдает десятую часть дохода в жертву храму.

В молитве благодарит Бога за свою праведность и осуждает других.

В своей обычной жизни фарисей, вероятно, натерпелся от беззакония. Он высказывает презрение к сборщику податей.

Сборщик раздавлен своей греховностью:

  • приходит только к порогу храма;
  • не смеет поднять глаза на небо;
  • бьет себя в грудь и искренне молится;
  • просит Бога о милости.

Притча заканчивается тем, что грешник за свое смирение перед Богом вышел из храма более оправданным (помилованным), чем праведник.

Толкование

Фарисей судит и себя, и других вместо Бога. Ему свойственны самомнение и ложная успокоенность. Но все люди — грешники перед Богом.

Чтобы получить прощение, надо смириться, а возвышающий себя будет унижен.

В церковных проповедях часто говорят о современных фарисеях, считающих себя непогрешимыми, но замечающих грехи других.

мытарь

Неделя о мытаре и фарисее

Название недели происходит от евангельской притчи о них. На литургии будут читать Евангелие от Луки (Лк. 18-9-1).

Слово «неделя» на церковнославянском языке обозначает воскресенье. После этой недели (воскресенья) начинается сплошная седмица, то есть дни с понедельника по субботу, в которых нет поста.

Даты и сроки

Это первое из четырех подготовительных воскресений к Великому посту. После этого воскресенья подготовка длится три календарных недели. То есть, притча о мытаре и фарисее вспоминается православной церковью за четыре недели до праздника Пасхи — Воскресения Христова — который имеет разные даты празднования каждый год.

Даты первого подготовительного воскресенья и Великого поста в 2018 — 2020 годах по новому стилю:

  • 2018 — 28 января, с 19 февраля по 7 апреля;
  • 2019 — 17 февраля, с 11 марта по 27 апреля;
  • 2020 — 9 февраля, с 2 марта по 18 апреля.

Значение недели

Напоминает о покаянии и смирении. Смирение — это умение видеть свои недостатки и обуздывать гордыню. Это трезвость, мудрость, уважение к другим. Искреннее раскаяние грешника лучше, чем фарисейская гордыня.

Начиная с этой недели за всенощной поют «Покаяния отверзи ми двери...». Это песнопение будет на каждой воскресной всенощной вплоть до пятого воскресенья Великого поста.

Видео о притче о мытаре и фарисее

В этом видео священник Александр Князюк говорит о евангельской притче и посвященной ей неделе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Партнер сайта sharm