Что такое Катехизис: происхождение слова, православный и католический варианты

Любая религия нуждается в писании, которое в сжатом виде излагало бы основные принципы вероисповедания. В христианстве такая книга называется Катехизис.

В наше время такого рода книги стали справочниками по основам религии. Они содержат однозначно истолкованные догматы вероучения, в доступной для всех верующих форме излагая то, что церковь считает необходимым знать любому христианину, а также человеку, только стоящему на пути ко Христу.

katexizis-eto-8-8142863

Что такое катехизис

Первоначально в христианстве в соответствии с Новым Заветом так обозначали наставление готовившимся принять Крещение. Оно давалось неофитам в устной форме как священниками, так и мирянами, уже давно принявшими Христа.

Происхождение слова

Слово происходит от латинского catechēsis, в свою очередь пришедшего в латынь из древнегреческого κατήχηση, что означает «поучение, наставление».

Значение термина

Катехизис — так называется изданный по благословению высших иерархов Церкви текст, содержащий основы вероучения и предназначенный для наставления верующих. В некоторых случаях он имеет форму вопросов и ответов.

История появления

Поучительные тексты возникли из бесед первых христиан, в том числе апостола Павла, с неофитами, желающими обратиться в веру Христову. Эти беседы касались не только великой тайны Спасения, но и пути, который должен вести к нему каждого, избравшего проводником Сына Человеческого.

Первая вероучительная книга

Впервые каноны христианства для неофитов были систематизированы на рубеже первого и второго веков.

Текст под названием «Учение двенадцати апостолов», или «Дидахе», на который как на творение апостолов ссылались многие древнехристианские авторы, считался утерянным, но в 80-х годах XIX века был найден митрополитом Филофеем Вриеннием.

В греческом манускрипте 1056 года, который хранился в Константинополе, содержалась единственная известная на сегодняшний день полная версия Дидахе.

Создатели «Учения» цитировали не дошедшие до нас в иных источниках изречения на темы веры и морали. Первая катехизационная рукопись открывается изложением учения о «двух путях»: жизни и смерти; далее следуют главы, посвященные вопросам церковной жизни, в том числе Таинствам, третья часть раскрывает глубинный смысл проповеди, а последняя, 16-я глава является кратким изложением Апокалипсиса.

Вероучебные книги в средневековье

Во времена, когда христианство из гонимой становится господствующей религией, начинаются попытки унифицировать катехизический опыт, накопленный Церковью за половину тысячелетия.

Кирилл Иерусалимский, блаженный Августин и Иоанн Златоуст в V-VI веках, а два столетия спустя — Иоанн Дамаскин создают образцы христианских поучений, которые стали впоследствии фундаментом для подобных текстов.

Из этих поучений неофиты могли узнать о:

  • Таинствах;
  • заповедях и грехах;
  • смысле Святых Даров;
  • Символе веры;
  • значении молитвы Христовой.

В XI веке Бруно Вюрцбургский составил книгу, которая стала первым учебником для священнослужителей, а в XIII столетии Фома Аквинский простым языком разъяснил основные понятия религии. Стоит заметить, что до этого времени от священников не требовалось во время богослужений каким-то образом объяснять прихожанам значение Символа веры, и только в 1254 году Альбийский Собор обязал их просвещать верующих.

Несмотря на тысячелетнюю традицию христианского наставления, первая катехизационная книга в том понимании, которое придается ей ныне, появилась только в эпоху Реформации. Это была работа последователя Лютера — Андреаса Альтхамера, содержавшая догматически выверенное изложение принципов вероисповедания.

Стремление лютеран к упрощению понимания верующими религиозных обрядов нашло выражение в вероучительных работах, составленных самим Мартином Лютером, а также в книгах его учеников — Кальвина, Мелангтона, приверженцев Цвингли. Тогда же, в противовес протестантским, массово издаются католические вероучебные книги, написанные, в основном, иезуитами.

К примеру, в 1554 году иезуит Петр Канизий составил католическое наставление, за последующие две сотни лет изданное более четырехсот раз.

В Московской Руси, пришедшей на смену погибшей под натиском татар Киевской, не было кратких письменных наставлений для научения верующих. Перед принятием Крещения взрослых людей никак особо не готовили, и до XVII столетия основные догматы христианства не были собраны воедино, а публиковались в букварях и различных учебных сводах.

Древнейшим катехизическим текстом, дошедшим до нас, можно назвать «Поучение к братии» XI века епископа Новгородского Луки Жидяты, в которой автор увещевает неофитов, еще не освободившихся от влияния язычества.

В традиции восточных славян первая книга катехизического направления была создана в середине XVI века Симоном Будным, лютеранином из Белоруссии. Он представил свою книгу как «Науку стародавную христианскую, от святого писма, для простых людей языка русского».

Первую же православную вероучительную книгу написал Лаврентий Зизаний. Канонические неточности заставили запретить ее, зато киевский митрополит Петр Могила сумел в 1640 году так составить «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной», что оно стало до нашего времени классическим примером изложения православного вероучения. Правда, приводя аргументы против протестантства, митрополит Петр отталкивался от католических принципов, что, впрочем, не помешало его книге занять почетное место на полках православных библиотек.

Основной же православной книгой по научению вере считают творение московского митрополита Филарета (Дроздова), о котором более подробно будет сказано ниже.

katexizis-eto-9-6130230

Современное положение

Что касается вероучительной книги Католической церкви, то ее современную версию создала соответствующая Синодальная Комиссия, а утвердил в 1992 году Папа Римский Иоанн Павел II буллой «Laetamur magnopere». Переведенная на многие языки работа содержит 2865 статей.

В 2008 году Архиерейский Собор РПЦ поручил Синодальной библейско-богословской комиссии во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) создать созвучную времени православную катехизационную книгу.

Работа, в которой принимали участие лучшие богословы Православной церкви, была закончена в начале 2016 года и передана для обсуждения и рецензирования иерархам РПЦ.

В новейшей истории русского православия катехизические тексты публиковались неоднократно. Попытки уйти от схоластики, поиск новых форм и методов обращения к тем или иным адресатам породили целый ряд текстов, направленных на изложение канонов православия в наиболее доступной форме.

Есть и издания, призванные помочь новообращенному христианину, не вполне разбирающемуся в вероучении, постичь нюансы церковной жизни. Среди них — научение епископа Александра (Семенова-Тян-Шанского), а также семейная книга «Жив Бог».

Тем, кто ищет собственный путь в Церкви, надлежит читать «Беседы о вере и церкви» митрополита Антония и «Верую: беседы о Символе веры» протоиерея Александра Меня.

Традиция первых христиан различала тех, кто идет ко Христу и тех, кто избран в служении Ему. Для таких людей еще во времена гонений на церковь со стороны советской власти созданы «Огласительные беседы с крещаемыми» архимандрита Бориса (Холчева) и пособие в помощь оглашаемым, т. е. готовящимся принять Крещение, священника Георгия Кочеткова.

К пособиям для катехизаторов можно отнести, например, «Начало пути христианина» протоиерея Александра Борисова.

Православная вероучительная книга Филарета (Дроздова)

Созданный в 20-х годах XIX столетия труд митрополита Филарета многие годы служил в России официальным православным катехизисом.

Об авторе

Василий Дроздов, в монашеском постриге принявший имя Филарет, появился на свет в Коломне зимой 1783 года в семье священника. Окончив духовную семинарию, стал преподавателем, а приняв монашество, получил пост ректора Духовной академии в тогдашней столице Российской империи и одновременно стал блюстителем Новгородского Юрьевского монастыря.

В сан архиепископа владыка Филарет был возведен в 1821 году, а спустя пять лет, в трудное для России время после восстания декабристов, стал митрополитом Московским и Коломенским.

Император Николай I относился к святителю с подозрением, считая его слишком приверженным «вольным» взглядам, чуть ли не оппозиционером. Зато Александр II, которого владыка Филарет помазал на царство, доверял ему полностью и поручил важнейшую задачу — составление манифеста о раскрепощении крестьян.

Образованнейший специалист в богословии, митрополит Филарет занимался переводами текстов Писания, составил вероисповедную книгу, которая многие годы служила образцом подобных наставлений.

Скончавшийся осенью 1867 года владыка упокоился в Троице-Сергиевой Лавре, а в 1994 году был канонизирован.

Суть и содержание книги

Сутью написанного в классическом виде вопросов и ответов труда, по словам его создателя, является наставление в православной вере христианской. Для того же, чтобы душеспасительное чтение возымело действие, необходимо не просто познать Истинного Бога и верить Него, но и жить по вере и творить добрые дела.

В 1823 году первое издание книги вышло в свет. Книга вызвала жаркие споры, ведь она была изложена «простым» языком, и это не могло понравиться консерваторам от православия. в первую очередь — м инистру народного просвещения адмиралу А. С. Шишкову, архимандриту Фотию (Спасскому) и влиятельному в то время члену Государственного совета А. А. Аракчееву.

Поэтому владыке Филарету пришлось внести правки, но основное содержание, в том числе разделы о Вере, Надежде и Любви, равно как и форма подачи материала, остались прежними.

Цель работы

В начале XIX века Российская Православная церковь в своем обиходе использовала, в основном, вероучительные труды митрополитов Петра (Могилы) и Платона (Левшина). Но первая критиковалась за католический уклон, а вторая — за протестантский, поэтому возникла необходимость создания научающей книги, свободной от любого инославного влияния.

Кроме того, в 1816 году был начат и спустя шесть лет окончен перевод на русский язык Нового Завета и Псалтыри. Следовательно, в вероисповедных книгах надлежало привести цитаты из Священного Писания в соответствие с новым переводом. Поэтому в 1822 году Святейший Синод принял решение о необходимости создания новой катехизической книги.

katexizis-eto-4-3131176

Структура документа

«Пространный катехизис» Филарета Дроздова начинается введением, в котором даются определения основных терминов православного вероучения, с точки зрения православия рассматривается Божественное Откровение, Священное Предание и Библия.

Основная часть книги посвящена христианским добродетелям — Вере, Надежде и Любви.

В части «О Вере» делается акцент на православном толковании Никео-Цареградского Символа веры, исключающего католическое филиокве, т.е. исхождение Духа Святого от не только от Отца, но и от Сына.

Глава «О Надежде» посвящена разъяснению понятия христианской Надежды. Тут же, после глубокого анализа значения молитвы, рассматривается молитва Христова «Отче наш».

В целях научения молитва разделена на призыв к Господу («Отче наш, Иже еси на небесех!»), семь прошений к Нему и славословие, которым молитва завершается («Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки, аминь»).

Часть третья — «О Любви» — рассматривает Десять заповедей Божьих: четыре заповеди любви к Богу первой скрижали и шесть заповедей любви к ближнему второй скрижали. Для каждой из них в главе помещены необходимые для соблюдения предписания и описываются грехи, которые чаще всего совершаются против той или иной заповеди.

В конце книги следует заключительное слово о правильном и благочестивом применении принципов веры.

В работе владыки Филарета все выдержки из Писания публикуются на церковнославянском языке, а тексты Святых отцов — как на старославянском, так и на современном ее создателю русском языке. К нюансам книги относится то, что ее стилю намеренно придано архаичное звучание, заметное даже в то время. К примеру, фраза «в каком смысле» заменяется на «в какой силе»: «В какой силе сказано, что Иисус Христос распят за нас?» Эта стилистическая особенность совершенно не мешает восприятию текста, но служит для усиления духовно-исторической составляющей этого вероучительного руководства.

Катехизис католической церкви

Католики издали последнюю по времени обновленную вероучительную книгу в 1992 году, в понтификат Папы Иоанна Павла II.

Суть и содержание книги

Под катехизацией католики изначально понимали практику Церкви, которую провозгласили Телом Христовым, в обучении христиан основам религии, воспитании верующей молодежи, а также в приобщении к Церкви тех, кто хочет познать истину, но не знает, каким путем пойти.

Поэтому научение принципам религии католики сопрягают с воспитанием веры в детях, молодежи и взрослых на основе преподаваемого органично и систематически христианского вероучения, что в комплексе призвано приобщить прихожан ко всей полноте христианской жизни.

Пастырская миссия Католической церкви включает множество элементов, носящих вероучительный характер.

Катехизация же как таковая тесно связана со всеми составляющими церковного строения и включает такие шаги, как:

  • пробуждение веры, то есть провозглашение Евангелия как Благой Вести;
  • помощь неофитам в поиске смысла веры и обретении опыта христианской жизни;
  • постижение сути и свершение таинств;
  • после этого надлежит ввести неофита в церковную общину;
  • далее же следует апостольское и миссионерское свидетельство.

Таким образом, наставление в вере для католиков — это не только расширение географических рамок Церкви и увеличение количества прихожан, но в большей степени обеспечение внутреннего духовного роста Церкви, соответствия ее деятельности Замыслу Божию.

katexizis-eto-5-6966763

Цель работы

Согласно аннотации, новая редакция ККЦ — Катехизиса католической церкви — имеет целью наиболее органично изложить представления Западной церкви о фундаментальных принципах христианского вероучения. Речь идет не только о постулатах веры, но и о категориях морали, как их трактуют решения Второго Ватиканского Собора и в целом всего Церковного Предания.

Основываясь на Священном Писании, произведениях Святых Отцов, литургических текстах и Магистериуме, уточненный и обработанный текст должен служить основой для создания работ по обучению основам религии во всех христианских странах, а также на территориях, где существуют христианские миссии.

Книга, главным образом, создавалась в расчете на катехизаторов — учителей веры, епископов и пастырей. Она является инструментом, призванным помогать в обучении Народа Божия, но и для всех верующих христиан служит полезным душеспасительным чтением.

Структура документа

План строится на традиционных принципах создания христианской наставительной литературы.

В его основе — четыре «столпа»:

  • исповедание веры, полученной при крещении, то есть Символ веры;
  • Таинства веры;
  • принципы жизни в вере, то есть Заповеди;
  • а также Молитва Христова — «Отче наш».

В первой части, посвященной исповеданию веры, излагается смысл Откровения, предназначенного Богом для человека. Путем Откровения Бог предает себя человечеству, а с помощью веры человечество отвечает Ему.

В комментариях относительно Символа веры излагается сущность даров Господних, приносимых людям, что означает, в том числе, веру в Бога Единого, воплощенного в Единосущной Троице: Творце, сыне Его — Иисусе Христе, и Духе Святом.

Вторая часть книги разъясняет смысл присутствия в священных действиях литургии спасения Господнего, осуществленного Иисусом Христом и Духом Святым, а также значение семи Таинств.

Говоря о жизни в вере, третья часть книги повествует о конечной цели человеческой жизни, бытия человека, созданного по образу Божию. Излагая христианское понимание блаженства и путей, к нему ведущих, книга рекомендует жить и действовать прямо и свободно, руководствуясь Законом и благодатью Божией, соблюдая Божии Заповеди.

Четвертая часть книги рассказывает о смысле и значении молитвы в жизни христиан и комментирует семь прошений, входящих в Молитву Господню.

Видео о катехизисе Православной церкви

Здесь вы можете увидеть видео, посвященное вопросам катехизации в современной Православной церкви.