Что такое искупление, какое значение оно имеет в христианстве

Понимание и толкование слова «искупление» менялось с течением времени. В древности оно означало возмещение причиненного вреда либо расплату за содеянное. Совершенный проступок, человеческая жизнь или свобода имели вполне конкретную цену, которая выражалась в деньгах или иных материальных ценностях. Однако, если открыть текст Священного Писания и прочитать об искуплении, это слово обретает иной смысл.

Библия повествует об Адаме и Еве, нарушивших божественный закон. Согласно учению церкви, искупить этот грех было возможно лишь с приходом в мир людей Иисуса Христа, который должен был принести себя в жертву. Имело место и светское понимание термина: человек несет ответственность перед обществом за слова и совершенные проступки, дабы восстановить прежние отношения, статус или репутацию, он обязан искупить свою вину.

iskuplenie-eto-7-8038128

Что такое искупление

В широком смысле это слово понимается как исправление виновным лицом совершенного им деяния либо последствий оного. Люди возмещают нанесенный ущерб, корректируют свое поведение, каются в содеянном либо несут ответственность в порядке, установленном законами или обычаями данного социума. Если же речь идет о понимании с точки зрения религии, то здесь уже человек искупает вину либо очищается от греховности согласно ритуалам или вероучению той конфессии, к которой принадлежит.

iskuplenie-eto-21-4434850

Происхождение слова

Данный термин пришел в русскую речь в результате дословного перевода священных текстов — такая же ситуация сложилась и во многих других европейских языках. Если заглянуть в словари, то можно найти первоисточник заимствования. Перевод осуществлялся с греческого языка, в котором употреблялось слово apolitrosis или с латинского — redemptio.

Оба этих понятия буквально означали «выкуп раба, пленника или заключенного» — человека, который не может обрести свободу собственными силами.

Ветхий Завет написан на древнееврейском языке. Здесь употребляется термин «геула», образованный из корня с двумя значениями. Первое переводится как выкуп человека из долгового рабства у хозяина-иноплеменника, когда деньги вносят родственники и единоверцы-евреи. Второе представляет собой духовное понятие — освобождение от власти греха, что часто рассматривается в контексте прихода Мессии.

В учении каббалы термин может пониматься и как преодоление рамок материальной телесной оболочки через обретение мистического опыта. Арабское слово «каффара» возникло из корня, который переводится как сокрытие, покрытие, возмещение или откуп. Этот термин хорошо известен в исламском богословии. «Каффара» есть мера воздаяния за совершенное деяние либо нанесенный ущерб. Она определяется индивидуально в зависимости от ситуации согласно нормам шариата.

iskuplenie-eto-3-4900103

Значение понятия

Как видно, значение менялось на протяжении человеческой истории. Поначалу оно могло обозначать воздаяние по принципу «око за око», далее обрело более глубокий духовный смысл в монотеистических религиях, а потом уже светское современное толкование.

На протяжении веков значение слова «искупление» менялось следующим образом:

  1. Расплата согласно нормам обычного права: принцип талиона, кровная месть и другие неписаные законы. Сохранилась как пережиток вплоть до XX века включительно на Кавказе, Балканах (Албания, Черногория) и местами в западном Средиземноморье (Сицилия, Сардиния, Корсика).
  2. Монотеистическая религиозная трактовка: исправление человеческой природы, поврежденной первородным грехом.
  3. Морально-этическое понимание в светской этике современного общества и юриспруденции: исправление человеком последствий своих поступков и ответственность за них.

iskuplenie-eto-5-9176377

Искупление в Библии

В массовой культуре и живописи данная тема хорошо известна благодаря образам Адама и Евы, райского сада, змея-искусителя и плода, сорванного с запретного древа. Эта история видится нерелигиозным людям как мифологический сюжет, однако за ней стоит глубокий смысл, лежащий в основе вероучения всех авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама. Речь идет о проблеме первородного греха и расплате за него.

iskuplenie-eto-9-7024010

История событий

Ветхозаветная книга «Бытие» повествует о том, как Бог создал мир. Вершиной творения стала человеческая пара, чьим домом являлся райский сад Эдем. Адам и Ева обладали свободную волей и правом выбора, будучи сотворенными Богом по его образу и подобию. Они нарушили запрет свыше, вкусив плод с древа познания добра и зла.

Этот эпизод получил множество трактовок и неканонических версий сюжета. Среди сторонников идеи о сотворении мира иногда встречается точка зрения, что данное сказание не следует понимать буквально, оно представляет собой лишь метафору грехопадения человека и отступления от Бога.

Однако и буквальная, и образная трактовки истории Адама и Евы в богословии говорят о необратимых изменениях человеческой природы. Первородный грех исказил и нарушил ее, сделав людей тленными, подверженными болезням и смерти. В мир пришло зло и страдание, нарушившее изначальную гармонию. Отныне поврежденность натуры становится наследственной: изгнанная из рая пара прародителей передает ее своим детям, а через них и представителям всего человечества.

iskuplenie-eto-19-4526792

Идея и цель

Наказание за грех есть смерть — так гласят священные тексты. Поэтому уже во времена Ветхого Завета в обрядовой практике иудаизма формируется понятие искупительной жертвы. Она приносится коллективно или в частном порядке для снискания у Бога прощения за грехи и обретения поддержки свыше. В дальнейшем священники совершают этот ритуал уже в иерусалимском Храме. Процедура детально описана в книге «Левит», как и искупительная сторона обряда — показано, что и для чего необходимо жертвовать.

Данный ритуал во многом похож на аналогичные практики в языческих религиях древности. Речь могла идти о снятии грехов даже со всего народа, однако эта мера все равно носила временный характер. Общее положение дел не менялось — грех прародителей по-прежнему довлел над людьми. В иудаизме возникает концепция Мессии, что однажды придет для спасения человечества и создания идеального гармоничного мира.

Положение в корне меняется после возникновения христианства. Новая вера предлагает совершенно иную концепцию — спасение через искупительное самопожертвование Сына Божьего.

iskuplenie-eto-8-1481092

Значение искупительной жертвы

Поскольку первородный грех есть нарушение запрета, установленного самим Богом, то и цена расплаты оказывается бесконечно высокой — такой, которую обычный человек заплатить не в состоянии. Богословы объясняют, что небесный Отец, исполненный любви к людям, решает дать им шанс на спасение. Он посылает своего Сына на землю. Тот воплощается в человеческом образе, сочетая божественное начало с телесной смертностью.

Богочеловеческая природа Иисуса стала одним из сложнейших вопросов богословия и предметом многочисленных споров между разными ветвями христианства. Существуют различия в понимании того, в чем заключается сущность искупительной жертвы Спасителя. Сам же Христос в Евангелии говорит, что послан «служить и отдать свою жизнь как выкуп за множество жизней».

Католическая церковь понимает это следующим образом:

  1. Миссия Христа есть оправдание рода людского и принятие вины на себя.
  2. Возмещение этой вины и оправдание перед Богом-Отцом через крестные муки.
  3. Все люди есть соучастники греха прародителей.
  4. Христианское крещение избавляет от указанной вины, но не ее последствий в виде поврежденной человеческой природы.

Данный подход критикуется отцами православной церкви как слишком юридический и сильно завязанный на реалиях Древнего мира. То есть человек как бы выкупается подобно рабу, а Спаситель выступает как посредник между человеком и Богом-Отцом.

Православные богословы говорят об искупительной жертве как акте исцеления и преображения:

  • она приносится не только лишь Отцу, а всей божественной Троице;
  • страдания на кресте были нужны для восстановления искаженной человеческой природы;
  • жертва Иисуса есть проявление любви к людям, а не правосудия.

После воскресения Христа открывается новый этап. Отныне всякий христианин получает возможность спасения через веру и покаяние. Хотя природа человека все еще несет на себе печать первородного греха, каждый верующий может уповать на прощение свыше и обретение вечной жизни.

iskuplenie-eto-11-9211466

Понимание в современном мире

В наши дни религиозная этика в значительной мере сменилась светской — люди выбирают моральные ориентиры, все меньше берутся в расчет заповеди и тексты писаний. При этом и верующие, и атеисты легко могут руководствоваться одними и теми же нормами, подводя под них разные обоснования. Искупительная проблематика продолжает оставаться актуальной, но обретает новые формы.

iskuplenie-eto-1-1069522

Определение понятия

Современное общество, находясь в рамках светской этики, оперирует понятиями стыда, совести и исправления, если речь идет о том, что некто обязан искупить свою вину. В ряде случаев ситуация может оказаться и в правовом поле, где в действие вступают уже законы государства.

В рамках светского общества человек может искупать вину так:

  • этически — исправляя поведение и совершая новые, положительные поступки;
  • юридически — понеся ответственность и наказание согласно закону.

iskuplenie-eto-7189275

Для чего нужно

Религия говорит о том, что искупить вину необходимо для избавления от греха и обретения вечной жизни после смерти физического тела. Это один из важнейших элементов в учении церкви о спасении души. Встав на этот путь, верующий сознательно выбирает борьбу со своими страстями и недостатками, уповая в этом на Бога и его поддержку.

Однако в современном обществе более распространено светское понимание данного вопроса. Искупающий вину человек стремится избавиться от нее, ощущая неправильность содеянного и муки совести. Тем самым люди могут устранить последствия своих проступков и возместить вред, причиненный окружающим. Главной идеей здесь выступает идея исправления личности и возврата к положению вещей, что имело место до совершения неблаговидного деяния.

iskuplenie-eto-13-8732881

Видео

Протоиерей Олег Стеняев рассказывает об искупительной жертве Иисуса Христа.