Под индульгенцией обычно понимают папскую грамоту о прощении грехов за деньги в католической церкви.
О ней чаще всего говорят как о доходном бизнесе, «торговле праведностью», вызывавшей массовое недовольство и ставшей одной из причин Реформации.
Но в реальности все обстояло далеко не так просто. Документально оформленное прощение грешников действительно часто становилось инструментом обогащения. Однако это лишь один из аспектов богословской проблематики — и отнюдь не только католической.
Определение понятия
Indulgentia — это, прежде всего, теологическое понятие. Но в практике церкви оно получило документальное оформление, а после распространения печатного станка окончательно утвердилось первое и основное значение слова как название соответствующей бумаги, выданной священнослужителем.
Происхождение слова
Название папской грамоты об отпущении грехов в католической церкви происходит от латинского глагола indulgeo, что значит «терплю, позволяю».
То есть изначальный смысл слова и самого понятия был в уступках человеческим слабостям, исправления и снисхождения человеческим грехам, а не «акте купли-продажи».
Значение понятия в истории
Основы концепции начали закладываться еще в первые века христианства, а уже к XIII-XIV вв. она получила свое окончательное оформление. На исходе средневековья искупление грехов все чаще становится доходным мероприятием — «диплом о прощении» активно покупается и продается. Его определение в истории изменилось, стало нарицательным, и в наши дни обозначает разрешение на беззаконные или аморальные деяния как таковое.
Богословское обоснование
Католическая церковь исходит здесь из идеи освобождения от временного наказания за грехи. Церковная доктрина гласит, что даже после раскаяния духовная природа человека оказывается повреждена и ухудшена, что, в свою очередь, создает новую почву для греховности и разрушает жизнь верующего. Особенно актуальным это считается в случае так называемых смертных грехов, ведущих к погибели души.
Однако у христианина есть шанс спастись от временной кары за греховные деяния.
Для этого необходимо миновать следующие этапы:
- Пройти таинство исповеди у священника.
- Принять причастие.
- Совершить ряд благих деяний (молитва, пост, раздача милостыни или иная благотворительность, паломничество к святым местам).
- Показать преодоление своего искушения к данному греху.
Позднее в католичестве оформилось представление о так называемой сокровищнице сверхблагих дел. Суть ее в том, что заслуги святых и праведников создают некую сумму добрых деяний человечества перед Богом, своего рода запас, благодаря которому церковь и имеет возможность выдавать индульгенцию верующим.
История индульгенции
Основы доктрины начали закладываться еще в раннем христианстве. В первые века нашей эры остро стояла проблема отступников — людей, которые из-за угроз или преследований демонстрировали внешнее отречение от веры либо формальную лояльность к государственному языческому культу. Таких верующих было немало, для разрешения вновь участвовать в церковной жизни им требовалось пройти суровые процедуры очищения и покаяния. Актуальным стал вопрос смягчения наказания, дабы упростить оступившимся возврат в лоно церкви. Данная практика позднее получила оформление через исповедные книги — своего рода инструкции священникам по части послаблений в отпущении грехов.
Появление и развитие
Однако полноценное оформление концепция получила уже в средневековой Европе с дальнейшим развитием богословской мысли. Рождение самого термина датируется XI веком. Доктрина обретает целостность и системность, в XIV веке догмат о сокровищнице сверхблагих дел принят официально, а единоличным правом полностью прощать грехи стал обладать римский папа.
Дальнейшая судьба
В эпоху Возрождения с развитием товарно-денежных отношений дух наживы проникает и в церковную среду — отпущением грехов начинают активно торговать. Сохранились свидетельства того, когда разрешительными грамотами на разного рода деяния чуть ли не запасались впрок. Поэтому в 1521 году римская курия издает предписание — запретить любые материальные взносы или денежные расчеты при предоставлении свидетельств о прощении грехов.
Современное положение
В 1967 году папой Павлом VI принимается Indulgentarium Doctrina. Этот документ провел ревизию древней практики отпущения грехов и регламентировал ее порядок в наши дни. В 1999 году в него были внесены незначительные изменения.
Применение в религии
Явление имело место не только у католиков — хотя как раз благодаря влиянию Рима оно получило распространение и в греческой церкви после захвата Византии турками. Константинополь пал, а многие ученые греки стали получать образование за границей. Западные веяния активно проникают на Восток.
В православии
Грамота о прощении грехов называется по-гречески синхорохартией. В практику православной церкви она вошла в общепринятом смысле слова — именно как документ, покупавшийся за деньги и не требовавший прохождения таинств и иных очистительных обрядов.
И если на Западе к такой порочной практике пришли постепенно, то в восточных церквях она была заимствована уже в готовом виде. В 1727 году выдача синхорохартий получает официальное признание константинопольского патриарха. В дальнейшем как «латинское» явление была запрещена непосредственно торговля ими, но не выдача как таковая. Последние известные примеры датируются серединой ХХ столетия.
В католицизме
Как видно, изначально не имевшее четких правил послабление к каявшимся грешникам обрело системный характер и оформилось в доктрину. Однако в дальнейшем это стало превращаться в бизнес, далекий от идеалов христианской веры. Церковь с ним боролась, но не всегда успешно. Лихоимство и коррупция среди клира стали одной из главных причин начала Реформации и возникновения протестантизма — направления христианства, где роль церковнослужителей как посредников между верующим и Богом сведена к минимуму.
Видео о выступлении Мартина Лютера против индульгенции
Мартин Лютер и другие инициаторы Реформации активно выступали против покупки грамот об искупления грехов.