Религиозное учение фарисейство в православном христианстве и иудаизме

Фарисейство имеет достаточно длинную и интересную историю не только как явление, но и как значение слова само по себе: без знания, что за ним стоит, понять суть течения практически невозможно.

fariseystvo-eto-6-7887875

Что это такое

В значение слова изначально вкладывалось название религиозного течения, а уже позже понятие превратилось в нарицательное, имеющее негативную окраску.

Происхождение слова

Термин происходит от названия религиозно-политической секты, которая первоначально имела относительно прогрессивный и демократический характер по сравнению с другими формами иудаизма. В дальнейшем движение приняло форму крайнего фанатизма, талмудистской казуистики и лицемерного благочестия.

Наименование фарисеев (греч. pharisaios у Иосифа Флавия и в Новом Завете, ивр. perushim в раввинской литературе), по мнению большинства ученых, означает «отделенные». Существуют и другие версии этимологии понятия: «точно определяющие» (А. Баумгартен) и «персидствующие» (Т. Мансон).

fariseystvo-eto-8-4534756

Значение понятия в христианстве

Когда говорят о данном явлении, нередко присутствует религиозный оттенок в тематике разговора. Верующие люди, сталкиваясь с негативными моральными качествами человека, зачастую характеризуют его указанным словом. Преимущественно такое мнение имеют представители христианских конфессий.

Даже если разговор ведется исключительно в светском контексте, не стоит злоупотреблять этим понятием, забывая его историю. Приверженцы иудаизма, услышав в свой адрес подобное словоупотребление, могут принять это за оскорбление.

Раннее христианство подвергло критике это течение, противопоставив «внутреннюю нравственность» религиозного чувства внешней моральности. С превращением христианства в господствующую идеологию его мораль сама приобрела фарисейский характер.

Явление состоит в неукоснительном, чисто внешнем, формальном и показном исполнении нравственных правил. Фарисейское понимание нравственности сводится к следованию установленным ритуалам, утратившим свое действительное человеческое и социальное значение.

В данном ролике протоиерей Андрей Лемешонок дает более полное объяснение понятия в православном христианстве.

Кто такие фарисеи

Научное исследование начинается в середине XIX столетия в Германии с появления фундаментальных трудов А. Гейгера и Ю. Вельгаузена. В дальнейшем вопросу были посвящены сотни статей и монографий, вызывавших бурные дискуссии и даже возникновение новых направлений и целых школ.

История происхождения

До сих пор является дискуссионным вопрос о происхождении партии фарисеев. Впервые она упоминается Флавием в описании правления Ионатана (152-143 года до нашей эры), первого царя хасмонейской династии. Историк писал для римских читателей, а потому представил фарисеев как национальную философскую школу, которая в своих взглядах пересекалась со стоиками.

По мнению многих исследователей, истоки фарисеев относятся к «движению благочестивых» (ивр. hasidim), присоединившихся к Маккавейскому восстанию (168 год до нашей эры). Согласно раввинской традиции, происхождение партии связано с деятельностью Великого Собрания, которое руководило жизнью Израиля в персидский период.

При исследовании причин возникновения фарисеев следует учитывать, что иудаизм в тот период не представлял собой монолитного явления. Историки выявили существование в нем множества сект и социальных групп, которые ведут разный образ жизни и по-своему толкуют религиозные законы.

Согласно мнению большинства ученых, возникновение партии явилось реакцией на эллинизацию. Она противопоставила верность синайскому Завету и заповедям Торы размыванию национальных начал жизни.

fariseystvo-eto-3-1798626

Деятельность секты

Главной их заслугой стало сохранение иудаизма от поглощения эллинизмом или персизмом. Они вновь подняли еврейское учение на высоту, установленную великими пророками. Как партия с четко установленной программой, фарисеи впервые выступают на исторической арене при первосвященнике и царе Иоанне Гиркане.

Вначале их программа имела резкую политическую окраску. Существует история о первом столкновении секты с домом Маккавеев, которую единогласно рассказывают Иосиф Флавий и Талмуд. Саддукеи не раз предупреждали Иоанна о том, что фарисеи настроены против него.

Вернувшись в Иерусалим после победоносных войн, царь пригласил выдающихся представителей этой партии к себе на пир. Оказав большие почести гостям, он пытался вызвать их на откровенность. Все рассыпались в похвалах Гиркану, и только один осмелился сказать ему: «… если ты хочешь быть праведным по-настоящему, то довольствуйся царской короной и откажись от диадемы иудейского первосвященника».

Причиной такого обращения послужили слухи, набрасывавшие тень на легальность рождения царя. Возмущенный, он тут же передал оскорбителя на суд его же товарищей — их приговором стали удары плетью и заточение.

«За простое оскорбление они не нашли возможным присудить его к смертной казни. Партия фарисеев вообще отличалась мягкосердечием при назначении наказаний». Иосиф Флавий

Саддукеи же воспользовались таким снисходительным приговором, выставив его как доказательство нанесения оскорбления с согласия и ведома всех фарисеев, а после и вовсе довели дело до разрыва между царем и его прежними советниками.

Согласно воззрениям секты, царская власть и сан первосвященника действительно не должны и не могли соединяться в одном лице. Соединение светской и духовной властей в одном лице противоречило историческим традициям и Моисееву закону.

В древности царская корона неразрывно связывалась с обязанностями полководца: человек, чьи руки обагрены человеческой кровью, не может молитвенно возносить их к Богу.

Оппозиция партии Маккавеям перешла в открытое восстание при Александре Яннае. Шесть лет длилась междоусобная война, она стоила жизни 50 000 сектантам, а оставшиеся в живых вынуждены были рассеяться по соседствующим странам.

Примирение произошло только во времена девятилетнего царствования Соломеи-Александры, вдовы Янная. То время было самым счастливым для фарисеев. Действительным правителем государства выступал брат царицы, энергичный и мудрый фарисей Симеон бен Шетах. Он установил разделение властей и полный внешний мир.

Уже после смерти Соломеи началась новая борьба: ее сыновья не могли поделить трон. Все закончилось тем, что они пригласили Помпея (римского полководца) в качестве третейского судьи. Пользуясь таким положением, он подчинил верховной власти Рима всю Иудею.

Партия фарисеев также послала депутацию к полководцу с просьбой избавить страну от воюющих братьев и утвердить в Иудее республику под эгидой Рима. Объясняется это тем, что фарисеи спокойную и мирную жизнь по закону Моисея ставили всегда выше политической самостоятельности.

В 37-4 годах до нашей эры при Ироде политическая роль партии совершенно прекратилась: она сосредоточила свою деятельность на исследованиях Торы.

В то время секта разделилась на два лагеря: школы Гиллеля и Шамая. Направления значительно отличались по своим воззрениям друг от друга, но не враждовали между собой. Шамаиты вели себя очень строго и крепче держались закона, не допуская свободы его толкования.

Гиллелиты восторжествовали в этой «борьбе», и их мнения в народе стали религиозными нормами. Во многих аспектах эта заслуга приписывается учителю школы из-за его высоких нравственных качеств. В лице Гиллеля учение достигло своего наивысшего развития. Его взгляды на религию обусловлены следующим фактором.

К Шамаю однажды обратился язычник с просьбой вступить в лоно еврейства, но с условием, чтобы тот передал все содержание еврейской религии, стоя на одной ноге. Учитель отличался особенным ригоризмом по отношению к обрядностям и попросту прогнал его. Язычник обратился к Гиллелю с той же просьбой, и тот ответил: «… что тебе неприятно, того не делай твоему ближнему — в этом вся Тора; все остальное же — комментарии к ней. Иди и учи».

За несколько лет до падения Иерусалима из секты выделились две политические партии: миролюбивые гиллелиты проповедовали мир с Римом любой ценой, в то время как шамаиты образовали партию ревнителей (зелотов), которые стали душой восстания против римлян, доведя Иудею до полного разгрома в 70 году нашей эры.

Пока еврейский народ лишался политического центра, раби Иоханану бен Заккаю удалось организовать для него новый духовный центр в Явне в виде академии, где и было положено начало основанию талмудического еврейства.

Таким образом, фарисеи олицетворяли одно из многих течений в иудаизме, стремившееся приблизить приход Мессии и воплотить идею святого народа. Значение фарисейской партии в истории определяет то, что ее принципы легли в основу раввинистического иудаизма.

Явление могло остаться простым фактом в локальной истории Иудеи, о котором бы почти не сохранилось источников, но благодаря своим новозаветным текстам фарисейское движение «вошло в мировую культуру как символ определенного типа религиозного сознания».

fariseystvo-eto-11-4114681

Упоминания в Новом Завете

Для точного понимания, кто такие фарисеи по Библии , необходимо рассмотреть их взаимоотношения с Иисусом Христом. В основном подвижники учения представлены в виде силы, противопоставляющейся Христу. Их отношения далеки от прямолинейной и однозначной интерпретации.

В учениях фарисеев и Христа обнаруживаются многочисленные параллели, между ними не возникало принципиальных разногласий во взглядах. Они приглашали Иисуса к себе в дома, дискутировали с ним, специально приезжали в Галилею послушать его. Когда тетрарх Ирод собирался арестовать Спасителя, фарисеи предупредили его об этом.

Расхождение с движением возникло относительно «предания отцов», которому не следовал Спаситель. Глубинной причиной неприятия было мессианское самосознание Спасителя. Он учил, не опираясь на «предания отцов» и ставя свою власть выше авторитета Торы.

Среди других конфликтов, описанных в Евангелиях, следующие:

  1. Фарисеи обвинили Христа и его учеников в нарушении заповедей: прежде всего, речь шла о нарушении субботы и правил ритуальной чистоты.
  2. Кроме того, Иисус допускал женщин в число своих последователей и обращался к низшим слоям.
  3. Христа обвиняли в богохульстве и использовании магии для исцеления больных.
  4. Партия фарисеев требовала от Иисуса знамения.

В свою очередь Христос подверг критике социальные практики фарисейского движения, но несмотря на это, оно представлено как наиболее близкое к Иисусу направление из всех иудейских религиозно-политических движений.

Фарисеи предстают не просто как партия, а как определенный тип религиозного сознания, который может быть присущ и ученикам Спасителя. Фарисеи, как они изображены в Евангелиях, видят праведность в скрупулезном следовании религиозному закону, забывая о нравственных принципах Торы, «главном в законе», что приводит к духовной слепоте и отвержению Мессии.

fariseystvo-eto-7-8124414

Мнения святых отцов

Евангельская оценка стала основой понимания течения, войдя в христианскую традицию. Отцы христианской церкви относят критику фарисеев и книжников к себе, к христианам вообще и к церковным руководителям. Значение слова «фарисейство» понимается ими не как ересь или ложное учение, а как внутреннее явление, состоящее в искаженном развитии истинного пути. Это понятие, через которое осуществляется внутренняя критика и определяется уклонение от евангельского учения.

fariseystvo-eto-12-5132368

Современное определение

В современной интерпретации фарисействовать — значит не соблюдать соответствие содержания и формы, прежде всего, в религиозной жизни.

В качестве равнозначных слов лингвистами упоминаются следующие термины:

  • показная добродетель;
  • уверенность в собственной праведности;
  • превозношение;
  • властолюбие;
  • карьеризм духовенства;
  • двойственность;
  • неискренность;
  • лживость;
  • лицемерие;
  • ханжество;
  • фальшь;
  • двоемыслие;
  • двоедушие.

fariseystvo-eto-6956962

Учение фарисеев

Можно выделить три основных источника, содержащие информацию об учении и фарисеях вообще: сочинения Иосифа Флавия, раввинистическая литература (Талмуд и Мишна) и тексты Нового Завета. Сами последователи течения не оставили никаких письменных памятников. Все сохранившиеся данные — фрагментарны и противоречивы, что порождает противоположные друг другу теории и интерпретации.

Суть и основные положения

Фарисеи полагали, что Устный Закон позволяет вносить необходимые толкования в еврейское право и трактовать его в непредвиденных обстоятельствах.

Фарисеи верили в то, что:

  1. Все вещи вокруг подлежат контролю Всевышнего, но при этом те решения, что принимаются человеком, определенным образом влияют на ход его жизни.
  2. Существует загробная жизнь, которая зависит от того, что конкретный человек заслужил при жизни – награду или наказание.
  3. Религиозная вера — центр человеческого бытия, а образ жизни человека должен определяться законами Торы.
  4. Бог никогда не мог требовать физического возмездия.
  5. Явление ангелов и воскресение мертвых — это признаки мессианской эры.

Важное место в вероучении занимали религиозно-политические представления о приходе Мессии и восстановлении царства Давида, приблизить это время может путь исполнения заповедей.

Конечной целью партии фарисеев в сфере уголовного законодательства стала отмена смертной казни. По их мнению, преступника следовало предоставить воле Бога.

fariseystvo-eto-10-5761054

Методы толкования

Бывшие в употреблении способы весьма разнообразны, но все они могут быть сведены к двум категориям: метод введения символических фикций и диалектический метод.

Метод введения символических фикций

Фикции вводились в разные сферы жизни общества, особенно в область религиозных обрядов, чтобы смягчить чрезмерную строгость при соблюдении законов субботнего покоя и ритуальной чистоты.

Примеры толкования методом введения фикций:

  1. Виноградники и поля не обрабатываются. Т о, что земля приносит самопроизвольно — общее достояние, которое бедные и пришельцы могут использовать наравне с хозяином.
  2. С наступлением субботнего года уничтожаются все долговые обязательства. Это было установлено с целью предупредить порабощение за долги неимущих .
  3. Гиллель установил институт «просбул»: кредитор в конце шестого года подает в суд заявление в письменной форме, тем самым фиктивно передавая полагающуюся ему сумму суду. Кредитор получает возможность взыскать свои деньги после субботнего года, так как по закону уничтожаются долги только частным лицам, а не общественным учреждениям.

fariseystvo-eto-4-9344900

Диалектический метод

Примером может послужить закон о «строптивом сыне», изложенный в Пятикнижии. В силу предписания отец может подвергнуть сына смертной казни в судебном порядке. Приговор может быть исполнен за любое непослушание, даже если отсутствует другое преступление, за которое наказывают смертью.

Само толкование сводиться к следующему: в законе речь идет о сыне и его родителях, а значит оба они должны быть в живых и оба должны дать свое согласие на наказание сына.

Для применения данного постановления также необходимо соблюдение следующих условий:

  • хорошее здоровье обоих родителей;
  • чтобы не страдали каким-нибудь уродством;
  • чтобы оба были достойны друг друга;
  • обладание одинаковым тембром голоса.

Все положения установлены для того, чтобы спасти сыновей от произвола родителей: в минуты запальчивости они могли совершить поступок, о котором бы потом жалели.

fariseystvo-eto-9-9196281

Отношения фарисеев с другими сектами

Многие убеждены (в том числе и сами евреи), что нынешний раскол иудаизма — недавнее явление, что до нового времени все евреи действовали и думали одинаково. На самом деле общественно-религиозные группы, существовавшие в период Второго Храма, различались друг от друга. Ессеи, саддукеи и книжники со временем исчезли, историческое значение сохранилось только за учением фарисеев.

С ессеями

По всей вероятности, название происходит от арамейского слова ас-сай-йа, означающее «врачи», «лекари». Это немногочисленная, но влиятельная секта. Они образовывали отдельные общины, ведя образ жизни отшельников.

Ессейская идеология была диаметрально противоположна Евангелию:

  1. Сектантская гордыня и крайняя нетерпимость по отношению к «сынам тьмы» (любые люди вне общины).
  2. Удалились в пустыню, считая городскую жизнь растлевающей.
  3. Не хотели иметь ничего общего с Храмом.
  4. Очень строго соблюдали законы нечистоты и чистоты.

Правила были похожи на монашеские. Члены группы вкушали еду совместно и в полном молчании. Они отдавали общине все свои доходы и не имели личных помещений.

В секте не терпели инакомыслия и изгоняли из своей среды нарушителей правил. Для тех, кто продолжал верить, что общинная пища — единственная ритуально чиста, это было смертельным приговором. Как только этот источник пищи перекрывался, изгнанники умирали от голода.

Община сохранила древнейшие из дошедших до нас библейские тексты, так называемые кумранские рукописи, которые были найдены в районе Мертвого моря после второй мировой войны.

fariseystvo-eto-5-9981332

С саддукеями

Название группы происходит от имени первосвященника Садока, жившего при царе Давиде. Саддукеи тесно связаны со священством и аристократией.

Основные черты направления:

  1. Утверждали, что устный закон не имеет юридической силы письменного Закона.
  2. Склонны к уступкам властям и более терпимы.
  3. Придерживались только закона Моисеева и отвергали предание старцев.
  4. Особенно подчеркивали свободную волю человека.
  5. Отвергали Воскресение мертвых, существование духов и ангелов.

Наиболее известным представителем течения был первосвященник Каиафа. Среди них неизвестно ни одного, кто был бы последователем Иисуса Христа. Саддукеи были готовы смириться с любой властью, поэтому они были влиятельны в Синедрионе.

Видео

В ролике протоиерей Андрей Ткачев подробно объясняет, кто такие фарисеи.