Что такое аскетизм и аскеза: плюсы и минусы аскетичного образа жизни, знаменитые аскеты

Стремление к духовному совершенству — одно из наиболее важных свойств человеческого естества. Одним из способов добровольного его освобождения от груза избыточной материальности, от того, что разрушает его физически и нравственно, что мешает ему двигаться вверх, постигая величие Бога на протяжении обозримых тысячелетий, являлся аскетизм, имевший разные формы своего проявления.

О том, что же это за явление, каковы его принципы, история появления и развития в срезе некоторых духовных культур и религий, какие виды, способы проявления образа подобной жизни мы можем встретить в прошлом и настоящем, обращаясь к повествованиям жизни подвижников и к трудам нынешних богословов, — обо всем об этом мы узнаем из этой статьи.

аскетичность

Что такое аскетизм

На протяжении тысячелетий люди тяготели к непознанному, ища в нем ответы на волновавшие их вопросы, — кто же мы, откуда и куда движемся, что там, за чертой неизвестности, есть ли что-то после смерти, а если да, то какое будет воздаяние за прожитую жизнь?

В своем стремлении стать лучше ищущие использовали методы и методики для достижения результатов в освоении новых ступеней духовного развития и постижении законов иного мира, который совершеннее, прекраснее, мудрее всего того, что они встречали в своей повседневности.

Понятие, которое мы хотим осветить данной статьей, является рядом действий, направленных на очищение души и подготовку человека к неизбежной встрече с этим самым непознанным. Чтобы понять глубже этот непростой комплекс совершенствования своей внутренней природы, вначале обратимся к происхождению слова, которое определяет данный процесс.

Слово "аскеза " — греческого происхождения. Др. -греч. áσκεω есть глагол, имеющий не одно значение. Это и умелое, старательное обрабатывание твердой материи, и облагораживание жилища, и упражнение, сводящееся к совершенствованию тела и духа. Именно к подобным практикам обращались атлеты древней Эллады, готовясь к состязаниям и воздерживаясь от телесных удовольствий. Позже термин перекочевал из античной культуры в христианство, которое наполнило это слово иным смыслом, сохранив его для себя в значении усердных напряженных упражнений, усилия над собой.

Аскетизм — это отказ от отягощающих душу излишеств, роскоши и чрезмерных удовольствий.

Адепт, использующий данную практику, ограничивает себя, следуя образу жизни, наполненному последовательными воздержаниями, исполненному простотой и скромностью. Ведь его стезя — самосовершенствование. Он это делает намеренно от того, что понимает: самоограничение и строгость по отношению к самому себе — истинный путь освобождения души от пороков и изъянов, страстей, разъедающих душу и желаний, разрушающих разум.

ограничение или подавление чувственных желаний добровольное перенесение физической боли одиночества

История аскетизма

Причины появления

Все, что мы используем в качестве инструментов усовершенствования себя, когда-то появилось, ибо было проявлено действием, вынесенным на свет божий из глубин нашего естества. Оттуда же было явлено и рассматриваемое понятие. Оно явилось следствием извечной тяги человечества изучать и познавать себя. Из его рядов всегда выделялись те, кто желал докопаться до глубин самопознания, подняться на несколько ступенек выше полагаемой обществом нормы. Одно несомненно, — это явление с тысячелетней историей.

Мы уже упоминали об атлетах Древней Греции, которые перед своими выступлениями воздерживались от близости с женщиной, употребляли самую простую еду, спали на жесткой поверхности и неустанно тренировались. Да, здесь присутствовал некий сакральный смысл, но, прежде всего, это было осознанной необходимостью энергосберегающего воздержания, дабы не перегрузить тело излишествами и показать высокий результат.

Иной вид аскетичности, касаемый области духа, был представлен некоторыми древнегреческими философскими школами: стоиков, киников, пифагорейцев. Здесь рассматривалось более широкое понимание этого метода как отказа от всего, что не является действительно необходимым для жизни и борьбы с человеческими пороками во имя достижения добродетели во всех сферах жизни.

Рассматривая аскетов в древних традициях буддизма и индуизма, мы можем наблюдать, что самосовершенствование понималось в стремлении обретения блаженства путем освобождения от иллюзии внешнего материального мира, достижения Нирваны, выхода из бесконечных циклов перерождения колеса Сансары.

Категории и виды индуистского отшельничества (саньяси) многосложны и имеют временную градацию от древних бродяг-отшельников или отшельников-общинников, живущих на подаяние, питающихся отбросами, не имеющих постоянного крова и до своеобразных орденов аскетов, о которых упоминается в древнеиндийских текстах саньяса упанишад. В них также говорится о нескольких категориях отшельников-брахманов, отличимых друг от друга своим образом жизни.

Перечислим их:

  1. Молчальники — давшие соответствующий обет.
  2. Странники — презревшие оседлость.
  3. Сдерживающие себя.
  4. Просящие милостыню.
  5. Саньясины — практикующие полную отрешенность.
  6. Йогины — идущие путем йоги (соединения) с высшим аспектом Бога.
  7. Освобожденные при жизни — достигшие соединения.
  8. Практикующие тапас (аскеза высочайшего уровня, позволяющая достичь сверхспособностей и даже приравниваться к богам).

Об этих формах отшельничества можно написать отдельную статью, наша же задача — определить причины, породившие многообразие видов индуистского самоотречения, включающие разнообразные методы умерщвления плоти. Суть заключается в том, что индуистский мистик видел во всякой форме материального проявления жизни лишь источник страданий, сосуд, наполненный скверной. Он выполнял над собой физическое насилие из-за страха перед возможным перерождением, уничтожая в себе всякое желание к личной жизни.

Буддизм же предлагал следовать срединным путем между самоистязанием и чувственным наслаждением, осуждая использование суровых самоограничений лишь для открытия мистических способностей и заигрывания перед божествами в личных эгоистичных интересах. Здесь предполагалось прибегать к подобным практикам как к способу самоконтроля тела, сознания, отречения от непостоянных иллюзорных наслаждений ради вечной духовной благодати.

Что такое аскеза или аскетизм - Семья и дом

Развитие и дальнейшая судьба

Аскетичный образ жизни и вся система борьбы со страстями обрела дальнейшее развитие с приходом христианства, которое придало этому явлению несколько иную окраску. Огранка последователей Христа заключалась в том, что здесь подвижники отрекались не от мира созданного Творцом, а от пороков и страстей, которые встают преградой, разрушающих связь между Богом и человеком. В данном случае отречение от благ уже происходило не во имя спасения себя от череды бесконечных перерождений или слияния сознания с Абсолютом, а ради преданной любви к Богу и милосердия к человеку. Отшельник-христианин покидал мир, в котором бурлили страсти, обжигали соблазны, для того, чтобы не отвлекаться на пустое, а полней придаваться внутреннему совершенствованию, развивая в себе ощущение божественного присутствия. Он укреплял свою духовную природу подавлением греховных помыслов, страстей и наклонностей.

Сей опыт христианство переняло у своих предшественников — в древних учениях и религиях Востока, в Иудаизме, Митраизме, в различных мистических сектах, таких, как ессеи, у неоплатоников и неопифагорейцев. Первые христианские аскеты позаимствовали у них основы, наполняя их нечто новым, — тем, что соответствующая практика, как метод сопротивления всему греховному, находящемуся внутри практикующих, имела свои истинные плоды, когда она была освящена светом божьей благодати, который должен был направлять и вдохновлять Христовых послушников. Среди них были и те, из числа особо рьяных, которые использовали методы, подобные умерщвлению плоти в индуизме, своим духовным подвигом принося свою плоть в жертву во имя нового духовного возрождения.

Новым, привнесенным христианством в древний опыт самоограничений, являлось то, что это уже была скорее борьба не с материей и миром, а за сам этот мир, как внутри человека, так и снаружи, за его преображение и приближение к Отцу небесному и сыну его Христу.

Что касается средневековой аскетичности, то характерной ее особенностью являлось то, что, помимо сдержанности и минимализации земных потребностей и забот, сведения к минимуму значимости многообразия проявления жизни и познания материальных законов, происходил отказ от всего бренного и земного во имя высших небесных истин. Контраст между религиозным и мирским был здесь весьма ощутим.

В православной Руси аскетические подвижничества были неотъемлемой составляющей не только монашеской жизни, но и мирской. Его русскость и своеобразие характеризовались тем, что физическое и духовное, мирское и церковное здесь были весьма переплетены и лишены четко обозначенных границ. Взять ли старчество или блаженство, монашество или юродство — все это предлагалось, как средство, ведущее не к полному разрыву с миром, а к его освящению и преображению, входящими в сознание простой и понятной истиной духовной правды, излиянием небесной благодати на шествующих данным путем.

Архивы Аскетика | Дышу Православием

Современный аскетизм

Нам помнится из истории совсем недалекого прошлого, когда самоограничение было своеобразным классовым орудием против излишеств, инструментом противопоставления себя классовым врагам униженных и оскорбленных. И хотя адепты первых рабоче-крестьянских общин были далеки от разбираемых нами понятий, как и от высокой духовной морали, и ими правило неистовое желание мировой революции, — их настрой на минимализм позволил пролетарскому обществу после тягот гражданской войны совершить невероятный скачок в индустриальную эру.

Нынешнее же положение человечества постиндустриальной эпохи говорит нам о том, что чрезмерное потребительство неминуемо приведет эту цивилизацию к полному упадку, исчерпав невероятные запасы нашей планеты всего за сотню с небольшим лет. Это прямое следствие доминирования внешнего над внутренним, ума над разумом, вседозволенности над смирением, и в самую пору обратиться к опыту подвижников, адаптировав его к нынешним условиям жизни.

Современному человеку сложно соблюдать строгие правила, самоограничиваясь хотя бы в том, что ему несет прямой вред. И зачастую, лишь подойдя к краю пропасти, он начинает задумываться о правильности выбранного им пути. Если кто-то чувствует, что со здоровьем не лады — возможно, самое время разумно себя ограничить хотя бы в малом, заложив тем самым начало практики созидания самого себя — цельного и гармоничного.

Выполнение подобных практик — залог будущего успеха. Каждый новый виток духовного и личностного развития сопряжен с каким-либо предшествующим ограничением или лишением.

Тот, кто практикует минимализм, менее болезненно реагирует на материальные утраты. Он учится, ограничивая себя, продолжать оставаться счастливым, видя истинный источник счастья ни в вещизме, ни в роскоши, а в умении ценить малое и благодарить жизнь за этот дар.

Чем больше людей осознают это, тем быстрее в прошлое уйдут войны и политические раздоры, голод и эпидемии. Уроки бушующих стихий и сопровождаемых ими бедствий станут мягче, а вскоре и вовсе уйдут в прошлое, поскольку душевное многоголосье счастливых людей осчастливит и саму нашу планету.

Что такое АСКЕТИЗМ на самом деле? Аскетизм в жизни для мирян

Принципы аскезы

Имея в распоряжении информацию об аскетах прошлого, опираясь на опыт аскетики как духовной науки, мы можем практиковать этот метод самосовершенствования в настоящем времени без перегибов в виде насилия над личностью, избегая перекосов излишнего самоунижения. Принцип любого самоограничения заключается в том, что для того, чтобы настроиться на восприятие более тонких вибраций, человеку необходимо отказаться на какое-то время от взаимодействия с энергиями грубого плана, сосредоточив весь свой арсенал чувствования на самом себе, своей внутренней природе, чтобы сгармонизировав себя изнутри, суметь в будущем поделиться этой гармонией с миром.

Разумно выделить основные принципы-заповеди, подобно десяти библейским, руководствуясь которыми, возможно достичь значимых результатов в саморазвитии через самоограничение человека нашего времени:

  1. Чистота в мыслях и действиях.
  2. Простота и искренность в общении, избегание словесных излишеств.
  3. Неприемлемость любой формы насилия над кем бы то ни было.
  4. Уход от всякой агрессии, как внешней, так и внутренней.
  5. Поступки по отношению к другим только с позиции справедливости.
  6. Разумное ограничение в принятии пищи.
  7. Отказ от ненатуральных и вредных продуктов.
  8. Воздержание от материальных излишеств, приятие того, что жизненно необходимо.
  9. Добрачная целомудренность и ограничение в близости с избранником.
  10. Верность избраннику не только физическая, но и ментальная.

аскетизм

Польза и возможный вред

Как и в каждом явлении этого мира присутствует двойственность, так и в практике аскетизма есть две стороны медали в зависимости от того, как и с чем к ней подходят.

Плюсы

Преимущества аскезы:

1. Прежде всего человек учится отделять зерна от плевел, истинное от ложного, естественное от привнесенного извне, навязанного. Он плавно обнаруживает в себе новые грани, открывая в себе то, что в привычном режиме жизни осталось бы им незамеченным.

2. Улучшаются отношения с людьми, в первую очередь, с близкими, появляется сдержанность, из лексикона уходят слова-паразиты.

3. Постепенно исчезает нетерпимость к иным мнениям, появляется сдержанность, уменьшается желание участвовать в том, что вредит жизни.

4. Укрепляется здоровье, уходят вредные привычки, проясняется сознание.

5. Появляется душевное спокойствие, человек перестает вечно куда-то опаздывать и кого-то догонять.

6. В отношениях с близким человеком более начинает цениться не физическая близость, а душевная.

7. Открываются новые смыслы, а, возможно, и способности.

Все это может произойти с большей вероятностью, если свою практику самоограничения человек посвятит единению с духовным началом, пребывающем в нем, которое и является частицей той всеобъемлющей Силы, постижению которой монахи и отшельники на протяжении тысячелетий отдавали всю свою жизнь.

Все должно иметь свою разумную меру, и превышение этой меры, которая для каждого своя, может привести к нежелательным результатам.

Минусы

Недостатки аскетизма:

1. Излишнее замыкание в себе и на себе. Если это не вызвано необходимостью углубленного самопознания благодаря открытию внутри источника духовной силы, проявленного особым состоянием божественного присутствия, то рьяная практика сама по себе ради практики, желания как-то выделиться либо слепого подражания кому-либо, может привести со временем к полному в ней разочарованию.

2. Передозировка в ограничениях, к тому же при слабом здоровье, может привести к еще большему его ухудшению.

3. Духовное развитие посредством разумных ограничений не обязывает ограждаться полностью от мира. Это добровольный выбор каждого. Человек может самоустраниться от общего потока жизни, выбрать свой ритм и свою скорость, но он все равно остается быть частью этой действительности. Мир развивается, не смотря на деструктивные процессы внутри него, проходит свои черные и белые полосы. Быть может, для кого-то длительное выпадение из этого потока притормозит и его личностное или даже духовное развитие, ибо жизнь аскета в миру тяжелей, чем в уединении, а тяготы, как известно, стимулируют, а зачастую и ускоряют процесс развития.

Задумчивость. Photographer Vladislav Opletaev

Виды самоограничений

Чтобы этот инструмент саморазвития шел во благо, надо понимать, как правильно он функционирует, какие есть виды самоограничений, когда их лучше выполнять и как. Главное помнить, что тот дискомфорт, в который вы себя погружаете, вы выбрали добровольно. Это не страдание и не надежда на то, что этот ваш выбор кем-то и когда-то зачтется. Вы это делаете ради самого себя, включая в себе более тонкие механизмы самоосознания. Помните еще и то, что нужно быть аккуратным, дабы не подпитывать свой эгоизм, сравнивая себя с теми, кто еще не прозрел и ходит непросвященным, в отличие от вас. К примеру, христианский пост возымеет свое воздействие, если постящийся посвящает свое воздержание Богу, не привязывается к результатам и не осуждает иных, не постящихся.

Различные виды самоограничений можно отнести к трем основным группам:

  1. Тела.
  2. Языка.
  3. Ума.

Ограничения тела

Здесь самое главное — помнить, что ваша цель заключается в освоении контроля чувств и желаний и ни в коем случае не нанести вреда своему телу. Не надо уподабливаться йогам и подвижникам прошлого, истязающим и умертвляющим свои тела, ибо то, что для вас есть неудобство, — для них являлось вполне нормальным и естественным.

К самоограничениям тела можно отнести:

  • ограничение в питании: неупотребление ненатуральных и вредных продуктов, постничество, вегетарианство;
  • в движениях и действиях: выполнение щадящих и умеренных нагрузок;
  • в местонахождении: выполнение паломничеств, пребывание в уединенных и благостных местах;
  • во внешнем виде: простота одежды и манер;
  • полный отказ от вредных привычек;
  • воздержания в половой близости.

Ограничения языка

Это воздержанность в речи, качестве языкового общения. То, что слетает с наших уст, нас может как облагораживать и возвышать, так и осквернять, унижая и сводя на нет наше человеческое достоинство.

Практика языкового ограничения:

  • отсутствие злословия;
  • уход от осуждения и критики;
  • умение выслушивать до конца, не перебивая;
  • всегда быть правдивым;
  • воздерживаться от спора и крика;
  • не навязывать свое мнение;
  • не пустословить и не надавливать словами.

Ограничения ума

Самоограничения ума более всего могут наставить человека на смирение, приблизив к духовным высотам, помочь увидеть скрытые смыслы в простых вещах.

Среди самоограничений ума следующие:

  • способность контролировать свои эмоции, а также чувства;
  • работа с гордыней, усмирение ее;
  • изучение и чтение священных Писаний;
  • размышления, самопогружение;
  • раскаяние в содеянном;
  • ненасилие;
  • уважение и любовь не только к ближним.

Любовь: Почему некоторым людям трудно любить себя?

Женская и мужская аскезы

Как для мужчины, так и для женщины разумные, правильные самоограничения являются важным условием дальнейшего духовного развития. Общее для них заключается в том, что они ведут к раскрытию внутренних потенциалов, улучшению не только физического и душевного здоровья, но и изменению качества жизни в целом, в том числе, и в материальном плане. Разница в том, что каждый из полов должен выполнять соответствующие практики, свойственные, соответственно, мужской или женской природе, поскольку имеется разница не только в физиологии, но и в предписанных каждому обязанностях.

Мужские

Для мужчины важны аскетичные практики, связанные с телом, поскольку они укрепляют и усиливают мужские качества характера.

К ним относятся:

  • голодание или ограничение в принятии пищи;
  • ранние подъемы до рассвета;
  • сон на твердой поверхности;
  • обливание или холодный душ;
  • довольствование малым;
  • сложные тренировки, связанные с выдержкой;
  • выполнение тяжелой физической работы;
  • хождение босиком.

Женские

Чрезмерное увлечение женщины мужскими практиками может привести к увяданию ее женских качеств и расцвету мужских. Это приведет к огрублению сердца и уведет от своего природного предназначения. Ее практики — это самоограничение работы языка и деятельности ума. Если они выполняются в благости применительно ко всем аспектам жизни ее семьи, счастье обретает не только женщина, но и все домочадцы.

Назовем следующие:

  • приготовление пищи должно происходить только в состоянии любви;
  • она всегда довольна тем, что у нее есть;
  • ее мысли никогда не касаются другого мужчины, а о муже она думает с любовью;
  • она всегда в состоянии любви выполняет все домашние обязанности;
  • внимание и забота о домочадцах, кормление их и угощение гостей;
  • не только просить помощи, но и помогать другим;
  • рукодельничать, создавать обереги, заряжая их своей силой мысли;
  • стараться создавать позитив в отношениях с другими людьми и поддерживать его.

Если каждый из супругов периодически обращается к данным практикам, то исходный результат будет залогом прочной, гармоничной семьи, ее здоровья и грамотного воспитания их детей.

Психология отношений между мужчиной и женщиной, книга, читать онлайн

Аскетический образ жизни

Для чего нужен

И все-таки подытожим, зачем нужен такой образ жизни применительно к ныне живущим. Каковы причины обращения к подобным практикам современными людьми. Дело в том, что, то, что было для человека ценным на протяжении тысячелетий, важно для него и сейчас: здоровье, семейные ценности, стремление к познанию себя и Бога, развитие внутренних способностей, желание сделать мир лучше.

В нынешнем обществе аскетическое лицо — это человек, принявший решение очиститься от ненужного и мешающего, будь то материальные предметы, старые привязки, связи и окружение. Это смельчак, решивший сбросить уже не актуальный, ненужный груз прежнего образа мышления и жизни в целом. Иными словами, тот, кто избрал путь освобождения от всего навязанного и искусственного во имя своей природной целостности.

Правила поведения

Тому, кто избирает данный путь, скорее всего, придется придерживаться некоторых правил для того, чтобы в своем личностном и духовном развитии и движении вверх не оступаться, слетая на несколько ступеней, а то и пролетов вниз.

Давайте их определим:

  1. Прежде всего — это уважение избранного пути без оглядки назад, не обращая внимание на назойливое брюзжание со стороны, пытающееся увести в сторону.
  2. Разумное освобождение от излишеств, довольствование малым.
  3. Основной приоритет — развитие своего внутреннего мира и расширение границ сознания.
  4. Гуманное отношение к живым существам и бережное к природе.
  5. Приоритет в литературе — духовно-оздоровительное направление.
  6. Принятие жизни таковой, какова она есть, терпимость и смирение.
  7. Стремление к натуральности (одежда, жилище и утварь, отношение с людьми).

Из представленного видео вы узнаете об аскетичном образе жизни основателя IKEA.

Известные аскеты

История богата на имена выдающихся людей, которые избрали путь аскетичности как в миру, так и в религии. Назовем некоторые самые известные из них. Это посвященный в глубину древних мистерий Пифагор и яркий представитель школы киников, живший в глиняной бочке Диоген, врачеватель Гиппократ и философ Кант, гений военного дела Александр Суворов и миллиардер Генри Форд, академики Николай Амосов и Дмитрий Лихачев.

Несчетным будет число всех подвизавшихся на сей подвиг в мировых религиях и духовных течениях. Ограничимся примерами некоторых известных, чаще всех находящихся на слуху в христианстве и буддизме.

В христианстве

Подвижники христианства через постоянный молитвенный подвиг и ряд суровых испытаний и самоограничений поднимались по ступеням познания Бога, на первой из которых они освобождались от восприятия мира посредством чувств, дабы достичь глубокого смирения и бесстрастия. На второй они уже имели возможность созерцать во всей неземной красе мир духовный и даже входить в него. Высшая ступень подразумевала возвышение над всем условным и ограниченным материальными рамками, постигая суть божественных творений, достигая глубин осознания бытия.

На этом непростом пути духовного восхождения для своих целей они использовали ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночество было их непременной спутницей. Основными же подвигами монахов, отшельников, пустынников являлись пост и бдение, лишение себя крова и нагота, поклоны и вериги.

Приведем примеры из описании жития святых отцов. Одним из них является свидетельство подвига блаженного Ионы, который будучи монастырским садовником в одном из монастырей Пахомия Великого, дожив до возраста восьмидесяти пяти лет, ни разу не сомкнул очей. После выполнения своих каждодневных обязанностей в саду, он заходил к себе в келию и бдил, до рассвета молясь и плетя веревки.

Преподобный Ефрем Сирин — религиозный отшельник, проводящий жизнь в строгом воздержании , спал на голой земле, а сирийский подвижник Савин вкушал заплесневелую муку, едва смоченную водой.

Недельный пост был для аскетов нечто обыкновенным, а некоторые, уподабливаясь Христу, не ели и не пили до сорока дней.

Ефрем Сирин. Мар Афрем Нисибинский - биография. Христианский Богослов

Преподобный Серафим

Но в качестве более яркого примера служения Богу и людям опишем вкратце жизнь легендарного русского подвижника, чудотворца, преподобного Серафима Саровского.

Родился он 20 июля 1754 года в семье благочестивого купца Исидора Мошнина и жены его Агафьи. В крещении был наречен Прохором. Через три года умер отец, строивший церковь в Курске, и Агафья сама воспитывая сына, взгрузила на свои плечи неоконченное дело мужа и воспитание сына.

Когда Прохору было семь лет, он по неосторожности упал с колокольни, но оказался невредим. Для близких людей это было знамением, что ребенок находится под защитой Господа.

Однажды во время тяжкой болезни мальчику явилась в чудесном сиянии Богородица, утешила и сказала, что вскоре он будет здоров

Прохор отличался от своих сверстников тяготением к уединению для чтения священных писаний и посещению церковных служб. Постепенно через молитву ему стал открываться во всей красе непознанный духовный мир.

В 17 лет он отправился в Киев для посещения Лавры к мощам святых Антония и Феодосия. Старец, монах-затворник Досифей благословил его идти в Саровскую обитель, где Прохор после прохождения самых тяжелых монастырских испытаний удалился в глушь монастырского леса, где творил свой уединенный молитвенный подвиг. Пройдя тяжкие испытания лишениями и болезнями, устоявшись в крепости своей веры и любви к Богу, Господом была дарована преподобному Серафиму сила, благодаря которой он смог исцелять больных и предвидеть будущее.

7 самых важных высказываний Серафима Саровского | Русская семерка

Своим молитвенным подвигом он очистил душу от всякой скверны, избавился от маловерия и гордыни, и когда ему исполнилось 32 года, его постригли в монахи, дав новое духовное имя Серафим, что значит «пламенный».

Как-то в Великий Четверг во время Литургии ему явился Христос в сопровождении ангельского воинства. Преподобный изменился в лице, после этого его подвиги стали еще суровее. Теперь он всенощно бдел в молитве за весь мир.

Когда в 39 лет преподобный Серафим был рукоположен в иеромонахи, он ушел из монастыря и стал жить в деревянной келии в пяти верстах от монастыря в глухом лесу на берегу Саровки. Здесь он подвергал себя тягчайшим испытаниям ношения тяжестей, неимоверно строгими постами, питаясь лесной травой — снытью.

Однажды на него напали разбойники, желая его ограбить, думая что за свою помощь людям он скопил немало добра. Подвижник не противился насилию, когда его калечили, проламывая голову и жестоко избивая, в результате чего было сломано много ребер. Думали, что он не выживет. Во сне ему снова явилась Богородица с апостолами Петром и Иоанном, а наутро силы вернулись к преподобному, в тот день он начал вставать, но спина его на всю жизнь осталась согнутой.

Разбойников поймали, однако по настоятельному требованию пострадавшего отпустили. Их настигла вышняя кара, уничтожив огнем их добро, после чего они явились к старцу, раскаиваясь в содеянном и прося прощение.

Испытания следовали одно за другим, его святость испытывалась темными силами, дабы устрашить и сбить с пути праведного. После сего старец начал свой тяжелейший подвиг — стояния на камнях, который продолжался 1000 дней и ночей. С утренней до вечерней зари Серафим стоял на камне в келии, а с темна и до зари — на глыбе в глухом лесу. В стужу и зной, под проливным дождем и жгучим снегом, он творил молитву, воздав руки к небесам.

По всей Руси разнеслась весть о великом подвижнике. Тысячи людей со всех концов земли русской стремились, чтобы хотя бы увидеть чудотворца или прикоснуться к нему. Дух старца благодаря его великому подвигу достиг небывалой высоты, обрел необыкновенную степень свободы. Старец стал прозорливым, он мог видеть не только мысли приходящих к нему людей, но и всю их внутреннюю природу. Ему открылось будущее России, ее нелегкая доля и тяжкие испытания русскому народу. Двенадцать раз святому являлась Матерь Божья, в последний раз она предстала перед ним незадолго до кончины.

Преподобный Серафим оставил сей мир 2 января 1833 года, но еще в течение 70 лет люди приходили к нему на могилу, исцеляясь от хворей тела и души.

Преподобный Серафим Саровский | Чудеса и Приключения

В буддизме

Когда человек хочет изменить себя, прибегая к какой-либо практике, но глубинно не осознал суть метода, следуя чужим наставлениям, не знает возможности своей природы. Если он жесткий и категоричный и с присущей такому типу людей фанатичностью старается достичь желаемого, то возможно и такое, что в конечном итоге ожидаемое им будет иметь абсолютно противоположный результат. И в случае, когда вы решили испытать границы своих возможностей, прибегнув к суровым самоограничениям, не лишним будет вспомнить одну очень древнюю историю очень известного всей планете просветленного.

Несколько иной взгляд на практики жесткого воздержания имеется в буддизме, и родоначальником иного подхода был сам Будда.

Он родился в государстве Магатха в роде Шакья из касты кшатриев. Эта страна находилась на территории современного Непала. Его жизнь протекала в период, который точно не установлен, но ориентировочно с 563 по 483 годы, поскольку традиция древнеиндийских писаний была больше привязана не к хронологии, а к философским измышлениям. Его отцом был раджа Шуддходана, а матерью — царица Махамайя, которая умерла через несколько дней после родов.

На пятый день после рождения была проведена церемония имя наречения, где он получил имя Сиддхартха — «добивающийся цели». Восемь приглашенных мудрецов-брахманов подтвердили своими предсказаниями, что его будущее двойственно. Последний же, младший из них — провидец Асита, найдя на его теле 32 признака великого человека, сказал, что ребенок будет либо могучим царем, либо величайшим святым.

Принц рос в роскоши, обучаясь всей необходимой государственной премудрости, опережая в развитии всех своих сверстников. В 16 лет его женили на принцессе Яшодхаре — своей кузене и ровеснице.

Однажды, выбравшись за пределы дворца, он увидел то, что изменило всю его последующую жизнь: нищенствующего старика, очень больного человека, труп, который смердел и разлагался, и странствующего отшельника. Восприняв их как символические знаки, он осознал, насколько сурова жизнь. Ведь никакие богатства, могущество и власть не в силах защитить от мучений, болезней, увядания и неизбежной смерти.

Будучи еще принцем Гаутамой Сиддхартхой, лишь только ему исполнилось 29 лет, он в одежде монаха оставил царский дворец, пренебрег роскошью и властью на миру, чтобы найти просветление. Будда умерщвлял свою плоть, избрав путь аскетичности. Целых шесть лет он предавался суровым самоограничениям и, может быть, умер от истощения, если бы не осознал, что этот метод ему не годиться для достижения сверхвысокой степени сознания. Он понял, что для достижения просветления бесполезно сурово истязать свою плоть. Это привело его к практике размышления и медитации.

Доведя себя до крайности, он должен был для себя признать, что его путь в ином, а именно: в расширении границ своего сознания способом углубленного погружения в самого себя и нахождении внутри источника всех смыслов и первопричины всего сущего, проявленного в этом мире. Просветления он достиг иным путем: после 49 дней медитации в возрасте 35 лет, явив миру еще один путь обретения целостности, гармонии, а также осознание того, что источник Абсолютной Истины один, путей же его достижения — множество.

В буддизме самоограничения для тела не так важны, поскольку основное для аскета-буддиста — контроль над сознанием, прежде всего, над мыслями, ибо лишь это, в конечном счете, может привести к Нирване.

Будда Пурнима 29 апреля 2018 г. - ИНДИЙСКИЕ СПЕЦИИ, магазин Виджай ...

Труды и проекты по аскетизму

Поскольку мы живем в культурологическом поле, где наша философия, психология, мировоззрение тесно переплетены с православным христианством, нелишним будет в конце статьи вкратце ознакомиться с трудами некоторых современных священников и богословов не такого уж далекого прошлого.

Православная аскетика, изложенная для мирян Павла Гумерова

В своей книге «Православная аскетика, изложенная для мирян» отец Павел Гумеров старается помочь современному православному человеку выйти победителем в борьбе за душевную чистоту против соблазнов, как бороться со страстями мирянину , чтобы избавиться от греховных привычек. Как жить и спасаться современному человеку? Автор предлагает путь, ориентированный на учение святых отцов, опирающихся, в свою очередь, на Святое Писание и свой скромный священнический опыт.

В книге говорится о том, что основная цель и смысл христианской жизни заключается в любви к Богу, а также к людям. Ну а то, что считается избавлением от страстей, — является лишь средством освобождения, подобным посту, молитве и богослужению. И пока в человеке преобладают греховные страсти и наклонности, соблюсти две важнейшие христианские заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем» и «Возлюби ближнего, как самого себя», является просто невозможным.

Автор в книге задает вопрос, нужна ли аскетика нынешнему мирянину, и главами книги дает ответ в ее необходимости, а также указывает методы спасения души.

Здесь уместно будет вспомнить слова поминаемого нами выше преподобного старца:

«Радость моя, не время нам унывать! Христос воскресе!!! Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи!»

Серафим Саровский

Аскетизм по православно-христианскому учению Сергея Зарина

Основным фундаментальным трудом богословия двадцатого века в отношении аскетического опыта с целью его обобщения и систематизации, базируясь на учении о спасении человека, является богословская магистерская диссертация «Аскетизм по православно-христианскому учению» Сергея Зарина (1875—1936) — российского, советского богослова, профессора Санкт-Петербургской Духовной академии, идеолога движения церковного обновленчества.

Его диссертация состояла из двух книг, изданных в 1907 году, первая из которых была посвящена детальному, порой критическому обзору литературных трудов, статей, исследований авторов-богословов разных времен, касаемых данной темы. Ссылаясь на сочинения более 65 отцов Церкви и работы более ста богословов и исследователей, им была сделана попытка провести анализ огромного пласта, коим является аскетическое учение, систематизировать его и показать значимость его в науке о спасении. Вторая книга являлась богословско-этическим исследованием.

Много внимания в работе Сергея Михайловича было уделено трудам св. Феофана Затворника, создавшему богословско-аскетическую систему, которая была органически привязана к жизни, а не отвлеченными формальными рассуждениями в оправдании церковного догматизма и которая проповедовала то, что главным для верующего является глубокое усвоение великого подвига самопожертвования ради спасения человечества, совершенного Иисусом Христом.

В своей работе автор рассматриваемое явление добровольного самоограничения определял, как осознанное использование средств для приобретения христианином добродетели для достижения нравственной чистоты и религиозного совершенства, в котором он использует упорный труд, напряжение его духовных и телесных усилий для борьбы с преградами. Здесь имелось в виду подвижничество со способами его осуществления целиком либо по отдельности, включающими в себя телесные подвиги и лишения, озаренные молитвенной благодатью.

Аскетика для мирян Сергея Масленникова

Много чего полезного для принявших решение что-то изменить в своей жизни, встав на путь духовного очищения через ограничительные добровольные практики, можно почерпнуть из лекций на тему «Аскетика для мирян» Сергея Масленникова , который является автором цикла бесед «О пути к спасению» и серии книг о страстях и христианских добродетелях.

Преподаватель Школы покаяния, Лауреат всероссийской литературной премии, Сергей Михайлович Масленников дает рекомендации, как подготовится к генеральной исповеди. Для этого он рекомендует для определения грехов использовать дневник кающегося, в котором грехи, соответствующие определенным страстям, распределены по категориям. Кающийся человек, соотнося свои грехи с подробно прописанными Масленниковым в дневнике, отмечая их, в последующем производит духовную работу над их искоренением. Спустя время, вычеркивая грех за грехом, он наблюдает, насколько он приблизился к главной исповеди.

У этого метода есть свои сторонники и противники, в основном из числа духовенства, считающих, что метод Масленникова искажает православное учение о покаянии и вносит туда отсебятину. В любом случае, желающий приблизиться к истине, обращающийся чистым сердцем в молитве к Богу, рано или поздно разберется, отделив зерно от плевел.

Ибо сказано:

«Ищите и обрящете.»

Иисус Христос

Видео о смысле аскезы

Из представленного видео вы узнаете, в чем смысл аскезы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Партнер сайта sharm