Философские концепции: пантеизм, как идея безличностного Бога

Для многих верующих людей понятие мир неотделимо от Господа. Бог — это и мир, и вся вселенная, и жизнь, и природа, и основа мироздания. Но не только последователи отдельных конфессий приминают и поддерживают эту точку зрения. На протяжении многих веков ученые мужи в разных странах Европы разрабатывали философию «pan theos» (пантеизм), которая по направлению мысли очень близка простому верующему человеку, полагающему, что Бог заключен во всем сущем.

Ученые объяснили, почему Вселенная не бесконечна

Что такое пантеизм

Пан-теория объединяет и отождествляет элементы античной философии, основанной на познании природы и космоса. Несмотря на многочисленные заблуждения о том, что Pantheism — это стройная, выверенная до мелочей система, история доказывает обратное. Точнее всего было бы называть этим словом целое течение разных направлений мысли. Объединяет эти направления убежденность в существовании некой единой Божественной субстанции, наполняющей мир. Если пойти еще дальше, то, по мнению философов, реально существует только эта субстанция. Она вечна, и является причиной своего собственного начала. Она неделима, неизменна и находится абсолютно во всем. Все вещи и явления, подверженные ее влиянию образуют мир и являются частью мирового движения.

Некоторые философы в своих трудах сближают пантеистическое учение с атеизмом. Атеизм опровергает антропоморфную сущность Бога, не принимает его за личностную единицу и, соответственно, рушит религиозную доктрину, строящуюся на личности Господа.

Pantheism также отрицает личностное начало Божественной сущности. Для него Бог — это природа, это жизнь, это первооснова вселенной.

Сложно сказать однозначно, возвеличивает ли Бога эта мысль или наоборот ниспровергает. С одной стороны оказывается, что Господь велик настолько, что одновременно присутствует в каждой мельчайшей частице. С другой — каждый предмет, существо и явление, имея в своей основе Божественную сущность, сами являются Богами по своему происхождению и естеству.

В каждом человеке есть божественная сущность — супермощный реактор ...

Происхождение слова

Само слово Pantheism имеет древнегреческие корни. Оно произошло от слияния двух основ «пан» — «все, всякий» и «теос» — «Бог». Отсюда и ключевая мысль всего учения: Божественная субстанция, заключенная во всем живом и неживом мире.

Но имея греческое происхождение, термин впервые появился в работе английского математика и философа Джозефа Рафсона « De Spatio Reali» в 1697 году. А на английском языке понятие «pantheist» было использовано только спустя несколько лет в 1705 году ирландским ученым Джоном Толандом в статье «Socinianism Truly Stated, by a pantheist».

Значение понятия

Пантеисты сходятся во мнении, что ключевое понятие их учения описывается одной короткой фразой: «Природа – это Бог в вещах». И, несмотря на различные ответвления, эта философия построена на едином принципе святости природы и Боге, как безличном начале.

Единое определение содержит в себе несколько различных понятийных форм, среди них можно выделить четыре основных:

  1. Трансцендентный или мистический уклон, который больше схож с панентеизмом.
  2. Теомонистическое направление, которое лишает вселенную самостоятельного бытия.
  3. Физиомонистическое течение, говорящее о том, что существует только природа, а Бог лишен самостоятельности.
  4. Имманентно-трансцендентное направление, делающее акцент на божественной сути вещей.

Сегодня понятие «Pantheism» продолжает развиваться и расширяться.

Обои небо, облака, природа, бог, the sky для рабочего стола #5767

Сущность и основные положения

Закон пан-теории призван главным образом решать проблему объединения двух противоположных состояний мировой гармонии: статичность и подвижность. Ученые в своих трактатах наделяют теорию божественной субстанции сразу двумя видами свойств. К статичным явлениям относятся: вечность, бесконечность вселенной, неизменность, а к динамичным: постоянная природная изменчивость, движение жизни.

У Парменида философское учение, отождествляющее бога и мир, называется несколько иначе, однако, проповедует те же идеи, что и Pantheism. Он говорит о том, что божественная неподвижность в своеобразной форме присуща всему живому, здесь он вспоминает закон цикличности природы. А вот Гегель, наоборот, приписывает творцу исключительно динамические способности к движению и развитию мира, таким образам, полностью искореняя противоречивость учения.

Приверженцы имманентного направления видели высшую силу, как некую закономерность, которая неподвластна времени и неизменна. Именно она управляет всем земным движением.

Эту мысль поддерживали:

  • Гераклит;
  • Спиноза;
  • стоики.

Одно из ответвлений неоплатонической философии со временем сформировало новое направление пантеистического учения — эманационное. В эпоху возрождения средневековой философии идеи ученых эманационнистов не противоречили господствующей теологической доктрине, но представляли собой один из подвидов реализма. Его черты обнаруживаются в работах Эриугены и Давида Динанского.

Парменид. Бытийный грек | Алексей Халапсис

История пантеизма

Новый термин был характерен для философского мировоззрения востока, хотя слово «пантеист» родилось в трудах английского материалиста Джона Толанда на рубеже XVII-XVIII веков. Но истоки этой философской мудрости появились в истории человечества задолго до Толанда. Первые размышления, близкие пантеистическому мировоззрению, зародились в восточных культурах. Так, индуизм, веданта, брахманизм в Индии, даосизм в Китае — были основоположниками этой философской системы. Древнеиндийские веды и тексты упанишады содержат в себе письменные доказательства идей единства Бога и окружающего мира.

Эта мысль ярко прослеживается в трудах Лао-Цзы. То же самое обнаруживается в религиях африканских народов, в зооастризме, буддизме.

В поддержку пантеистического мировоззрения открыто выступал Джордано Бруно. Богословы Западной Европы: Эриуген, Иоанн Скот, Николай Кузанский и Экхарт были близки этому учению, но официально не причисляли себя к нему.

Благодаря работам Спинозы пан-теория получила распространение в Европе XVIII века. Следующий век называл эту систему философией будущего, но в XX столетии из мировой истории Pantheism вытеснили идеи коммунизма и фашизма.

Лао Цзы. Философия учителя поднебесной

Появление учения

Новое течение философской мысли, провозглашающее тождество божественного начала и природного мира, появилась много веков назад в Древней Греции.

Первыми греческими учеными, которые проявили интерес к этой теме, были:

  • Гераклит;
  • Анаксимен;
  • Фалес;
  • Анаксимандр;
  • адепты стоицизма.

Их идеи отождествляют космос с огромным огненным организмом, породившим все живое на планете. Таким образом, и Создатель, и люди, и все сущее имеет изначально одно происхождение. Это провозглашает равенство всего человечества.

Развитие и распространение

Средние века были временем распространения и господства монотеистических учений, где Творец понимался как личность могущественная, обладающая особыми качествами. Он построил этот мир и держал под контролем жизнь каждого живого существа. В этот период пантеисты разрабатывали эманационную мысль, которая была компромиссом официальной религии. Давид Динайский первым в средневековье вывел пентеистическую мысль на материалистический уровень. Он утверждал, что Господь, разум и материальная Вселенная — это одно и то же. Такую теорию поддерживали многие секты, отвергнутые церковью.

Ученые эпохи Возрождения пошли другой дорогой, обратившись к традициям античной философии, наследию натурфилософии. В эту науку внес огромный вклад Парацельс — астролог и врачеватель. В этот период точные науки стали основой для изучения природы и мира, таким образом, поднимая из пепла учения пантеистов.

Спорные вопросы

Несмотря на долгую историю, пантеистическая теория до сих пор имеет ряд спорных вопросов. Один из них — невозможность установить процент религиозности в учении пантеистов. Многие поклонники этого учения считают, что сама мысль уже создала свою собственную религию, способную конкурировать с католицизмом. Другие поддерживают идею о том, что Pantheism — это научная теория познания мира, тождественная многим научным практикам.

живопись. эпоха возрождения | Записи с меткой живопись. эпоха ...

Формы

Четыре основных формы пантеистической теории родились в разное время и развивались в различных условиях. Но сегодня каждая из них имеет право на жизнь и ведет за собой целую армию поклонников, состоящих из ученых, философов, мыслителей и простых обывателей.

Натуралистический

Натуралистическая форма появилась в работах стоиков: Джордано Бруно и Спинозы. Эти труды концентрировались на обожествлении природы и всего живого. Мировая душа — одно из ключевых понятий этого направления, как и бесконечный разум. Философы-натуралисты тяготеют к материальному началу, ставя во главу вселенной природные силы.

Идеалистический

Идеалистические или по-другому монические формы признают «идеальное» началом всего сущего. Такие идеи родились еще в древней Индии, проявлялись в отдельных буддистских школах. В трудах Дипак Чопры дается наиболее полное определение этим пантеистическим формам, успешно распространившимся не только в восточной философии, но и в западной.

Мистический

Ученые: Николай Кузанский, Экхарт, Беме, Парацельс и другие были активными поклонниками и создателями мистической формы пантеизма. В своих трудах они пропагандировали не присутствие Творца в природе, а природы в Творце. Вселенная, все живое и природное — это особый уровень бытия Бога, наивысшая точка его существования.

Дуалистические

Дуалистические формы ярко проявляют себя в современном мире, поднимая популярность таких явлений, как реинкарнация, паранормальные явления, рождающие новые связи в природном мире. Неоязычество активно использует идеи дуалистических форм философских концепций прошлого.

Нью-Эйдж: Бунт Посвященных

Пантеистические концепции в религии

При тщательном изучении первооснов большинства религий обнаруживается их тесная связь с направлением. В разных уголках земного шара люди задавались вопросом о роли божественного начала в структуре вещей. Вселенная изначально представляет собой единство мира природного и материального с сохранением в каждой частице сущего реальности — Творца.

В даосизме

История даосизма знает несколько этапов его развития. Так, в работах его ключевых мыслителей Чжуан-Цзы и Лао-Цзы он имеет пантеистическую основу, несмотря на то, что в будущем даосизм превратиться в религию с множеством различных божеств. В сочинениях Лао-Цзы не встречается Творец, воплощенный в образе человека, личности. В основе всего мироздания лежит «Дао» (путь) — единство, присутствующее в основе всех вещей и явлений. Гармония в даосизме — это жизнь в согласии с природным и мировым единством Дао.

Подобная мысль развивается и в размышлениях Чжуан-Цзы. Он пишет, что вселенная невозможна без Дао, и всем мы сотворены из его благодатной сущности. Тождество природы и божественной сущности доказывается в восточной философии с помощью мысли о вселенской гармонии.

Краткая биография Чжуан-цзы, имеющаяся в Исторических записках Сыма ...

В индуизме

Есть мнение, что первые пантеистические мысли зародились именно в индийских религиозных текстах. В индийских писаниях сказано, что жизнь наполнена бесконечной, безличностной реальностью, которая не изменяется, не преображается. Она формирует вселенную, являясь основанием всего живого.

Эта идея отчетливо прослеживается в теологии Брахман, в древнейших ведах и философии адвайт-веданта

В других вероисповеданиях

Пантеистическое начало прослеживается во многих малоизвестных религиозных течениях. Так, например, в индейских и африканских племенах традиционная вера с элементами политеизма и анимализма переплетается с пантеистическими идеями.

Суфизм берет за основу веру в единство природы и божественного начала. Подобные мысли наполняют трактаты суфийских мыслителей, испытавших на себе влияние западной философии XIX века.

Не обходят стороной это течение и другие учения:

  • неоязычество;
  • теософия;
  • оккультизм;
  • и буддизм.

Даже некоторые этические направления мысли, как, например, толстовство, включают в свои идеи мысли о природном единстве мира.

природа это бог в вещах

Известные пантеисты

История пантеистического учения знает огромное количество имен, внесших вклад в развитие этой теории. Самыми известными и плодовитыми пантеистами были западные философы: Джордано Бруно и Б. Спиноза.

Джордано Бруно

Джордано Бруно — итальянский философ и мыслитель 16 века. Он считал, что вся природа, человек, Творец и Вселенная — это единый живой организм. На основе этой идеи Бруно предложил теорию существования множества других миров, основываясь на том, что Вселенная бесконечна и не имеет границ. Пантеистические мысль Джордано Бруно стали основой классической концепции философии Ренессанса.

Биография Джордано Бруно

Бенедикт Спиноза

Нидерландский рационалист Бенедикт Спиноза внес в пантеистическую теорию следующую форму: природа, субстанция и Бог — единое целое, творящее мир. Это мысль и дальнейшая ее разработка вывела философа в ряды выдающихся пантеистов. Последователи Спинозы, опираясь на его формулу, смогли развить и усовершенствовать сразу несколько пантеистических течений. Даже сегодня имя Спинозы для многих ученых ассоциируется с великими учениями пантеистического гения.

Спиноза, Бенедикт - Wikiwand

Родственные концепции

Ряд известных философских и теологических концепций содержат отдельные элементы классического теизма в сочетании с мыслями, главенствующими в учении пантеистов. Происходит это из-за того, что при своей отстраненности от других религий ни одна концепция не способна игнорировать достижения сторонних концепций, особенно тех, которые долгие годы разрабатывались лучшими умами человечества.

Панентеизм

Термин «панентеизм» появился в Германии в XIX веке и переводится с древнегреческого как «все в Боге». Согласно этому учению, Бог обнаруживает себя не только во всех вещах, находящихся во Вселенной, но и присутствует вне Вселенной. Иногда панентеизм отказываются считать самостоятельным явлением, и причисляют его к одному из ответвлений течения Pantheism. Но в последние годы специалисты находят все больше и больше оснований для разделения этих двух учений.

Пандеизм

Пандеизм — философское движение, утверждающее, что «все есть Бог». Приверженцы пандеизма верят в божественную природу всего сущего, но категорически отрицаю личность Бога. В основе этой концепции главным образом лежит направление, получившее название «деизм».

Деизм — признает существование Бога, но при этом отвергает все приписываемые ему мистические явления. В 1910 году вышла в свет книга, наиболее точно описывающая учение пандеизма. Ее автор — философ Макс Бернхард Вайнштейн.

Деизм - это... Определение, история и принципы

Панпсихизм

Панпсихизм — это философское направление, говорящее об одушевленности природы.

Формами этого учения, хоть и несколько устаревшими, считаются:

  • гилозоизм;
  • учения о душе;
  • анимистические идеи некоторых первобытных культур.

Отдельные проявления панпсихизма можно отыскать в работах видных философов прошлого:

  • Г.В. Лейбница;
  • А. Шопенгауэра;
  • Ф. В. Й. Шеллинга;
  • К.Э. Циолковского.

К современным последователям этого течения относят Дэвида Чалмерса и Галена Стросона.

Видео

Подробнее изучить философские концепции прошлого и настоящего можно не только на лекциях выдающихся ученых, но и с помощью видео-уроков, предназначенных для студентов российских университетов и всех поклонников философии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про религию

Отзывы и комментарии

Adblock
detector