Особенности службы «Литургия Преждеосвященных Даров»: текст и пояснения, когда проводится богослужение

Для современного христианина Таинство Причащения является редким событием. Но для сознания истинно верующего человека редкое приобщение ко Христу — это наказание. Он горит желанием как можно чаще соединяться со Христом, причащаясь Его Телом и Кровью — величайшим даром, который дал нам Господь.

Великий пост с его строгим уставом не предусматривает совершения полной торжественной литургии в течении недели, соответственно — и таинства Евхаристии. Для этого понадобилось особое богослужение, на котором верующие могли бы причащаться.

Почему вино — это кровь, а хлеб — тело Христа? - Brainum

Что такое литургия Преждеосвященных Даров

Во-первых, это богослужение не является литургией в полным смысле слова. В ней отсутствует евхаристический канон. По сути — это вечерня с чинопоследованием святого Причастия. Святые Дары для нее заготавливаются на полной литургии (свт. Иоанна Златоуста или Василия Великого).

Происхождение фразы

Название Преждеосвященной литургии произошло от того, что Тело и Кровь Иисуса Христа в виде хлеба и вина, которыми должны причаститься верующие, подготавливаются, пресуществляются, освящаются заранее. А предназначение этого богослужения — подготовить людей к Их принятию.

Значение понятия

Литургия в переводе с греческого означает — общее дело. Это главное богослужение православной Церкви. Главной целью данной службы является Евхаристия (греч. благодарение), т.е. причастие Телом и Кровью Христа, переживание Тайной Вечери. Преждеосвященная — заранее освященная (имеется в виду св. Причастие).

Семь вопросов о Литургии Преждеосвященных Даров | Храм святого ...

Историческая справка

Исторически это богослужение приписывают святителю Григорию Двоеслову, Папе Римскому, жившему в седьмом веке. На самом деле оно существовало и ранее, но в разных вариациях. Свт. Григорий принес в Римскую Церковь древние обряды, которые сохранились на Востоке, в том числе — и это богослужение.

Появление и развитие литургии

Совершение данного богослужения в дни Святой Четыредесятницы (кроме субботы, воскресения и праздника Благовещенья) утвердилось на Трулльском соборе 691-692 г. г.

Но на соборе ее совершение лишь подтвердилось официально, это значит, что она уже существовала. Говорить о точной дате появления невозможно потому, что последование богослужений развивалось со временем.

База данного богослужения — заготавливать заранее святые Дары — появилась в первые века. Святой мученик Иустин (начало второго века) писал, что Причастие заготавливалось, и диаконы несли его тем, кто не мог быть на богослужении.

Как отдельное богослужение Преждеосвященная Литургия появилась тогда, когда установился Великий пост. И поскольку в течение недели торжественные литургии свт. Иоанна Златоуста и Василия Великого не совершались, появилась нужда заготавливать святое Причастие заранее, чтобы была возможность причаститься не только по субботам и воскресениям.

Современное положение

Литургия Преждеосвященных даров должна совершаться вечером в девятый час (по византийскому времяисчислению), т.е. в три часа дня. Но чаще всего ее совершают утром.

Дни, когда совершается это богослужение, следующие:

  • по средам и пятницам Великого поста, кроме праздника Благовещенья;
  • в четверг пятой седмицы;
  • в понедельник, среду и вторник Страстной седмицы;
  • в полиелейные праздники: первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля ст. ст.), 40 мучеников Севастийских;
  • храмовые праздники.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в среду первой седмицы Великого ...

Как проходит богослужение

Текст службы во многом отличается от привычного.

В начале священник произносит:

«Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков»

Далее следует вечерня:

  • 103 псалом;
  • мирная ектения;
  • кафизма (которая делится на 3 части, после каждой — следует малая ектения).

В это время в алтаре священник переносит святые Дары с престола на жертвенник, сопровождая это каждением.

Далее:

  • «Господи воззвах» с соответствующими стихирами (при этом совершается каждение храма);
  • малый вход;
  • чтение паремий (предваряемое прокимнами).

После второй паремии открываются царские врата и священник со свечой и кадилом лицом к народу произносит:

«Свет Христов просвещает всех».

После третей паремии поются отрывки из 140 псалма «Да исправится молитва моя...». Далее следует молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», сопровождаемая тремя земными поклонами.

значит

Поле этого следует чинопоследование литургии, начиная с сугубой ектении с прошениями о тех, кто должен приступить ко святому Крещению (оглашенные). Это связано с тем, что в древней Церкви Крещение совершалось на Пасху или в Светлую седмицу. В этот момент некрещеные выходили в притвор храма и не участвовали в дальнейшем богослужении. Поэтому эта часть носит название литургии верных.

Далее следует Великий вход, который предваряется особым песнопением:

«Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится».

Священник совершает вход, держа дискос над чашей и говорит:

«Верою и любовию приступим, да причастницы Жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Как сказано выше, евхаристический канон, который состоит из молитв с призыванием Св. Духа на предложенные Дары, отсутствует.

Затем следует:

  1. Молитва Ефрема Сирина с поклонами.
  2. Просительная ектения.
  3. Отче наш.
  4. Главопреклонная молитва.
  5. Возглас «Святая святым».

Священнослужители причащаются в алтаре, после чего причащают верующих. В конце читается особая заамвонная молитва.

Правила и особенности службы

Во время службы есть несколько моментов, когда принято вставать на колени с опущенной головой. Также во время молитвы Ефрема Сирина делаются земные поклоны.

На колени надо вставать:

  1. Когда св. Дары переносятся с жертвенника на престол.
  2. В момент, когда священник или архиерей произносит «Свет Христов...».
  3. Во время пения «Да исправится...».
  4. Во время Великого входа.

Для того чтобы христиане понимали, когда вставать на колени, во многих храмах используется колокольчик.

В Русской Церкви на этой службе младенцы не причащаются. Это связано с тем, что младенцев причащают только кровью, а на такой службе в Чаше — вино, а не Кровь, как на полной литургии.

В дни, когда литургия не предусмотрена уставом, после шестого или девятого часа совершается особый чин изобразительных (в просторечии — обедница).

Чин изобразительных состоит из:

благословения;

начала обычного;

великой ектении;

псалмов 102 и 145;

гимна «Единородный Сыне»;

поются блаженны;

чтения Апостола и Евангелия;

сугубой ектении;

Символа веры;

просительной ектении;

молитвы «Отче наш»;

тропарей и кондаков;

псалма 33;

отпуста.

Изобразительны являются составной частью «обычной» литургии.

Обедница (крюковое пение)

Видео о литургии с пояснениями

В этом видео — литургия Преждеосвященных Даров с пояснениями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: