Религия в ХМАО: верования хантов и манси, ханты-мансийская и сургутская епархии

Человек в Западной Сибири появился в VI — V тысячелетиях до рождения Христа. Об этом свидетельствуют найденные орудия труда: наконечники копий с кремневыми и костяными вкладышами. Обь принадлежала хантам. В XIX веке сюда пришли манси. Раньше они жили на Северной Сосьве. Религия у манси и ханты общая.

Православие пришло в этот край в XVIII в., при правлении Петра I. Сама же Ханты-Мансийская епархия образовалась в мае 2011 года. В ХМАО насчитывается более 150 храмов и церквей.

xanty-mansiyskaya-eparxiya-29-2732291

История и культура жителей Ханты-Мансийского АО

Манси и ханты имеют одно название — обские Угры. Это родственные народы, с практически одинаковой культурой.

Считается, что у них общее:

  • происхождение;
  • внешность;
  • история;
  • смешанные браки.

Обские Угры живут на севере Западной Сибири.

В областях:

  • Томской;
  • Свердловской;
  • Тюменской.

xanty-mansiyskaya-eparxiya-28-1642571

Ханты

Поселения хантов располагаются близ лесов. Это коренная сибирская нация. Численность народонаселения — 31 тысяча. Их зимняя одежда роскошнее, чем у манси. Разговаривают на хантыйском и русском.

Они промышляют:

  • охотой;
  • рыболовством;
  • оленеводством.

xanty-mansiyskaya-eparxiya-39-9878425

Манси

Манси проживают в тундре. Они — кочевники. На 2018 год численность населения — 12 тысяч. Говорят на мансийском и русском языках.

Их занятия:

  • рыболовство;
  • оленеводство;
  • земледелие;
  • охота.

xanty-mansiyskaya-eparxiya-32-9249742

Древние верования народов

Эти два народа верят в языческих божеств. С приходом и принятием христианства ханты и манси перенесли статуи идолов в леса.

Они преклоняются перед:

  • деревьями;
  • духами природы;
  • тотемами зверей;
  • усопшими праотцами.

xanty-mansiyskaya-eparxiya-41-2627323

Жертвоприношения иконам

Руководствуясь собственными обычаями, обские Угры мажут кровью губы святым.

В любой семье найдется православная икона. Их лики сравниваются с языческими богами. Когда в каком-либо деле человек нуждается в помощи, он ее просит у Николая Чудотворца. Для хантов и манси он олицетворяет верховное божество — Нум-Торума. Калтась-эква — Богоматерь, она же богиня земли. Такое смешение религий не удалось побороть христианским священникам.

Медвежий праздник

Обские Угры верят в то, что они произошли от медведей. Это животное для них — тотем. Но убить его считается в порядке вещей. Когда медведь добыт, празднуют все жители.

Обряд с животным:

  • добыта медведица — празднуют 4 дня, если самец — 5 дней;
  • разделывают животное — снимают шкуру при всей деревне;
  • передние лапы не трогают — между ними укладывают отрезанную голову;
  • на самца одевают намордник из белого слоя коры березы, на глаза вешают серебряные монеты;
  • голову самки украшают платком, шею обматывают бисерными бусами.

В любом доме можно увидеть медвежью шкуру. Охота на этого зверя ведется постоянно.

Во время праздника:

  • едят мясо медведя и блюда народной кухни;
  • распевают ритуальные песни;
  • организуют выступления в забавной форме;
  • танцуют.

Актеры — только мужчины, исполняющие и женские роли тоже. Всеми обрядами они снимают вину за убийство животного.

xanty-mansiyskaya-eparxiya-25-5703914

Традиция кровной мести

У этих народов считается нормальным, если целые династии воюют друг с другом. Когда убит родственник, расплачивается вся семья преступника.

Традиция распространяется и на медведей. Когда животное убивает своего охотника, то родственник покойного обязан отомстить. Добытое тело косолапого убийцы принято сжигать.

В таком случае не приняты:

  • гулянья;
  • обряды;
  • его поедание.

Убить такого зверя — честь.

xanty-mansiyskaya-eparxiya-27-4067498 Фото взято с сайта  http://anisimov-photo.com/

Почитание духов природы

Поклонение стихиям природы — древнейшее верование этих народов. Вся природа является живой. Когда требуется срубить дерево — просят прощения.

К признакам жизненной силы природы относятся:

Например, сухое дерево считается мертвым. Снег, летящий с неба, — живой, а упавший на землю — умерший. Сила жизни селится в камни, форма которых похожа на человека или животного.

У этих народов ритуальное общение с духами. Разговаривать с ними помогает шаман. Ханты и манси почитают лесных и водных духов.

xanty-mansiyskaya-eparxiya-36-3672286

Воздушное погребение

Воздушное погребение — древняя религиозная традиция. Она практиковалась до XX века. Так хоронили только мужчин, женщин же придавали земле. Тело усопшего вешали на специальном карнизе или укладывали на самодельной возвышенности.

Это делали, чтобы придать тело:

  • воздуху;
  • духу;
  • свету;
  • дереву.

С помощью обряда душа улетает для перерождения и дальнейшего воплощения на земле.

Так же погребали мертвых:

  • индейцы в Северной Америке;
  • грузины;
  • абхазо-адыги;
  • японцы.

xanty-mansiyskaya-eparxiya-35-7434597

Современные религии жителей ХМАО

В автономном округе много христиан. Считается, что крест носить модно. Также есть баптистские и католические церкви.

Православие

Христианство пришло сюда в XVIII веке, когда Русью правил Петр I. Четыре тысячи человек крестили в 1712—1714 гг. Все найденные почитаемые идолы были уничтожены.

Митрополия

Христианская митрополия Ханты-Мансийска состоит из нескольких областей.

Ханты-Мансийская епархия была создана 30 мая 2011 года.

На 2018 год в ее состав входят:

  • храмы: приходские — 61, приписные — 15;
  • молитвенные комнаты — 33, дома — 20;
  • часовни — 26.

Югорская епархия основана в 2014 году 25 декабря.

В ее составе находятся благочиния:

  • Няганское;
  • Югорское;
  • Белоярское;
  • Березовской;
  • Урайское;
  • Кондийское.

В епархии автономного округа находятся пять гимназий и три воскресные школы.

xanty-mansiyskaya-eparxiya-43-3993158

Храмы для посещения

Духовник иерей Ханты-Мансийской и Сургутской епархии Павел проводит Божественные Литургии в разных храмах городов. Ознакомиться с его расписанием можно на официальном сайте — Югра Православная или в группе VK.

Епархии ХМАО насчитывают 156 церквей, храмов и молитвенных домов.

Воскресенский собор

Храм Воскресения Христова в Ханты-Мансийске возвели 25 июня 2005 г. Это кафедральный собор, посвященный воскрешению Христа.

Комплекс состоит из:

  • православного парка;
  • воскресной школы;
  • гимназии.

На территории парка находятся фонтаны, которые включают летом.

xanty-mansiyskaya-eparxiya-30-5679025

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»

Знаменская церковь в Ханты-Мансийске выполнена из дерева. Ее строительство длилось четыре года: с 1991—1995 гг. Ежедневно можно посетить богослужения.

В ней располагается:

  • видеотека и библиотека;
  • воскресная школа;
  • детский сад.

xanty-mansiyskaya-eparxiya-33-5628198

Покровский собор

Дата строительства храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ханты-Мансийске неизвестна. Есть упоминание о том, что Тобольский митрополит Федор строил на языческих капищах христианские храмы в 1712 г.

Храм имеет три престола:

  • главный;
  • южный;
  • северный.

Каждое воскресенье можно посетить Божественную литургию. Ее проводят в 8 утра.

xanty-mansiyskaya-eparxiya-26-1307158

Традиционный шаманизм

Каждое поселение имело своего шамана. Селяне через него общались с духами и богами.

В обязанности колдуна входило:

  • предсказание будущего;
  • целительство;
  • поддержка связи живых с мертвыми.

Также шаман, в случае беды, должен был утешить человека.

Без него могли обходиться в церемониях:

  • рождения ребенка;
  • бракосочетания;
  • погребения.

Эти обряды совершались священнослужителями или старейшинами.

Колдуна всегда приглашали:

  • на тяжелые роды — в качестве целителя;
  • на женитьбу — как хранителя;
  • на похороны — в роли опытного провожатого.

Во время жертвоприношений шаман указывал, какое животное нужно зарезать. Обычно жертвовали оленей или лошадей. Сам же колдун никого не убивал, он провожал душу зверя и молился. Обряд проводили с целью избавления от бед или болезней.

xanty-mansiyskaya-eparxiya-42-3944163

Мифология

В мифах этих народов выражено идолопоклонничество.

Несколько сказаний:

  1. В мифе о появлении Земли говорится, что вода — основа всего живого. Земля была глубоко под водой, но сверху плавал клочок торфа. На нем стоял дом, в котором проживали жена и муж. У них была водоплавающая птица — гагра. Она своим клювом доставала из воды маленькие кусочки земли и крепила их к островку.
  2. Про форму, рост и вращение Земли жене и мужу рассказывает их внук — белый ворон. Когда земля стала очень большой, ворон долго не прилетал — был на разведке. Ворон проголодался и увидел труп человека. Он съел три кусочка и перекрасился в черный цвет. Бабушка с дедушкой огорчились его поведением, и он остался таким навсегда.

xanty-mansiyskaya-eparxiya-23-8546036

Почитаемые божества

Мифологическое мировоззрение этих народов подразделяется на три яруса. Каждый из них представлен своим божеством.

Верхнего мира

Верховному богу — Нум-Торуму принадлежит небесный или верхний мир. Он создает дневной свет и хранит мораль и порядок в человеческих душах. Про него сочинены разные сказки. Его изображают стариком в расшитой золотом одежде, в доме полном сокровищ. Он следит за миром людей с помощью отверстия в своем роскошном жилище.

xanty-mansiyskaya-eparxiya-38-5189399

Среднего мира

Это мир людей. В нем живет много богов и духов. В основном, это родственники Нум-Торума.

Основные боги:

  • Най-ими — богиня, правящая огнем;
  • Тылащ-ими — месяц;
  • Мув-Анки — мать-земля;
  • Янь-щут-ики — повелитель воды.

xanty-mansiyskaya-eparxiya-37-1558202

Нижнего мира

Нижним или подземным миром правит Куль — брат Нум-Торума, он же злой дух.

Другое название этого мира — елы-ма. Это обитель мертвых. Здесь никогда не бывает солнца. Зато есть месяц, но он никогда не становится полной луной.

Каждую неделю Куль получает список от Нум-Торума, в котором указано, кто должен умереть. Бывает, что правитель подземного мира забирает душу по ошибке, но обязан ее вернуть. Так люди объясняют продолжительные обмороки.

xanty-mansiyskaya-eparxiya-22-1504363

Праздники и ритуалы ханты и манси

Эти народности ценят и уважают землю. Им запрещено ее травмировать любым предметом. Уграм нельзя было ходить по берегам определенных озер и рек. Когда ханты и манси проходят мимо святых мест — совершается обряд жертвоприношения. Они отдают свою пищу или отрывают кусок ткани с одежды и оставляют там.

День ворона

Отмечают праздник 7 апреля — день Благовещения. Считается, что вороны своим карканьем приносят тепло и будят природу. Эта птица покровительствует детям и женщинам.

Считается ,что эта птица радуется появлению на свет детей.

В День ворона:

  • приготавливают пищу на костре;
  • ставят стол с лакомствами около березы;
  • завязывают белые монеты в платочки и ленты, принося их в подарок духам.

Остатки пищи кидают в сторону, чтобы накормить воображаемых ворон.

Делают это, чтобы птица подарила:

  • успех;
  • теплую погоду;
  • благополучие.

На празднике в честь ворон парни выбирают себе невест.

xanty-mansiyskaya-eparxiya-34-7895897

День охотника, рыбака и оленевода

Торжество проводят в конце марта. Именно тогда заканчивается промысел и охотничий сезон.

В праздничный день организуют:

  • спортивные турниры;
  • гонки на оленях, снегоходах;
  • прыжки через сани.

Победители получают призы.

xanty-mansiyskaya-eparxiya-1-6343365

Видео о празднике основания епархии

В видео можно увидеть праздник в честь 5-летнего основания Ханты-Мансийской епархии в 2016 году.