Основные религии Азербайджана: мусульманство и христианство

Сегодня религия — это неотъемлимая часть жизни человека, независимо от расы, языка и страны. Во многих странах мира официально главенствует одно религиозное течение, но есть государства, в которых царит религиозное разнообразие.

Религия Азербайджана насчитывает множество различных религиозных течений и конфессий. В стране проживает большое количество азербайджанцев: мусульман и христиан, зороастрийцев, иудеев и людей с нетрадиционными для азербайджанской среды религиозными течения (баптисты, адвентисты Седьмого дня, свидетели Иеговы и другие).

azerbaydzhan-religiya-8-3091197

Светское государство Азербайджан

Азербайджан — это крупнейшая страна Закавказья с населением более 9 миллионов человек. Важное место в государстве занимают религиозные каноны и принципы, действуют законы, которые определяют положение религий в обществе и положение граждан по отношению к религиям.

Государство является одним из толерантных стран в межрелигиозных отношениях. Согласно Закону, страна придерживается свободы и выбора веры. Конституция гласит, что никто не имеет право пропагандировать ту или иную религию. В Конституции также указывается, что гражданин имеет право не исповедовать какую-либо религию, а также выражать свои взгляды по поводу веры. Наибольшее многообразие религии в Баку.

Исторически вероисповедание Азербайджана включает:

  • ислам;
  • христианство;
  • иудаизм;
  • зороастризм;
  • язычество;
  • манихейство;
  • секты и нетрадиционные общины.

На территории страны распространились все 3 направления христианства:

  • католицизм;
  • православие;
  • протестантизм.

В городе Альбане (нынешний Баку), недалеко от Девичьей башни, по преданию, умер за Христа апостол Варфоломей. Сегодня многие христиане страны и иностранные паломники приезжают, чтобы поклониться этому памятному и святому месту.

На сегодняшний день в Азербайджане свободно действуют и распространяются исторически сложившиеся и новые религиозные течения.

azerbaydzhan-religiya-10-5440129

Древние религии Азербайджана

Религия азербайджанцев представлена большим количеством древних религиозных верований. К ним относятся язычество, зороастризм, манихейство и другие.

Язычество

Язычество в Азербайджане распространилось в двух направлениях:

  • идолопоклонство;
  • огнепоклонство.

Идолопоклонство как совокупность религиозных верований, связанных с многобожием, возникло в древние времена на основе первобытных религий.

Языческие представления жителей Азербайджана представляют собой многообразные народные верования:

  • анимизм;
  • фетишизм;
  • тотеизм;
  • шаманизм.

На территории древнего Азербайджана жители поклонялись душам умерших предков, деревьям и скалам, различным природным явлениям и небесным телам. Кавказские албанцы обожествляли солнце, луну и небо. Люди поклонялись дубу Танры хан, приносили ему в жертву лошадей.

Истребить идолопоклонство и уничтожить деревянных идолов впервые призвал Моисей Каланкатуйский. Он предложил заняться распространением христианства.

Подобно многим народам Востока, древние азербайджанцы широко распространяли представления о том, что Вселенная состоит из:

  • земли;
  • воздуха;
  • воды;
  • огня.

Огнепоклонство возникло на основе древних народных верований. Большая часть Азербайджана почитала огонь, поклонялась ему. Древние люди верили, что огонь истребляет грязь и низость, очищает человека. В современном Азербайджане о сильных традициях огнепоклонства свидетельствует празднование Новруза — проведение обрядов и церемоний, связанных с огнем.

Храмы огнепоклонников назывались «атешгях». На территории государства они располагались в религиозном центре Атропатены — Газаке (Шиз), а также в Баку, Шемахе, Сальянах и Лянкяране. Атешгях в поселке Сураханы был сооружен в XVIII веке с целью обслуживания огнепоклонников, которые прибыли из Индии.

Несмотря на то, что огнепоклонство преследовалось христианством, полностью искоренить его не удалось. С приходом ислама огнепоклонство постепенно ушло из обихода.

azerbaydzhan-religiya-3-4600900

Зороастризм

В древние времена на территории современного Азербайджана жители исповедовали зороастризм. Эта религия доминировала в стране более тысячи лет. Считается, что название государства Азербайджан связано с поклонением зороастризму, так как в переводе с среднеперсидского языка означает «Земля Вечного Огня».

Религия Заратуштры в стране берет свое начало с огнепоклонства. В VI веке до н. э. зороастризм оформился как самостоятельная религия.

Религия зороастризма гласит, что в мире существуют два начала — Добро и Зло, которые постоянно борются между собой. Свет, Добро и Справедливость олицетворяет Армузд (Ахура-Мазда), а Тьму, Зло и Гнет — Ахрима (Анхра-Манью). В этом противостоянии победит Добро, и активные последователи Армузда будут счастливы после смерти.

Представления о счастье в потустороннем мире, грехи и благие поступки свидетельствуют о зрелости религии зороастризма. Пророк Зороастр призывал верующих быть справедливыми и чистыми, бороться против нечистоплотности. Нечистыми считались тела умерших людей, поэтому их не хоронили, а оставляли в специальных горных местах, чтобы их съедали животные. После этого кости собирали и предавали земле.

В древние времена существовали два обычая захоронения костей покойников:

  • после «чистки» их хоронили в горизонтально расположенных крупных кувшинах-могилах;
  • умерших погребали в земле, фаянсовых гробах, подземных склепах и особенных могилах.

Согласно религии, зороастрийцы совершали обряды жертвоприношения, обязательно с молитвой мага в день Мехреган. Позже верующие приносили в жертву старых животных или относили на храмы огнепоклонников деньги. Сегодня этот обряд совершается мусульманами в праздник «Курбан байрамы» и отмечается в Азербайджане.

Зороастрийцы почитали солнце — величайшее из огней — и пять раз в день читали молитву.

Перед началом молитвы верующие проводили обряд омовения лица, рук, ног. Если молитва совершалась вечером, то смотрели на огонь, а если утром — на восходящее солнце. Они одновременно молились и поклонялись.

azerbaydzhan-religiya-12-2421942

Традиции зороастризма сегодня

Так как между сасанидами и византийцами постоянно шла жестокая борьба, направленная на расширение сферы влияния на территории Азербайджана, то постоянно чередовалось преобладание зороастризма и христианства. Урегулированием данной ситуации стало распространение ислама, который проник в страну в середине VII века.

С распространением на территории государства ислама и христианства в средние века зороастризм не смог отвечать требованиям культурно-политической жизни и полностью утратил свое значение.

Культурные традиции зороастризма и сегодня популярны в жизни страны. Они проявляются в традиционных празднованиях других религий в виде игр, обрядов, которые очень популярны среди молодежи в сельской местности.

Одним из таких праздников является Новруз Байрамы (астрономический новый год), истоки которого находятся в зороастризме.

Традиции и влияние зороастрийской религии можно наблюдать в Атештяге — главной святыне верующих. В переводе с персидского он означает «дом огня». Этот храм был построен в VII веке индийскими паломниками на Абшеронском полуострове. С древних времен на этом месте было святилище зороастрийцев. После прихода арабов в VIII веке святилище пришло в упадок. Атештяг возродился с приходом огнепоклонников из Индии, где продолжал свое существование культ огня. Богатые индийские купцы на месте зороастрийского святилища построили ритуальные сооружения.

Атештяг действовал до 1880 года, затем был заброшен. В 1975 году после реставрационных работ храм снова открыли для посещения.

В настоящее время Атештяг признан национальным и культурным достоянием Азербайджана.

azerbaydzhan-religiya-5-1362386

Манихейство

Манихейство — это религиозно-философское течение, возникшее из зороастрийских, христианских и буддийских представлений в Иране и странах Средней Азии. На территории Азербайджана манихейство распространилось в III веке.

Основателем этого дуалистического учения был Мани. Он связывал творение мира с борьбой света и тьмы.

Согласно манихейскому учению:

  1. Истоки света — великодушие, сострадание, радость, единство.
  2. Показатели тьмы — зло, печаль, унижение, вред.

Манихейское учение полностью противоречило принципам доминирующей религии. Его влияние стало результатом протеста, борьбы крестьян и городского населения против феодалов, поэтому его основатель начал преследоваться зороастрийскими священниками, от рук которых впоследствии умер.

Несмотря на смерь основателя течения, манихейство продолжало существовать, и в конце V века стало идейным источником маздакидов.

azerbaydzhan-religiya-13-5253079

Современный религиозный состав населения

На сегодняшний день государство Азербайджан является мультикультурной страной с множеством действующих конфессий, среди которых значительное количество составляют мусульмане, католики, протестанты, православные и различные нетрадиционные религиозные образования.

Мусульмане

Доминирующей религией в государстве является ислам. Его исповедуют около 99% жителей страны. Большинство жителей шииты, но есть и сунниты. Историк Балазури сообщает, что уже в период правления халифа Али ибн Абу-Талиба (656—661) большинство жителей Азербайджана приняло ислам.

Исламские завоеватели на захваченных землях предлагали принять ислам. Те, кто принимал мусульманство, платили закят и получали право участвовать в боях среди мусульман. Участникам боевых действий полагалась доля от военных трофеев.

Евреи и христиане, которые не принимали ислам, платили подушную подать (джизью) и этим получали покровительство мусульман. Идолопоклонники, которые отказались принимать мусульманство, а также евреи и христиане, не желавшие платить подать, были вынуждены воевать с мусульманами.

В пограничных пунктах — рибатах — имели право жить только мусульмане. Местное население, которое не приняло ислам, переселялось в более отдаленные места, называвшиеся «ребед».

Процесс исламизации Азербайджана состоял из нескольких этапов:

  1. Первый этап — период исламских завоеваний (с середины VII до начала VIII века). Завершился падением в 705 году Албанского государства и потерей Албанской церковью своей самостоятельности (автокефальности). В конце этого этапа ислам в Азербайджане становится основной религией, которую для защиты своих привилегий принимали люди высших сословий. Новое религиозное течение распространилось также среди купцов и ремесленников. Древние храмы превращались в мечети.
  2. Второй этап — это период с начала VII века и до начала правления Буидов в Западном Иране и Ираке. В стране появляются независимые государства Ширваншахов, Мазьядидов и Саджидов. Свое существование продолжают иудеи, Албанская церковь восстанавливает самостоятельность, но богослужения проводятся на армянском языке. В горных районах распространяется крайний шиизм.
  3. Третий этап — это период правления Буидов (935-1055). В государстве начинает распространяться умеренный шиизм. Ведущими религиозными течениями становятся: суннизм ханафитского толка и шиизм имамитского толка. Немало последователей обретает суфизм. Один из памятников этого времени — ханега на реке Пирсаат в Ширване.
  4. Четвертый этап — это период правления Сельджуков (середина XI — середина XIII веков). На протяжении этого времени ведущую роль играют последователи шафиитской школы и суфийские тарикаты.
  5. Пятый этап — это период монгольских завоеваний (первая половина XIII — вторая половина XV веков). В этот период широко распространяется суфизм и хуруфизм.
  6. Шестой этап — период царствования Сефевидов (1501—1786) и с XVI века — турков-османов (1281—1924). Сефевиды распространяли шиизм, а османы распространяли по стране суннизм ханафитского толка.

После вхождения Азербайджана в Российскую империю начался новый этап в жизни Азербайджана. Правительство стремилось привлечь на свою сторону мусульманское духовенство, подчинить себе и создать в исламской религии подобную церкви структуру.

azerbaydzhan-religiya-7-8089475

Ислам в XX веке

После прихода советской власти мусульманские религиозные деятели преследовались, а большинство мечетей закрывались. Позже они снова начали функционировать.

В настоящее время на территории страны действует около 1800 мечетей. Ислам в Азербайджане возглавляет Духовное управление мусульман Закавказья, которое было создано по инициативе И. Сталина в 1943 году. Главный орган управления этого учреждения находится в столице государства в Баку.

С 1980 года его глава — Шейх-уль-ислам Гаджи Аллахшукюр Паша-заде. После распада СССР и обретения Азербайджаном независимости, эта организация была названа — Управление мусульман Кавказа. Данная организация контролирует 1802 мечети, а также 75 мечетей в Ленкорани и 12 в Массалинском районе.

Старейшими мечетями в стране, которые сохранились до наших дней, являются:

  • Джума-мечеть в Шемахе.
  • Мечеть в Ахсу, построенная в VIII веке.
  • Мечеть Биби-Эйбат.
  • Мечеть Гейдара в Баку.
  • Мечеть Биби-Эйбат — это наиболее чтимая мусульманами-шиитами святыня, памятник исламского зодчества. Она была построена над гробницей Укеймы — дочери седьмого имама Мусы аль-Казима.

azerbaydzhan-religiya-4-8558841

Иудеи

Наряду с исламом в государстве исповедуют иудаизм. Еврейская община в Азербайджанской Республике — одна из главных общин страны.

В стране действует три еврейские общины, которые оказывают значительное влияние на общественную жизнь страны:

  • община горских евреев (живут в Губе и Баку);
  • община евреев-ашкенази (европейские евреи, живут в Баку и Сумгаите);
  • община грузинских евреев (живут в Баку).

По инициативе еврейских общин в Азербайджане функционирует агентство «Сохнут», различные организации и советы по сохранению еврейского культурного наследия, религиозные школы и Культурный центр иудаизма. В сентябре 2003 года была открыта первая еврейская школа. В настоящее время в Азербайджане действует 5 еврейских школ, в которых обучаются 1450 школьников.

В столице государства — Баку — и других городах действует 6 синагог. 9 марта 2003 года была открыта синагога, которая считается одной из самых больших в Европе.

В Азербайджане иудаизм исторически представлен горскими евреями. Согласно мнению ученых, горские евреи являются потомками сынов Израиля, которых изгнали ассирийские и вавилонские правители из Палестины. Их предки первыми начали исповедовать иудаизм и жили за пределами Палестины. Они не преследовались христианством. В Мидии они смешались с татами, поэтому говорят на татском языке, одном из наречий персидского языка, который содержит древние арамейские и еврейские слова.

Существует версия, что горские евреи были переселены на Восточный Кавказ Сасанидским правителем Хосровом I Ануширваном (531—579 гг.), который строил на Кавказе города, заселял их персами и евреями, выселенными из Месопотамии.

В Азербайджане горские евреи появились 15 веков назад. Их появление было связано с политикой Сасанидов, которая была направлена то, чтобы обеспечить безопасность государства. Несмотря на исламизацию страны, евреи сумели сохранить свою религию, обычаи, традиции, образ жизни и мышления.

azerbaydzhan-religiya-2-3590429

Принципы иудаизма

Согласно канонам иудаизма каждый еврей верит, что существует только один Бог — творец Вселенной. Название религии происходит от ветхозаветного Иуды.

Иудеи почитают две книги:

Эти тексты происходят от Моисея (Мойши) и регламентируют жизнь правоверного иудея.

Каждый правоверный иудей должен исполнять все 613 установлений Пятикнижия, для нееврея достаточно семи:

  1. Верить только в единого Бога.
  2. Нельзя богохульствовать.
  3. Не убивай.
  4. Не кради.
  5. Не прелюбодействуй.
  6. Не употребляй плоть живого животного.
  7. Суди справедливо.

На сегодняшний день иудаизм в Азербайджане находится на одном численном показателе с исламом.

Основные религиозные принципы иудаизма:

  1. Существует только один Бог, которому нужно поклоняться. Он источник всего сущего: материи, любви, мудрости, благости.
  2. Перед Богом все равны, независимо от расы, пола или вероисповедания.
  3. Миссия иудея — просветить человечество божественными законами.
  4. Жизнь — это диалог Бога и человека.
  5. Человеческая жизнь — это абсолютная ценность, так как человек признается бессмертным существом, которое Господь создал по своему образу и подобию.
  6. Поскольку иудаизм — это идеалистическая религия, духовное начало здесь преобладает над материей.
  7. Иудаизм предполагает приход в некие периоды истории Миссии — пророка Бога, задача которого возвратить заблудившегося человека к божьим законам.
  8. В иудаизме существует учение о воскресении мертвых в конце света. Это учение называется «эсхатология».

azerbaydzhan-religiya-14-1857355

Католики

Католичество на территории современного Азербайджана начало распространяться с начала XIV века миссионерами доминиканского, францисканского, августинского и кармелитского орденов. Религия католицизма способствовала распространению европейской культуры, появились школы и католические монастыри.

В 2011 году было подписано «Соглашение о правовом статусе католической церкви в Азербайджане между Азербайджанской Республикой и Святым Престолом».

Католики Азербайджана объединены в Апостольскую префектуру Азербайджана, которую возглавляет священник-ординарий.

В настоящее время в Баку действует три религиозных учреждения католиков:

  • храм Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии был открыт 7 марта 2008 года;
  • часовня Христа Искупителя;
  • приют для бездомных.

На сегодняшний день в Баку действуют католические соборы, приют, работает орден сестер милосердия.

azerbaydzhan-religiya-1-5258433

Протестанты

Представители евангелистско-лютеранской церкви появились в Баку со второй половины XIX века с приходом немецких промышленников, которые участвовали в эксплуатации нефтяных месторождений.

Еще одной причиной их приезда можно считать политические и религиозные беспорядки, которые происходили в начале XIX века в Германии. Существовала версия, что на Западе приближается конец света и спастись можно только на Востоке.

В начале 1819 года в Азербайджане проживало 209 немецких семей. В Баку евангелистско-лютеранская община возникла в 1870 году. В 1899 ее представители построили в городе свой храм- кирху (современный Зал камерной и органной музыки).

В 1937 году священнослужители лютеранской церкви вместе с представителями других религиозных общин были сосланы и расстреляны. В 1994 году лютеранская община возобновила свою деятельность в Баку.

На сегодняшний день протестантизм в Азербайджане представлен 25 общинами евангелистских христиан-баптистов, численность которых составляет примерно 3 тысячи верующих.

В настоящее время в Государственном комитете Азербайджанской Республики по работе с религиозными образованиями прошли регистрацию такие протестантские религиозные общины:

  • христианская евангелистская община «Новая Жизнь»;
  • бакинская община евангелистов-лютеран;
  • христианская община «Слово Жизни»;
  • христианская община «Слово Жизни – 2» города Сумгаит;
  • религиозная община «Агапе» евангелистских христиан-баптистов города Баку;
  • христианская община «Нехемия»;
  • христианско-баптистская община города Баку;
  • община Церкви Пятидесятников «Звезда на востоке»;
  • христианско-баптистская община города Гянджи;
  • община «Адвентисты седьмого дня» города Гянджи;
  • христианско-баптистская община города Сумгаит;
  • община «Международная Церковь Братства» города Баку;
  • христианская община «Библейского Общества Азербайджана»;
  • община «Адвентисты седьмого дня».

azerbaydzhan-religiya-6-9860478

Православные

В Азербайджане православные христиане занимают второе место по численности после мусульман. По статистике, количество христиан византийской традиции насчитывает 209,7 тыс. человек. Православные азербайджанцы находятся под юрисдикцией Бакинско-Азербайджанской Епархии Русской православной церкви, которая была образована в 1905 году.

Охватывая территорию Азербайджана, Бакинско-Азербайджанская Епархия делится на два благочиния (административные деления):

  1. Бакинское городское благочиние.
  2. Благочиние районов Азербайджана.

В состав Бакинского городского благочиния входят молитвенные дома:

  • кафедральный Собор Святых Жен Мироносиц;
  • собор Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Михайло-Архангельский храм;
  • часовня во имя благоверного и великого князя Александра Невского (расположена на территории посольства России в Азербайджане).

В состав благочиния районов Азербайджана входят:

  • Александро-Невский храм в городе Гянджа;
  • Свято-Никольский храм в городе Хачмаз;
  • молитвенный дом в честь преподобного Серафима Саровского в городе Сумгаит.

azerbaydzhan-religiya-11-5685928

История распространения

Распространение православия на территории мусульманского государства было связано с деятельностью апостола Варфоломея и ученика апостола Фадея — Елисея. Согласно преданиям, Варфоломей был первым из учеников Иисуса Христа, который посетил эту землю и представил народу христианскую веру. В Баку есть место, на котором апостол Варфоломей пролил свою кровь и умер мученической смертью за веру. Эта святыня уже на протяжении двух тысяч лет является местом паломничества и поклонения.

Важное значение для православия в Азербайджане имела деятельность Елисея, который был рукоположен первым Иерусалимским Патриархоапостолом Иаковом и которого местная епархия считает апостолом Албании. Считается, что сооружение церкви в Гисе — это результат его деятельности.

Наиболее широко православие в Азербайджане распространилось в IV веке. Считается, что христианскую религию государство приняло в 313 году от Армении, когда святой Григорий Просветитель крестил албанского царя Урнайра и рукоположил предстоятелем Албанской Церкви своего внука Григориса. В это же время была создана автокефальная Албанская церковь. Название «Албанская» она получила из-за старого названия этих земель — Кавказская Албания. В результате христианство стало официальной религией в Республике Азербайджан.

Первый русский православный храм появился в Баку в 1815 году. Позже были сооружены церкви в Гаяндже и Шемахе.

В 1988 году образовалась Бакинско-Прикаспийская епархия Русской православной церкви.

22 марта 2011 года решением Священного синода Русской православной церкви Бакинско-Прикаспийская епархия была переименована в Бакинско-Азербайджанскую.

Сегодня в стране действует 6 православных соборов. Из них 5 относятся к Русской православной церкви. Три из них функционирует в Баку, по одной в Гяндже и Хачмасе. Еще один храм относится к юрисдикции Грузинской православной церкви — церковь святого Георгия в селе Гах-Ингилой Кахского района, где проживают грузины-ингилойцы (около 7500 человек).

azerbaydzhan-religiya-15-3645432

Секты и нетрадиционные общины

В Азербайджане функционирует большое количество различных сект и нетрадиционных общин:

  • баптисты;
  • адвентисты Седьмого дня;
  • евангелисты;
  • свидетели Иеговы.

Религиозные общины баптистов, адвентистов Седьмого дня и евангелистов относятся к протестантскому религиозному течению христианства.

Многие из общин зарегистрированы в Государственном комитете Азербайджанской Республики. Одной из них является религиозная община города Баку «Свидетелей Иеговы». Она распространена по всей территории страны.

azerbaydzhan-religiya-2991498

Процентное соотношение последователей

Главенствующее положение в азербайджанском обществе занимает ислам шиитского направления. 15 % населения исповедует ислам суннитского направления.

Согласно статистике, в Азербайджане действует много конфессий и религий, численность которых составляет:

  • мусульмане — 94,2%;
  • православные (Русской православной церкви) — 2,5%;
  • православные (Армянской апостольской церкви) — 2,3%;
  • другие религии — 1,8%.

Вероисповедание азербайджанского народа — это неотъемлимая часть богатой культуры страны.

azerbaydzhan-religiya-9-4373630

Видео о православии в Азербайджане

В этом видео вы увидите сюжет о православии в Азербайджане.