Суфизм — мистическое течение ислама, особенности и отличия от других направлений религии

Среди направлений и ответвлений мусульманской религии особый интерес вызывает суфизм – мистическое течение ислама. О нем возникает больше всего споров и разногласий. Многие имамы суфизма изначально придерживались традиционной религии. Что же заставило верующих людей поменять принцип вероисповедания?

Что такое суфизм

Суфизм представляет собой совокупность духовных установок и мистических практик внутри ислама. Суфисты не отступают от предписаний Корана, но в большей степени ориентируются на сунну пророка. Беря пример с Мухаммеда, они посвящают свою жизнь молитвам, посту, духовному совершенствованию, опираясь на сведения о том, что такое поведение посланником Аллаха поощрялось.

Главное отличие от остальных ветвей ислама состоит в том, что суфий имеет учителя, наставника, которого беспрекословно слушается.

Суфийский духовный путь включает в себя 3 стадии:

  1. Шариат – закон, исходящий из Корана, с которым необходимо соотносить все свои поступки, не нарушая его. Но это лишь начальный этап познания.
  2. Тарикат (дорога) – на этой стадии суфий отрекается от земных благ в угоду духовному совершенствованию под управлением наставника. Эту ступень проходят как индивидуально, так и в братстве.
  3. Хакикат – вершина суфийского знания. На этом этапе суфист полностью погружен лишь в общение с Богом, отрекшись от земных мыслей, идей и желаний. Это достигается практиками медитации и зикра.

Зикр – ритуал медитации, при котором следят за правильностью дыхания, многократно упоминают имя Бога и медитируют для погружения в особое состояние транса.

6691-6459547

Помимо зикра, используются тренировки дыхания, многодневное молчание, особые синхронных движения, кружения, все это происходит под характерную музыку,

История суфизма

Суфизм в его самых первых формах проявляется еще в период жизни пророка Мухаммеда, когда люди наблюдали за его жизнью, извлекали из учения навык общения с Богом. Несмотря на то, что в Коране это учение не упоминается, о нем можно найти косвенную информацию в хадисах.

Есть теория, что само слово «суфизм» восходит к арабскому «суффа» – «скамья». Оно относится к небогатым людям, которые собирались в мечети, чтобы слушать Коран и долгие часы молиться. В более полном виде появился мистический суфизм в VIII-IX вв.

Первым суфистом нередко называют сирийца Абу Хашима Суфи, в чьей келье формировались и проповедовались первые суфийские идеи.

Постепенно постулаты мистического течения распространялись на страны Востока и Африки. Первой целью нового исламского направления был идеологический захват как можно большего количества регионов.

Позже основное внимание уделялось совершенствованию учения. В это время окончательно сформировались и закрепились мистические практики, еще больше отодвинувшие суфистов от традиционных мусульман.

В IX в. начали формироваться школы суфизма, где совершенствовались духовные практики, направленные на сближение души человека с Богом.

Классический ислам относился негативно к последователям этого направления, обвиняя их в искажении религии. Часто суфии преследовались. Однако, количество суфистов не уменьшалось.

6692-9930948

На сегодняшний день суфийские традиции в той или иной мере имеют место во всех исламских странах и регионах. В России наибольшее распространение приобрел суфизм в Дагестане. Имея богатую историю, получившую начало еще во время Арабского халифата, дагестанский суфизм до сих пор существует в братствах и школах.

Направления суфизма

Все течения этого учения сформировались в разные периоды, поэтому по ним можно отслеживать его историю. Разновидности суфизма:

  1. Классический. Основан исключительно на сунне пророка, а его зачатки наблюдались еще при жизни Мухаммеда. Распространен такой суфизм в арабских странах и у тюркских народов. Отсюда происходит немалая часть писателей, поэтов, мыслителей.
  2. Аскетический. Стал противопоставляться роскошной жизни зажиточных мусульман. Сторонники данного течения показывали свое пренебрежение к земным благам, считая истинным благом – познание Бога и молитвы к нему. Аскеты практиковали зикр и прочие мистические обряды, отказывались от большинства земных радостей.
  3. Братства. Поскольку в суфизме велика роль духовного наставника, то вокруг учителя нередко образовывались братства.

Формирование обществ суфистов было обусловлено еще и тем, что суфии-аскеты должны были как-то обеспечить свое существование за неимением денег и, порой, жилища.

Часто для аскетов организовывали общежития, где люди объединялись в одно сообщество. Некоторые его члены трудились, чтобы заработать самое необходимое, другие жили на подаяние.

Несмотря на разнообразие идей различных суфийских школ, каждую из них можно отнести лишь к одному из двух направлений. Сторонники первого учат опьяняющему слиянию с Богом, чтобы в итоге длительных медитаций и молитв раствориться в религиозном экстазе.

В другой же традиции, напротив, призывают быть трезвыми и рациональными, познав божественную истину бросить силы на проповедование ее среди остальных людей.

Что отличает мировые религии, в чем их особенности? В этом вопросе поможет разобраться наша статья.

Философия суфизма

Несмотря на то, что суфисты являются мусульманами, их философия существенно отличается от традиционных представлений ислама.

Суть суфизма сводится к использованию религии в целях самопознания. Познавая себя, суфист познает Бога, чувствует сближение с ним и возможность общаться напрямую.

Духовные практики призваны открыть человеку способ правильного поклонения Аллаху. Эта идея подвергается непрекращающейся критике мусульман суннитского толка. Они убеждены, что все правила молитв и общения с Богом указаны в Коране, а придумывать что-то новое в данном вопросе – грех.

Развиваясь, как мистическое течение ислама, суфизм отпугивал наличием необычных практик, о которых ничего не сказано в Коране. Не редко его приверженцев обвиняли во связи со злыми духами, джиннами.

Однако суфийский мистицизм не носит характера духопочитания или культивирования чего-то плохого. Напротив, суфисты призывают к размышлениям о собственной добродетели.

6693-3316242

Главное отличие психологии суфизма в том, что для суфиста во главе угла ставятся собственные ощущения, в то время как ортодоксальный мусульманин обязан слепо подчиняться букве закона.

Исламский закон – шариат, понимается суфистами тоже иначе. Он, в первую очередь, взывает к личной ответственности, к необходимости воспитывать и дисциплинировать именно себя. Поведение остальных людей практически никак не оценивается, к их проступкам суфизм настроен мирно.

Важным условием популярности суфизма стало то, что он возводил в культ аскетизм и отказ от материальных благ, уверяя, что за бедность на земле Бог наградит на небе. Небогатому населению понравилась эта теория, поэтому люди с радостью ей поверили.

Несмотря на противоречивые мнения о суфизме, нельзя отрицать, что он подарил миру немало поэтов, писателей, ученых, богословов, историков. На путь философского постижения ислама вставали творческие, талантливые люди, которые наряду с глубокой религиозностью обладали страстью смотреть в глубь событий, познавая смысл бытия.

Суфийская философия и искусство вызывают интерес далеко за пределами исламских стран. Сталкивались ли вы с их проявлениями? Делитесь познавательной статьей в социальных сетях и добавляйте ее в закладки.

Также рекомендуем посмотреть подборку видео по теме.

Что такое суфизм и кто такие суфии:

Суфизм или танец Дервишей:

Основные идеи суфизма:

Список рекомендованной литературы:

  1. Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, ГРВЛ, 1991.
  2. Керимов Г. М. Суфизм: мистическая ветвь в исламе // Вопросы научного атеизма. Вып. 38. Мистицизм: проблемы анализа и критики / Редкол. В. И. Гараджа (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М.: Мысль, 1989. — С. 109—126. — 335 с.
  3. Колесников А. С. Суфизм — философия в рамках мистицизма // История философии: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2010. — 656 с.
  4. Суфизм / Смирнов А. В. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч. -ред. совета В. С. Степин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.