Величайший Бог Шива и его место в индийской мифологии

Во все времена люди нуждались в некой опоре, надежде. Им хотелось думать, что во Вселенной присутствуют силы, которые наблюдают за ними, и в любой момент услышат их просьбы, жалобы, помогут в трудных ситуациях. Например, в случае голода или войны. По этой причине человечество и придумало разные объекты для поклонения.

Первые религиозные представления зародились еще в первобытном обществе, во времена поздних неандертальцев, в каменном веке. Однако, эти верования отличались от тех, что существуют в настоящее время. Не было как такового бога. Люди верили скорее в некие формы происхождения природных явлений и проводили обряды. Таких форм было четыре:

  • тотемизм – представление о том, что у всех членов рода есть родственная связь с каким-либо животным;
  • фетишизм – поклонение неодушевленным предметам;
  • анимизм – вера в духов;
  • магия – вера в способности человека сверхъестественным образом влиять на природу и самого себя.

Чуть позже, с развитием общества, стали появляться более развитые формы религий, похожие на современные. В них уже присутствовал образ конкретного духа (или духов), названного богом.

Современная наука насчитывает примерно 5 тысяч религий, от самых распространенных до локальных. Одной из главенствующих является индуизм  – поклонение неодушевленным предметам.

Бог Шива: история и мифология

Индуи́зм — одна из популярных мировых религий, часто описываемая как совокупность религиозных традиций и философских школ. Возникла на Индийском субконтиненте и вобравшая в себя религиозные обычаи и основы философских школ. Помимо Индии также популярна и в большинстве стран Азии.

Нельзя парой слов описать индуизм, так как внутри него есть огромное количество направлений и система верования сильно разветвлена, а еще политеистична, то есть, имеет множество богов.

История мифологии

По санскриту индуизм называется вечный закон – санатана-дхарма. В мифах говорится о том, что истоки исходят от древнеиндийских арийцев. В древности в индуизме возникли две религиозные идеи — шиваизм и вишнуизм. Названия получили по именам богов, которых воспевали последователи этого верования.

Одни из главенствующих индийских божеств — Вишну, Шива, Брахма.

Принято считать, что они абсолютно равноправны, схожи в своих силах, но на самом деле у них разная направленность деятельности. У Брахмы созидательная, то есть он является создателем всего мира. Вишну – хранитель, а Шива призван разрушать мир, созданный Брахмой, чтобы из его руин выстроить новый, обновленный.

Он разрушает иллюзии, возникающие в человеческом разуме, однако, его стоит рассматривать не просто как воплощение зла, но и тем, кто дарует свою милость, прощение, вселяет надежду, берет под свое покровительство. Он сражается со злыми духами. Один из его подвигов состоял в том, что он в одиночку стирал поселения, которые построили демоны-асуры (в индуизме являются низшими божествами).

Брахма вынужденно согласился дать добро на сооружения, построенные отпрысками демона Траки. Они возвели каждый по городу. Один из них расположили в небесах, второй между небом и грешной землей, третий в мире людей. Демоны дали своим постройкам особую магическую защиту, такую, что их можно было разрушить одной лишь выпущенной стрелой. Темные сущности, почувствовавши мощь и несокрушимость, задумали свергнуть богов и занять их места. Шива же выстрелом сжег их города, чем предотвратил катастрофу, не дав злу победить добро.

Статуя

Есть легенда о том, что при наступлении еще одного этапа в существовании цивилизации, Шива создает его своим особым танцем. Если нужно этот период завершить, то танец рушит его.

Изначально Шиве поклонялись дравиды, которые жили в Индии задолго до появления арийской цивилизации. Они определили его главным божеством в пантеоне богов, в которых верили. Считали, что именно Шива главенствовал над всей вселенной, потому что смог дойти до вершин самопознания.

Легенды о рождении божества

Есть несколько легенд о появлении на свет бога, и они отличаются:

  1. Брахма был в процессе постижения дзена продолжительное время, в надежде получить наследника, который родился и был бы подобен его образу. Тогда он увидел на коленях младенца с синеватым цветом кожи. Мальчик принялся бегать вокруг бога и упрашивать его назвать его каким-нибудь именем. Брахма нарек его Рудрой, но малыш не переставал кричать. Тогда пришлось наделить его еще десятком имен. Таким образом у него оказалось одиннадцать имен, и, соответственно, одиннадцать образов.
  2. Альтернативная версия – Рудра возник в результате приступа ярости Брахмы, в межбровье. Именно по этой причине его сущность имела отрицательное происхождение и энергию.
  3. Еще в одной истории описывается другой вариант появления на свет Шивы. Брахма был отпрыском бога Вишну. Сам он имел четырех детей, которые были против рождения собственных сыновей. Брахма обрушил на них свой гнев, в результате родился голубокожий малыш. Его нарекли Рудрой и наделили еще десятью именами. Вместе с ними ему достались 11 образов, которым дали места их нахождения — пять из них располагаются теле, а также четыре стихии, затем сила жизни, Солнце и Луна. Воплощение, названное Шивой, позже станет одним из трех главенствующих богов и будет таким же полноправным как они.
  4. Эта легенда рассказывает, что Брахма родился из живота Вишну. Демоны- асуры, которые были неподалеку, намеревались уничтожить Брахму, тогда от ярости Вишну возник Шива с Трезубцем. Он спас бога от них.

Атрибуты божества

По количеству его воплощений имеет множество вспомогательных вещей, которые обозначают силу конкретного образа:

  1.  Сам Шива – изображают в одеждах белого цвета, символизирующих духовную чистоту. Тело покрыто толстым слоем пепла — это олицетворение начала начал, находящегося за гранью нашего понимания, суетной жизни. Не испытывая при этом мирских сует и забот.
  2. Прическа — пряди волос переплетены между собой. Это означает совокупность трех видов энергий: духовной, телесной, умственной.
  3. Ганга — это жена бога Шивы. Изо рта у нее стекает струя воды, падающая на землю. Это символ устранения Шивой грехов. Он убирает их, заменяет чистотой, покоем, даруя умиротворение, а также новые знания.
    Жена бога Шивы
    Жена бога Шивы
  4. Ночное светило на голове бога — луна. Означает то, что его сознание полностью в его власти. Он ставит его выше всего остального.
  5. У божества не два, а три глаза. Первый — светило, второй — луна, третий — огонь. С помощью третьего глаза бог смотрит сквозь пространство и время. Это символ бесконечной силы, мудрости.
  6. Он не закрывает глаза до конца. Так проведена параллель с вечным, непрекращающимся циклом жизни, не имеющим ни зарождения, ни окончания. Он появляется из пустоты, а заканчивается в никуда. Если божество полностью откроет глаза, то начнется новый этап жизни на планете. Когда плотно закроет – старая жизнь рухнет, вместо нее создастся новая.
  7. Змеи на шее у Шивы — символ времени.
    Змея на шее
  8. Ожерелье — знак того, что Шива непоколебим насчет устройства, закономерностей мира, а также по поводу соблюдения правил.
  9. Правая рука дает ему знания, ум и направляет его. Она искореняет злобу, дурные помыслы и невежество. Всего рук у Шивы по разным поверьям от четырех до восьми, однако, их количество не ограничено какой-либо конкретной цифрой.
  10. Трезубец Шивы — это его энергия действия, знание и воля. В греческих мифах есть подобное, это связано с Посейдоном. Он управляет океаном и у него в руках всегда трезубец. В буддизме этот предмет стал символом трех даров Будды. В христианской религии есть святая Троица. Это означает, что число «три» присутствует во многих религиях, так как некоторые народы придают ему особый символизм и наличие скрытой мистики.
  11. Барабан— воплощение присутствия в нем как телесной оболочки, так и наличия души. Благодаря нему появился звук «Ом», который стал мантрой Шивы. В этом звуке сконцентрирована основная задумка создания мира.
  12. Бык, всегда следующий за Шивой — вечный друг, соратник, всецело преданный ему, который никогда его не покинет.
  13. Мантия из тигра — знак силы, которая находится внутри бога. Знаменует верховентсво над вожделением.
  14. Сгоревшая лужайка, на которой он сидит— символ того, что в его власти процесс наступления смерти телесной оболочки.

Легенды о женах Шивы

У великого бога было три супруги:

  1. Сати — первая жена Шивы. Её рождение было под покровительством святой Майи. Сати имела смелость вступить в жертвенный огонь, что являлось очень храбрым поступком. В результате она отправилась в мир иной. Шива долго горевал, оплакивал утрату. Он блуждал по миру с урной, в котором находился прах его возлюбленной. Для прекращения страданий и мытарств, душа Сати переродилась в тело дочери горного владыки – Парвати.
  2. Парвати. Ей пришлось изрядно потерпеть, чтобы влюбить в себя Шиву и, наконец, она добилась взаимности. Бог женился на ней, а она подарила ему двоих мальчиков: Ганапати (Ганеша) — уничтожающий преграды, а также божество мысли и ума Субрахманью (Сканда) — главный среди воителей.
  3. Богиня Ганга представлена рекой, но не обычной — протекает в трех измерениях, обладает особой мощью. Тот, кто омоется в ее водах, получит прощение всех грехов. Ганга полюбила бога и молила, чтобы всегда находится на нем. Поэтому обитает она в его волосах.

Шива в индуизме

Сказание о неслыханной мощи Шивы подробно описано в мифе. Вишну нежился на могучем змее посреди океана и умиротворялся. Из его живота появился распущенный лотос с сидящим Брахмой. Они начали спорить — кто из них двоих сильнее.

Неожиданно в небе появился светящийся столб-лингам, который являлся знаком Шивы. Боги были поражены увиденным, и им стало интересно, откуда он берет свое начало, где заканчивается. Брахма полетел в небеса, а Вишну на землю. Встреча состоялась спустя 1000 лет, но они так ничего не нашли. В итоге обоим пришлось признать то, что Шива гораздо могущественнее, чем они.

В сказании описано то, как Шива влюбился в Мохини и решил ее догнать. Во время своего преследования бог ронял семя 12 раз. Оно превращалось в лучи света, а после в лингамы, имеющие неудержимую силу. А на участках с семенем, от Гималаев до Рамешварамы, выросли молитвинницы, где проводятся поклонения богу.

Праздники, посвященные Шиве

Одним из самых известных праздников является Махашиваратри. Празднования длятся всю ночь перед новолунием последнего дня лунного цикла зимы. Как правило, это или февраль, или март. Во время него читают легенды, в которых упоминается имя Шивы, восхваляют его. По окончании ночи начинает работать ярмарка, которая обычно расположена близ воды.

Считается, что тот, кто выдержал всю ночь и не уснул, получит как награду за свое терпение место в раю после смерти. А в течение оставшейся земной жизни удача ни на миг не отвернется от него. Так же есть мнение, что медитировать в этот день особенно полезно, нежели в какой-либо другой. Это связано с тем, что в это время в небе располагаются вместе Солнце и Луна.

Символ праздника – лингам. Шива известен тем, что часто исполняет особый танец. Поэтому во время гуляний все его танцуют.

Это считается символом развития мира. С него начинается все живое, им же и завершается. Пока Шива танцует, в мире преобладает спокойствие и гармония.

Можно подытожить, что индуизм – одна из крупнейших мировых религий, имеющая тысячи последователей. Значение Шивы в индуизме огромно, как для самого вероисповедания, так и для тех, кто ему поклоняется, о нем сложены десятки легенд и сказаний, а самое главное это то, с каким почтением к нему относятся почитатели.

Посмотрите интересное видео с ответами на вопросы о Шиве:

Дополнительно читайте по теме: Наука и религия, взаимоотношения древности и современности

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про религию

Отзывы и комментарии

error: Content is protected !!
Adblock
detector