Что представляет собой буддийская сангха: особенности и интересные факты

Важное место в буддизме занимает традиционная сангха. Такой способ объединения буддистов практикуется во всем мире и является одной из особенностей религии. Члены сангхи поддерживают друг друга, помогают преодолению трудностей, укрепляют религиозное единство.

Что представляет собой сангха в буддизме

В наиболее употребляемом смысле сангха – это буддийская община.Но зачастую этим же термином описывают всех представителей религии или же только тех, кто достиг просветления.

Членов сангхи узнают по бритым головам и ярким одеяниям. Принято изображать буддийских монахов в оранжевой одежде, хотя это справедливо не для всех. 

Изначально монахи шили одеяния из любых доступных тряпок непонятного цвета. Сейчас разные школы выбирают отдельный цвет. В Японии это преимущественно черный цвет, на Тибете бордовый, в Корее серый. И лишь на территории Юго-Восточной Азии – цвет шафрана.

Распространенным заблуждением является вегетарианство членов сангхи. На санскрите «монах» и «монахиня» звучит – «бхикшу» и «бхикшуни». Этими словами называют нищих, просящих подаяния. Подаяние – способ монашеского пропитания. Здесь не всегда попадаются вегетарианские продукты, все зависит от региона.

Монахи могут как пребывать в одном месте, так и странствовать, распространяя учение.

Кто входит в сангху

В традиционную буддийскую сангху входят монахи или монахини, посвятившие свою жизнь следованию пути Будды и достижению просветления, находящиеся на одной ступени святости.

Иногда сангхой обобщенно называют всех буддистов одного региона.

Изначально членами сангхи считались лишь ближайшие ученики Гаутамы.

Стать монахом может не каждый. В общину не принимают людей злых, ограниченных в свободе (рабов, служащих), ограниченных физически (инвалидов), склонных к аффективному поведению (людей с психическими девиациями, евнухов), заразных больных.

В происхождении или возрасте ограничений нет.

Зачем нужна консолидация

Объединение буддистов в отдельную общность помогает достижению сразу нескольких целей.

Во-первых, существование в общине подходит для тех, кто решил отказаться от земных благ и посвятить всю жизнь достижению просветления. Делать это самостоятельно не представляется возможным, поскольку необходимо думать о добывании средств на обеспечение едой, одеждой, жилищем. Сангха избавляет от подобных забот.

Во-вторых, принадлежность к общине повышает уровень ответственности буддиста. Он всегда чувствует общность с товарищами, знает к кому обратиться, может учиться и вдохновляться у уважаемых монахов.

Наконец, в-третьих, сангха является важным институтом сохранения и распространения буддийских правил и канонов учения.

Возникновение сангхи

Появление сангхи датируется V в. до н. э. Ее основоположником стал основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама, он же Будда. Желая сплотить вокруг себя единомышленников, он создал общину наиболее приближенных лиц. Сподвижники Будды вместе со своим учителем долго медитировали, постигали разные ступени просветления.

Первые монахи находили пристанище в пещерах, где организовывали собрания, читали священные тексты, совершенствовали различные практики, пели мантры.

Постепенно традиция сангхи, вместе с самим буддизмом, распространилась в другие государства, и монашество везде приобрело свой индивидуальный облик.

Традиция нищенства и отказа от материальных благ всегда присутствовали в общинах, но постепенно некоторые, особенно удаленные от мирской жизни и не имеющие возможности взаимодействовать с мирянами, монахи стали вести сельское хозяйство.

Дисциплина среди членов сангхи

Правила поведения монахов и монахинь буддийской сангхи закреплены в Винае (свод правил поведения в общине).

Виная в традиции каждой страны и направления буддистов своя. Но в каждой имеются сотни отдельных правил для мужчин и для женщин. Основные из них:

  • монах не должен иметь личных вещей, кроме трех комплектов одежды, набора ниток для починки одежды, бритвы (в некоторых случаях кружки или еще какой-то необходимой вещи);
  • полное целомудрие и отказ от отношений;
  • прием пищи возможен только дважды в сутки и до полудня, все остальное время   должно быть занято изучением священных текстов и духовными практиками;
  • монах не должен заниматься добычей материальных благ, поэтому традиционно члены общины питались тем, что им жертвуют миряне. Покормить членов сангхи у буддистов считается уважаемым и важным поступком.

Соблюдение всех правил строго обязательно. За отступление монаха могут навсегда выгнать из общины.

Порядок приема

Вступить в сангху можно уже начиная с шестилетнего возраста. Часто родители отдавали туда детей в надежде на то, что их хорошо воспитают и обучат грамоте.

Однако, монахами могут стать лишь те, кому исполнилось 20 лет. До этого возраста члены сангхи являются лишь послушниками.

Монашество в буддизме не носит необратимый характер и монахом может стать любой мирянин на непродолжительное время, а потом вернуться к своей обычной жизни. Но традиционно период монашества не должен составлять менее одного месяца.

За время пребывания в сангхе человек учится более глубокому постижению учения, пению мантр, медитации. Здесь можно отстраниться от земных забот и переживаний, не думать о статусности. Одинаковая одежда, пища, одни правила уравнивают абсолютно всех.

Сангха в России

Наиболее известной и влиятельной сангхой России является БТСР (Буддийская традиционная сангха России). Находится она в Бурятии и претендует на представление всего российского сообщества буддистов.

Данное образование представляет буддизм в России на государственном уровне. Глава БТСР — Дамба Бадмаевич Аюшеев, входит в совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, межрелигиозный совет России, общественную палату РФ.

БТСР имеет наибольшую долю государственного финансирования среди подобных сообществ и диктует свои правила на уровне всех регионов.

Известно резко негативное отношение её руководства к образованию других буддийских общин и попытка отрицать их существование или легитимность. Несмотря на это, под эгидой БТСР находится не больше половины всех общин в России (26 из 52).

Основную критику БТСР вызывает отсутствие признания авторитета Далай-ламы и прочих тибетских лам и препятствие их посещению России.

Также лидеров БТСР обвиняют в провоцировании скандалов в среде буддистов.

Санхги, не подчиняющиеся БТСР, В России расположены в Калмыкии, Туве, на Алтае. Есть независимые объединения в самой Бурятии. Каждая община может исповедовать свое направление буддизма.

Видео: Буддизм. Кратко и доступно о религии

Список рекомендуемых источников

  1. Андросов В. П. Буддийская классика Древней Индии. Слово Будды и трактаты Нагарджуны в переводах с палийского, санскритского и тибетского языков с комментариями. — М.: Алмазный путь, 2010. — 512 с. — (Буддизм без границ). — ISBN 978-5-94303-032-1.
  2. Жуковская Н. Л. Буддийская традиционная Сангха России: (Московская община, её жизнь и проблемы) // Московский регион: этноконфессиональная ситуация / отв. ред. Б. Р. Логашова. — М.: ИЭА РАН, 2000. — С. 63—71. — 284 с. — ISBN 5-201-14606-6.
  3. Лестер Р. Ч. Буддизм: Путь к нирване // Религиозные традиции мира. В двух томах. Том 2 / пер. А. Н. Коваля. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. — С. 264—394. — 640 с. — ISBN 5-232-00311-9
  4. Сангха / Андросов В. П. // Румыния — Сен-Жан-де-Люз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 312—313. — (Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004—2017, т. 29). — ISBN 978-5-85270-366-8.
  5. Сангхаракшита У. Что такое Сангха? — Природа духовной общины. ISBN 978-1-291-18407-5
  6. Урбанаева И. С. Специфика буддизма как философии и религии // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2009. — № 8. — С. 61—69. — ISSN 1994-086.
  7. Fagan G. Buddhism in Postsoviet Russia: Revival or Degeneration? // Religion, State & Society. — Keston Institute, March 2001. — Vol. 29, № 1. — С. 9—21. — ISSN 0963—7494

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про религию

Отзывы и комментарии

error: Content is protected !!
Adblock
detector