Газета «Православная Русь»: история и современность

Христианство, ислам, буддизм — любое вероисповедание имеет и приверженцев, и порицателей. Одни откровенно отторгают всякую из религий, другие — почитают и придерживаются заветов, третьи — не выпячивают свою веру, а тихо ей следуют.

В любом религиозном сообществе есть люди, которые стремятся нести знания в массы. Они всегда в поиске единомышленников — организуют собрания, читают лекции. И пропагандировать свою веру последователям помогают средства массовой информации. Особенно пресса, которая всегда являлась одним из самых верных и надежных способов просвещения.

pravoslavnaya-rus-4-9308048

Газета «Православная Русь»

Одним из подобных изданий слыла газета «Православная Русь». Впервые она увидела свет в 1928 г. под названием «Православная Карпатская Русь». Версия распространялась в 48 государствах и позднее была дополнена ежемесячным приложением «Детство во Христе» — иллюстрированным религиозным журналом для детей младшего и подросткового возраста. Номера выходили в тираж десять лет — с 1934 по 1944 гг.

С 1935 г. издание выходит под сокращенным названием. К этому времени Карпаты уже не нуждались в пропаганде, а вот Зарубежье испытывало сильную необходимость в подобном церковном труде.

Авторы идеи

Основоположником издания был редактор Всеволод Владимирович Коломацкий. Выходец из бедной набожной семьи воспитывался в глубокой вере и свою жизнь связывал только лишь с духовенством.

pravoslavnaya-rus-3192679

Окончить семинарию ему помешала Первая мировая война и мобилизация на фронт. Коломацкий прошел всю войну, не однажды был ранен, но дослужился до звания командира.

После войны Всеволод Владимирович проживал среди карпато-русского населения в Чехословацкой республике. Здесь он намеревался принять сан священства и активно занимался становлением православия: восстанавливал храмы, строил иконостасы, занимался издательской деятельностью.

Свои полномочия редактора Коломацкий передал иноку Алексию (Александр Петрович Дехтерев), человеку глубоко религиозному и духовному.

В 1908 г. он закончил Виленскую гимназию, а в 1911 г. — Морское училище, где получил специальность штурмана дальнего плавания, после чего и поступил работать на флот.

Уже в этот период своей жизни Александр пишет и публикуется в периодике. Религиозная печать не стала исключением — рассказы Дехтерева появлялись и на ее страницах. Именно по его инициативе у издания появилось приложение для детей и молодежи.

В 1935 г. Александр принимает постриг и нарекается Алексием. В этом же году он становится редактором популярного религиозного издания.

В 1938 г. религиозный журнал возглавил архимандрит Серафим (Иванов). В это время духовник назначен настоятелем монастыря, который при нем стал печатным центром Зарубежной Церкви.

Его деятельность продолжил архимандрит Нафанаил, примкнувший к братии монастыря преподобного Иова Почаевского в Ладомировой в 1939 г. Он редактировал издание с 1941 по 1945 гг.

Всех этих людей объединяло одно дело — служение церкви в Европе, духовное просвещение эмигрантов и их приобщение к вере.

Предназначение издания

Для чего издавалась «Православная Русь»? Что двигало людьми, которые верстали номер за номером на протяжении многих лет, невзирая на лишения, гонения и аресты?

Цели они поставили следующие:

  • укрепить православное самосознание русских эмигрантов;
  • ввести в церковь как можно больше людей;
  • поведать о духовных богатствах православия;
  • просветить тех, кто интересуется церковной жизнью Русского Зарубежья;
  • повсеместно искоренить безбожие;
  • поспособствовать общецерковному объединению эмиграции.

Детское приложение, которое выходило раз в месяц, тоже имело свое назначение. Его выпускали не только чтобы восполнить пробелы в христианском воспитании детей, но и чтобы сплотить русское православное юношество.

Деятельность журнала

С 7 января 1935 г., с момента своего рождения, издание развивает активную деятельность. Поставив перед собой важные задачи, ответственные редакторы начинают их воплощать.

К работе активно приобщаются интеллектуалы, начинающие писатели, а также именитые участники журналистской и книжной издательской диаспоры.

Такая деятельность дает хорошие результаты, и к 1939 г. журнал расходится тиражом в 2500 экземпляров, что для печатного центра Зарубежной церкви было достижением.

Свою деятельность религиозный журнал не прекратил и в годы Великой Отечественной Войны — вопреки запретам новой власти издатели распространяли его на оккупированных территориях России, где он пользовался большим спросом.

С 30 октября 1941 г. издание выпускает специальное приложение для «освобожденного от большевизма отечества, от русских, находящихся в эмиграции». Брошюры для России печатались в новой орфографии, которая была привычной для ее народа.

В 1943 г. 10 января, словацкая администрация, выполняя требование немецкой власти, запретила издательству выпускать журнал. Но, спустя пять месяцев, работа была возобновлена. Словацкий период православного труда закончился после 22 октября 1944 г., когда вышел его последний номер в Братиславе.

Следующий этап печати — это Джорданвилль. Первый номер здесь вышел 31 января 1947 г.

Цели издание преследует все те же:

  • рассказывать о важнейших и текущих событиях в жизни церкви единомышленникам, в том числе и тем, которые находятся «под игом советской власти»;
  • способствовать углублению православной веры;
  • скрашивать досуг верующих людей за рубежом.

В 1949 г. орган возглавил архимандрит Константин.

Он управлял печатью 30 лет, и все это время журнал не сдавал своих позиций:

  • один из немногих он выпускался периодически и распространялся по всему русскому зарубежью;
  • номера не только отражали идеологию и принципы РПЦЗ, но и участвовали в их становлении;
  • под редакцией труда выпускались приложения «Православная жизнь» и «Православный путь».

В 1975 г. руководителем редакции становится иеромонах Игнатий, который один выполняет работу и редактора, и верстальщика. В этот период времени тираж доходит до одной тысячи экземпляров в месяц. Такое положение вещей сохраняется вплоть до 2000 г., когда объем печати увеличился в три раза, а журнал начал выпускаться по два номера в месяц.

Последние выпуски выходят в печать в 2016 г., после чего страницы становятся интернет-изданием.

Случилось это по нескольким причинам:

  • возросла популярность онлайн-журналов;
  • значительно сократилось количество подписчиков на печатную продукцию;
  • заметно снизился бюджет.

Номера журнала размещались на нескольких сайтах.

Каждый выпуск публиковал:

  • документы из архива сборника и других источников;
  • новости, а также события жизни и деятельности Свято-Троицкого монастыря;
  • проблемы и вопросы жизни церкви и русской диаспоры.

В настоящее время существует сайт «Русь Православная» — это проект одноименного издания, который существует с благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна.

Кто такой Константин Душенов

С 1997 г. «Русь Православная» выходит под началом Константина Юрьевича Душенова, который с 1992 по 1995 гг. был пресс-секретарем и правой рукой митрополита. Жизнь этого человека интересна, противоречива и насыщена событиями.

pravoslavnaya-rus-1-4554382

Семья, в которой в 1960 г. родился Константин Душенов, не имела ничего общего с церковью. Отец был потомственным военнослужащим в Ленинграде, и сын пошел по его стопам — в свое время окончил Высшее Военно-морское училище подводного плавания и отправился служить на Северный Флот, где за отличную службу был награжден медалью «За боевые заслуги».

В 27 лет Душенов принял святое крещение, за что моментально был исключен из партии и демобилизован. После этого Константин работал в Публичной библиотеке учителем, читал спецкурс «Религиозные аспекты русской культуры» в Педагогическом университете Санкт-Петербурга.

В этот период своей жизни Душенов активно занимается политикой и участвует в православно-патриотических движениях, пишет соответствующие книги и статьи.

С 1992 по 1995 гг. Константин Юрьевич исполняет обязанности пресс-секретаря при митрополите Иоанне. Душенов продвигает его труды на страницы печатных изданий, а с 1997 г. сам становится главным редактором религиозного издания.

Отношение к вере и религии

Внезапно окунувшись в православие, Душенов становится ярым его сподвижником. Он не просто воцерковляется, но и истово ратует за чистоту веры.

Душенов не признает других вероисповеданий и всячески их порицает. Не только иудеи подвергаются постоянным гонениям в его издании, но и католическая церковь, которую он откровенно не одобряет и считает еретической.

В житейском плане Душенов проповедует любовь, заботу и участие к каждому человеку, независимо от его вероисповедания. Православие учит его протягивать руку помощи нуждающимся, наказывает прощать и смиряться. Однако в понимании Константина Юрьевича это возможно только лишь в бытовых вопросах. Любые межконфессиональные контакты должны быть строго отделены от веры и нравственного вероучения православной церкви.

pravoslavnaya-rus-2-5934844

Преследование и уголовное дело

«Русь Православная» Душенова — это не просто очередной православный журнал. «Антисемитская и черносотенная газета русских националистов, православных экстремистов и маргиналов Христовых» — так в определенных кругах называли агентство аналитической информации, коим и являлось это издание.

Наряду с печатными публикациями появляется и их интернет-версия, которая пользуется не меньшей популярностью.

И печатное издание, и его виртуальная копия стали источником постоянных жалоб со стороны еврейских организаций, которые оно называет экстремистскими за идеологию «Шулхан Аруха».

Январь 2005 года становится переломным в биографии Константина Душенова. Именно тогда было опубликовано «Письмо 500 представителей русской общественности». Составители этого документа обратили внимание генерального прокурора на экстремистскую составляющую иудейского вероисповедания.

Данная публикация возымела несколько другое действие — по всему миру прокатилась волна возмущения талмудиствов, которых поддержало правительства США и Израиля. Душенову вынесли первое предупреждение и запрет на экстремистские действия.

А 11 марта того же года Российский еврейский конгресс выдвинул требование о возбуждении уголовных дел на всех, кто имел отношение к скандальному письму. Против Душенова составили иск в суд — хотели привлечь его за антисемизм, но дело было проиграно.

Еще в начале 2005 г. Константин Юрьевич берет в свои руки бразды правления видеостудией «Поле Куликово». В конце года под его началом выходит фильм «Россия с ножом в спине», который повествует о еврейском фашизме и геноциде русского народа.

Вопиющее событие не могло остаться без внимания — против создателя начинается уголовное преследование. В 2006 году печать была арестована и публикации прекратились.

В 17 марта 2007 г. студия тоже перестала функционировать — ее взял штурмом и разгромил вооруженный отряд спецназа.

22 октября того же года редактору предъявили обвинение в следующих действиях:

  • возбуждение национальной ненависти и вражды;
  • публичное унижение достоинств группы лиц по признакам национальности, происхождения и отношения к религии;
  • привлечение средств массовой информации к противозаконной деятельности, попадающей под статью 282 ч. 2 УК РФ.

Согласно обвинениям, редактора осудили на три года лишения свободы с запретом заниматься издательской деятельностью в течение последующих трех лет. Свое наказание Душенов отбывал в колонии-поселении.

В настоящее время бессменный лидер издания «Русь Православная» на свободе и по-прежнему занимается продвижением религиозного журнала. Сегодня издание имеет не только сайт, но и канал, на котором транслируются новости и видеосюжеты, которые дают православно-патриотическую оценку самым значимым событиям, происходящим в мире.

В рамках сайта выпускается и воинская передача, которая посвящена развитию армии РФ, вооружению и положению России на международной арене.

Видео о Константине Душенове

Из представленного видео вы можете больше узнать о Константине Душенове.