Особенности и история появления церковного пения

Искусство в православных храмах издревле служило для того, чтобы приблизить душу человека к Богу, настроив ее через слушание песнопений и стихов, созерцание икон на необходимый лад.

Церковное пение должно соответствовать некоторым нормам, чтобы подействовать на человека необходимым образом. Отклонения в стиле, неточности в исполнении рождают диссонанс, который мешает молитвенному настрою. Поэтому большое значение надо придавать исполнению церковных песнопений в православной церкви.

cerkovnoe-penie-6-9142252

Что такое церковное пение

Церковное пение — вид искусства, применяемый не только в храмах, но большей частью в них. Оно является неотъемлемой частью богослужений и имеет своей целью обращение души человека к Богу. Слушая хоровое пение (а оно чаще всего бывает именно хоровое, редко в православной церкви на богослужениях солирует один певец), душа приходит в умиление, в ней рождается молитвенный настрой.

Люди с давних пор заметили, что именно музыка, в зависимости от стиля, способна пробудить в человеке различные чувства. Вокальные музыкальные произведения особенно влияют на душу, поскольку само пение символизирует голос души. Также в храмах поют хором, потому что это — подражание ангельскому пению. Некоторым святым было дано услышать его, и они говорили, что ангелы пели хором, славили Бога.

Например, всем известна история о том, как мальчик во время Богослужения был видимо приподнят на небо, а потом возвратился. Он слышал пение ангелов и говорил, что оно непохоже ни на какое другое земное пение. В ангельском песнопении отрок разобрал слова: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Тогда люди добавили к ним: «помилуй нас!», и так родилась известная молитва, часто применяемая при богослужении, именуемая Трисвятое.

Из всего этого можно сделать вывод, что хоровое пение — важнейшая часть церковных служб. Но на него возложена большая ответственность, ведь неправильным, небрежным исполнением песнопений можно разрушить молитвенный настрой прихожан. Также и чрезмерное увлечение современными течениями может повредить душам верующих. Поэтому самое важное значение в богослужении отдается именно пению.

cerkovnoe-penie-1-1615341

История появления и развития

Впервые можно встретить упоминание об ангельском пении в Евангелии от Луки, когда рассказывается, как во время Рождества Христова явилось множество Ангелов, и они запели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!». Затем в упоминании о Тайной Вечере: апостолы, воспев, пошли на гору Елеонскую. В посланиях Иакова имеются слова : «Благодушествует ли кто, да поет», затем апостол Павел наставляет своих учеников, чтоб они всегда пели псалмы.

Отсюда можно сделать вывод, что общественное пение имеет древнейшее происхождение. Известно, что в первые века христианства исполнялись ветхозаветные стихи: «Вонми небо», «Поим Господеви», песнь пророчицы Анны и псалмы Давида.

Затем стали применяться в богослужениях песнь Богородицы «Величит душа моя Господа» и песнь Симеона «Ныне отпущаеши».

В первые века христианства в церковных собраниях пели:

  • «Слава в вышних Богу»;
  • «Да молчит всякая плоть»;
  • «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» (до и после прочтения Евангелия);
  • «Свете тихий»;
  • «Приидите поклонимся».

Иногда пелись импровизации, например, при умовении рук священников, возжжении светильников. Это считалось нормой, поскольку первые христиане имели горячую веру и высокий дух.

Такой порядок существовал в пении у древних христиан:

  1. Пели во время службы все. Не было разделения на народ и клирос.
  2. Иногда солировал только один певец. Это было распространено у египетских монахов.
  3. На возгласы священника весь народ отвечал хором.

cerkovnoe-penie-2-3803307

Византийские традиции

Со временем церковное хоровое пение изменялось. После прекращения гонения на христиан большое внимание стало уделяться технике пения. Появился первый клирос, который составляли люди грамотные, специально обученные, имевшие хороший слух и голос .

Постепенно стали появляться антифоны (разделение на правый и левый клирос). Увеличивалось число церковных книг для богослужений. Мелодии, которые можно услышать в миру, постепенно внедрялись в церковное пение. Начали исчезать целостность и чистота служб древних христиан. За это певцов укоряли святой Климент Александрийский и св. Исидор Пелусиот, говоря, что мелодии богослужебного пения должны иметь характер бесстрастный, в отличие от мирских песен.

Со временем было создано специальное правило Вселенского Собора:

«Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения, не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика и не вводили ничего несообразного и несвойственного Церкви…»

Постепенно стали упраздняться музыкальные инструменты, использовавшиеся ранее в богослужениях. Пение стало только акапельным.

Над учреждением правильного пения в церкви трудились многие святые:

  1. Св Игнатий Богоносец был устроителем антифонного пения.
  2. Мч. Иустин Философ написал книгу «Певец», где были даны подробные рекомендации церковным исполнителям, а также некоторые гимны.
  3. Св. Климент Александрийский написал много песнопений и гимнов.
  4. Св. Афанасий Великий — основоположник чтения на распев.
  5. Св. Ефрем Сирин написал много песнопений, основал греческое крюковое пение.
  6. Св. Иоанн Златоуст впервые создал церковный хор под управлением придворного музыканта.
  7. Прп. Роман Сладкопевец написал около тысячи кондаков (в т. ч. на Рождество Христово, Успение Пресвятой Богородицы).
  8. Прп. Иоанн Дамаскин — создатель осмогласия, которое используется в церкви до сих пор. Творец канонов, песнопений.
  9. Свт. Амвросий Медиоланский написал книгу гимнов «Антифонарий».
  10. Свт. Григорий Двоеслов создал певческую школу в Риме, написал книгу устава и наказания для певчих.

Главной особенностью византийского пения является осмогласие. Это восемь напевов — гласов, из которых четыре — основных и четыре — производных. На этих мелодиях строится все пение в церкви. Все песнопения перекладываются на нужный глас.

Кроме того, византийские традиции отличает антифонное пение. В этом стиле часто используется монофония (исполнение главной мелодии на фоне основного тона в басу — исона). Также часто можно услышать распевы слогов : «а-на-не», «то-ро-ро» и т. д. Это существует для того, чтобы заполнить паузу, пока священник выполняет необходимые действия в алтаре. Такое распевание называется «кратима», иногда оно свидетельствует о выражении высших чувств верующего.

Византийские традиции пения сохранились и по настоящее время. Их можно услышать в современной Греции — на Афоне, в Египте и других странах. В отличие от современного европейского пения, византийское более мелодично, оригинально и духовно. Здесь нет строгого разграничения на мажорный и минорный лад, оно разнообразнее и полнее.

cerkovnoe-penie-26-9622062

Знаменный распев

Это самый основной вид древнего пения на Руси. В основе названия — слово «знамена» (или крюки), т. е. знаки, которыми записывались мелодии.

Есть несколько типов знаменного пения :

  • путевой;
  • демественный;
  • столповой;
  • ветвенный;
  • кондакарный.

Кондакарный распев

Самый древний вид знаменного распева . Название произошло от слова «кондак» — вид богослужебного песнопения. Мелодии распева характеризуются большим количеством мелизмов, во многом видно сходство с византийским пением.Такой распев был распространен в Русской православной церкви в 11-12-м веке, а в 14-м веке полностью исчезло в связи с переходом от Студийского устава на Иерусалимский.

Столповой распев

Самый распространенный вид пения, которым пелся весь Октоих. Отсюда и название — «столп», значит, самый основной. Применяется распев и в наше время. Отличие его в том, что он состоит из попевок, которые в свою очередь состоят из крюков. Попевки называются «кокизами». Каждому гласу соответствует особый набор кокиз. Напевы заимствованы от византийского пения, в основе его лежат распевы «ананейки». Записывается мелодия с помощью особых знаков — « крюков», каждый крюк означал особую ноту или даже сочетание нот. Крюки имели свое название.

Среди крюков самые распространенные:

  • параклит — половинка;
  • статия — целая нота;
  • подчашие или чашка — две нисходящие ноты;
  • переводка — две четвертные ноты восходящие;
  • дербица — четыре четвертные ноты, идущие вверх.

Каждый крюк имел свое изображение. Чтением их занимались специально обученные люди.

Надо сказать, что это было довольно нелегкое занятие, и освоить его мог далеко не каждый. Для упрощения были написаны специальные певческие азбуки.

cerkovnoe-penie-19-4980358

Демественный распев

Иначе он называется «демество». Первое упоминание об этом довольно распространенном распеве относится к середине 15-го века. Им пели песнопения Октоиха, Обихода, Ирмология, праздничные песнопения.

В 18-м веке был издан Демественник, который включал в себя самые распространенные произведения. В начале для записи использовались обычные крюки, потом они усовершенствовались, и для записи демества были введены новые знаки. В настоящее время в богослужебной практике этот распев используется в особо торжественных случаях, например, при архиерейских службах.

Путевой распев

Наряду с вышеперечисленными был распространен путевой распев. Первое упоминание о нем появилось в 15-м веке. Им пелись стихиры и обиход. В 16-м веке он приобрел наибольшую популярность.

Распев отличали особая торжественность исполнения, плавность и напевность. В конце 17-го века все меньше песнопений исполнялось «путем». До сих пор он сохранился в старообрядчестве.

cerkovnoe-penie-15-5801437

Распространение многоголосия

В 16-м веке стали появляться многоголосные исполнения распевов (до этого пение было одноголосным). Сначала был распространен троестрошный (или строчной) певческий стиль. Мелодии записывались на трех строках, которые исполнялись одновременно. Получались своеобразные аккорды, не всегда звучащие благозвучно, иногда слышался явный диссонанс.

В конце 17-го века мелодии знаменного распева стали записываться не с помощью традиционных крюков, а с помощью «топориков». Это было похоже на певческие книги католиков. «Топорики» записывались уже на пятилинейном нотоносце. Были изданы Синодом богослужебные книги (Октоих, Ирмологий, Обиход, Праздники), записанные с помощью квадратной нотации. Они были много раз переизданы.

cerkovnoe-penie-2417551

В этих книгах можно было встретить и другие распевы:

  1. Греческий. Появился на Руси в 16-м веке. По названию понятно, что он пришел из Греции. Отличие распева — в мелодичности, торжественности, протяженности. Относится к калофоническому (в переводе «калос» означает «прекрасный, «фоне» — голос) пению.
  2. Киевский. Пришел в Россию из Украины в 17-м веке. Особенность распева — речитатив чередуется с распевом, попевки терцово-квартового строения в диатоническом звукоряде. Мелодии проще, чем в знаменном распеве, преобладает тоническая устойчивость.
  3. Болгарский распев появился на Руси в середине 17-го века. Болгарское происхождение не установлено, вероятно, он пришел от придунайских славян. Отличает его тональная устойчивость мелодий, укладывающихся в четырехдольный размер, напевность, запоминаемость.

cerkovnoe-penie-25-6896779

Партесное пение

Благодаря реформам Петра Первого старинные распевы все больше вытеснялись западной манерой исполнения. Тогда произошел переход с модального лада на мажорно-минорный.

В 19-м веке одноголосное пение сменилось партесным (многоголосным). Но привычные распевы не были полностью забыты. Их гармонизовали, сделав многоголосными. Так они немного потеряли свои особенности, зато в таком виде существуют до сих пор в церкви.

До сих пор знаменный распев в первоначальном виде сохранился у старообрядцев, а также в некоторых православных монастырях и храмах. Например, в Валаамском монастыре сейчас можно услышать древний распев.

Партесное пение было заимствовано у запада. Оно подразумевало разделение произведения на партии, отсюда и название. Обычно партий было четыре: две у женского состава (сопрано и альт) и две у мужского (тенор и бас). Эта традиция используется и по сей день в православных хорах.

Авторские композиции

В 18-м веке за гармонизацию древнего распева взялись известные композиторы того времени. Они перекладывали их на западный манер в гармонические тональности.

Самые популярные композиторы, гармонизовавшие знаменный распев:

  • П. Турчанинов;
  • А. Львов;
  • А. Кастальский;
  • С. Рахманинов;
  • П. Чайковский;
  • П. Чесноков.

Кроме того, авторы придумывали свои мелодии для духовных песнопений. Этим отличились такие композиторы, как Ведель, Алябьев и другие. Ими создавались партесные концерты на 4-12 голосов под влиянием итальянских произведений в стиле «барокко». Это объясняется тем, что русские композиторы получили музыкальное образование в Италии. Такие концерты исполнялись во время паузы в Богослужении перед Причастием мирян. В 1797 г. Синод указом запретил исполнять на литургии такие произведения, но их продолжают петь на службах до сих пор.

Известны такие произведения, как «Всенощная» Рахманинова и «Литургия» Чайковского. Это — самые гениальные работы гармонизаций древних распевов (знаменного, греческого и др.). Но об использовании их во время Богослужений до сих пор ведутся споры. Вероятнее всего, авторы подразумевали исполнение их в концертных залах, поскольку время звучания довольно долгое. Служба от этого может значительно затянуться. Но красота и трогательность звучания этих произведений несомненна.

cerkovnoe-penie-24-8310755

Современные певческие стили

Сейчас в современной православной церкви во время Богослужений звучат в основном многоголосные произведения, преимущественно обиход, греческий и киевский распевы с включением авторских концертов. Однако в последнее время все больше в моду входят старинные одноголосные распевы. Хор и прихожане видят в них красоту, строгость и неординарность.

Многое зависит от вкуса и предпочтений настоятеля. Есть священники, ратующие за древние русские традиции. Есть образованные в светском духе батюшки, предпочитающие произведения композиторов в итальянском стиле. Кому-то одноголосное пение кажется устаревшим, а кому-то наоборот, выразительным и духовным. Некоторые с удовольствием исполняют на службах Литургию Чайковского, а кто-то считает это грехом, ведь подобные песнопения должны звучать только в концертном зале.

Сейчас в церковную моду все больше входит мужской хор, благодаря строгости и духовности звучания. Также приводятся в доказательство апостольские слова,что «жена в церкви да молчит». Но особых указаний свыше на этот счет нет.

cerkovnoe-penie-31-3027451

Характерные черты

Православной музыке присуща особая строгость, серьезность, духовность. Пение обязано настраивать человека на молитву, размышления о божественном, а не развлекать. Поэтому клирос не должен увлекаться чувственным распеванием мелодий. Пение должно быть грамотным, красивым, но не отвлекать от молитвы прихожан.

Основные черты современного клиросного пения:

  • звучание а капелла (без музыкального сопровождения);
  • многоголосие, разделенное на четыре партии (бас, тенор, альт, сопрано);
  • руководит хором регент или псаломщик.

Регент отличается от псаломщика более углубленным музыкальным образованием. Псаломщик руководит «народным» хором, а регент — профессиональным. Народный хор исполняет обычно стихиры, псалмы, читает каноны, кафизмы. Профессиональный хор поет напевные красивые произведения композиторов по нотам, например, «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся», «Слава в вышних Богу» и др. Иногда оба хора поют по очереди антифонно.

Регент настраивает хор с помощью специального инструмента— камертона. Это металлический предмет, раздвоенный на конце, при ударе о который звучит нота «ля».

cerkovnoe-penie-1-5526367

Кто занимается

Церковным пением занимаются как отдельные исполнители, представляющие этот жанр на концертах, так и специальные хоры.

Первые исполняют духовные произведения композиторов — такие, как «Всенощная» Рахманинова, например. Они могут также петь духовные песнопения.

Церковные хоры поют как концертные произведения, так и обычный обиход. Большое внимание уделяется вере и духовности певчих в храме, поскольку от их внутреннего настроя зависит молитвенный дух в церкви. По мнению многих священнослужителей, неверующие люди, пусть даже самые талантливые и музыкально образованные, петь на клиросе не должны.

Отдельные исполнители

Это вид вокального творчества, который представляют профессиональные певцы, закончившие консерваторию. Есть среди них солисты, которые поют главную партию в одиночестве. Хор только держит тон. Но есть и самостоятельные певцы, исполняющие духовную музыку на концертах.

Они поют не только отрывки из Богослужений, но и канты (народные духовные стихи), духовные песни.

Среди них:

  • Евгения Смольянинова;
  • иеромонах Роман Матюшин;
  • иеродиакон Роман Тамберг;
  • иеромонах Фотий;
  • Юлия Березова и др.

Они выступали с концертами, записывали сольные диски. Такие исполнители имеют своих почитателей. Некоторые из них сами сочиняют духовные песнопения.

Также это — целые музыкальные коллективы, например, квартеты, трио, дуэты. Всем известен семейный дуэт Михайловых, а также квартет Заокской духовной семинарии. Долгое время пользовался успехом духовный хор «Валаам» под управлением Ушакова. Популярны также записи хора Валаамского монастыря, где солирует послушник по фамилии Щука. А иеромонах Фотий, обладающий хорошими певческими данными, даже победил в телешоу «Голос».

cerkovnoe-penie-20-7335738

Церковные хоры

Хор, который поет в храме во время Богослужения, называется церковным.

Бывают несколько видов таких хоров:

  1. В профессиональный хор входят люди, имеющие музыкальное образование. Православное вероисповедание для участников хора обязательно. Бывает так, что настоятели нанимают певцов из консерватории, которые не имеют веры и даже примитивных знаний в области православия. Это не одобряется Церковью, потому что молитвенный настрой хора очень важен для духовного исполнения. Конечно, музыкальное образование — очень хорошо, но и вера нужна для певчих.
  2. В простой народный хор входят благочестивые прихожане, которых благословил настоятель храма. Они должны иметь музыкальный слух, знание нот для таких певчих необязательно. Обычно простой хор поет по будням, профессиональный же хор приглашается только на праздничные Богослужения.
  3. Монастырские хоры заслуживают отдельного внимания. Это — особый вид творчества, монашеское пение отличается от приходского наибольшим духовным настроем, простотой исполнения, кротостью духа. Все, кто побывал на монастырской службе, слушал монашеский хор, обязательно заметит эту разницу.

Как правило, певчие монастырского хора не имеют специального образования. Сила их пения — в молитве. Но иногда в монастырский хор приглашаются профессиональные певцы, миряне. Например, хор Сретенского монастыря составляют певцы из Консерватории. Но он считается одним из самых лучших церковных хоров. В свободное от служб время он часто ездит с гастролями по стране и за рубежом, записывает сольные диски, выступает на телевидении и радио. Регент хора — Никон Жила — Заслуженный деятель искусств.

cerkovnoe-penie-12-4015338

Также известен хор Троице-Сергиевой Лавры под управлением архимандрита Матфея Мормыля (ныне покойного). Это был талантливый человек, успешно соединивший молитву с творчеством. О. Матфей был композитором, аранжировщиком, профессором. Его перу принадлежат многие гармонизации знаменного распева. Благодаря стараниям архимандрита хор под его управлением стал одним из самых лучших и прославленных церковных хоров страны. В его состав входят в основном учащиеся Московской духовной семинарии и академии, а также послушники Лавры.

cerkovnoe-penie-1422604

Типы церковного пения

Церковное пение можно услышать не только в храмах. Как уже отмечалось, некоторые хоры и отдельные исполнители выступают с духовными песнопениями на концертах, записывают диски. Это делается для того, чтобы как можно больше людей смогли приобщиться к такому прекрасному виду творчества.

Храмовое

В храме звучат песнопения, которые связаны с богослужениями. Это пение должно быть строго по уставу, вольности здесь запрещены. В церкви нельзя, например, петь духовные канты собственного сочинения. Даже некоторые концертные произведения поются только с благословения настоятеля. В храме все должно быть по послушанию и уставу.

Внехрамовое

Этому виду творчества разрешено некоторое послабление. Вне церкви можно исполнять отрывки из Литургии, Всенощной на концертах, а также канты, духовные песни. Часто они бывают написаны авторами-исполнителями. Но все это в рамках православного духовного творчества. Как пример, можно привести творчество иеромонаха Романа Матюшина и иеродиакона Романа Тамберга (покойного ныне). Последний обладал прекрасным баритоном необыкновенной силы и красоты. Он пел не только отрывки из богослужений, но и собственные духовные песни. Жаль, что он так рано покинул этот мир.

Также Светлана Копылова — талантливая актриса, которая пишет и исполняет духовные песни-притчи.

Различные хоры приходов и монастырей тоже выступают вне храма, записывают свое пение на диски. Результатом их выступлений является то, что многие люди, далекие от Церкви, особенно молодежь, привлекаются к Богу и начинают ходить в церковь благодаря красоте и духовности церковных песнопений.

Некоторые спрашивают, не является ли грехом исполнение отрывков из богослужений в концертном зале, например. Но, как сказал Сам Спаситель, «по плодам их узнаете их». Если люди привлекаются после прослушивания таких концертов к Богу, то результат — налицо.

cerkovnoe-penie-27-5749778

Разновидности песнопения

Богослужения состоят из различных песнопений. Это зависит от цели службы, характера ее. Например, заупокойные богослужения имеют песнопения печального характера. Пасхальные службы отличаются скоростью, веселостью, приподнятым духом. Великопостные Богослужения имеют покаянный и неторопливый характер.

Некоторые песнопения поются только на Литургии, другие — только на всенощной. Но есть общие песнопения, используемые на каждой службе.

К таким относятся:

  • тропари;
  • кондаки;
  • стихиры;
  • прокимны;
  • псалмы.

Тропари

Это — короткое песнопение, отражающее суть праздника. Для каждой службы используются разные тропари в зависимости от события. Они поются на разные гласы, каждый из которых имеет свою мелодию, установленную уставом. Название слова переводится как «обращение». Этим объясняется понятие — в тропаре происходит обращение к святому, Богородице, Христу.

Вот, например, тропарь Владимирской иконе Божией Матери:

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Текст тропаря разделяется обычно черточками для облегчения его исполнения. На них делается пауза, взятие дыхания.

Тропари в каноне — это текст, который следует за ирмосом. Тропари поются и читаются на Литургии, Всенощной, молебнах, отпеваниях, панихидах, литиях, Крестных ходах.

Величания

Это торжественное протяжное песнопение, имеющее целью прославление Господа, Богородицы, святого. На разные праздники поются свои величания. Мелодии величаний похожи, имеют определенное звучание.

Вот, к примеру, величание празднику Рождества Христова:

Велича́ем Тя, / Живода́вче Христе́, / нас ра́ди ны́не пло́тию Ро́ждшагося / от Безневе́стныя / и Пречи́стыя Де́вы Мари́и.

Текст также разделяется черточками для облегчения исполнения хором.

Есть общие величания — для Богородичных праздников, чествований святых.

Вот общее величание апостолам:

Велича́ем тя, / апо́столе Христо́в (имяре́к) / и чтим боле́зни и труды́ твоя́, / и́миже труди́лся еси́ / во благове́стии Христове́.

В текст вставляется при пении определенное имя святого. Величания поются на утрени после полиелея, на молебнах, Литургиях во время Причащения священнослужителей, при перенесении мощей святых. Во время пения величаний принято выходить на середину храма и исполнять их перед иконой празднуемого святого.

Стихиры

Это праздничный текст, прославляющий Господа, Богородицу или святых — в зависимости от события.

Стихиры поются на:

  • утрене;
  • вечерне;
  • литии;
  • Соборовании.

Поются на мелодию гласа, который установлен на данной неделе. На «Господи воззвах»(на всенощной, вечерне) поются 10 стихир или 8, как велит устав. На утрене поются 6 или 4 стихиры на «Хвалитех» (после псалмов 148, 149, 150). Есть евангельские стихиры, описывающие Воскресение Христово. Они поются по очереди в конце утрени и соответствуют отрывку из Евангелия, который читался в этот день.

Литургии

Божественная Литургия — самое важное из всех Богослужений, потому что в это время совершается главное из событий: хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа. Все остальные службы являются приготовлением к этому. Поэтому песнопения Литургии носят торжественный характер.

Литургия состоит из:

  • проскомидии;
  • Литургии оглашенных;
  • Литургии верных.

Проскомидия служит приготовлением к службе, во время нее вынимаются частички за здравие и о упокоении.

Литургия оглашенных включает в себя:

  • пение псалмов;
  • заповедей блаженств;
  • Трисвятого;
  • чтение Апостола и Евангелия;
  • поминание о живых и усопших.

После этого оглашенные (люди, готовящиеся принять крещение), должны выйти из церкви, где остаются только крещеные.

На Литургии верных совершается претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа во время исполнения Евхаристического канона.

Начинается Литургия верных пением Херувимской песни. Она призывает верующих оставить всякое попечение (заботу) о земном и прославить Царя всех — Христа подобно тому, как делают это непрестанно Ангельские чины. Существует множество напевов Херувимской песни. Мелодия ее должна быть красивой, неторопливой, размеренной. В это время священник читает молитву в алтаре, вынимает частички. Диакон кадит солею и алтарь. Затем совершается Великий вход, во время которого священнослужители, неся Чашу и дискос, выходят северными воротами из алтаря и заходят через Царские врата.

После просительной ектении и пения Символа веры начинается Евхаристический канон. «Евхаристо» — значит «благодарение» по-гречески. Основная цель этой молитвы — благодарение Бога за все. Есть много распевов Евхаристического канона. Они имеют строгий характер — торжественный, неторопливый.

Вся Литургия — воспоминание событий из земной жизни Спасителя. Проскомидия олицетворяет рождение Его, чтение Евангелия — выход на проповедь Христа, Херувимская песнь — Распятие, Евхаристия — Воскресение, выход с Чашей для Причащения мирян — явление воскресшего Христа апостолам.

Во время Причащения священнослужителей в алтаре хор поет так называемые «концерты» — духовные произведения разных композиторов или псалмы, величания. Во время причащения мирян поется стих: «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите».

cerkovnoe-penie-5-2312918

Всенощные

Это Богослужение является праздничным, которое включает в себя вечерню и утреню. В будние дни вечерня служится отдельно от утрени. Песнопения всенощных отличаются торжественностью, красотой. Служится всенощная накануне перед Литургией вечером. Раньше верующие служили ее на протяжении всей ночи, отсюда и название.

Начинается всенощная красивым пением псалма 102 («Благослови душе моя Господа»). В это время совершается каждение храма. Обычно это песнопение исполняется греческим распевом.

Затем поется «Блажен муж» — песнопение, состоящее из стихов первой кафизмы. Оно исполняется обычно киевским распевом или обиходным. «Господи воззвах» — это песнопение 140 псалма поется далее на текущий глас. Потом следуют стихиры на тот же глас. «Свете тихий» — древнейшее песнопение, автор которого неизвестен, исполняется на обиходный распев или поется произведение композитора. «Сподоби Господи» поется обычно на восьмой глас, это насущные прошения каждого верующего.

Далее служится лития, но только в большие праздники. В нее входят стихиры, ектении, молитвы на освящение хлебов и елея. «Ныне отпущаеши» — слова св. Симеона Богоприимца, взятые из Евангелия от Луки, поются на шестой глас, или исполняется произведение композитора.

«Богородице Дево, радуйся» поется обычно на четвертый глас. Псалом 33 исполняется киевским или обиходным распевом. Далее начинается утреня с малого славословия: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». На эти слова многие композиторы написали музыку, которая исполняется в храме.

После чтения Шестопсалмия поется песнопение «Бог Господь и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне» на текущий глас, далее поется воскресный или праздничный тропарь.

После чтения кафизмы поется Полиелей. Это праздничное песнопение, состоящее из стихов псалма. Обычно исполняется сочинение композитора. Затем следует величание на обиходный распев или композитора. «От юности моея» — поется специальным распевом или композитора. Далее поется гласовый или праздничный прокимен и читается Евангелие.

В Великий пост после этого поется проникновенное песнопение «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче», во время которого молящиеся встают на колени. Канон с ирмосами праздника или гласа. После 9-й песни исполняется «Честнейшую Херувим» — песнопение, посвященное Богородице, составленное из евангельских строк. Поется знаменным, киевским или обиходным распевом.

Великое славословие — особое торжественное песнопение, прославляющее Бога и содержащее прошения из строк псалмов и Ветхого завета. Воскресные тропари: «Днесь спасение миру бысть» или «Воскрес из гроба» поются в зависимости от гласа недели.

cerkovnoe-penie-30-6279225

Кондаки

Это песнопение, пришедшее из Византийской церкви. Оно имеет целью прославление Господа, святого, Богородицы или праздника. Поется обычно после 6-й песни канона и читается на часах.

Непревзойденным создателем кондаков был прп. Роман Сладкопевец.

Самый известный кондак, написанный им, посвящен празднику Рождества Христова:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо,

Превечный Бог.