Духовная музыка — что это: мелодия или молитва

Сакральность звука заключается в том, что через него человек может входить в контакт с непознанным. Звук помогает проникать в недосягаемые обычному сознанию сферы, налаживать с ними контакт. Сознание, ступившее за грань условностей при помощи звука, способно лишь приближенно передать при помощи символов и метафор свои переживания пребывания в более тонких его сферах (и даже в духовном мире). Но когда передаваемые образы облачаются в одеяние из особым способом построенных звуковых рядов, благостные переживания усиливаются, и человек может ощутить всем своим сердцем то, что не передашь словами — голос Вечности.

В этой статье рассказывается о том, что же такое духовная музыка, описаны ее виды и история развития, современные в ней тенденции и направления, представлено нечто новое о русских и зарубежных композиторах, а также об их известных произведениях. Ну и, конечно же, — о подобной музыке, как о способе достижения своей жизненной духовной вершины, на которой можно услышать не только музыку иных сфер, но и узреть свет безусловной Божественной любви.

duxovnaya-muzyka-eto-15-2711593

Что такое духовная музыка

Принято считать, что рассматриваемое нами понятие является музыкальным произведением, соотносящимся с религиозными текстами, которое используют для богослужений или для каких-то иных целей.

В узком понимании — подобная музыка относится к церковной и ограничивается, в основном, христианством.

Однако люди задолго до Христа обращались к звуковым гармониям, чтобы войти в контакт с непознанным. Их духовная часть резонировала при этом с высокими вибрациями запредельных духовных областей, поднимаясь над миром обусловленных форм, чтобы, вернувшись обратно, поведать миру о невыразимом.

И поскольку духовные образы легче передать языком символов и метафор, который сам по себе непрост, — люди обращались к музыке как универсальному способу передачи своих чувств и эмоций.

Происхождение фразы

Еще во времена каменного века музыка сопровождала культовые действия, доказательством чего могут служить настенные пещерные рисунки древних авторов с изображением музыкальных инструментов и божеств.

В Индии и Китае, Персии и Египте, у кельтов и эллинов были религиозные обряды, сопровождавшиеся музыкальным исполнением соответствующих произведений, заключающих в себе глубокий сакральный смысл. Вспомним посвященного в глубину древнегреческих мистерий Орфея, к звучанию золотой лиры которого прислушивались даже боги, или дервишей древнего Востока, в духовную практику которых, помимо прочего, входил мистический танец-кружение под специальную мелодию, которую, как они полагали, можно услышать у ворот Рая.

Богат был духовно-музыкальный язык кельтских бардов — странствующих мудрецов-философов. Живое слово, наполненное мудростью тысячелетий, в древней Руси несли калики перехожие, гусляры, или можно вспомнить песни Вещего Бояна.

И то, что мы ныне называем церковной музыкой, не появилось как-то вдруг, оно возникло на фундаменте, уходящем своим основанием в глубину тысячелетий.

duxovnaya-muzyka-eto-27-9532247

Значение понятия

Музыка духовного характера, как и всякая другая, является мощным инструментом воздействия на сознание человека, ушей которого достигают возвышенные благозвучия. Возможности ее огромны, поскольку через нее, как через своеобразное чудо общения с невидимым духовным миром, человек может переплавить свои пороки и изъяны в добродетели. Благодаря ей в душах рождается гармония, просыпается духовная природа человека, тяготеющая к высокому.

Особое же значение заключается в том, что основная ее направленность — в возвышении человека над временным и уходящим.

Вне зависимости от религиозной окраски она является очень важной частью общемировой культуры. К тому же, где-то во глубине именно церковной музыки зародились и сформировались основы классического и профессионального музыкального направления, поскольку церковь христиан на протяжении столетий была главным духовным центром музыкальных профессионалов.

Богослужебная музыка оказала сильнейшее влияние на формирование всей европейской цивилизации.

В связи с этим целесообразно будет ознакомиться подробнее именно с христианской музыкой, с ее историей, жанрами произведений, тенденциями в современном духовно-музыкальном направлении, не обойдя, конечно же, вниманием и музыку иудейскую и исламскую.

duxovnaya-muzyka-eto-23-4460067

История духовной музыки

Со времени принятия Византией христианства как официальной религии, за несколько сот лет в церковной музыкальной традиции сложился определенный круг богослужебных песнопений, являющихся своеобразным продолжением более древней иудейской культовой музыки и вышедших из нее псалмов и духовных песен первых христианских общин.

Появление первых песнопений

Византийская традиция была основана на некоторых неизменных принципах.

Перечислим их:

  • церковные исполнения строго вокальны;
  • категорическое исключение при богослужениях использования каких-либо музыкальных инструментов;
  • главенство смысловой структуры текста над музыкальной формой исполнения;
  • взаимосвязь смыслового значения текстов и интонационного звучания;
  • движение мелодии должно быть плавным — ступень за ступенью.

В первые столетия после принятия Крещения на Руси пришедшая музыка ассоциировалась с исполнением церковных молитв и была лишь ответвлением византийской школы. Но довольно быстро первоначальные напевы и формы преобразовались в особый вид церковно-песенного искусства — так называемый знаменный распев, происходящий от столпового распева древних русичей.

В знаменном движение напевов фиксировалось специальными знаками — знаменами, крюками. Это была форма одноголосного мужского пения в унисон.

На Западе в течении ряда веков существовали различные поместные системы церковного пения:

  1. Начиная с седьмого века в римско-католической традиции получил распространение григорианский хорал, связанный с именем Папы Григория Ι.
  2. В девятом же веке, наряду с одноголосием начала развиваться и полифония, то есть многоголосье, называвшееся в раннем периоде своего развития «органум», которое спустя некоторое время вытеснило григорианский хорал.
  3. А уже в двенадцатом веке оно преобразовалось в многоголосный дискант.
  4. Позже превратилось и в более сложные формы, на основе которых развился отдельный жанр церковных произведений — мессы.

duxovnaya-muzyka-eto-12-4154846

Развитие и появление новых жанров

Уже с одиннадцатого века в церквях Западной и Центральной Европы появилось новое органное музыкальное сопровождение, которое на протяжении веков оставалось единственно допустимым. Струнные же инструменты появились значительно позже — в семнадцатом веке, явив миру церковную сонату — инструментальное произведение для струнных. Православие с более присущей ему ортодоксальностью твердо следовало византийским традициям вокального исполнения церковных служб. Но некоторые перемены происходили и в его церковно-музыкальных стилях.

В православии и католицизме

В связи с тем, что Юго-Западная Русь долгое время находилась под управлением Литвы, католических Польши и Венгрии, это оказало влияние и на русское православное пение.

В семнадцатом веке здесь появляются киевский и болгарский распевы, а после никонианских реформ, где было проведено исправление греческих певческих рукописей, возникает греческий распев. Кроме того, в церковно-певческом искусстве утверждается «партес» — новый стиль, основанный на приемах западного полифонического письма.

В петровскую эпоху музыка церкви все более подверглась светским вливаниям, когда церковное творчество сливалось с оперным. Это был период упадка церковного пения, которое за предшествующие столетия достигло уровня национального искусства.

При царском дворе стали появляться итальянские мастера, которые писали музыку на православные тексты и обучали певчих. Стало естественным, когда певчие Придворной капеллы пели в опере и даже принимали участие в иных светских увеселениях. Все чаще религиозные сюжеты ложились на мотивы произведений известных светских композиторов.

Уже в конце восемнадцатого века почти исчезает партесное пение. В этот период развивается новый жанр, который называется духовным концертом — хоровым произведением исполнения различных богослужений, преимущественно в литургии, занявшим в ней место причастных стихов.

Особенности:

  • он пришел из Польши через Малороссию;
  • являлся «состязанием» нескольких хоров;
  • в отличие от западного, не нуждался в музыкальном сопровождении.

В Западном христианстве церкви также не удалось отгородиться от мира. Вначале, еще в десятом веке, в христианскую музыкальную традицию начали проникать свободно сочиненные религиозные тексты — тропы и сенквенции, а уже в тринадцатом веке родившийся во Франции мотет не был непосредственно церковным жанром хоровой музыки, поскольку сочинялся с использованием мирских текстов, положенных на светские мелодии.

Более ста лет — до середины восемнадцатого века — в католической церкви длилось серьезное противостояние между традиционной музыкальной церковной школой и новым направлением, желающим разнообразить музыкальный фон в церковных службах при помощи музыкальных (в основном струнных) инструментов, а под влиянием зарождающегося оперного искусства — усложнить вокал.

Со временем уход от традиции оказался настолько силен, что в итоге представители традиционного направления уступили место новому, победоносно шествующему по столицам европейских государств.

duxovnaya-muzyka-eto-24-9376165

В протестантизме

И все же, наибольшая открытость миру по сравнению с православием и католицизмом прослеживается в протестантизме. Намного упрощено в протестантской церкви отношение к обрядовой части ее жизни. Это же прослеживается и в ее музыкальной культуре. Чем же отличалась протестантская музыкальная культура от католической?

Выделим главные отличия:

  • взаимовлияние и взаимопроникновение музыкальной и светской музыкальной культуры в протестантизме намного сильнее;
  • в протестантских богослужениях наряду с церковной музыкой использовалась допущенная в церковь, порой — даже популярные светские мелодии;
  • отсутствие многих католических обрядов, а следовательно, и соответствующих им жанров;
  • написание последователями церкви песен на своем родном языке;
  • уделение большего внимания именно музыке, включая орган, также использование и других инструментов;
  • сохранение двух первых частей (Господи, помилуй и Слава) католического ординария вместо шести;
  • сокращение католической мессы введением немецкой, которую назвали протестантским хоралом.

duxovnaya-muzyka-eto-10-3152296

Современное положение и предшествующие этапы

Церковная музыка в своем развитии как на Западе, так и в России прошла ряд важных градаций, прежде чем оформилась в столь разнообразные духовно-музыкальные направления. Проследим за каждой из линий развития, определив главные этапы.

В России:

  1. После немецкого влияния начала девятнадцатого века происходит постепенный возврат к национальным основам русской гармонии.
  2. Во второй половине девятнадцатого века идет поиск национального церковного стиля, в первую очередь, в творчестве Глинки, сочинениях Чайковского и Римского-Корсакова, Балакирева, Танеева и многих других русских композиторов, а так же в работах менее известных авторов и исполнителей.
  3. Возникновение к началу двадцатого века нового направления, характеризуемого соединением приемов народного творчества с традиционными церковными произведениями, появление большей свободы в гармонии и ритме, хоровом искусстве, с дальнейшим поиском национальных элементов и форм приложимо к церковному пению.
  4. Перерыв в развитии искусства церковного пения в связи с большевистским переворотом, продолжение деятельности духовно-музыкальных подвижников за границей.
  5. Послеперестроечное возрождение конца восьмидесятых — начала девяностых, когда в искусстве церковного пения появляются новые исполнители и коллективы.

Ряд композиторов начинает свои исследования в новых для них жанрах, благодаря чему возникают новые духовные музыкальные произведения.

На Западе:

  1. Так же, как в России, на западную церковную музыку шестнадцатого — девятнадцатого столетия оказали существенное влияние известные европейские композиторы, такие как Палестрина и Вивальди, Гайдн и Гендель, Бах и Моцарт, Берлиоз, Россини и Верди, Дворжак и Шуберт.
  2. Однако из-за того, что в первой половине шестнадцатого века в Европе возник протестантизм, явивший собой мощную оппозицию католицизму, западная музыка церковного характера проявила еще большие тенденции взаимопереплетения со светскостью. Ведь протестантизм и зародившийся в его недрах евангелизм как обновленческое движение внутри лютеранских и англиканских церквей обвинял Римско-Католическую церковь в отхождении от изначальных христианских принципов и от духовной жизни, примерами которой являлось первоапостольское христианство. В новом духовном движении музыка служила помимо обрядовых функций еще инструментом привлечения на свою сторону многочисленных сторонников из разных слоев общества.
  3. На новом этапе развития евангельского движения в восемнадцатом — девятнадцатом веке появляются авторы христианских гимнов, музыку к которым пишут известные композиторы — такие как Гендель.
  4. Многочисленность течений в протестантизме породила совершенно новые направления церковной музыки, в которых новые популярные музыкальные стили служили средствами евангельских проповедей. Одним из примеров появившегося в Америке в конце девятнадцатого, развившегося в начале двадцатого века явился новый жанр — госпел, который делился на афро- и евроамериканский, первый из которых отличался живостью, ритмичностью, спонтанностью реплик и импровизацией. Он являлся продолжением в церквях черных прихожан Америки традиции спиричуэлс — преобразованных песен черных невольников американского Юга.
  5. В конце двадцатого — начале двадцать первого века обращение к библейским и евангельским образам происходит во всех направлениях мировой культуры, и конечно же, в популярной музыке и кинематографе.

Во второй половине двадцатого века тенденция даже усилилась. Вспомним для примера рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда». Этот мюзикл был поставлен на Бродвее в 1971 году, а в 1973 вышел на экраны одноименный фильм. Интерес к этой рок-опере не исчез на протяжении последующих десятилетий, и в 2000 году она была переснята кинематографистами из Австралии.

В этом видео — отрывок из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда».

Виды музыки

У духовной музыки различных религиозных направлений — свои особенности, обусловленные разными акцентами на духовную жизнь в каждой из религий.

Христианская

Благодаря тому, что существуют несколько основных ветвей христианства и множество ответвлений, христианская музыка является весьма разнообразной: от канонической богослужебной до свободно исполняемой под светские тексты в сопровождении светских исполнителей.

Благодаря реформаторам и преобразователям церкви, а также обращению к подобной музыке ведущих нецерковных композиторов, она стала ближе к народу, оказав огромное влияние на всю мировую музыкальную культуру. От чисто вокального унисонного исполнения псалмов в первых христианских общинах до сложных форм полифонии в духовных концертах происходило формирование разнообразных ее жанров.

В музыке Западной церкви к ним относились:

  • псалмы;
  • гимны;
  • мессы;
  • хоралы;
  • пассионаты;
  • сенквенции;
  • реквиемы.

Для церковной православной музыки, в которой было недопустимым использовать музыкальные инструменты, и где, так же как и на Западе, использовались в богослужениях псалмы, характерны были иные жанры.

А именно:

  • кондак;
  • стихира;
  • тропарь;
  • величание;
  • литургия;
  • всенощная.

Христианская музыка католической и православной традиции глубоко торжественна и печальна, дабы напомнить присутствующему о страстях Господних и о бренности земного бытия. Протестантская же музыкальная традиция, тем более евангельская, особенно позднего и современного периода, характерна призывом к высшей радости, которая может присутствовать в этом мире, источником которой является Бог.

duxovnaya-muzyka-eto-3-6619900

Иудейская

Согласно Библии, еще при царе Давиде музыка была введена в обязательное сопровождение храмовых служб, где при храме находились оркестр и хор. Псалом являлся в то время единственным жанром храмовой музыки. И уже к началу нашей эры сложилось три вида псалмопений.

Такие, как:

  • соло;
  • соло, сопровождаемое «ответами» хора;
  • хоровое.

Синагогальная музыка начала развиваться после разрушения римлянами Иерусалимского Храма, которое произошло в 70 году н. э. Именно синагога явила миру молитву как новый жанр богослужения, которая заменила собой ритуальные жертвоприношения.

Позже появилось песнопение на тексты не Псалтири, а других книг Ветхого Завета, называвшееся псалмодия. Если в храмовой музыке пение сопровождалось оркестром, количество инструментов в котором доходило до двадцати четырех, то на протяжении многих веков синагогальное исполнение было только вокальным. Возник особый вид декламации, где чтение речитативно соединялось с мелодией.

Спустя еще несколько столетий, в средние века, распространился пиют — новый музыкально-поэтический жанр, чаще — религиозный гимн.

Раннехристианское церковное пение многое впитало именно из богослужебной иудейской музыки. Теперь же, ближе к семнадцатому веку, еврейские общины возвращались к инструментальному сопровождению своих служб, позаимствовав это в культурах европейских народов, рядом с которыми они проживали.

Эти пресечения и перенимание лучшего продолжались на протяжении всех последующих столетий.

duxovnaya-muzyka-eto-26-1774216

Исламская

Основным жанром исламской культовой музыки является Каввали. Эта традиция существует уже более семисот лет. Мужчины, которые в основном участвуют в певчей группе Каввали, поют на несколько голосов под аккомпанимент народных инструментов суфийские песни духовного содержания. Изначально Каввали использовались ритуально во время религиозных праздников, но позже стали применяться и в мирских музыкальных выступлениях.

Цель Каввали — ввести всех присутствующих в особое состояние духовного экстаза — важд, в котором возможно ощутить свое соединение с Аллахом.

В следующем видеоролике можно услышать исполнение Каввали.

Жанры произведений

Теперь охарактеризуем вкратце, что из себя представляют жанры церковной музыки, и попробуем выйти из традиционных рамок, поговорив о музыке Новой Эры.

Псалмы

Эти музыкальные произведения являются общими для всех христианских направлений и конфессий

Это — древнейший жанр в иудейской и христианской культовой музыке, созданный на основе текстов Псалтири. После того, как сто пятьдесят псалмов, составляющих эту книгу, перевели на другие языки, они стали молитвенно-словесной основой всего христианского богослужения. В каждом направлении христианства складывался свой стиль их исполнения. Например у католиков были более развиты сложные мелодии, у гугенотов, наоборот, — главное внимание уделялось тексту.

Из псалмовых стихов возникли такие виды песнопений, как:

  • аллилуйя;
  • градуал;
  • антифон;
  • тракт.

Со временем их стали распевать многоголосно, применять развитую полифонию. Ближе к семнадцатому веку в Западной церкви для обработки псалмов начали применяться кроме органа и другие, в основном струнные, музыкальные инструменты. Их исполнение стало больше напоминать концерты.

Такие известные композиторы создавали сочинения с использованием мелодии псалмов или на их тексты:

  • Палестрина;
  • Бах;
  • Вивальди.

Знаменитые композиторы последующих веков, включая двадцатый, в своих произведениях обращались к использованию псалмовых стихов, это были:

  • Моцарт;
  • Шуберт;
  • Лист;
  • Брамс;
  • Мендельсон;
  • Дворжак;
  • Стравинский;
  • Регер;
  • Пендерецкий.

Религиозный гимн — музыкальное произведение, в котором через пение происходит прославление духовного персонажа. Они встречаются во всех ранних и более поздних мировых культурах и воспевают богов и просветленных, пророков и героев, небо и предков с восхвалением их подвигов.

В христианстве гимн призван:

  • поднимать дух верующего, воодушевлять его на свершения во имя спасения, во имя торжества духовной справедливости;
  • рождать могущественные гармоничные формы и образы в сердцах и душах людей;
  • являться песнью, предназначенной для подъема человеческого духа.

Торжественность и величие, сопутствующие исполнению гимнов, ярко выделяют их из других церковных жанров.

duxovnaya-muzyka-eto-17-5976220

Мессы

Это понятие, как жанр церковного пения и музыки в целом, заключается в том, что оно является видом многоголосной музыки на неизменные молитвенные тексты ординариев в основной литургической службе католиков — католической мессе. Сами же молитвы каждый день были другие, так же, как и сопровождающая их музыка.

Вначале мессы сочиняли для того, чтобы украсить богослужение, но уже гораздо позже этот жанр задумывался композиторами как сочинение для концерта, причем никак не связанное с проведением церковных служб. Кроме того, эволюция развития мессы как жанра протекала от чисто хорового вокального исполнения к чередованию с органом, а к семнадцатому веку хор могли сопровождать уже струнные инструменты.

Музыкальная месса, в которой все части ординария пропеваются полностью, имеет название — Высокая месса, а та, где они выборочно или полностью читаются, — низкая.

В зависимости от эпохи, канонов, церковных предписаний и желания композитора, хоровой состав, исполняющий мессу, мог состоять:

  • из мужчин;
  • мальчиков;
  • иметь смешанную форму.

До девятнадцатого века исполнение мессы было прерогативой мужчин. Особо высокие партии исполнялись мальчиками, взрослыми контратенорами, порой — даже кастратами.

duxovnaya-muzyka-eto-20-9742964

Реквиемы

В католицизме под этим словом рассматривается заупокойная месса, но начиная с шестнадцатого-семнадцатого веков, это — уже высокий жанр концертной музыки, своеобразная траурная оратория. В это же время она становится и хоровым произведением, никак не связанным с церковной службой.

По существу, со временем реквиемы стали высокоуровневыми концертами, посвященными не только траурной церемонии, но и любому трагическому событию.

Редко кто из известных композиторов в своем творчестве не обращался к этой тематике. Пришло время, когда реквиемы сочинялись уже не для церкви, а на частные и государственные заказы. Взять тот же неоконченный «Реквием» Моцарта. Иногда они были связаны с личной утратой композиторов («Немецкий реквием» Брамса).

Мотеты

Весьма сложный жанр хорового искусства, возникший в тринадцатом веке. Он не имел строго предписанных церковных норм исполнения. Изначально это было соединением светских мелодий и текстов, где одна мелодия могла соединяться с несколькими. Возникала своеобразная полифония, когда каждый поющий одновременно пел свою партию, что приводило к затруднению текстового восприятия.

Со временем произошло его упрощение, и известные средневековые композиторы, такие как Палестрина, писали мотеты с одним только текстом для вокала и для хора, чему уже не противилась церковь, более того — они были ею одобрены.

duxovnaya-muzyka-eto-16-3528959

Новая эра

Огромный потенциал музыкально-духовного наследия человечества, вырвавшийся из рамок религиозных традиций и конфессий, преобразовался в музыку нового времени New Age. Некоторые считают, что это — музыка одноименного нового течения, возникшего в последние десятилетия минувшего столетия.

Однако музыка новой эры — это то, что выходит за рамки всех условностей, впитывая в себя все, что может созидать человека в духовном плане, что его позитивно трансформирует, и через это преобразует сам мир.

И здесь, наверное, главным является не вид или жанр с новым названием, под который примеряют как тот или иной коллектив, так и отдельного автора. Важнейшим является суть продолжения духовного поиска через музыку, которая исследует саму себя, вбирая музыкальный жемчуг минувших эпох, соединяя его с этнической палитрой музыкального наследия народов Земли и современными музыкальными технологиями.

Рост популярности музыки в этом жанре обусловлен тем, что западная молодежь 60-80-х годов минувшего столетия, протестуя против сложившегося образа жизни, где преобладал прагматизм и бездуховность, где скрытая агрессивность прикрывалась лицемерием, потянулась к духовным традициям былых эпох: эпосу средневековья и культурному наследию народов Востока.

Музыка, отражающая духовные потребности общества, обретя новый идейный стержень в преломлении новых духовных граней, для многих стала тем каналом, через который человек мог войти в иные сферы сознания, приобщаясь к Вечности.

Очень разнообразны направления, к которым обращались авторы данного жанра музыки.

Рассмотрим некоторые:

  • природа и мир вокруг нас;
  • внутренняя и внешняя гармония;
  • космическая тема;
  • иные миры и путешествия в них;
  • сны и духовный мир;
  • национальная мифология;
  • экзотические страны.

Музыка новой эры — это сплав электронных и акустических форм с использованием традиционных и этнических, иногда — экзотических инструментов. В композициях могут встречаться тексты на санскрите и латыни, придуманных и экзотических наречиях, используются записанные включения церковных или этнических песен, григорианского хорала, звуки природы.

Прикладное же значение этой музыки заключается в том, что она может быть использована как музыка для медитации и релаксации в практиках движения вглубь себя, что иногда является подъемом по лестнице духовного восхождения.

duxovnaya-muzyka-eto-14-5018064

Сюжеты и образы песнопений

Звук является носителем информации. Вспомним библейское: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Или изначальный «Ом»(Аум) в ведической и индуистской традиции. То есть — тот же звук, та же информация.

Звуки, формирующие звукоряд по определенным гармоническим законам — это уже музыка, которая может созидать и разрушать, вдохновлять и угнетать, поскольку информация отдельных звуков усилилась их музыкальным сочетанием.

Музыка, соединенная со словом является еще более сильным инструментом при воздействии на сознание.

Вот почему во многих духовных конфессиях и течениях во время богослужений не просто читают слова из церковных писаний, их пропевают. То, что вкладывается в виде образов в церковные и духовные песнопения, воспринимается на многих уровнях как осознанно, так и подсознательно. Музыка является очень мощным усилителем информации, воспринимаемой на многих уровнях человеческого естества.

К примеру, все византийское богослужение было просто пропитано музыкой. А православный осмогласник содержит тексты молитвословий и песнопений на каждый день недели, в которых поминается или прославляется какой-нибудь святой.

Патриархи, стоявшие у истоков христианской церкви, осознавали важность и необходимость музыкального оформления всей церковно-ритуальной церемонии. На протяжении столетий методы музыкального воздействия совершенствовались и систематизировались. Что-то заимствовалось, что-то рождалось или преобразовывалось. И то, что мы, например, воспринимаем как Православие — предстает перед нами благодаря непосредственно сюжетам и образам, вложенным в церковные песнопения.

duxovnaya-muzyka-eto-1937248

К песнопениям в православной традиции относят:

  • псалмы;
  • антифоны;
  • гимн;
  • икос;
  • ипакои;
  • канон;
  • стихиру;
  • тропарь.

Сюжеты, которые вложены в них, пронизаны образами из Библии.

Рассмотрим конкретнее:

  • псалтирь составляют сто пятьдесят гимнов Ветхого Завета, в которых происходит обращение к Богу;
  • канон — песнопение, делящееся на песни, каждая из которых состоит из ирмоса и тропарей, посвящается прославлению святого или церковного праздника;
  • в икосе, являющемся строкой из акафиста или канона, прославляются святые или празднуемые события;
  • ипакои — песня об известии, переданном апостолам через ангелов о воскресении Спасителя;
  • в стихире раскрывается тема дня, связанная с каким-либо памятным событием или святым, повествуя о некоторых моментах из его жизни.

Ну и конечно же, красной нитью через все христианские песнопения проходят образы Иисуса Христа и Богородицы, которые давно вышли за рамки только церковных песнопений.

Песнь народная бывает также высокодуховна и нравственна, как и та, что была написана в свое время духовными лицами и канонизирована. Души людские, искренне обращаясь в песнях за помощью к Спасителю, Богородице и другим святым, наполняются светом безусловной любви, которая благодатно истекает на слушающего. В наше время есть много примеров, когда религиозная и народная музыка сливаются воедино.

Один из таких примеров можно услышать в данном видеоролике.

Композиторы духовных произведений

Они были проводниками энергий высоких частот, спускающихся свыше в наш мир через тех, кто может их воспринять. Следствия их воздействия были весьма значительными. Социальная среда начинала изменяться в результате того, что в течение определенного периода перед этим в обществе доминировала та или иная музыка.

Например, когда в средние века произошел постепенный переход от хоровой одноголосной музыки к полифонии, следствием этого была духовная реформистская революция, в результате которой появился протестантизм, и в христианстве возник целый ряд течений. Лицо мира очень сильно изменилось благодаря, в том числе, творчеству великих композиторов, оставивших несмываемый след в общемировой культуре, весьма обогатив мировую духовность.

Русские

Духовная музыка русских композиторов весьма отличается от музыки западной. Самобытность русской высокой музыки заключалась в использовании композиторами тесного переплетения древних распевов Руси с богослужебной литургической музыкой, которое определяло ее самобытность и неповторимость.

Римский-Корсаков

Николай Андреевич родился в 1844 году в городе Тихвин Новгородской губернии. В одиннадцать лет написал свое первое музыкальное сочинение. Следуя примеру старшего брата — в будущем контр-адмирала — поступает на военно-морскую службу, где в течение трех лет служит на корабле «Алмаз», после чего в 1865 году возвращается в Санкт-Петербуг, куда переехала его семья. Там же он знакомится с Балакиревым, который стал его другом и учителем, вступив в его кружок, позже названный «Могучая кучка», в который входили Мусоргский, Кюи, Бородин, сестра Глинки.

В 1871 году становится профессором Петербургской консерватории, которая до сих пор носит его имя.

Обладал цветным слухом, видя каждую тональность в определенном цвете. До конца жизни на его концерты приходили люди, чтобы послушать необычайно-фантастическую музыку. За его дар и тяготение к миру сказок и волшебства его называли «сказочник». Никому так не удавалось изобразить картину морской стихии с использованием виртуозных приемов, как это сделал Римский-Корсаков в опере «Садко», которую Петербург увидел в 1896 году. Сказались его любовь к морю и принадлежность к военно-морскому роду.

В Таинствах и обрядах Православной Церкви он видел некое таинство и волшебство, к которому тяготел всю свою жизнь. В определенный период творчества он с головой погрузился в постижение особенностей древних распевов и науку о церковном богослужении.

Почерпнутые из них знания он использовал в своих произведениях:

  • «Пение при всенощном бдении»;
  • духовный концерт «Тебе Бога хвалим»;
  • увертюра «Светлый праздник»;
  • сорок церковных песнопений.

Умер Николай Андреевич в 1908 году от последствий инфаркта, возникшего по причине запрещения постановки его оперы «Золотой петушок», в которой власти усмотрели высмеивание образа царя.

duxovnaya-muzyka-eto-4-7010648

Рахманинов

Сергей Васильевич родился в 1873 году в дворянской семье в имении Семеново Новгородской губернии. С пяти лет играл на фортепиано и уже в 1882 году поступает в Петербургскую консерваторию, где обучается с 1885 года вначале на младшем отделении, а затем — на старшем, которое оканчивает в 1993 году с золотой медалью.

Дирижировал в Большом театре. С 1906 года путешествует по миру, написав до этого два фортепианных концерта и одну симфонию. В 1917 году уезжает на гастроли в Европу, откуда уже не возвращается. В 1918 году перебирается в Соединенные Штаты Америки.

Самое известное свое произведение «Симфонические танцы» заканчивает в 1941 году.

Большое внимание уделял церковной музыке. Изучал «Литургию» Петра Ильича Чайковского, но в отличие от него, за основу своих духовных произведений брал не древние распевы, а придерживался более строгой церковно-певческой традиции, которая нашла отражение в его «Всенощном бдении», ставшем вместе с произведением «Литургия Святого Иоанна Златоуста» духовной вершиной его духовного творчества. Благодаря использованию в «Литургии» имитации звона колоколов, мелодий знаменного пения и фольклора, он передал русскую самобытность с присущим только ей национальным характером.

Скончался Сергей Васильевич в Беверли-Хиллз 28 марта 1943 года.

duxovnaya-muzyka-eto-6-3376188

Зарубежные

Своим мистическим воздействием музыка способна менять характеры людей, совершенствуя либо ухудшая их внутренние качества. Некоторые европейские композиторы оказали огромное влияние на нравы и мораль целой эпохи.

Гендель

Георг Фридрих Гендель родился в 1685 году в Германии, но впоследствии переехал в Англию, получив ее подданство. Поэтому его считают как немецким, так и английским композитором. В то время было естественным для композиторов в своем творчестве соединять два направления: духовное и светское.

Если сделать краткое, но емкое определение значения музыки Генделя, его можно свести к следующему.

Стараясь музыкой преобразить моральное состояние англичан, он неосознанно качнул маятник морали из одной крайности в другую, от все более свободных нравов — к чрезмерному ограничению.

Люди викторианской эпохи были склонны к формализму, высокомерию, ханжеству. Музыка Георга Фридриха явилась резонатором и усилителем процесса, который сбалансировал вышеприведенные человеческие качества чрезмерно усердным исполнением и соблюдением условностей, диктуемых церковью.

Умер композитор абсолютно слепым в 1759 году в преддверии Пасхи.

duxovnaya-muzyka-eto-11-6323674

Бах

Иоганн Себастьян Бах родился в том же году, что и Гендель в Германии, но их жизненные пути никогда не пересекались — за исключением того, что обоим незадолго до смерти делал операцию по устранению катаракты один и тот же доктор-шарлатан.

За свою жизнь Бах написал более тысячи музыкальных сочинений. Был непревзойденным мастером полифонии.

Его признанными духовными шедеврами мировой классики являются:

  • кантаты;
  • «Месса h-moll»;
  • «Страсти по Матфею»;
  • обработки протестантских хоралов.

Кроме того, Бах был убежденным протестантом. В разное время он работал церковным органистом, капельмейстером, кантором хора и одновременно церковным учителем, руководителем Музыкальной коллегии.

Его признают отцом современной музыки за мелодии удивительной и весьма редкой красоты, за смелость гармонических линий. Огромно было его влияние на всю германскую нацию, благодаря чему из ее недр родилась целая школа немецких философов.

Скончался величайший композитор 28 июля 1750 года и был похоронен возле церкви, где прослужил 27 лет.

Неоценим вклад великих композиторов в богатейший фонд мировой культуры. Их великий гений смог соединиться с музыкой иных сфер, выступив ее проводником в мире людей.

duxovnaya-muzyka-eto-7-6930931

Однако и сейчас современные композиторы, тонко чувствующие и воспринимающие вибрации запредельных областей, противостоят звуковой агрессии мегаполисов, чтобы создать основу для композиторов будущего, которые своими благозвучиями приблизят эпоху земного братства, расчистив завалы невежества мечом огненных гармоний на пути к большой космической семье.

Видео

В этом видео можно послушать музыку иных сфер И. С. Баха.