Сокровище духовной литературы — Великие Четьи-Минеи

Четьи-Минеи представляют собой сборник памятников древнерусской литературы, составленный святителем Макарием в первой половине XVI века. Название сборника можно перевести как «Большие Месячные Чтения», поскольку он состоит из 12 томов, которые включали в себя жития святых, сочинения церковных писателей, собрания патериков, тексты исторического и нравоучительного характера русских авторов, расположенных в порядке празднования памяти святых по православному календарю на каждый месяц. Материалы сборника были одобрены церковью и предназначались для домашнего чтения.

velikie-cheti-minei-9873601

Об авторе

Митрополит Московский и всея Руси Макарий был выдающимся иерархом Русской Церкви. Родился в Москве около 1482 г., при крещении был наречен во имя Архангела Михаила. Имя «Макарий» он получил при постриге в монахи Пафнутьево-Боровского монастыря Рождества Богородицы в честь православного аскета-пустынника Макария Египетского.

В 1526 г. был рукоположен в сан архиепископа Новгородского и Псковского. При нем в Новгороде строятся и благоустраиваются более 40 храмов, в Софийском соборе был установлен амвон, изготовлены новые, богато украшенные царские врата, над входом в когорт написаны образы святой Софии и Пресвятой Троицы.

В 1542 году был избран на Московскую кафедру в качестве нового митрополита. В 1547 г. митрополит Московский впервые в истории России венчал на царствование Московского государя Ивана IV. В дальнейшем святитель Макарий оказывал большое влияние на царя и его политику, входил в «Избранную Раду». В 1552 году он благословил царя выступить в поход на Казань и предсказал победу. В 1555 г. в память о взятии Казани на Красной площади был заложен собор Покрова на Рву, более известный сегодня как храм Василия Блаженного. Митрополит лично освятил этот собор, жемчужину русской архитектуры.

Владыка Макарий скончался в 1563 г., был погребен в Успенском соборе. Образ святителя Макария — Отца Русской Церкви, просветителя и государственного деятеля — увековечена на памятнике «Тысячелетие России», возведенном в 1862 г. в Великом Новгороде. Митрополит Московский и Всея Руси был канонизирован в лике святителей в 1988 г.

velikie-cheti-minei-2-4552870

Религиозная деятельность

Как глава Русской Церкви святитель Макарий созывал церковные соборы 1547, 1549 годов, в ходе которых были канонизированы русские святые, началась работа по составлению житий новых святых. В 1551 г. был созван знаменитый Стоглавый Поместный собор, важным решением которого стали отказ от полной секуляризации. В то же время было введено ограничение на дальнейшее расширение церковных земель, а также вводились финансовые ограничения привилегий духовенства.

Труды и творчество

Макария можно назвать покровителем книгопечатного дела на Руси. По его благословению впервые начинается книгопечатание в Кремле диаконом Иваном Федоровым. Еще будучи новгородским архиепископом, он проявляет интерес к книгописной и литературной деятельности. В 1539 г. по его инициативе был составлен Новгородский Владычный свод, являющийся продолжением летописи Новгородской IV, в основе которой лежал Владычный свод архиепископа Евфимия. Владычный свод Макария продолжал традиции летописания прошлого и вместе с тем отражал веяния своего времени, показывая проблематику Новгородской епархии.

Также под его руководством был составлен свод канонических правил, получивший название Сводной Кормчей Книги. Другим важным трудом святителя стала составленная по его по инициативе знаменитая «Степенная книга царского родословия», явившаяся первой попыткой систематизации русской истории. В ней охватывается период от Владимира Крестителя до Ивана Грозного и его сына царевича Димитрия. Писатель прославляет московскую монархию и стремится утвердить идею о том, что царская власть имеет божественное происхождение. В XVII веке «Степенная Книга» стала одним из самых читаемых произведений.

Наиболее известные труды:

  • Новгородский Владычный свод;
  • Степенная книга царского родословия;
  • Кормчая книга;
  • Великие Четьи-Минеи.

Самым же значительным произведением являются Великие Четьи-Минеи митрополита Макария.

velikie-cheti-minei-5-2516714

Из истории создания Четьи-Миней

Материалы для Макарьевских Миней собирались более 25 лет.

В основу сборника были положены различные тексты, в их числе:

  • торжественники;
  • агиографические сочинения;
  • жития святых;
  • русские и переводные тексты патериков (Азбучно-Иерусалимского, Синайского, Египетского, Скитского, Киево-Печерского и Сводного);
  • библейские книги и толковые Псалтыри;
  • сочинения Отцов Церкви: Василия Великого, Григория Богослова;
  • материалы сборников: Златоуста, Златоструя, Маргарита, Тактикона;
  • уставы, акты, грамоты, апокрифы.

При составлении Миней на основе древнейших текстов писались новые редакции и переводы, производилась сверка и исправление переводных произведений по их греческим оригиналам.

Над созданием текстов трудилось множество русских писателей, переводчиков, книжников и переписчиков:

  • богослов Зиновий Отенский;
  • писатели и публицисты: Лев Филолог, Василий Тучков-Морозов, Ермолай Еразм;
  • дьяк Дмитрий Герасимов;
  • псковский священник-агиограф Василий-Варлаам;
  • пресвитер Илья.

«Во спасение души» над Четьи-Минеями трудились и высшие церковные иерархи XVI века: крутицкий епископ Савва Черный, архиепископ новгородский Феодосий, владимирский и вологодский епископ Иоасаф. Всего было написано около 27 тысяч рукописных страниц, богато украшенных цветными орнаментами.

velikie-cheti-minei-1-6229460

Редакции Миней

Известны три полностью завершенных списка Макарьевских Миней. Названия списки получили от мест их первоначального хранения.

Каждый список представляет собой самостоятельную редакцию сборника:

  • Софийскую;
  • Успенскую;
  • Царскую.

Материалы для первоначальной редакции — Софийского списка — собирались во всех новгородских и псковских библиотеках: Вяжицкой, Софийской, Отенской и других. Работа над Царским и Успенским списками тоже проводилась в Новгороде, но, став митрополитом Московским и Всея Руси в 1542 г., Макарий уже смог привлекать к работе над списками книжников и переписчиков из разных монастырей и городов России. А окончательное оформление списков, скорее всего, происходило под его наблюдением в московском митрополичьем скриптории.

Создание Софийского списка было начато в Новгороде при архиепископском доме около 1529 г. и продолжалось в течение 12 лет. Софийский список создавался на основе новых и исправленных переводов оригинальных греческих текстов трудами разных книжников, переводчиков и писарей. Как свидетельствуют вкладные записи («Летописцы» Макария), Макарий вложил 12 книг из Софийского списка в новгородский Софийский собор «на помин души» своих родителей в 1541 г. Из 12 книг Софийского списка до нашего времени сохранилось только 8 — были утрачены экземпляры за декабрь, январь, март и апрель. 7 книг находятся в составе Софийского собрания Российской Национальной Библиотеки, а один том за август хранится в Центральном государственном архиве древних актов.

12 Успенских томов Макарий внес в качестве вклада «на память своей души и по своих родителях в вечный поминок» в Успенский Кремлевский собор в 1552 г., где этот свод хранился до 1886 г., после чего его передали в Синодальную (Патриаршую) библиотеку. Успенский список является единственным из всех трех сохранившимся в полном составе. Он находится в Синодальном собрании Государственного Исторического Музея.

Создание Царского списка, предназначавшегося для царя Ивана Грозного, продолжалось еще в 1554 г. В XVII веке Царский список хранился в царских палатах. В этом списке отсутствуют две книги (март, апрель), уцелевшие десять книг хранятся в Синодальном собрании Государственного Исторического Музея.

velikie-cheti-minei-3-8989166

О переизданиях

В XVII веке Макарьевские Минеи были положены в основу Миней четьих Чудовских Германа Тулупова 1600 г., в XVII-начале XVIII веков — в основу Миней Дмитрия Ростовского, которые стали издаваться в Киеве. Частично новый сборник Димитрий Ростовский дополнил материалами из латинских и греческих книг.

Начиная с середины XVII века Минеи перестали издавать, все труды по собиранию житий святых были приписаны Димитрию Ростовскому. Жития святых XVIII века стали называть «Жития святых Димитрия Ростовского».

Издание сборника было осуществлено в 1863—1916 гг. Археографической комиссией, но изданы были только книги с сентября по апрель.

На начало XXI века Минеи в печатном или электронном виде полностью так и не были изданы.

Перевод текста на современный русский язык был начат Кириллом Меламудом в 2016 году.

velikie-cheti-minei-4-4220620

Литературные особенности

Четьи-Минеи, являют собой своего рода сборник всей литературы Древней Руси, в котором, по идее митрополита Макария, собраны все книги русской земли, то есть почти вся духовно-учительная и церковно-повествовательная литература, существовавшая к тому времени на Руси. За каждым повествованием о старинной были или житием следуют поучения, которые надлежало читать в дни памяти святых.

Жанровые особенности

Жанр миней начал складываться в Византии в 10 веке. Существовало два основных типа жанра: служебный, предназначавшийся в основном для служителей клира, и общий, предназначенный для более широкого круга читателей духовной литературы. Состав сборника велик и разнообразен, поэтому текст представлен различными жанрами.

Композиция

Композиция произведения построена в соответствии с идеей расположения материала по дням и месяцам церковного календаря. В каждой из 12 книг тексты подобраны и расположены по дням, на которые приходится память святого. Те материалы, которые не поддавались общей логике распределения, не имевшие связи с именем какого-либо святого, помещались в последние числа месяца как своеобразное дополнение.

Язык и стиль

Составители стремились к равному объему всех книг, каждая из которых насчитывает примерно 1500—2000 листов «александрийского» формата, разделенных на две колонки, написанных полууставом и украшенных изящными вставками нововизантийского стиля — золотой фон с преобладанием рисунков синего цвета. Заглавия выполнены четкой киноварной вязью.

Созданию сборника предшествовала огромная редакторская работа, заключавшаяся в стилистической переработке пестрого материала, включенного в Минеи, с целью выдержать изложение в едином велеречивом, торжественном стиле, поскольку общая стилистика должна была подчеркивать возрастающее могущество Московского Православного Государства. Монументальность сборника также связана с идей о том, что Москва является наследницей Византии в мировом историческом процессе.

velikie-cheti-minei-6-7815711

Видео

Из этого видео вы узнаете об истории создания Четьи Миней.