Гилберт Честертон и тайна его главного героя отца Брауна

Многие из нас начинали знакомиться с жанром детектива по страницам таких признанных мастеров слова как Артур Конан Дойль, Агата Кристи или Эдгар По. Однако те, кто решит углубиться в загадочный мир преступлений и умелых сыщиков, наверняка встретят работы не столь популярного, но не менее талантливого писателя, поэта, философа и драматурга Гилберта Честертона. Герой его произведений — отец Браун, который снискал любовь множества почитателей детективного жанра.

otec-braun-2-6617442

Гилберт Честертон как автор книги

Честертон считается одним из тех, кто стоял у истоков детективного жанра, но стиль его работ не возымел особой популярности. Тем не менее, ему удалось оставить большой след в истории благодаря своему умению преобразовывать абстрактные идеи в четкие и запоминающиеся образы, а также мастерски превращать притчи из скучных поучений в захватывающие истории.

Гилберт Кит (Кийт) Честертон появился на свет 29 мая 1874 года в лондонском районе Кенсингтон. После рождения мальчик был крещен в англиканской церкви, хотя родители активно практиковали унитарианство. По словам самого писателя, вместе с младшим братом Сесилом они интересовались оккультизмом и даже экспериментировали со спиритической доской. Повзрослев, Честертон принял христианство, а позже — католическую веру.

Отучившись в школе Св. Павла, будущий беллетрист и философ поступил в художественную студию, где учился на иллюстратора, а также посещал курсы литераторов, но не добился успехов ни в одной из этих областей.

В 1896 году Честертона пригласили в лондонское издательство «Redway» и «Т. Fisher Unwin», где он служил вплоть до 1902 года. В 1901 Гилберт Честертон заключил брачный союз с Франсис Блог, который продлился до самой смерти писателя.

В 1902 писателю поручают вести колонку в газете «Daily News», а с 1905 и в течение следующих 30 лет – в «The Illustrated London News».

Новеллист часто устраивал публичные дебаты вместе со своими не менее знаменитыми друзьями:

  • Бернардом Шоу;
  • Гербертом Уэллсом;
  • Кларенсом Дарроу.

После тяжело перенесенного заболевания во время Первой мировой войны Честертон отправился в другие страны, где начал читать лекции. В последние годы жизни даже выступал на радио. Скончался писатель 14 июня 1936 года в возрасте 63 лет.

otec-braun-14-4978055

Творческий путь

За свою весьма долгую жизнь Честертон успел написать:

  • примерно 80 книг;
  • несколько сотен стихов;
  • 200 новелл;
  • 4000 эссе;
  • несколько пьес.

Роман «Человек, который был Четвергом» считается самым известным из его произведений. Труды Честертона полны остроумия и юмора. Используя силу слова, он затрагивал многочисленные проблемы.

Рассматривал важные вопросы в таких областях:

  • политика;
  • экономика;
  • философия;
  • теология.

Тема веры и христианства довольно часто поднимается в его произведениях, например, в новеллах о католическом священнике-детективе Брауне.

Писатель был не только автором романов, но и:

  • литературным критиком;
  • историком;
  • драматургом;
  • католическим богословом;
  • апологетом.

Особенности стиля писателя

В журнале «Time» о стиле Честертона писали так: «Везде, где можно, он пользуется пословицами, поговорками и аллегориями, правда, предварительно хорошенько вывернув их наизнанку».

Часто его стиль описывают как смешение двух основных путей английской литературы того времени. Подход Диккенса (рассмотрение как этической, так и социальной стороны проблемы) – один из них. Второй стиль сформировался под влиянием творчества Оскара Уайльда и Джорджа Бернарда Шоу, с которыми Честертон находился в тесной дружбе. Все они умело использовали парадокс в качестве оружия против обычного взгляда на вещи.

Нельзя сказать, что писатель слепо следовал чужим выводам – довольно часто его мнение не совпадало с мировоззрением других известных личностей. Бернард Шоу представлял новую школу мысли — модернизм, в то время как Честертон был больше сфокусирован на теме церкви.

Свой стиль аргументации новеллист называл «Необыкновенное Чувство», то есть считал, что умные мыслители и популярные философы того времени обычно несли бессмыслицу. Например, в своей книге «Ортодоксия», которая стала классикой христианской апологетики, Честертон пишет:

«Таким образом, когда господин Уэллс говорит, что все стулья совершенно разные, он не просто искажает действительность, а противоречит терминам. Если все стулья разные, то их нельзя называть «все стулья».

Будучи политическим мыслителем, Честертон презирал как прогрессизм, так и консерватизм, говоря:

«Весь мир разделился на консерваторов и прогрессистов. Прогрессисты занимаются тем, что продолжают делать ошибки. Консерваторы не дают эти ошибки исправлять».

Видео представляет краткий обзор произведений Гилберта Честертона.

Литературное наследие

Работы Честертона имели весьма большое влияние на умы того времени. Так, например, роман «Вечный человек» способствовал тому, что Клайв Льюис, британский писатель и философ, принял христианство, назвав эту книгу «лучшей защитой позиции христианства из всех мною прочитанных».

Честертон стал одним из первых критиков евгеники. Его книга «Евгеника и прочее зло» представляет собой одно из первых возражений евгеническому движению, которое начало набирать популярность в Англии в начале 1900-х годов.

Роман «Человек, который был Четвергом» вдохновил лидера республиканского движения Ирландии Майкла Коллинза на идею: «Если ты не будешь прятаться, то никто и не будет за тобой охотиться». Любимой книгой этого республиканца был роман «Наполеон Ноттингхильский», и он был «почти фанатично ею увлечен».

Среди основных работ Честертона принято выделять следующие:

  1. Еретики (1905);
  2. Чарльз Диккенс (1906);
  3. Человек, который был Четвергом (1908);
  4. Ортодоксия (1908);
  5. Неведение отца Брауна (1911);
  6. Евгеника и прочее зло (1922);
  7. Св. Франциск Ассизский (1923);
  8. Вечный человек (1925);
  9. Автобиография (1936).

otec-braun-4-8400616

Рассказы об отце Брауне

Рассказы Честертона о пасторе Брауне принадлежат к так называемому «легкому чтиву» — особому стилю, который, сочетая в себе легкость и серьезность, может быть как детективом, так «поучающей» литературой.

История написания

Первым произведением, в котором появляются никому тогда не известные пастор Браун, Фламбо и Валантэн, является «Сапфировый крест», вышедший в 1910 году под названием «Валантэн следует по любопытной тропе». Этот рассказ уникален тем, что основной сюжет посвящен деяниям Валантэна, а не главного героя.

В течение последующих 26 лет священник-детектив становится героем еще 52 новелл, позже объединенных в пять сборников. Примечательно, что, как и в случае с Шерлоком Холмсом и Ниро Вульфом, истории о патере-детективе продолжали создавать даже после смерти Честертона. Джон Питерсон, например, написал целых сорок четыре новых произведения о том, как уникальный священник продолжает раскрывать новые дела.

В итальянском романе «Судьба отца Брауна», написанном Паоло Гилисано, священника даже выбирают новым Папой после Пия XI.

В этом видео библиограф рассказывает о произведении Гилберта Честертона.

Идея, суть и сюжет произведений

Пастор представляется читателю обычным католическим священником, для которого ведение расследований является своеобразным хобби. Ему не нужно прикладывать много усилий для того, чтобы раскрыть преступление и найти виновного – нужно лишь поставить себя на место преступника и «совершить преступление». Например, в рассказе «Небесная стрела», сюжет которого завязан вокруг купленной на аукционе американским миллионером Брандером Мертоном Коптской Чаши, патер догадывается о том, кем является загадочный убийца с именем Дэниел Рок, после того, как улавливает пространные размышления своего собеседника.

Будучи священнослужителем, он не заинтересован в том, чтобы отдавать преступника на суд людской, ему достаточно раскаяния перед Богом и чистосердечного признания, поэтому герой часто ограничивается поучением или исповедью.

Истории обычно содержат здравое объяснение того, кто же преступник и как Браун это понял.

Он всегда подчеркивает рациональность, подшучивая над тем, как некоторые персонажи приписывают странным явлениям сверхъестественные причины. Священник находит им совершенно простые, житейские объяснения.

Писатель показывает пастора опытным психологом, который умело разбирается в хитросплетениях человеческих умов. Сюжет часто связан не только с психологией, но и религией. Так, в рассказе «Сапфировый крест» из сборника «Тайна отца Брауна» Гилберта Кита Честертона идет речь о вечной популярности заповеди «Не укради».

otec-braun-2803705

Структура текста

Пять сборников содержат в себе восемь-двенадцать небольших рассказов без деления на разделы.

Кто такой отец Браун

Далее мы остановимся на том, как же появился этот герой, и что отличает его от других ему подобных.

Прототип и описание персонажа

Считается, что прототипом персонажа стал преподобный Джон О’Коннор, который немало поспособствовал тому, что Честертон принял католицизм. Четвертый том историй о патере Брауне Честертон посвятил именно ему. К сожалению, неизвестно, был ли на самом деле преподобный О’Коннор столь же гениальным криминалистом, как списанный с него персонаж. Из рассказов сложно вывести единый портрет главного героя.

Основные черты персонажа:

  • его имя начинается с буквы «Дж»;
  • выглядит неприметно;
  • низкого роста, с серыми глазами и плотной фигурой;
  • порой бывает рассеянным и смешным;
  • имеет острый ум.

У пастора Брауна очень мало родственников, есть лишь сестра и племянница Бетти. Вырос он в Эссексе, поступил в колледж в Оксфорде, а позже работал в чикагской тюрьме. Из одного из рассказов можно узнать, что в свое время священник был миссионером в Южной Америке.

otec-braun-5-6323108

Характеристика героя

По характеру и внешнему виду главный герой совершенно отличается от знаменитого персонажа Артура Конан Дойля. Свои дела он решает как простой священник, а не использует методы гениального мыслителя. В преступнике он видит, прежде всего, грешную душу, которой сопереживает и дает понять совершенную ошибку.

Можно сказать, что Честертон использовал этого персонажа для того, чтобы передать свои взгляды на мир. Каждое преступления Браун рассматривает с точки зрения духовных и философских истин.

Поначалу остроумная и изобретательная форма повествования превращается в религиозную пропаганду. Если в первых рассказах преступниками оказываются католики, то позже ими оказываются пуритане или атеисты. Соответственно, пастор, в первую очередь, занимается не раскрытием преступления, а обличением грешника, предоставляя Богу решать его судьбу.

Отношения с другими персонажами

Милосердие пастора позволяет главному преступнику рассказа «Сапфировый крест» Эркюлю Фламбо переосмыслить свое мировоззрение. Бывший мастер обмана и маскировки становится частным сыщиком и единственным другом священника, оказывает ему посильную помощь.

otec-braun-1-5297635

Экранизации произведения

Фильмы, снятые по рассказам Честертона:

  1. Первой попыткой экранизации произведений Гилберта Честертона был фильм режиссера Эдварда Седжвика «Father Brown, Detective» с Уолтером Коннолли в главной роли, выпущенный в 1934 году.
  2. Второй фильм под названием «Father Brown» был снят в Великобритании в 1954 году и считается самой успешной из многих экранизаций.
  3. Новеллы Честертона экранизировали и в Германии. Были сняты две адаптации под названием «Черная овца» (1960) и «Он не может остановиться» (1962). В них герой изображен ирландским священником.
  4. В 1974 году появилась британская 13-серийная экранизация рассказов про пастора с Кеннетом Мором в главной роли, которая позже была выпущена на DVD.
  5. В 2012 году ВВС объявила о запуске нового сериала от режиссера Мэтта Картера, состоящего из десяти эпизодов, с британским актером Марком Уильямсом в главной роли. С января 2013 началась его трансляция, длившаяся две недели. Действие происходит в начале 1950-х. Снискав популярность у зрителей, сериал получил продолжение, которое вышло в 2014—2018 годах.

otec-braun-13-2047733

Видео

Посмотрите эту небольшую, но интересную анимацию, снятую по отрывку одного из рассказов Честертона.