«Моя жизнь во Христе»: святой Иоанн Кронштадтский и его дневники

Сегодня к святому праведному Иоанну, Кронштадтскому Чудотворцу, обращаются за молитвенной помощью тысячи верующих. В болезни, душевных сомнениях помогает батюшка. Еще при жизни шли к нему люди разных сословий — от царей до нищих — не только из России, но и со всего мира. Настолько велика была слава молитвенника.

В этой статье рассказывается о книге «Моя жизнь во Христе» Иоанна Кронштадтского.

читать

Иоанн Кронштадтский как автор книги

Всю свою жизнь Иоанн Кронштадтский провел с молитвой на устах.

Биография

Осенью 1829 года в семье дьячка сельского прихода в архангельской губернии Илии Сергиева и его жены Феодоры родился сын. Младенец был очень слаб, и родители поспешили окрестить его. Назвали Иоанном в честь Иоанна Рыльского. Вскоре малыш стал поправляться. С детства родители приучали сына к молитве, он ходил с отцом в церковь, проникался любовью к богослужению.

В шесть лет отец отправляет его в Архангельское приходское училище. Не все у мальчика получалось. Тогда он обращался к Богу с просьбой помочь в постижении знаний. Однажды ночью «как будто раскрылся ум в голове» — вспомнился минувший учебный день, все стало понятно. После этого Иоанн стал хорошо учиться.

В числе лучших окончил училище, Архангельскую духовную семинарию. За казенный счет поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Во время учебы умирает отец, и Иоанн решает уйти дьяконом или псаломщиком, чтобы содержать мать. Но она настояла: сын должен получить высшее образование. Учебу он совмещал с работой канцеляриста в правлении Академии. Весь заработок отправлял матери.

Учась в Академии, Иоанн мечтал стать миссионером, нести слово Божие народам Сибири, Северной Америки. Но после одной из уединенных прогулок заснул и увидел себя в роли священника собора. Посчитал это знамением Господа.

В 1855 году кандидат богословия Иоанн Сергиев вступил в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского Елизаветою. Быть женатым должно было по службе. Сразу же он предложил своей жене жить как брат и сестра, посвящая себя служению Господу.

моя жизнь во христе иоанн кронштадтский (главный ключ)

Церковная служба

12 декабря 1855 года состоялось посвящение в священники. Когда Иоанн вошел в Кронштадтский Андреевский собор, где ни разу до этого не был, сильно удивился: именно его он представлял в отроческих видениях. Вся его дальнейшая жизнь будет связана с этим храмом. И известным он станет под именем Иоанна Кронштадтского.

читать

Пастырская служба оказалась не менее трудной, чем представляемая им миссионерская. Кронштадт был местом ссылки разного рода неугодных. В порту разнорабочие жили бедно, процветали пьянство, болезни. Именно на них обратил внимание молодой священник. Каждый день он приходил в «посад» и беседовал с людьми, помогал.

Как чудотворец стал известен на всю Россию и дальше. Попросили молитвенной помощи заболевшему, батюшка обратился к Господу, передавая больного в Его руки. Но тут пришла старушка и настойчиво потребовала, чтобы сам батюшка молился о выздоровлении. Больной поправился, а о. Иоанн увидел в этом новое послушание — молиться за всех, кто просит. С того времени известно немало случаев чудесного исцеления больных, от которых отказалась медицина. Тысячи паломников приезжали в Кронштадт ежедневно.

День отца Иоанна начинался в 3 часа утра и заканчивался к полуночи:

  1. Подготовка к служению Божественной литургии.
  2. Утренняя служба в соборе (шел к 4 часам).
  3. Канон, общая исповедь. Андреевский собор всегда был полон, вмещал около пяти тысяч человек.
  4. С обеда направлялся в Петербург к больным.

Службы он вел с проникновенным обращением к Богу. Так искренно, что даже сомневающиеся становились в ряды верующих. Совершает батюшка поездки по России, в которых его сопровождают толпы прихожан.

В последние годы батюшка сильно болел, но терпеливо сносил все боли. Врачи предписали ему скоромную пищу для облегчения страданий. Батюшка отказался, считая, что страдания ниспосланы для спасения грешной души. 10 декабря 1908 года он еще провел Божественную литургию в Андреевском соборе. Утром 20 декабря великий праведник отошел ко Господу.

Погребен в подвальном этаже церкви-усыпальницы Иоанновского монастыря на Карповке в Санкт-Петербурге. В день похорон и Кронштадт, и Петербург были наполнены тысячами прихожан, которые пришли проститься со своим батюшкой.

7 — 8 июня 1990 года Поместный Собор Русской Православной Церкви канонизировал святого праведного Иоанна Кронштадтского.

моя жизнь во христе иоанн кронштадтский (главный ключ)

Общественная и благотворительная деятельность

Более 25 лет отец Иоанн преподавал Закон Божий в Кронштадтском городском училище и классической гимназии. Педагог-законоучитель добрым отношением к ученикам и своему делу снискал любовь многих поколений воспитанников. Считал, что главное в образовании — дать отечеству человека и христианина.

О. Иоанн получал ежегодно немало денег на благотворительность.

На эти средства (называется сумма в миллион рублей):

  • кормил нищих;
  • устроил «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими, приютом — сначала в Кронштадте, потом в других городах России;
  • в родном селе Сура основал женский монастырь, построил большой каменный храм;
  • в Санкт-Петербурге построил женский монастырь на Карповке;
  • помогал молитвой и пастырским наставлением адмиралу С.О. Макарову при создании первого ледокола для Российского флота;
  • благодаря усилиям о. Иоанна и С.О. Макарова в Кронштадте появился Морской Никольский собор.

Отец Иоанн беспокоился за Россию, видя революционные настроения в стране. Он благословил создание Союза Русского народа и стал членом этой организации, считая ее одной из возможностей спасения Отечества.

моя жизнь во христе иоанн кронштадтский (главный ключ)

Дар пророчества

Обладал батюшка даром прозорливости. Он проявлялся порой в мелочах. Известно, что батюшка не взял значительную сумму денег у дамы: почувствовал, что они нажиты нечестным путем. В чем она потом и призналась.

Самые главные пророчества святого — о последствиях социальных волнений, которые охватили страну. Опасна чрезмерная свобода общества, появление новых средств массовой информации — предупреждал дальнозоркий умный пастырь.

В 1908 году он сетовал, что Россия переживает страшные времена. Этим положением воспользуются другие государства, и грядет война. За шесть лет он предупреждал о Первой мировой войне, надвигающейся революции. Причиной тяжелых испытаний станет отступление от веры в Господа, считал прозорливец. Только вернувшись к Богу, Россия станет мощной державой.

моя жизнь во христе иоанн кронштадтский (главный ключ)

Произведения и труды проповедника

Оставил Иоанн Кронштадтский след в русской литературе как духовный писатель. Он умело пользовался даром слова, его проповеди были просты, наполнены смысла. Особенность сочинений в том, что их можно читать постоянно, каждый раз открывая заново что-то для себя.

В 1890 — 1894 годах вышло Полное собрание сочинений батюшки в шести томах, в которые вошли беседы, поучения, проповеди, дневники.

За десять с небольшим лет вышел еще ряд книг:

  • «Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге»;
  • «Беседы о Боге Творце и Промыслителе мира»;
  • «Мысли о различных предметах христианской веры и нравственности»;
  • «Несколько слов в обличение лжеучения графа Л. Н. Толстого»;
  • «Слова и поучения, произнесенные в 1896, 1897 и 1898 годах»;
  • «Правда о Боге, о церкви, о мире и о душе человеческой. Из нового дневника. Размышления православного христианина»;
  • «О блаженствах евангельских»;
  • «Правда о Боге, мире и человеке»;
  • «Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта»;
  • «Благодатные мысли о небесном и земном»;
  • «Христианская философия»;
  • «Созерцания и чувства христианской души»;
  • «Мысли христианина»

моя жизнь во христе иоанн кронштадтский (главный ключ)

Слова

Здесь собраны своего рода обращения к различным событиям.

Большой пласт составляют Слова, написанные к различным церковным праздникам:

  • «В день Святой Пасхи»;
  • «На праздники Господские»;
  • «На праздники Богородицы»;
  • «На праздники святых»;
  • «На воскресные дни».

Одно из известных — Слово «О Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся» 1906 — 1907 года, в котором он говорит о наказании за неверие.

Откликался о. Иоанн письменным словом на те или иные события, происходившие в стране. Слово 13 «Царства земные колеблются и падают от безверия и беззакония. 1907 год, 6 мая» написано на рождение венчанного Богом царя на царство всероссийское.

В Слове 15 «На новый 1906 год» о. Иоанн пишет, что закончился злополучный год, чтобы в наступающем году эти беды не повторились, чтобы Бог был милостив к нам.

моя жизнь во христе иоанн кронштадтский (главный ключ)

Дневники

Большую часть наследия отца Иоанна составили его дневники, которые он вел на протяжении своего служения. Ведение дневниковых записей было распространенным явлением в 19 — 20 веках. В Полном собрании сочинений дневники занимают несколько томов.

В записях Иоанна Сергиева есть особенности. Одна из них — это дневники святого. Вторая — нет хронологический последовательности внешних событий, свидетелем которых он был. Его дневники напоминают исповедь перед Господом, искания разума человеческого. Мы видим человека, преодолевающего свои грехи, соблазны, стремление человеческого духа к спасению через святость. Отсюда мы узнаем об отношениях батюшки с окружающими, как он искал выход из складывающихся обстоятельств.

моя жизнь во христе иоанн кронштадтский (главный ключ)

Письма

Всю жизнь батюшка вел обширную переписку. Если дневники отразили внутренний мир батюшки, то письма — внешнюю жизнь, обыденные дела.

Много документов эпистолярного наследия говорят о благотворительной деятельности. Он благодарит всех жертвователей. Через газету «Кронштадтский Вестник» регулярно печатает отчеты о собранных и израсходованных средствах. Ведет переписку с настоятельницами и интересуется положением дел в монастырях. С почтенной старицей игуменьей Таисией из Леушинского монастыря он переписывался 18 лет. 35 лет она была его духовной дочерью. Дружен с родственниками, проявляет заботу о племянниках, наставляет и помогает материально.

моя жизнь во христе иоанн кронштадтский (главный ключ)

Другие работы

Проникновенные проповеди тоже вышли в печатном варианте — это трехтомное издание. Еще один не менее известный труд — «Толкование на Евангелие от Матфея». О. Иоанн сам часто обращался к Святому Евангелию как ценной книге: это было не учение, а путеводитель жизни во Христе.

В «Беседах о Блаженствах Евангельских» Кронштадтский праведник говорит о необходимости горячо и искренно верить в Бога, бороться со страстями, быть преданным Церкви, ибо она одна есть спасение.

В «Христианской философии» о. Иоанн рассматривает основополагающие принципы жизни человека в Церкви, смысл и назначение великих Таинств.

читать

«Моя жизнь во Христе»

Эту книгу по праву называют лучшим богословским произведением 19-го века.

История написания

Среди духовного наследия о. Иоанна выделяется книга «Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге», которая вышла в свет в 1894 году.

Отец Иоанн всю жизнь вел дневник, куда записывал свои мысли, рассуждения, беседы со своим «я», фрагменты проповедей. Итогом и стала публикация книги, которая быстро стала популярной, была переведена на иностранные языки.

моя жизнь во христе иоанн кронштадтский (главный ключ)

Идея и суть

«Когда мог, я записывал благодатные мысли и чувства», — признался о. Иоанн в предисловии к прижизненному изданию. Он указывает, что содержание весьма разнообразно.

Публикует свои поиски разума человеческого — дневниковые записи — с целью показать «школу духовной жизни», благотворность которой обязательно скажется. Причем, делает он это не назидательно, просто рассказывая о своем опыте богопознания, ссылаясь на ощущения.

Основная мысль произведения — истинная вера в Бога необходима, ведь спасением в борьбе со страстями может быть только преданность Церкви Православной.

С Христом в сердце мы всем довольны бываем, подчеркивает батюшка, «и неудобство для нас как лучшее удобство, и горькое как сладкое, и голод как сытость, и скорбь как радость».

В тексте много вопросов, на которые автор ищет ответ. Много сравнений: «Как святые видят нас и наши нужды и слышат наши молитвы?.. Пусть вы переселены на солнце и — соединились с солнцем. Солнце освещает лучами своими всю землю, каждую песчинку на земле... Так и душа святая, соединясь с Богом, как с духовным солнцем, видит чрез посредство своего духовного солнца, освещающего всю вселенную, всех людей и нужды молящихся».

Не перестает повторять о необходимости молитвы. «Когда покроет тебя тьма окаянного — сомнение, уныние, отчаяние, смущение, тогда призови только всем сердцем сладчайшее имя Иисуса Христа, в Нем ты все найдешь: и свет, и утверждение, и упование, и утешение, и покой, найдешь в нем самую благость, милость, щедроты, все это найдешь в одном имени заключенным, как бы в какой богатой сокровищнице».

моя жизнь во христе иоанн кронштадтский (главный ключ)

Жанр произведения

Чаще книгу называют дневником. Но с жанром дневника «Мою жизнь во Христе» роднит лишь принцип фрагментарности. В нем нет дат, определенной хронологии, описания событий.

В книге много художественных сравнений, образов природы. О. Иоанн ценил все творения Господа, не уставал любоваться ими. Отразил он это и на страницах своих дневников.

моя жизнь во христе иоанн кронштадтский (главный ключ)

Структура текста

Книга делится на два тома. Внутри каждого — объединенные в сотни пронумерованные фрагменты. Всего их 1822.

Первый том открывается предисловием автора. Заканчивает его 814 фрагмент. Второй том начинается с молитвы, после которой следует 815 фрагмент.

Часто фрагменты начинаются с цитаты из Евангелия, над которой размышляет автор. Нельзя говорить о самостоятельности абзацев. Каждый последующий дополняет или поясняет предыдущий, за счет этого и образуется единое по смыслу произведение.

Видео о произведении

В этом видео — рассказ о великом молитвеннике Всея Руси.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Партнер сайта sharm