Книга Ивана Шмелева «Лето Господне»: церковные праздники и будни глазами автора

В статье вы узнаете о книге «Лето Господне» Ивана Шмелева. Это автобиографическая трилогия, в которой автор изображает ностальгию по Родине, по милому Замоскворечью, где прошло его детство.

Главное, что хотел донести до нас писатель — страшны не страдания и смерть, а грех. И это делает повествование светлым и радостным.

leto-gospodne-13-7127880

Иван Сергеевич Шмелев родился 3 октября 1873 года в религиозной семье московского купца. Окончил юридический факультет Московского университета, один год посвятил военной службе. Несколько лет служил чиновником в глухих уездах Московской и Владимирской губерний. В 1907 году вышел в отставку и стал жить в Москве.

Годы становления Шмелева как писателя приходятся на обе русские революции. Одну из них, 1905 года, писатель восторженно принимает, а к Октябрьской, 1917 года, уже полностью непримирим. Эти настроения найдут отражение в его литературном творчестве.

Время гражданской войны и страданий русского народа будет омрачено для него тяжелой потерей единственного сына Сергея, белого офицера армии Врангеля, расстрелянного красными без суда и следствия. В 1922 году, испытав голод, писатель с супругой Ольгой Александровной эмигрирует. Сначала в Берлин, а потом по приглашению И. А. Бунина в Париж, где и проживет до конца дней своих. Годы эмиграции — новые страницы его жизни и творческого пути.

После смерти жены в 1933 году писателю придется много пережить. Его старость была омрачена болезнью и нищетой. Умер И. С. Шмелев 24 июня 1950 года от внезапного сердечного приступа.

leto-gospodne-18-3953261

Литературное наследие

История его литературной деятельности начинается с рассказа «У мельницы» , опубликованного в 1895 году в журнале «Русское обозрение» . В октябре этого же года он напишет книгу очерков «На скалах Валаама» . Книга подвергнется слишком сильной цензуре и успеха иметь не будет.

Это станет причиной того, что Иван Сергеевич перестанет писать, и перерыв составит почти 10 лет.

Раннее творчество

В 1905 году под влиянием первой русской революции, Шмелев делает робкие литературные попытки небольшими произведениями, которые издаются в нескольких журналах. В 1907 году он возвращается к писательской деятельности и окончательно бросает службу.

В это время появляется на свет его малая проза, в которой нашли применение накопленные впечатления от общения с людьми и его жизненный опыт:

  • «Распад», «Вахмистр» (1906);
  • «Иван Кузьмич», «Гражданин Уклейкин» (1907);
  • «В норе» (1909);
  • «Под небом» (1910).

На этих повестях лежит отпечаток первой русской революции. Их герои недовольны старым укладом жизни и ждут перемен.

Самым значительным произведением этого периода явилась повесть «Человек из ресторана» (1910). Она легла в основу фильма с одноименным названием и стала визитной карточкой И. С. Шмелева как писателя.

В 1912 году он становится одним из учредителей «Книгоиздательства писателей в Москве», с которым будет связано творчество на протяжении многих лет. В это же время начинается сотрудничество с И. А. Буниным.

В 1912-14 годах было издано несколько повестей и рассказов, в которых автор представляет на суд читателя живую картину быта купечества, крестьянства, зарождающейся буржуазии. За ними последовали два сборника прозы — «Лик скрытый» и «Карусель» , сборник очерков «Суровые дни» (1916), повесть «Как это было» (1919) о событиях Гражданской войны и рассказ «Чужая кровь» (1918—1923).

leto-gospodne-7-7892441

В эмиграции

В 1922 году после эмиграции из России начнется новый период творчества писателя Шмелева. Одно из значительных произведений этого периода — автобиографическая повесть-эпопея «Солнце мертвых» . В этом произведении глубокая человеческая боль о погибшем сыне и погибшей России, о «смерти русского солнца» .

Писатель Александр Солженицын так напишет об этом произведении : «Это такая правда, что и художеством не назовешь. В русской литературе первое по времени настоящее свидетельство о большевизме. Кто еще так передал отчаяние и всеобщую гибель первых советских лет, военного коммунизма?»

В своих рассказах этого периода писатель критикует бездуховность «западной цивилизации» и высказывает боль за судьбу Родины, постигшую ее после Гражданской войны.

Потом появляются произведения, где на первый план выходят картины прошлых лет — в России вообще и Москве в частности.

Их можно разделить на циклы детства, отрочества и юности:

  1. К детству принадлежат рассказы «Как мы летали» (1923), «Наполеон» (1928), «Мартын и Кинга», «Небывалый обед» (1934), «Лампадочка», «Страх» (1937).
  2. Отрочество составляют: «Как мы открывали Пушкина» (1926), «Музыкальная история» (1932), «Как я ходил к Толстому», «Как я ходил к Чехову», «Как я покорил немца» (1934).
  3. Юность включает рассказы «У плакучих берез» (1923), «Как я стал писателем» (1931), «Первая книга», «У старца Варнавы» (1934), «Старый Валаам» (1938).

Жизнь вдали от Родины станет настоящим испытанием для писателя и многих его соотечественников. Воспоминания о родной Москве, о своем счастливом детстве в Замоскворечье вспыхивают ярким пламенем во многих произведениях И.С.Шмелева.

Но самые глубокие впечатления детства он изложит в автобиографической трилогии: » Богомолье» (1931—1948), » Лето Господне» (1933—1948) и сборнике » Родное» (1931). Эти произведения станут вершиной позднего творчества писателя и принесут ему европейскую известность.

leto-gospodne-14-4018460

Лето Господне

Роман занимает в трилогии центральное место, и на написание книги у автора уйдет около 14 лет.

«В ней, — говорил Шмелев, — я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своем сердце… Россию, которая заглянула в мою детскую душу» .

Шаг за шагом мы погружаемся в атмосферу быта крестьянства и купечества России 19 века, вместе с главным героем проживаем его скорби и радости.

История написания

Основой для его создания станет повествование И. С. Шмелева о русском Рождестве своему семилетнему крестнику Иву Жантийому в декабре 1927 года. Писатель до конца своих дней пронес в сердце любовь к русскому народу и желание воспитать детей эмигрантов с любовью к русской культуре.

Происхождение названия

Название произведения содержит в себе словосочетание из 2 стиха 61 главы книги пророка Исайи. Согласно Евангелию от Луки, именно это место прочел Христос перед молящимися, когда вошел в синагогу в Назарете и означает оно «год Господа» . Писатель назвал так свое произведение, желая подчеркнуть, что его композиция строится вокруг церковного годового праздничного круга.

Публикация текста

Первая публикация одной из глав романа в виде очерка «Наше Рождество. Русским детям.» появилась в парижской газете «Возрождение» в начале 1928 года.

Полностью роман был опубликован в 1948 году в одном из парижских издательств. На Родине он увидел свет в журнале «Новый мир» в виде отдельных глав и полностью опубликован лишь в 1988 году.

leto-gospodne-6-2538076

Литературные особенности

Эта книга — воспоминания раннего детства писателя. Основные темы произведения — движение церковного года и духовное взросление Вани, главного героя.

Идея и суть

«Вот пишу „Лето Господне благоприятно“. Праздники, и как они в быту отражались, и ритм — и во всем глубокий смысл: духовный, божественный, и космический, и душевность народная», — так сам Шмелев определил идею произведения.

Сюжет романа

Сюжет разворачивается вокруг основных церковных праздников и переживаний мальчика, связанных с церковной жизнью (радость, страх, ощущение греха) и страданиями во время болезни и смерти отца, которого он потерял в 7-летнем возрасте.

Жанр произведения

Жанр повествования критики определяли по-разному: роман-сказка, роман-легенда, роман-миф. Сам автор жанрового определения своему циклу рассказов не дает. Но несомненно одно: книга эта — духовная, так как ее внутренний сюжет — становление души мальчика под влиянием окружающей действительности.

Главные персонажи

В романе ярко описан быт купеческой патриархальной семьи глазами счастливого 6-летнего мальчика.

Семья — это:

  • главный герой мальчик Ваня;
  • его отец Сергей Иванович;
  • сестры Сонечка, Маня и Катюша, брат Коля;
  • мать Евлампия Гавриловна.

Образ матери почти не присутствует в идеальном мире «Лета Господня» . Отношения с матерью у Шмелева сложные.

С отцом же, веселым и обаятельным человеком, связаны его самые лучшие детские воспоминания. Сергей Иванович — купец-подрядчик — строил мосты, дома, устраивал иллюминации на столичных торжествах, держал купальни, бани, сооружал ледяные горы, ставил балаганы. Он был очень благочестивым человеком — заботился о храме в честь иконы Казанской Божьей матери, устраивал обеды для бедных, помогал в открытии памятника Пушкину, даже терпя убытки. И весь горел работой, дома его было не застать.

Служащие и прислуга для маленького Вани — тоже члены большой православной семьи. Приказчик Василий Васильевич, богомольная нянька Домна, кухарка Марьюшка, кормилица Настя, кучер Антипушка — все они были для маленького Вани близкими людьми, которых он с благодарностью вспоминал всю свою жизнь.

Однако самым близким после отца человеком был духовный наставник мальчика «умудренный филенщик» Горкин Михаил Панкратович, или Горка, который «уже не работает, а так, при доме» . Его почитают все в доме, на дворе и даже в Москве. Истинный верующий, знаток старинных обрядов и традиций, именно он сформировал духовный мир Вани, внушил ему, что православная вера «самая хорошая, веселая! И слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость» . Он даже внешне напоминал маленькому Шмелеву святого, был старым и сухим.

Старенькому Горкину выпадет на долю проводить в последний путь отца Вани, но о смерти самого Михаила Панкратовича в романе ничего не сказано. Видимо, для писателя умереть Горка не может, как не может умереть русский дух и сама Россия.

leto-gospodne-4-7150458

Структура текста

Роман состоит из трех частей — «Праздники», «Радости» и «Скорби» — и включает в себя сорок один очерк-рассказ. Каждый очерк — самостоятельная глава, но в то же время все они связаны одной идеей — русской религиозностью.

Первые две части повествуют о жизни в вере, последняя часть, очень личная, говорит о том, как подготовиться к смерти и принять кончину по-христиански.

Первая часть — «Праздники» — открывается первым днем Великого поста. Далее действие вращается по кругу, вслед за движением солнца. Повествование происходит в соответствии с православным церковным календарем.

Ярко и трепетно изображает писатель русские православные праздники. Посмотрим, как описаны они в отдельно взятых главах.

» Яблочный спас»

Рассказ «Яблочный спас» начинается с переживаний мальчика о вступительных экзаменах в гимназию. Он старательно учит «Закон Божий» , но сомневается в своих знаниях. Горкин находит нужные слова, чтобы успокоить Ваню, и они идут собирать грушовку.

На всю жизнь мальчик запомнит запах этих чудесных яблок: » И теперь еще, не в родной стране, когда встретишь невидное яблочко, похожее на грушовку запахом, зажмешь в ладони, зажмуришься, — и в сладковатом и сочном духе вспомнится, как живое, — маленький сад, когда-то казавшийся огромным, лучший из всех садов, какие ни есть на свете, теперь без следа пропавший» .

На Преображение Господне все едут в церковь кропить яблоки. Вечером Ваня, воодушевленный этим событием, не боится экзамена и чувствует необыкновенную радость: «В училище меня впустят, непременно впустят!» .

leto-gospodne-3840280

«Благовещенье»

Ваня с Горкиным идут от всенощной, на душе у мальчика легко и спокойно. Завтра Великая Пасха! А сегодня Благовещенье, светлый праздник. Он связан с благой вестью о рождении Спасителя и символизирует окончательный приход весны.

Всюду слышны голоса певчих птиц. Отец очень любит птиц, и их в доме большое множество — чижик, канарейки, «скворчик» , очень много соловьев. Запел даже жаворонок в кабинете Сергея Ивановича. Год молчал и, наконец, запел. » Под самое под Благовещенье… точно обрадовал. Надо бы к благополучию, говорит Горкин и крестится» .

Перед нами теплые воспоминания писателя. Вот Горкин гоняет голубей на крыше — это слабость старого плотника. Потом все пьют чай с «благовещенской» кулебякой, с гостем, птичником Солодовкиным. Тем самым, который жаворонка в дом принес и обещал, что к весне тот запоет.

Спокойный вечер резко сменяется волнением — из-за мощного разлива реки срезало барки отца, и теперь они плывут куда-то. И отец, и Василь-Василич, и Горкин, и все мужики, что есть в округе, скачут ловить их.

Утром Ваня встречает в передней отца и Горкина, грязных и уставших. Они пьют чай и рассказывают, как им удалось все уладить. Отец хвалит своих работников и говорит мальчику: «Кланяйся им, да ниже!»

Такими душевными, в уважении к простому человеку, остаются в сердце мальчика детские годы.

leto-gospodne-3-6749121

«На святой»

День святой Пасхи. Ваня просыпается радостный и счастливый — Горкин обещал взять его в Кремль. Все радует его в этот день — и листочки тополя, посаженного еще при прабабушке Устинье, и канарейки, и скворцы, и соловьи, которые заливаются в передней. «Всегда на пасху птицы особенно ликуют, так устроено от Творца» .

На третий день Пасхи, после обеда, Ваня с Горкиным и кучером Антипушкой едут в Кремль. Встречают по дороге знакомую — богомольную Домну Панферовну с внучкой Анютой. Мальчик вспоминает, как они вместе ходили летом к Троице. Эта женщина, казалось, знает все обо всех иконах, о мощах святых, хранившихся в Кремле. Даже то, чего не знает сам Горкин.

Потом все смотрят Царь-Колокол и едут к ней в гости. Встречают там много знакомых, христосуются со всеми, обмениваются яичками, угощаются шоколадной пасхой, бабой греческой. Сердце мальчика ликует.

Много интересного, святого увидел Ваня в доме хозяйки — и «песочек иорданский в пузыречках» , и «рыбки священные с Христова Моря» , и «даже туфли старинные-расстаринные, которые Апостолы носили» .

Вечером маленький Ваня с интересом слушает старинных музыкантов, которые «графа Мамонова крепостные» . Они играют «пи-ру-нет», и мальчик жалеет их, видя как тяжело им дуть в трубы.

Пасха проходит, мальчику грустно, но «светится еще в сердце радость» .

Эта радость остается с Ваней на всю жизнь. Даже несмотря на пережитые страдания, с горечью описанные в третьей части романа «Скорби» . Отец получает тяжелую травму из-за вороной кобылы Стальной и «медленно угасает» — с болью описывает Шмелев. Справиться с горем маленькому Ване помогают наставления Горкина и религиозное воспитание.

Эта книгу надо читать вслух в кругу семьи — в старых добрых традициях, главу за главой. Полезна она будет и детям, и взрослым. Прочитать и подумать над предназначением маленького человека — именно к этому призывает И. С. Шмелев в своем замечательном романе.

leto-gospodne-12-4081453

Видео о главе «Яблочный спас»

В этом видео вы услышите 1-ю часть главы «Яблочный спас», проникновенно прочитанную для детей.