Аугсбургский религиозный мир 1555 года: условия и значение для религиозной и политической жизни

Подписание Аугсбургского религиозного мира в 1555 году считается важным событием в истории Германии, так как является примером содействия веротерпимости в решении религиозных и политических конфликтов.

augsburgskiy-religioznyy-mir-1-5943118

Cuius regio, eius religio

После заключения мира представители имперских сословий получили право выбирать веру и менять ее по своему пожеланию. Это касалось князей, курфюрстов и имперских рыцарей. Однако же остальных подданных империи соглашение не касалось. Позднее такое положение дел трансформировалось в принцип «Чья власть, того и вера».

История события

Обнародованные Мартином Лютером тезизы, направленные на прекращение торговли индульгенциями, послужили началом Реформации. Спор Лютера с католической церковью закончился его отлучением.

augsburgskiy-religioznyy-mir-2-4730047

Предпосылки к заключению мира

До заключения Аугсбургского мира подписывалось несколько схожих документов. Император Карл V в 1526 году даровал германским князьям право выбирать вероисповедание в целях снижения волнений. Однако же данное право было аннулировано спустя три года.

После, в 1530 году, Карл V созвал новый рейстарх в целях примирения протестантов и католиков. Реформаторы представили 28 вероучений, ставших позднее основными постулатами новой веры. Католики новое исповедание отвергли, что привело к началу Шмалькальденской войны.

Ведение переговоров

Религиозный мир в Аугсбурге был заключен 25 сентября 1555 года. Заседание рейхстага открылось в феврале и сопровождалось бурными спорами. Председателем был король Римской империи Фердинанд 1 от имени Карла V. На первый план собраний вышел религиозный вопрос. Протестантские князья требовали соглашения, предоставившее бы свободу лютеранству и способствовавшее бы изъятию церковных владений в пользу государства.

Католические представители оказались в слабой позиции, обусловленной пассивностью императора и римского папы. Они были готовы узаконить лютеранскую конфессию при условии сохранения статуса-кво в церковных княжествах. Проект соглашения был составлен 21 июля 1555 года и отправлен на утверждение.

После этого обсуждения еще продолжались. Протестанты пытались добиться права выбора вероисповедания для каждого подданного Священной Римской империи, а католики боролись за сохранение земель Римско-Католической церкви. 21 сентября текст соглашения был утвержден рейхстагом, а 25 подписан Фердинандом 1. Незадолго до этих событий Карл V отрекся от престола, и договор начал действовать не с даты подписания, а в 1556 году, после окончания процедуры отречения.

augsburgskiy-religioznyy-mir-1602706

Соглашение имело компромиссный характер и было направлено на сохранение мира в биконфессиональном государстве.

Важным положением стало признание Лютеранства в качестве законного вероисповедания.

Однако же в договоре не было четко прописаны критерии, характеризующие новую веру. Под лютеранами понимались люди, исповедовавшие Аугсбургское исповедание 1530 года. Эта оговорка в дальнейшем позволила претендовать на легитимность кальвинистам. Католикам же получилось сохранить право на земли и узаконить так называемую «духовную оговорку», согласно которой, если католический священник решает перейти в лютеранство, то на его пост назначается католик.

Заключение соглашения обозначило итог реформации и узаконило раскол церкви. Ранее осужденные на религиозных основаниях протестанты были освобождены.

Несмотря на наличие явных недостатков, подписание договора имело большое значение для государства. В первую очередь, был выработан законодательный механизм, регулирующий отношения между представителями разных конфессий на одной территории. Также был положен конец религиозным войнам.

Подробнее о причинах возникновения реформации и крестьянской войны можно посмотреть на видео.