Наука и религия: история взаимоотношений в древности и в современности

Вера и знание, мистика и реальность, наука и религия — понятия, которые спорят между собой все время, что существует человечество. Чаще всего первое конфликтует со вторым, тем самым создавая черно-белую систему координат, где дух противопоставлен материи, ученый — священнику, и одно пересекаться с другим не может по определению.

Но в действительности картина гораздо сложнее. Да, религии основаны на постулатах и символах веры, принимаемых их последователями по умолчанию. Но и в академической среде были и есть свои светила-патриархи, чей авторитет порой столь же силен, как у ветхозаветных пророков, а догмы неоспоримы — так, геоцентрическая система мира оставалась незыблемой веками. При этом храмы не раз оказывались местом для дискуссии, а религиозное право часто содержало в себе не только жесткие предписания, но и последовательную, рациональную полемику по целому ряду житейских вопросов.

История взаимоотношений

Религиозная и научная сфера человеческой жизни на протяжении истории взаимодействовали по-разному. Древность показывает нам скорее их смешение, частое дополнение друг друга и лишь немногие примеры противостояний. Средние века — время жесткого конфликта, гонений и преследований ученых. В Новое время роли начинают меняться, а в минувшем столетии уже приверженцы религии все чаще обвинялись в мракобесии и порой жестоко преследовались. В наши дни положение усложнилось — отношения веры и науки обрели множество форм, где есть место и конфликтам, и диалогу, и взаимному проникновению идей и концепций.

nauka-i-religiya-14-6892515

Античный период

В эпоху самых первых цивилизаций Древнего Востока уже можно говорить о преднауке — приведении существующих знаний в систему для решения насущных проблем и задач. Важную роль играли служители культа, а также разного рода знахари: в рамках астрологии стали возникать зачатки астрономии, а целительство методом проб и ошибок закладывало основы медицины.

Вместе с тем преднаука носила почти полностью прикладной характер. Геометрия Древнего Египта имела большую практическую ценность как набор руководств к действию, но ей были не знакомы понятия теоремы или доказательства.

Однако уже в Древней Греции положение начинает меняться:

  • практические знания соединяются с первыми научными методами;
  • вводится понятие гипотезы;
  • формируется логическое мышление;
  • приемы исследований систематизируются и классифицируются.

Главная роль в этих процессах принадлежит Аристотелю. Возникает платоновская Академия и первые научные дисциплины, а греческие и индийские мыслители независимо друг от друга разрабатывают основы теории элементарных частиц и понятие атома.

Рационализм против магического сознания и логика против догмы — два главных признака научно-религиозного противостояния в эпоху античности.

В этот же период возникает атеизм как форма мировоззрения, а ученых за критику религии начинают преследовать и даже убивать. Один из первых материалистов — Гераклит — отвергает идею сотворения мира высшими силами, высмеивает поклонение богам. Великий ученый-медик Гиппократ яростно боролся с магией и колдовством, противопоставлял медицинскую науку и религиозные предрассудки, связанные с лечением болезней. Аристотель подвергался преследованиям за свои взгляды, а Сократ был и вовсе казнен по обвинению в богохульстве.

nauka-i-religiya-12-5679688

Средневековье

Начало данного периода часто именуют Темными веками — временем деградации почти всех областей человеческого знания, культуры и искусства. Так было в Европе.

Но на Востоке дело обстояло иначе:

  1. Арабы активно заимствуют научные достижения завоеванных стран, античное наследие сохраняется и переводится.
  2. Особенно активно развивается астрономия и математика, само слово «алгебра» — арабского происхождения.
  3. В 970 году в Каире основывается университет Аль-Азхар — один из старейших в мире.
  4. Самаркандец Улугбек создает обсерваторию.
  5. Иранец Ибн Сина пишет медицинские трактаты, развивается алхимия.

В рамках исламского богословия и законотворчества широко развивается восточная школа философии. Ведутся диспуты как о высоких материях, так и о вполне земных делах — например, трактовка тех или иных положений шариата и их применение. Для этого арабский язык создает собственный понятийный аппарат для логического и аналитического метода.

В исламском мире раннего Средневековья религиозная вера и научное знание не только мирно сосуществуют, но даже дополняют друг друга.

Европейская средневековая наука долгое время занималась в основном вопросами богословия, светские науки пришли в упадок. Однако в рамках теологии развивалась схоластика — дисциплина, где религиозно-догматический подход сочетался с аристотелевской логикой. Но в целом этот период отмечен абсолютным господством религиозной картины мира в обществе. Служители церкви активно выступают против научных знаний.

С XII века контакты с мусульманским миром, отвоевание Сицилии и Реконкиста в Испании возвращают Европе наследие античной науки — теперь уже в арабском переводе. Продолжает развиваться схоластика, во Франции возникает ученое сообщество, известное как Шартрская школа. Ее участники пытались сочетать научную методологию с христианской религиозной философией. В их трудах получила окончательное оформление концепция о том, что Вселенная, будучи сотворенной, развивается по заложенным Богом законам уже самостоятельно, а человек наделен разумом и потому может познавать окружающий мир.

Попытки схоластиков и натурфилософов найти место науке в религиозном взгляде на мир встретили жесткую критику со стороны церкви. Пути служителей религии и ученых расходятся.

В эпоху Возрождения эта тенденция усиливается. Географические открытия и изобретение печатного станка способствуют накоплению и распространению новых знаний. В 1440 году в Италии выходит трактат «О подложности Константинова дара». В этом труде была доказана подложность документа VII века, который декларировал примат церковных властей над светскими. Трактат являлся образцом, заложившим основы научной и исторической критики, а также филологического анализа.

nauka-i-religiya-9-5717663

Новое время

В этот период начинается общий поворот от догматического и религиозного мировоззрения к научному. Идет жесткая борьба, церковь обвиняет ученых в ереси, подвергает их гонениям и казням — в этом усердствуют не только католики, но и «прогрессивные» деятели протестантизма. Инквизиция преследует Галилео Галилея, а Джордано Бруно и Мигеля Сервета сжигают на кострах заживо. В 1559 году римская курия начинает издавать «Индекс запрещенных книг», куда католическая цензура включала и крамольные научные труды.

В научной методологии происходит настоящая революция. Ранее главной идеей была передача и сохранение знаний, преобладал дедуктивный подход — выводы делались от общего либо авторитетного постулата к частному заключению. Логика признавалась более годным инструментом, чем практический опыт.

Индуктивный подход — от частного или экспериментального опыта к общей закономерности. Он побеждает и становится главной чертой науки Нового времени.

Открываются законы физики и механики, развивается астрономия и медицина. В 1687 году Исаак Ньютон издает эпохальный труд под названием «Математические начала натуральной философии», где были изложены основы классической механики и закон всемирного тяготения. Книга подхлестнула интерес к научному знанию и его популяризации. Следующий XVIII век стал эпохой Просвещения и отмечен изданием множества энциклопедий, несущих мировоззрение, которое уже слишком сильно отличалось от религиозного.

Философия отделяется от богословия — теперь она способна существовать как светская научная дисциплина. Выходят труды Канта и Вольтера, сфера влияния религии неуклонно сужается. Возникает все больше вопросов, на которые церковь, в отличие от ученых, не может найти ответа. Атеистические идеи находят все больше поклонников.

nauka-i-religiya-6-4950651

Современность

В XIX веке наука продолжает теснить религию в сознании людей. Быть ученым теперь — профессия. Новые открытия в естественнонаучной сфере делают мир в глазах еще более понятным, в нем все больше рационального и меньше таинственного и мистического. Но главный удар был нанесен биологом Чарльзом Дарвином — его теория эволюции признается официально и напрямую ставит под удар идею сотворения мира.

Теперь уже светское мировоззрение активно теснит религиозное, причем последнее нередко считается признаком мракобесия и отсталости. Коммунистические режимы в ряде стран открыто пропагандируют атеизм и преследуют людей за религиозную точку зрения. Теория эволюция становится частью школьного курса биологии.

Многие явления наука по-прежнему не может объяснить. Возникновение и развитие Вселенной, ее границы, возможность загробной жизни, человеческая душа как субстанция — на эти вопросы ученые не могут дать однозначные ответы.

На сегодняшний день научный и религиозный подходы находят разное применение. Помимо воинствующих атеистов и ортодоксальных верующих, понимающих библейские тексты буквально, достаточно людей, которые вполне верят как в Бога, так и в науку одновременно. В новом столетии ученые и священники нередко находят общий язык.

Сходства и различия в картине мира

В течение многих веков не существовало четкой грани между научными и религиозными дисциплинами. Разделение на духовную и светскую сферу жизни и границы между ними — явление позднее. Окончательно церковь отделилась от государства лишь в ХХ столетии.

Объект и предмет познания

В древности роль религии была всеобъемлющей — она являлась и источником знаний о мире, и морально-нравственным императивом, и основой мировоззрения. Скудные практические знания лишь дополняли эту картину. Теперь же именно наука несет людям знания об окружающем мире и его материальных явлениях.

Для религии главный вопрос — место человека в этом самом мире и его взаимоотношения с высшими силами. Судьба души при земной жизни и после нее, грех и добродетель, загробное воздаяние и искупление — вещи, выходящие за рамки материалистического взгляда.

Цели и задачи

Для ученого целью является изучение окружающего мира в его материальном аспекте. Новые открытия тем самым могут улучшить качество жизни людей.

Служитель церкви видит свою задачу в спасении души верующего и обеспечении ее благого загробного существования и спасения от греха. Акцент в повседневной жизни ставится на морально-нравственные вопросы.

Особенности изучения

Для научного подхода характерна опора на факты и опытное знание как источник, дедуктивный, индуктивный и иные методы осмысления реальности. Изначально допускается, что тот или иной факт либо закономерность могут быть переформулированы, дополнены или даже опровергнуты.

Основа религии — символ веры и набор догматических постулатов, которые ее последователь принимает по умолчанию. Они не могут быть пересмотрены или опровергнуты, а в роли авторитетного источника выступает священный текст и постановления иерархов либо ученых-богословов. Но дискуссия вполне может оказаться уместной, как в изначально религиозной науке — схоластике.

Точки соприкосновения

Оба подхода особенно часто встречаются и взаимодействуют в сфере антропологии и психологии. Сформировавшийся во многом на почве идей Просвещения светский гуманизм нередко пересекается с гуманизмом христианским. Методы психологии и психотерапии напрямую заходят в поле религии, раскрывая тайны человеческой души и затрагивая вопросы о смысле жизни. Одновременно ученые-физики и биологи исследуют вопрос жизни и смерти, не оставляя без внимания религиозный опыт людей.

nauka-i-religiya-10-9608221

Место религии в науке

Иногда и научная сфера может обретать религиозные черты — например, такие, как ориентир на догму и набор непогрешимых утверждений, а также иметь собственных непоколебимых авторитетов и «пророков». Созданный в советское время диалектический материализм и некоторые течения в сфере биологии и агрономии имели все черты научной религии без Бога.

Религиозные течения в научных дисциплинах

Креационизм — концепция, стремящаяся обосновать идею сотворенности мира и человека Богом и опровергнуть теорию эволюции. Она часто использует для аргументации научную методологию и инструментарий, хотя материалистически настроенные ученые эти доводы не признают.

Трансперсональная психология — направление, возникшее как результат осмысления мистических практик разных народов и измененных состояний сознания человека путем экспериментов с техниками гипноза и психоактивными веществами. Пользуется известной популярностью в эзотерической среде, но большинством психологов осмысливается критически.

Мнения ученых о сторонниках и противниках религии

Среди самих ученых мужей было и есть множество верующих — так, великий физик Ньютон являлся глубоко религиозным человеком. Но в целом научная среда склонна к светскому, атеистическому или агностическому осмыслению действительности. Однако некоторые аспекты могут отличаться в зависимости от страны и менталитета.

Общее мнение исследователей таково — религиозность зависит от степени развития общества и уровня образования, и это общемировой тренд. Особняком здесь стоят США: в этой весьма развитой стране очень большой процент людей верит в Бога, регулярно ходит в церковь и читает Библию, причем это далеко не всегда небогатые фермеры. При этом форпостами атеизма и левых убеждений являются именно университеты и научная среда. В СМИ и социальных медиа наблюдается острое идейное противостояние между ними и набожными консерваторами из американской глубинки.

Место науки в религии

Библейские сказания всегда притягивали исследователей. Лингвистика, физика, биология и археология занимаются анализом событий, персонажей и артефактов, упомянутых на страницах Писания. То, что одни принимают на веру, другие пытаются логически доказать либо опровергнуть. Археологические экспедиции продолжают искать гробницу семейства Иисуса Христа, скрижали Моисея, обломки Ноева ковчега и свитки с текстами апокрифических Евангелий. Там, где одним достаточно догмы, другим нужна доказательная база. Есть вопросы, в которых знание и вера вряд ли легко придут к согласию.

Американский ученый опасается, что проникновение религии в сферу науки и образования может исказить сознание людей. Об этом в видео: