Фаюмские портреты: предтеча иконописи

Фаюмский портрет – одно из самых загадочных, мистических и древних направлений в изобразительном искусстве. Каждый образец заставляет остановиться и долго разглядывать необыкновенно живые и реалистичные лица людей, живших много веков назад на территории Римского Египта. Фаюмский портрет – это реальный человек, реальная жизнь и, к сожалению, реальная смерть.

Древние египтяне верили в то, что душа человека может вернуться в его тело после смерти. Отсюда и стремление сохранить тело умершего посредством бальзамирования. Старание отправить в мир иной не только самого скончавшегося человека, но и все то, что сопровождало его в земной жизни, то, что придавало ему статусности и способствовало его комфортному загробному существованию. Так было в Древнем Египте.

Что представляют собой фаюмские портреты

После того, как долина Нила была завоевана римлянами, произошла ассимиляция. Верования египтян причудливо перемешались с религиозными традициями римлян и греков. Культ мертвых, как и многие другие черты древнеегипетской культуры, был слегка видоизменен, но принят новым обществом всерьез и надолго. Одной из его составляющих стал и фаюмский портрет.

Да, это портрет для саркофага, в котором впоследствии будет захоронен человек. Почти все лица на дошедших до нас фаюмских портретах молоды. Это обусловлено тем, что продолжительность жизни человека составляла в то время 25-30 лет. Скорее всего, именно поэтому фаюмские лица завораживают. Ведь каждый, кто изображен на них, знает, для чего создается его портрет. Трудно представить, о чем думает человек, которого рисуют для погребального ритуала.

Неизменно одно: каждый портрет индивидуален, он раскрывает суть человека, показывает его душу, лишен малейших намеков на то, чтобы приукрасить оригинал. Не потому, что люди того времени были лишены амбиций или страдали заниженной самооценкой, а потому, что в загробном мире все земное переставало быть значимым. Душа должна была узнать лицо своего владельца и соединиться с ним.

Итак, фаюмский портрет- это прижизненное изображение человека, создававшееся для погребального ритуала. Обладает предельной реалистичностью. Располагался на саркофаге с мумифицированным телом умершего, либо крепились на лице мумии в той части, которая не закрывалась бинтами.

Техника фаюмского портрета

Именно техника исполнения этих древних образцов изобразительного искусства делает их такими реалистичными и неповторимыми. Изначально египетские художники использовали расплавленные восковые краски. Они наносились широкими мазками на деревянную доску, что придавало изображению объём, передавало игру света на человеческом лице. Воск, застывая, образовывал неровную шероховатую  поверхность. Картина отличалась яркостью, контрастностью и долговечностью. Эта техника называется энкаустикой.

Особое внимание уделялось глазам модели. Они прорисовывались очень тщательно –  художник старался передать их выражение и настроение. Египтяне верили в то, что душа человека может вернуться в тело именно через глаза. Возможно из этих древнеегипетских верований и берет начало крылатое выражение: “Глаза – это зеркало души”. В создании портретов применялся тонкий золотой лист. Он служил либо фоном, либо добавлялся в части изображения: венок или головная повязка.

Особенность, объединяющая все фаюмские портреты – лица рисовались асимметричными, что придавало изображениям ещё большую реалистичность. К третьему веку методика рисования фаюмского портрета начала меняться. Появилась смешанная техника, когда восковые краски дополнялись темпрой (краски смешанные с яичным желтком). Более легкой по текстуре и придающей картине прозрачность. От этого фаюмский портрет потерял в реалистичности, но приобрел в воздушности.

Энкаустичиские портреты выполнены на глянцевой поверхности, а темперные – на матовой. Техника темпры впоследствии полностью заменила энкаустику и положила начало становлению такого направления в живописи, как иконопись.

История фаюмского портрета

Своим появлением фаюмский портрет обязан слиянию трех культур – греческой, египетской и римской. После завоевания Египта Александром Македонским в IV веке до нашей эры, в долине Нила правили потомки Птолемея. Эллинистическая культура переживала свой расцвет. Греческая живопись распространилась по всему Египту. Именно ее традиции легли в основу техники египетского фаюмского портрета. Римляне же привнесли в портрет персонализацию и проработку деталей лица. Но как бы не менялись техники и манера изображения, фаюмский портрет был и остается исконно египетским по духу, смыслу и предназначению.

На сегодняшний день известно более 900 фаюмских портретов. Первые из них были найдены еще в 1615 году. Пьетро делла Балле обнаружил их в одном из захоронений. Долгое время эти образцы древнеегипетского искусства оставались неизученными. Им попросту не придавали исторического и культурного значения. Представлялись в кунсткамерах как малозначительные диковинки. Даже хранились в некоторых европейских музеях.

Женский портрет. Вторая половина II века н.э. Лувр. Париж. Франция. Находится в экспозиции музея с 1826 года.

Женский фаюмский портрет сыграл немаловажную роль в исследовании этого направления в живописи. Дело в том, что практически все таблички, сопровождавшие захоронения, были утеряны, и судить о времени создания того или иного портрета можно было только по самому изображению. По прическе, украшениям или платью возможно было восстановить историческую хронологию написания того или иного портрета. Но сложность состояла в том, что на территории Египта это направление существовало около 4 веков. А это большой временной промежуток и значимый пласт истории.

Широкую известность портреты в этой технике приобрели только в конце 19 века. Тогда в провинции Фаюм (нынешний пригород Каира) в 1880-х годах расхитители гробниц нашли деревянные доски с портретами, которые поразительно достоверно повторяли лица умерших. Портреты находились на месте лица мумии. Под бинтами крепились таблички с именами, с  указанием возраста и рода занятий человека. Почти все они были утеряны, так как не представляли ценности для грабителей.

Благодаря антиквару Теодору Графу, который выкупил большую часть фаюмских сокровищ, мир узнал о ранее неизвестном направлении в живописи – древнеегипетском фаюмском портрете. Впоследствии подобные находки появлялись и в других местах, но собирательным названием они обязаны провинции Фаюм, Эль-Фаюмскому оазису.

Среди дошедших до наших дней портретов присутствуют изображения мужчин, женщин, детей. Предполагается, что детский портрет писался посмертно, что вполне логично, учитывая высокую детскую смертность в то время.  Подобные изображения могли позволить себе только обеспеченные люди, так как работа художника стоила дорого.

Следующей значимой вехой в исследовании истории фаюмского портрета стало открытие Могилы Алины. Ее обнаружил в 1892 году археолог Ричард фон Кауфман. В этом захоронении находилась женщина и две ее дочери. По сохранившимся табличкам стало понятно, что женщину звали Алина и умерла она в возрасте 35-ти лет. Исходя из того, что ее дочери умерли в то же время, ученый сделал вывод, что причиной стала болезнь, поразившая всех троих одновременно. Портрет Алины восхищает своей реалистичностью и тончайшей техникой исполнения.

Портрет Алины. Хевара. Египет. 24 год н.э. Египетский музей. Берлин

Фаюмский портрет считается предтечей иконописи. С приходом византийской культуры он исчез, как и все атрибуты древних верований и религий. Потерял актуальность для грядущих поколений. Но именно с этих посмертных портретов, которые писались с живых, реальных людей, началась история ликов. Тех самых, что и по сей день смотрят на нас с икон и храмовых росписей. Да, их разделяют века, но одно неизменно – взгляд. Он по прежнему проникает в душу и заставляет задуматься о чём-то, что находится вне человеческого понимания. Снова и снова поднимает многовековой вопрос: так что же там, за той чертой, избежать которой не удалось ни одному смертному.

Видео: Фаюмские портреты

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про религию

Отзывы и комментарии

error: Content is protected !!
Adblock
detector