Огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста

Торжеством из торжеств для всего христианского мира является особое богослужение с литургией в Христов день.
Слово Иоанна Златоуста на Пасху включено в Типикон (православный Богослужебный устав), начиная с IX века.
А с XVI оно
принято Богослужебным уставом Русского государства. Слово отражает атмосферу древнейшего праздника христианского мира, приобщая верующих к его духовным таинствам.

пасхальное слово иоанна златоуста на русском языке

Текст Слова

Огласительное слово на Пасху

I

Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества.
Аще кто раб благоразумный, да внидет радуяся в радость Господа своего. 
Аще кто потрудился постяся, да восприимет ныне динарий. 
Аще кто от первого часа делал есть, до приимет днесь праведный долг. 
Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует. 
Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится, ибо ничимже отщетевается. 
Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся, ничтоже бояся. 
Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится замедления:

II

любочестив бо сый Владыка, приемлет последняго яко и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. 
И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует. 
И дела приемлет, и предложение хвалит.

III

Тем же убо внидите вси в радость Господа своего: и первии и втории, мзду приимите. 
Богатии и убозии, друг со другом ликуйте. 
Воздержници и ленивии, день почтите. 
Постившиеся и непостившиеся, возвеселитеся днесь.

 

Трапеза исполнена, насладитеся вси. 
Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай: вси насладитеся пира веры: вси восприимите богатство благости. 
Никтоже да рыдает убожества, явися бо общее царство. 
Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. 
Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть. Угаси ю, иже от нея держимый. 
Плени ада, сошедый во ад. Огорчи его вкусивша плоти его.

IV

И сие предприемый Исаия возопии: ад, глаголет, огорчися, срет тя доле. 
Огорчися, ибо упразднися. 
Огорчися, ибо поруган бысть. 
Огорчися, ибо умертвися. 
Огорчися, ибо низложися. 
Огорчися, ибо связася. 
Прият тело, и Богу приразися. 
Прият землю, и срете небо. 
Прият еже видяще, и впаде во еже не видяще.

V

Где твое, смерте, жало; где твоя, аде, победа; воскресе Христос, и ты низверглся еси. 
Воскресе Христос, и падоша демони. 
Воскресе Христос, и радуются ангели. 
Воскресе Христос, и жизнь жительствует. 
Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе: Христос бо востав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава, во веки веков, аминь. 

перевод Светланы Ивановой

Иоанн Златоуст как автор Слова

В эпоху поздней античности в период раскола Римской империи и образования Византии епископом Константинопольским жил Иоанн из Антиохии, названный Хрисостомом (Златоустом).
Он был в первых рядах тех, кто вывел христианство из подполья. При его участии оно стало доминирующей государственной религией. Под его руководством велась борьба за соответствие христианских канонов учению апостолов и устанавливались традиции Христовой Церкви.

Биография богослова

Иоанн Златоуст (347— 407) родом из Антиохии.
В нынешнее время Антиохия — это средний городок на окраине Турции.
А в древности он был столицей Сирии и славился:
  • убранством храмов;
  • двумя церквями;
  • библиотекой Мусейон;
  • амфитеатром.
Золотые и бронзовые барельефы царей и императоров, мраморные колонны, бассейны, водопровод говорили о богатстве города.
В раннем детстве мальчик потерял отца. Мать — Анфуса — приложила все усилия для достойного воспитания сына.
Как потомок знатного рода, Иоанн получил блестящее образование. Он посещал занятия Ливания, Диодора. Большое влияние на его мировоззрение оказывал христианский епископ Мелент.
В годы юности и зрелости Иоанна:
  • императоры-язычники Валент и Юлиан расправлялись с христианами;
  • за константинопольскую кафедру соперничали архиепископы христианских общин: ариане — последователи Ария, кафолики, ставленники Александрии и выдвигаемые Константинополем.

Свою дальнейшую жизнь он посвятил христианской общине. Он нес учение Апостолов византийскому народу.

пасхальное слово иоанна златоуста на русском языке

Христианская служба

На заре христианства многие молодые люди стремились к аскетизму. Таким был и будущий архиепископ.
После смерти матери Иоанн:
  • раздал свое имение;
  • отпустил рабов;
  • удалился в пустынную обитель к отшельникам на гору Сильпий.

Этот шаг напрямую связан с гонениями на епископа Мелента, собравшего вокруг себя наибольшее число последователей.

Этапы служения христианству святителя :

  1. Шесть лет аскетизма на горе Сильпий, подорвавшие здоровье.
  2. Двенадцать лет проповедования диаконом в Антиохии при епископе Меленте, вернувшемся из изгнания, и служба пресвитером.
  3. С 398 года — служение архиепископом в столице Византии Константинополе по протекции первого камергера двора Евтропия, конфликты с монашеством и вельможами.
  4. Шаткое положение после казни Евтропия, когда каждая фраза могла быть истолкована как заговор против императора.
  5. Конфликты с епископом Северианом, успевшим лестью заслужить покровительство императрицы.
  6. 403 год — изгнание по ложному обвинению в содействии присвоения церковных средств Евтропием.
  7. Возвращение в 404 году и последовавшая за этим вторая ссылка.
  8. 407 год. Смерть в часовне святого Василиска в понтийских Команах (Абхазия) во время этапирования к месту ссылки.
Цитаты из проповедей говорят об его отношении к алчности элиты. Это объясняет неприязнь к нему императорского двора.

«Чтобы тебе украситься одной единственной жемчужиной, голодает тысяча нищих!»

Златоуст

В жизни автора Слова была «кровавая Пасха» в 403 году.

В книге Рудольфа Брендле «Иоанн Златоуст. Проповедник, епископ, мученик» раскрыты ее подробности:

  • императрице превратно истолковали приведенную выше цитату;
  • на требования оставить пост Иоанн ответил, что он служит Богу, над которым светская власть силы не имеет;
  • к сторонникам архиепископа была применена физическая сила во время богослужения с кровавым исходом.

Какими были первые христиане? | ПОЧЕМУХА.РУ ответы на вопросы.

Богословские темы в проповедях и литературных трудах

Тематика трудов монаха, а затем архиепископа, раскрывает историю ранней Византии. В нее добавлялись новые проблемы по мере роста миссии Иоанна. На ранних этапах работы касались нравов людей, на более поздних — регулировали церковные уставы и вопросы богословия.

Трактат «Сравнение царя и монаха» был одним из первых его произведений.

Он призывает к:

  • аскетизму;
  • заботе о неимущих;
  • монашескому внутреннему пути к Христу для горожан.
К своим проповедям Иоанн относится ответственно. Они, построенные на Священном Писании, стенографировались писарями. Иоанн перепроверял и уточнял записи. Написание стенограмм защищало от превратного толкование слов и предупреждало клевету.
Первые проповеди связаны с периодом его монашества. В них подчеркивается, что статус христианина обязывает к безупречности жизненной позиции в стремлении служить вере и правде.

Высказывания Златоуста затрагивают разные темы:

  • большая часть известных сегодня проповедей Иоанна Златоуста — это истолкования изречений апостола Павла;
  • воздержания в супружеской жизни, укрепления христианской семьи — «О девстве»;
  • толкование книги Бытие в 35 гомилиях (проповедях).

Иоанн видел прославление Бога не в догмах, а в образе жизни.

Из-под пера богослова вышли и такие книги:

  • «К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни» — критика неприятия родителями отшельнических настроений их сыновей;
  • трактат «Против Юлиана» — направлен против императора-язычника;
  • теме борьбы с многобожием посвящена работа «О блаженном Вавиле и против язычников»;
  • труд «О священстве» содержит факты из личной жизни.

А самым главным наследием святителя являются его многотомные труды по толкованию Евангелия и других книг Священного Писания, признанные многими богословами одними из лучших за всю историю Церкви.

твое только то что ты отдал другим

Мировоззрение святителя

На формирование личности Иоанна влияло раннее христианство и примеры аскетизма. Популярность отшельнического образа жизни встречалась на продолжении нескольких веков. Широко известна история V века с прикованным к столпу св. Симеоном.
Наши современники считают Златоуста социалистом по убеждениям. Существует мнение, что даже Маркс не был так резок к роскоши, как древний проповедник Иоанн.
Он действительно призывал богатых завещать нажитое христианской общине, чему было достаточно примеров при жизни проповедника. Он и близкие ему по духу друзья передали имущество христианской общине.
Известно, что Мартин Лютер критиковал древнего богослова, а Эколампадий и Кальвин, наоборот, высоко ценили его мысли.

Слово на Пасху

Огласительное слово святого отца церкви на Пасху — древняя традиция. Одновременно являясь данью памяти, оно наиболее полно выражает отношение церкви к собравшимся на праздничное богослужение прихожанам.

пасхальное слово иоанна златоуста на русском языке

История написания

Порядок, время, содержание литургии на Пасху установились в период жизни и с непосредственным участием архипастыря Иоанна Златоуста.
Почитаемый христианами епископ:
  • в Беседе 141 подробно рассчитал время, когда воскрес Христос: после весеннего равноденствия, на четырнадцатый день луны, в трехдневье — пятницу, субботу и Воскресенье;
  • составил Огласительное слово.
Иоанн был ответственным перед Богом за свою паству. В пасхальную ночь сотни верующих, принявших накануне — в субботу — Крещение, причащались вместе с тысячами крещеных из рук глав христианских храмов.
Занимаясь церковной литургией, он включит вступительное слово в церемонию празднования, оглашая его перед литургией. Без Слова немыслима пасхальная служба по сей день.

твое только то что ты отдал другим

Идея и суть

После длительного поста в Иерусалиме сходит Благодатный огонь. Звучит «Христос воскресе», и происходит Причащение святых тайн и духовное единство. Торжество начинается с приветствия прихожан.
Пасхальное Слово Иоанна Златоуста на русском языке доступно для восприятия нашими современниками смысла этого обращения:
  1. Он в даровании надежды на спасение души всем, кто идет по дороге к воскресшему Христу.
  2. Верующие открывают в сердцах и душах христианскую любовь, всепрощение, созерцание Бога как Спасителя: Господь попрал смерть и даровал верующим жизнь.
Главная мысль Огласительного Слова: Спаситель воскрес, и это событие примиряет благочестивых, любящих Бога.
Прощение и мир получают в равной степени:
  • богатые и бедные;
  • грешники и обиженные;
  • первые, пришедшие на Пасху, и последние.

В этом видео можно послушать чтение Слова Преосвященным Панкратием, епископом Троицким.

Жанр и стилистика произведения

Пасхальное огласительное слово соответствует основным традициям христианских догм. Имея дидактический характер, обращение относится к церковному праздничному слову. Оно звучит в храме перед литургией и несет благую весть о библейских событиях.

По композиции — это прямая апелляция к собравшимся христианам. Простота и доходчивость изложения отличает его от насыщенных церковной терминологией богословских трудов. Лексика, хотя и касается морально-этической тематики, наполнена ощущение праздника, веры, вдохновения для прихожан церкви.

Состоит древнейшая мудрость из пяти частей:

  • экспозиции — приглашение в христианский храм;
  • завязки — проявление милостивого отношения главы патриархальной семьи к прихожанам;
  • сюжета — описание трапезы;
  • кульминации — раскрытие идеи праздника — ад будет огорчаться … «ибо посрамлен»;
  • развязки — ликование: воскрес Сын Божий.

Интонационно-смысловое единство первой и второй части подчеркнуто словесными конструкциями в виде двух терминов (предикатов).

Пример 1:

  • « благочестив — да насладится»;
  • « потрудился — да восприимет»;
  • «по 3-м прииде — да празднует»;
  • «последнего — милует»;
  • "дела — приемлет".

Третья часть усилена более сложной формой предложений.

Пример 2:

  • «трапеза исполнена — насладитеся вси»;
  • «телец упитанный — никтоже да изыдет».

Четвертая часть характеризуется приемом противопоставления с привязкой к одному глаголу «огорчися». В ней идет речь про ад.

Пример 3:
«Огорчися» —

  • «упразднися»;
  • «поруган бысть»;
  • «умертвися»;
  • «низложися»;
  • «связася».

Пятая часть представляет собой по структуре аналог четвертой, но она связана с таинством неба.

Пример 4:
«Воскресе Христос» —

  • «радуются ангелы»;
  • «жизнь жительствует».

Слово Огласительное На Святую Пасху Свт. Иоанн Златоуст - YouTube

Цитаты и высказывания святителя

Значительную часть своей жизни Иоанн, будучи диаконом, пресвитером и епископом, отдал на борьбу с язычеством, иудейством и еретическим учением Ария. Но спасением считал не слепую веру, а смирение и милосердие.
Многие его мысли воспринимаются как афоризмы.

Ничего бесполезнее, чем человек, не умеющий любить, и ничто не характеризует человека так, как милосердие.

Если уж помнить грехи, то помнить должно только свои.

Твое только то, что ты отдал другим.

Как доброе дело – помнить о своих грехах, так доброе же дело – забывать о своих добрых делах.

Не вспоминай о своих добрых делах, чтобы помнил о них Бог.

Любовь не знает насыщения, но, постоянно наслаждаясь любимыми, более и более воспламеняется.

У безымянных нищих есть такое же тело, как и у них самих: подверженное опасностям и лишениям, глодаемое голодом, болезнями и нищетой.

Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие? Разве ты – гражданин? Ты – путник. (…) Не говорите: у меня такой-то город, а у меня такой-то. Ни у кого нет города; город – горе [на небесах]; а настоящее есть путь. И мы путешествуем каждый день, пока движется природа.

Где бы ты ни был, молись. Ты – храм Божий: не ищи же места; нужно только душевное расположение.

Грех не в нашей природе; мы сподоблены воли и свободы. Ты – мытарь? Можешь сделаться евангелистом. Ты – богохульник? Можешь сделаться апостолом. Ты – разбойник? Можешь приобрести рай. (…) Нет такого греха, который не изглаживался бы покаянием.

Многие приходят в церковь, произносят тысячи стихов молитвы, и выходят, не зная, что говорили они; уста их движутся, а слух не слышит. Ты сам не слышишь своей молитвы: как же ты хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву?

Как раны, открытые и часто подвергающиеся влиянию холодного воздуха, делаются более жестокими, так и душа согрешившая становится более бесстыдною, если пред многими обличается в том, в чем она согрешила. (…) Не прибавляй же раны к ранам, объявляя согрешившего, но делай увещевание без свидетелей.

Разве Церковь – в стенах? Церковь – во множестве верующих.

Не думаю, чтоб в среде священников было много спасающихся; напротив – гораздо больше погибающих, и именно потому, что это дело требует великой души.

Если бы все стремились к архиерейству, как к обязанности заботиться о других, то никто не решился бы скоро принять его. А то мы гоняемся за ним так же точно, как за мирскими должностями.

(…) Чтобы достигнуть почестей у людей, мы погибаем пред очами Божиими.

Народ составляют святые, а не толпа народа.

Какая это слава, если она заставляет искать чести от низших (…)? Честь состоит в том, чтобы пользоваться славою от высших.

Человек (…) может сделаться и ангелом, и зверем.

Завидующий не может не быть и клеветником.

Мы обращаемся к оскорбителям как бы к каким великим людям, когда говорим: ты кто, что оскорбляешь? (…) А следовало бы говорить, напротив: ты оскорбляешь? – оскорбляй; ведь ты – ничто. Скорее к тем, которые не наносят оскорблений, следовало бы говорить: ты кто, что не оскорбляешь? Ты выше естества человеческого.

Наше гражданство на небе, а не на земле.

Что такое кротость и что малодушие? Когда мы, видя других оскорбляемыми, не защищаем их, а молчим, это – малодушие; когда же, сами получая оскорбления, терпим, это – кротость. Что такое дерзновение? (…) Когда мы ратоборствуем за других. А что дерзость? Когда мы стараемся мстить за самих себя.

Кротость есть признак великой силы; (…) не погрешит тот, кто назовет такое расположение к ближним даже мужеством.

Свойство учителя – не колебаться в том, что сам он говорит.

Человек нередко бросается в бездну, чтобы только другие удивлялись ему.

[Бог] не хочет, чтобы мы радовались наказанию других даже и тогда, когда Он сам их наказывает, – потому что и Сам неохотно наказывает.

Что же такое толпа? (…) Нечто шумное, многомятежное, большею частью глупое, без цели носящееся туда и сюда, подобно волнам моря, составляемое часто из разнообразных и противоположных мнений. Кто имеет у себя такого владыку, не будет ли тот жалок более всякого другого?

Если каждый из толпы сам по себе достоин презрения, то, когда таких много, они заслуживают еще большего презрения. Глупость каждого из них, когда они собраны вместе, становится еще большею, увеличиваясь от многочисленности. Поэтому каждого из них порознь, конечно, можно бы исправить, (…) но нелегко было бы исправить всех их вместе, – оттого что безумие их в таком случае увеличивается.

Язычников не столько обращают чудеса, сколько жизнь [христиан]. (…) Доколе проповедь не была еще распространена, чудеса по справедливости были предметом удивления, а теперь нужно возбудить удивление жизнью.

Что за польза – обнажить одного и одеть другого? Милостыня должна происходить от сострадания, а это – бесчеловечие. И хотя бы мы отдали даже все, что похитили у других, для нас не будет никакой пользы. Это показывает Заккей, который тогда умилостивил Бога, когда обещал возвратить похищенное четверицею (Лука, , ). А мы, похищая весьма много, а отдавая мало, думаем умилостивить Бога, не зная, что тем самым еще более прогневляем Его.

Мы умываем же руки, когда входим в церковь: зачем же не омываем сердца?

Удержи руки от лихоимства – и тогда простирай их на милостыню. Если же мы теми же самыми руками одних будем обнажать, а других одевать, то (…) милостыня будет поводом ко всякому преступлению. Лучше не оказывать милосердия, чем оказывать такое милосердие.

Стыдись грешить, но не стыдись каяться.

Сатана извратил естественный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию – стыд.

Ты грешишь? Не отчаивайся; (…) и если каждый день согрешишь, каждый день кайся. (…) Для божественного милосердия меры нет. (…) Твоя злоба, какова бы она ни была, есть злоба человеческая, а человеколюбие Божие неизреченно.

Для любящего довольно и той награды, чтобы любить, кого любит.

Не вино зло, (…) а пьянство.

[Корыстолюбец] бережет свое, как чужое.

Ты здесь [на земле] странник и пришелец; твое Отечество на небесах.

Что же такое смерть? То же, что снятие одежды: тело, подобно одежде, облекает душу, и мы через смерть слагаем его с себя на краткое время, чтобы опять получить его в светлейшем виде. Что такое смерть? Временное путешествие, сон, который дольше обыкновенного.

Не плачь об умершем, но плачь о живущем во грехах.

Лишился ли ты чего? Не скорби – этим нисколько не пособишь. Согрешил? Скорби – это полезно.

Не говорим, будто все зло оттого, что едим и пьем: не от этого оно, а от нашей беспечности и жадности. Диавол не ел и не пил – а пал; а Павел ел и пил – и взошел на небо.

Не странно ли признавать небо гораздо лучшим земли, а переселившихся туда – оплакивать?

Время уныния не то, когда мы терпим зло, но когда делаем зло. Мы же извратили порядок и перемешали времена; делая множество зла, мы не сокрушаемся и на короткое время, а если от кого-нибудь потерпим хотя малое зло, падаем духом, безумствуем, спешим отказаться и избавиться от жизни.

Вступать или не вступать в брак – зависит от нас; а то, что последует за браком, уже не в нашей власти, но волею или неволею нужно переносить рабство.

Иное – судия, иное – податель милостыни. Милостыня потому так и называется, что мы подаем ее и недостойным.

Если можно сказать нечто странное, то (…) душа спящего как бы спит, а у умершего, напротив, бодрствует.

Награда тебе будет больше, когда ты станешь делать должное, не надеясь на награды.

Настоящее – театр; здешние предметы – обманчивая внешность, и богатство, и бедность, и власть, и подвластность, и тому подобное; а когда окончится этот день и наступит та страшная ночь, или лучше – день: ночь для грешников, а день для праведников; когда закроется театр (…), обманчивые виды будут отброшены; (…) и как здесь, по окончании театра, иной из сидевших вверху, увидев в театральном философе медника, говорит: э, не был ли этот в театре философом? – а теперь вижу его медником; этот не был ли там царем? – а здесь вижу в нем какого-то низкого человека; (…) так будет и там.

Мы не так скорбим, обличаемые со стороны других, как обличая других за грехи, в которых мы виновны.

Бог не свел с небес ангелов и не приставил их учителями к человеческому естеству, чтобы по причине превосходства своей природы и по причине неведения человеческой немощи они не делали упреков против нас очень беспощадно; но Он сделал смертных людей учителями и священниками, людей, облеченных немощию, чтобы одно и то же, виновность в том же самом и говорящего, и слушающих сделалась уздою для языка говорящего человека, не позволяющею делать обвинений сверх меры.

Какого ты достигаешь успеха чрез то, что не исповедуешься? (…) Хотя бы ты не сказал, Он [Господь] знает; если же ты скажешь, Он забывает.

Военачальнику мы в особенности удивляемся тогда, когда даже в его отсутствие войско соблюдает порядок.

Никакое существо не может хорошо знать высшего существа, хотя бы между ними было и малое расстояние.

Не знают Бога не те, которые не знают Его существа, а те, которые усиливаются познать это существо.

Еще нет смиренномудрия в том, чтобы грешник считал себя грешником. Смиренномудрие состоит в том, чтобы, сознавая за собою много великого, ничего великого о себе не думать.

Не множество тел мы желаем видеть в церкви, а множество слушателей.

Как солнце восходит каждый день, и, однако, мы не говорим, что много солнц, но одно солнце, ежедневно восходящее, так и Пасха совершается всегда (…). Где торжествует любовь, там и праздник.

[Человеческая] душа стоит, а лучше сказать – и дороже множества народов.

Тяжко не падение, а то, чтобы, упавши, лежать и уже не вставать, (…) помыслами отчаяния прикрывать слабость воли.

Слава Богу за все.

Как душа без плоти не зовется человеком, так и плоть без души.

Лучше во тьме пребывать, чем без друга.

Кто не нуждается в чужом, но живет независимо, тот всех богаче.

Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется.

Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас.

Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи милость своему ближнему.

Ничто так не смущает чистоты ума, и красоты, и мудрости, как гнев беспречинный, громким ревом вокруг разнесенный.

Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.

Столько же создать может слово, сколько разрушить страх.

Время скорби не то, когда зло страдаем, но когда творим зло.

Дерзнуть и простые люди могут не раз, но не все способны в нужное время так поступать.

Всюду жестокостью и трудом человек увеличивает полезное.

Нельзя творить зло или ненавидеть какого бы го ни было человека, хоть нечестивого, хоть еретика, пока не приносит он вреда нашей душе.

Ни уклоняться от битвы нельзя, ни самому искать битвы: тогда и победа будет славнее.

Боязливой и нетвердой бывает душа в невежестве, а не по сути. Если же встречу некогда храброго, а теперь боязливого, понимаю, что это случилось не по природе порока, ибо природа так сильно не изменяется.

Златоуст

Значение деятельности Златоуста в истории

Древний богослов почитаем по всему христианскому миру. Благодаря его деятельности на заре христианства установились каноны веры в Христа.

Особенная ценность его духовной роли проявляется в истории Византии, принесшей православие на Русь. Он был человеком, повлиявшим на перемену отношения к христианам со стороны язычников-императоров. Верующие во Христа из изгоев и мучеников превратились в доминирующую религиозную группу.

Видео о жизни Иоанна Златоуста

Это видео — рассказ о житии Иоанна Златоуста — примере милосердия для христиан и большом человеческом подвиге его жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Партнер сайта sharm