Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян


Серафим Саровский – один из самых почитаемых монахов в истории Русской Православной церкви. Он жил в XVIII-XIX веках. Известен тем, что основал Дивеевскую женскую обитель, позже был ее покровителем. Канонизирован в лике преподобных при императоре Николае II.

В годы его жизни многочисленные паломники приходили к Серафиму за советом, жаловались, что не имеют возможности регулярно читать молитвы в храме. Преподобный рекомендовал вместо этого обращаться в Богу на протяжении всего дня, пусть даже с небольшими молитвами. В результате его наставления, которые он давал паломникам, обозначили молитвенным правилом для мирян, названным в его честь.

Житие Серафима Саровского

Серафим Саровский родился в семье купца Мошнина, который жил в Белгородской губернии. При рождении мальчика назвали Прохор. Родители воспитывали его в традициях православия. Большую роль в становлении будущего монаха сыграла его мать, так как отец умер, когда Прохор был совсем маленьким.

Известен случай, как в детстве Прохор едва не погиб, упав с колокольни. За чудесное спасение сына мать славила Божью Матерь. Когда мальчик вырос, он решил отправиться в Киево-Печерскую лавру. Мать нисколько не была против, а только благословила его.

После паломничества в Киев отправился в Саровскую пустынь, следуя указанию старицы Досифеи. Здесь он поступил в мужской монастырь, в котором принял постриг. Отныне его стали звать Серафим. Монах отличался стремлением к аскетизму, часто ел только лесные ягоды.

Был знаменит в качестве столпника и целителя, предсказал многие трудности и тяжелые события, с которыми столкнулась Россия. Много сделал для возрождения института старчества, считая себя прямым последователем Нила Сорского – основателя скитов на Руси, жившего в XV – XVI веках. Как и Нил, Серафим не признавал никаких материальных благ, проводя время в молитвах и строгих воздержаниях. Три года Серафим провел, стоя на валуне, следуя традициям столпничества, молясь по ночам. Все это время много общался с паломниками, которые являлись к нему со всех концов страны.

Авторитет Серафима был непоколебимым, слова и поучения преподобного высоко ценились. Отсюда родилось молитвенное правило, которое сегодня носит его имя. Для мирян оно приобрело большое значение. Не теряет своей актуальности и в наше время, когда у людей остается еще меньше времени на посещение храма и размеренную молитву.

Будучи долгое время покровителем Дивеевского женского монастыря, Серафим составил молитвенное правило и для сестер, которые также часто не успевали молиться из-за повседневных дел и забот. Главная идея преподобного состояла в том, что человек, даже целый день проводя в заботах, не должен забывать Всевышнего. Даже если он обращается к Господу с короткими молитвами, это свидетельствует о его благочестии и глубокой вере.

Богородичное правило Серафима Саровского

Известно Богородичное правило Серафима Саровского. Это своеобразный духовный подвиг, который время от времени должны исполнять верующие. Согласно этому правилу, требуется 150 раз за сутки вознести молитву в честь Божьей Матери.

Серафим советовал читать правило за один прием. После каждого десятка молитв произносить «Отче наш», «Милосердия двери…» и тропарь, относящийся к какому-нибудь событию из жизни Богоматери.

Суть этого духовного подвига заключается и в том, чтобы не было произнесено ни одной формальной молитвы. Каждое слово каждой из 150 молитв должно быть пропущено верующим через свою душу и сердце. В это время нужно думать только о духовном, не отвлекаться на посторонние мирские мысли. Христиане верят, что исполнять это правило сама Богородица велела еще в VIII веке. Она призывала молиться, когда:

  • возникает духовная потребность в этом;
  • появляется тяжесть на душе;
  • человек сталкивается с трудной жизненной ситуацией, которую не в состоянии разрешить;
  •  хочется вознести благодарность Богоматери.

Творя Богородичное правило, Серафим Саровский, как считается православными, весь мир обнимал своей молитвой.

Зачем необходимо молитвенное правило

В Русской Православной церкви до сих пор существует практика – каждый день обращаться с молитвой к Всевышнему, даже если человек остается дома и не посещает храм. Такая молитва еще называется частной. Принято читать утренние и вечерние тексты, разнообразные последования и каноны. В целом, все это называется молитвенным правилом, которое тематически можно разделить на несколько частей.

Если следовать христианской традиции, исполнение этого правила – обязательное условие для полноценной жизни православного человека в вере к Богу. Молитвенное правило необходимо для исправления души прихожанина.

В православной церкви изначально отмечалась необходимость выполнения мирянами определенным молитвенных правил. Это традиция, которая насчитывает несколько веков. При этом многие современные проповедники и святые отцы, определяющие, каким должно быть поведение прихожан, считают, что сейчас можно допустить неформальное отношение к данному процессу.

Святитель Феофан Затворник писал, что правило не является существенной и определяющей частью молитвы, а только ее внешней стороной. Главным и основополагающим остается искренняя молитва ума и сердца, обращенная непосредственно к Всевышнему. Ее требуется возносить со славословием, прошением и благодарением за все, что было человеком получено от Господа. Только когда слова идут от сердца, молитву можно считать искренней и истинной. Если никаких душевных порывов нет, моление не получится, даже если человек целый день будет повторять священные тексты.

Молитвенное правило призывает мирян в течение дня обращаться к Господу с короткими молитвами, даже не посещая храм. Но это не означает, что священные тексты нужно просто бубнить или «вычитывать», как это делают некоторые православные. Определяющим становится необходимость христианина почувствовать молитву, ощутить потребность ее произнести, выстроить свою жизнь так, чтобы она стала нормой его духовной жизни.

«Вычитывание молитвы» не должно становиться препятствием к самой этой молитве. Конечно, многим тяжело вкладывать искренние чувства и мысли в тексты, написанные другими людьми. Однако, стоит осознавать, что молитвы были сложены святыми, жившими много веков назад. Это были люди, имевшие богатый практический опыт Богообщения. Поэтому если вдумчиво и внимательно отнестись к этим текстам, они смогут многое нам сказать о себе самих, при должном духовном стремлении можно усмотреть созвучность собственным чувствам, ощущениям, представлениям о мире.

Рассуждая о значении молитвенного правила, именно об этом пишет митрополит Антоний Сурожский. Он призывает мирян самим себе задавать вопросы. Определиться с тем, что я сам знаю о целомудрии, как представляю себе смирение, что такое для меня любовь, интересоваться многими другими подобными духовными вопросами. Если христианин начнет внимательно продумывать каждую такую мысль, то со временем ощутит родственную связь с теми святыми, которые составляли слова духовных текстов, выбрали именно их, чтобы выразить свой духовный опыт.

При этом все православные священнослужители подчеркивают, что никто не требует от верующего ограничивать молитву только чужими словами. В частности, об этом пишет Феофан Затворник. Он подчеркивает, что молитвенное правило призвано помочь человеку разобраться в себе, исправить свой внутренний мир, чтобы дисциплинировать душу, обрести в глубине себя готовность и желание во всем следовать за Спасителем. Например, в молитвах, относящихся к утреннему правилу, основополагающей темой становится обращение к Всевышнему с просьбой о помощи для любого благого дела, которое планируется совершить в этот день. Также следует просить укрепить дух и собственную веру, быть готовым ко встрече с Господом. Нужно помнить о том, что Евангелие сказано, что каждый человек должен бодрствовать, так как не знает, когда придет хозяин дома.

Правило преподобного Серафима Саровского для мирян в видео:

Как читать молитвенное правило

Существует особый порядок, как читать молитвенное правило Серафима Саровского. Преподобный призывал всех мирян следовать ему, если они стремятся вести праведную жизнь, быть искренними православными. Читать молитвенное правило преподобного Серафима Саровского требуется следующим образом:

  1. День начать с чтения утренних молитв. Для этого мирянину требуется встать перед иконами, осенить себя крестным знамением и поблагодарить Всевышнего. Затем начинать читать утреннее молитвенное правило Серафима Саровского.
  2. Если женщина читает молитву дома, обязательно должна надеть платок. Это же касается девочек, которых привлекают к православной вере. Мальчикам и мужчинам, как и в храме, разрешается молиться без головного убора.
  3. После завершения чтения молитвенных правил попросить у Бога благословения на начинающийся день. После этого идти на работу, учебу или по другим мирским делам.
  4. В вечернее время поблагодарить Всевышнего за прожитый день, прочитав вечернее молитвенное правило Серафима Саровского, а также молитву «Да воскреснет Бог». В конце осенить крестным знамением все четыре угла комнаты и только после этого отправляться спать.

Преподобный Серафим Саровский отмечал, что миряне должны не забывать на протяжении всего дня, как только выдастся свободная минута, обращать молитвенные слова к Господу, пусть даже совсем короткие. Во время работы, в дороге достаточно произносить: «Помилуй мя грешного» или «Помилуй меня грешную». Это необходимо, чтобы человек не забывал о необходимости вести праведную и честную жизнь.

Правило для мирян, какие молитвы нужно читать каждый день. Об этом по ссылке.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про религию

Отзывы и комментарии

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

error: Content is protected !!
Adblock
detector