Николай Японский: житие и труды святителя

Один из самых знаменитых миссионеров 20-го столетия — святитель Николай Японский. Он был создателем и первоиерархом Японской Православной церкви, положившим все душевные и физические силы на развитие своего детища.

Автор книги о святителе А. Платонова утверждала, что каждый русский человек должен знать житие равноапостольного Николая — одного из тех, кто составляет величие и гордость России.

Николай Японский

Детство

Будущий святитель родился в селе на Смоленщине в 1836 г., сейчас на этом месте находится деревенька Береза Тверской области. В крещении мальчика назвали Иваном в честь Иоанна Предтечи. В пятилетнем возрасте Иван потерял мать, которой на момент смерти было всего 34 года. Отец мальчика — диакон Дмитрий Касаткин — остался один с тремя детьми.

Жизнь семьи проходила в бедности и лишениях, что с детства воспитало в Иване стойкость к жизненным испытаниям. Впоследствии Николай заботится об отце до его кончины, передавая часть своего жалованья домой.

Юношеские годы и молодость

Юноша окончил Бельское училище, а затем решил продолжить обучение в Смоленской семинарии. К учебному заведению Иван шел пешком много километров, так как железной дороги не было, а на лошадь не хватало средств. Проявив недюжинные способности, юноша в 1856 г. оканчивает семинарию. На дальнейшее обучение его направляют в Петербург в Духовную Академию, где Иван учится за государственные средства.

Заканчивая Академию, молодой человек все еще не представляет своей дальнейшей судьбы, тем более не задумывается о монашеском пути.

Однажды в стенах Академии он случайно наталкивается на объявление, приглашающее к поездке в Японию с целью занять место настоятеля храма при российском посольстве. Юноша загорается желанием поехать в далекую страну для христианской проповеди.

 Петербургская Духовная Академия

Принятие монашества

Приняв твердое решение отправиться в Японию, причем в монашеском чине, Иван приходит к ректору с прошением. Желание юноши передали митрополиту, и вскоре благословение на отъезд было получено.

В 1860 г. Иван принимает постриг, получив новое монашеское имя — Николай.

Через несколько дней инока рукоположили в иеромонаха. Проведя несколько дней в родной деревне, Николай отправился в дорогу.

Из-за окончания навигации зиму пришлось пережить в Сибири, где он познакомился с владыкой Иннокентием. Этот архипастырь в будущем прослывет просветителем Сибири. Иннокентий напутствовал иеромонаха, советуя как можно быстрее приступить к изучению японского языка. Сшил будущему миссионеру бархатную рясу и подарил свой наградной крест. Летом 1861 г. Николай прибывает в порт Хакодате.

Святитель Иннокентий

Зрелый возраст

При российском консульстве в Хакодате находился Воскресенский деревянный храм, который впоследствии сгорел и был заменен каменным. Его бывший настоятель – о. Василий Махов — спустя год служения заболел и вернулся в Россию.

После этого консул Гошкевич вынужден был просить у Синода нового священнослужителя, имеющего высшее духовное образование. Гошкевич быстро сдружился с Николаем, ведь их объединяли годы учебы, проведенные в Петербургской Академии.

Жизнь в Хакодате

Первое время святитель лишь проводил церковные службы для работников консульства и случайных моряков с российских кораблей, зашедших в порт. Эта скудная деятельность была обусловлена местным законом, запрещающим проповедовать христианство среди японцев.

Отношение к христианам и к иностранцам вообще было крайне негативным и враждебным.

Новая политика, открывшая страну для чужеземцев, вызвала бурю протеста у самураев. Они вели открытую борьбу с иностранным влиянием, не гнушаясь запугиванием и даже убийствами. К новому священнику местные жители отнеслись с настороженностью, считая его шпионом из Европы.

Самураи 19 века

Иеромонаха постигло горькое разочарование. Он решил, что миссионерство в Японии невозможно. Кроме того, его мучила мысль о неправильно выбранном жизненном пути, чувствовалась нехватка семьи. Незнание местного языка и культуры, враждебность японцев, тоска по Родине сделали жизнь Николая невыносимой. Эти испытания длились в течение нескольких лет.

С первых дней пребывания в Японии святитель изучает сложнейший японский язык и культуру страны, на овладение языком в совершенстве ушло около 8 лет. Благодаря тяжкому и упорному труду, ежедневным занятиям по 14 часов в сутки Николай мог читать подлинники древней японской литературы.

Впоследствии пресса писала о святителе как о человеке, знающем японскую культуру и язык лучше самих японцев.

Постепенно иеромонах Николай завоевал расположение местных жителей добротой и отзывчивостью. Его стали звать в гости, появились первые друзья среди японцев. Это радушие отчасти объяснялось и тем, что святитель никогда не порицал и не высмеивал буддизм и религиозные традиции местного населения.

Церковное служение

В 1869 г. Николай испрашивает у Синода благословение на организацию русской духовной миссии, для чего он лично посещает Россию и находится там почти год. Утвержденный Александром II документ определял состав миссии, которая включала начальника и трех иеромонахов с причетником.

Святитель был определен главой миссии и возведен в сан архимандрита. На нужды миссионеров выделили средства из государственной казны и духовного ведомства. Миссия была подчинена Камчатской православной епархии и епископу.

Центры миссии находились в городах:

  • Токио;
  • Хакодате;
  • Нагосаки;
  • Киото.

Прибыв обратно в Японию в 1871 г., святитель с радостью обнаружил, что количество новообращенных христиан увеличилось. Этому способствовал упорный труд православных священников-японцев, на попечение которых была оставлена паства. В 1872 г. Николай переселяется в Токио, оставив в Хакодате своего верного помощника священника Анатолия (Тихая).

В 1873 г. правительством Японии был принят декрет о прекращении гонений на христиан и отмене некоторых запретов, касающихся христианства. Это событие открыло для святителя огромные возможности в миссионерском деле. Впоследствии им была создана первая православная семинария в Японии, основан Воскресенский собор в Токио.

Православный приход в Японии

Военные годы

В 1900 г. неприязнь по отношению к русским снова усиливается, что сказывается также на восприятии православной церкви. После заключения союза между Англией и Японией конфликт с Россией становится практически неизбежен. В начале февраля 1904 г. происходит разрыв дипломатических отношений между странами по инициативе Японии.

Некоторые русские священники, служившие в миссии, отправляются на родину. Николай вынужден прекратить письменное общение с российскими друзьями.

Он глубоко переживает военный конфликт, перестает посещать общественные мероприятие, не желая проводить молебны за победу Японии.

После того как в Японию начинают привозить российских пленных, количество которых за всю войну составило около 73 тыс., святитель испрашивает разрешение на организацию Общества духовного утешения. Организация предназначается для христианского окормления тех, кто находится в плену.

Благодаря такту и мудрости Николая в период войны, японцы стали ценить и уважать святителя еще больше.

С российской стороны также прозвучала высокая оценка его деятельности. В 1906 г. Николая возводят в сан архиепископа Токийского.

Однако из-за тяжелого послевоенного положения иссяк поток средств, выделяемых на миссию. Это привело к закрытию катехизаторского училища. Спасло положение прибытие епископа Сергия (Тихомирова). Он сразу развернул активную миссионерскую деятельность, что послужило большим утешением святителю Николаю.

Русско-японская война

Последние годы жизни

В 1911 г. в честь пятидесятилетнего служения архипастыря в Японии собралось много священнослужителей и чад старца — своего духовного отца . После проведения торжества, приняв множество гостей, владыка Николай ощутил сильнейшее нервное перенапряжение, что обострило болезнь сердца.

В 1912 г., спустя несколько дней после праздника Рождества Христова, святитель ложится в больницу в Цукидзи. Однако через некоторое время неутомимый архипастырь добивается выписки, чтобы продолжить труды. Этой же ночью японский старец скончался.

Множество народа провожало архиепископа Николая в последний путь, за гробом шла процессия, которая растянулась на 10 км.

На могилу святителя среди прочих прощальных венков был возложен венок от японского императора — большая честь для иностранца.

Миссионерская деятельность святителя

Не зря архипастыря прославили в лике святых как равноапостольного, ведь благодаря его кипучей деятельности и неутомимым трудам примерно 40 тыс. японцев были крещены в православную веру. Святитель является создателем японской православной церкви, которая не стала копией русской, но с самого начала обладала национальными чертами.

Отец Николай не пытался русифицировать японскую церковь, адаптируя богослужение и писание под японскую культуру и традиции.

Львиную долю времени архипастырь тратил на переводческие труды, желая донести до паствы сокровищницу христианских текстов.

Особенностью миссии святителя было то, что просветительской деятельностью активно занимались сами новообращенные японцы. Они доносили до собратьев суть христианской веры, привлекая их к церкви.

Большое внимание уделялось образованию. Была создана семинария и ряд духовных специализированных школ, при миссии существовала хорошая библиотека.

Великий миссионер

Канонизация и почитание

Архиепископ Николай был канонизирован русской церковью в 1970 г., зарубежная православная русская церковь прославила святителя в 1994 г.

В Японии равноапостольного Николая стали почитать сразу же после его кончины.

Уже на похоронах архипастыря люди старались сохранить хотя бы щепку от гроба любимого пастыря, которая считалась за святыню.

В Китае чтут память Николая, связывая его со святым Митрофаном — первым священником на этой земле. Архипастырь совершил рукоположение этого китайского священномученика. Православные Кореи хранят память об окормлении своих пастырей владыкой Николаем.

Храмы во имя Николая

В Воскресенском соборе города Токио существует придел, посвященный равноапостольному Николаю — первый храм, названный в честь святого. Его освящение произошло в 1970 г., в народе эта церковь известна под именем «Николай-до». Впоследствии и в других городах Японии стали появляться храмы его имени.

В 90-е годы в России также возникают храмы, названные именем святителя. На данный момент существует 7 таких церквей в разных регионах РФ. Храмы в честь святого есть в Белоруссии, США и даже ЮАР.

Воскресенский собор (Токио)

История мощей святого

Святитель похоронен в Токио, на кладбище под названием Янака, где находятся захоронения многих людей, пользующихся почтением у японцев. После канонизации архипастыря духовные чада хотели забрать мощи святого и положить их в Токийском соборе. Однако власти города не дали на это разрешение, мотивируя отказ тем, что старца Николая почитают многие люди разных конфессий.

Частицы мощей владыки находятся в храмах Токио и Хакодате, в Никольской церкви города Вашингтон. В России с 2003 г. часть мощей открыты для поклонения в поселке Мирный, а с 2008 г. — в Успенском храме Владивостока.

Памяти равноапостольного Николая Японского... — Православный Сахалин ...

Труды равноапостольного Николая

Архипастырь много времени уделял изучению японской истории и культуры, из-под его пера вышло немало научных статей, посвященных Японии. Однако большей любовью и популярностью у читателя пользуются письма и дневники великого миссионера.

Дневники и заметки

Около 40 лет святитель вел дневник, дошедшие до нас записи охватывают период с 1870 до 1911 гг. До 1979 г. дневники считались уничтоженными в пожаре 1923 г., начавшемся в Токийском соборе во время землетрясения. Однако тетради с дневниковыми записями были обнаружены в Ленинградском историческом архиве профессором Накамура.

Оказалось, что дневники и письма святого были переданы в Россию митрополитом Сергием (Тихомировым) еще в 1912 г., но в годы революции попали в архив и были забыты.

Дневники представляют собой изложенные на бумаге размышления архипастыря о возникновении и развитии Японской Церкви, воспоминания о поездках и общении с людьми разных чинов и слоев общества. Дневники несколько раз издавались в России, также переведены на японский язык.

5.09.2015г.13 сентября мощи святителя Николая Японского в ...

Миссиология

Главным и основным делом жизни святого Николая было миссионерство. Все силы и труды архипастыря направлялись на то, чтобы как можно больше японцев узнали о Христе. Для этого требовались трудолюбивые и грамотные помощники.

Архипастырем было составлено «Положение для Русской Духовной миссии в Японии», где он изложил требования к миссионеру и его основные обязанности.

Так, например, миссионером мог стать монах не младше 33 лет, понимающий японский язык, уделяющий достаточно времени для самообразования. Одним из правил была терпимость к иным христианским конфессиям.

Главной целью российских миссионеров было подготовить катехизаторов из местного населения.

Вопросам миссии владыка посвящал многие статьи. Например, в статье под названием «В Японии жатва многа...» святитель критикует методы католической миссии, которая технические приспособления выдавала за чудеса, держа японцев в страхе.

Православный священник в Японии

Письма и послания

Почти всю жизнь святитель писал письма к друзьям и наставникам в России и Японии, своим духовным чадам. В письмах можно найти много интересных деталей повседневной жизни японского прихода, проблемы, с которыми столкнулся святитель в чужой стране.

В посланиях можно узнать об общении отца Николая с военнопленными в годы войны, их духовном окормлении. Многие из писем были изданы, например, книга «Видна воля Божия просветить Японию» содержит подборку наиболее интересных посланий архипастыря.

Проповеди и слова

Проповеди владыки были наполнены такими яркими образами и обладали такой силой, что неоднократно срывали аплодисменты у слушателей. Святитель с легкостью строил фразы, обладая богатым словарным запасом. Использовал в речах емкие, краткие предложения и необычные обороты.

Переводы

Около 30 лет жизни святой Николай посвятил переводам христианских текстов и Священного Писания на японский язык. Работой над переводами он занимался ежедневно по 4 часа. Вначале были переведены богослужебные книги, над которыми отец Николай работал еще в Хакодате.

Новый Завет святитель поначалу переводил с китайского языка на японский, однако вскоре заметил в китайском варианте неточности и ошибки. После этого архипастырь использовал для перевода русский текст Писания. Постепенно святитель перевел полностью Священное Писание, все тексты, необходимые для богослужения, и ряд христианской литературы для катехизации.

икона Николая Японского

Молитвы и тропари

Святой Николай считается покровителем миссионеров. Ему молятся за неверующих друзей и родных, за попавших в секты, за тех, кто занимается изучением иностранных языков.

Тропарь — это краткая молитва, посвященная празднику или святому.

Этот вид молитвословия один из самых древних. В тропаре святому Николаю раскрывается его главный подвиг — просвещение Японской земли. Святитель также сравнивается с апостолами Христовыми. Тропарь часто используют при Богослужении в день памяти святого. Но его можно читать и дома в любой день наряду с другими молитвами этому подвижнику.

В молитвах, обращенных к святителю, возносятся прошения о сохранении мира и благоденствия в России и Японии, об избавлении от голода, стихии и болезней. В составе молитвы есть отдельные прошения о сохранении и спасении священства, монашества, вдов, сирот, младенцев.

Каноны и акафисты

Канон — это древний жанр молитвословия, использующийся в православном Богослужении. Состоит канон из 9 песней, а каждая песнь в свою очередь — из тропарей и ирмосов. Каноны могут быть посвящены Господу, Богородице, какому-либо празднику или святому. Чтение канонов благословляется и дома.

В каноне святому равноапостольному Николаю проводится параллель между его подвигами просвещения японского народа и подвигами ветхозаветных праведников, вспоминаются самые значимые события из его жизни.

Акафист — это хвалебное молитвословие, состоящее из 24 кратких частей ( икосов и кондаков).

Акафисты обычно не входят в Богослужебный цикл, их читают на водосвятных молебнах или дома.

Если каноны могут быть покаянными или молебными, то акафисты носят радостный и благодарственный характер.

Акафист святителю раскрывает перед читателем житие подвижника, восхваляя его христианские добродетели и добрые дела.

Видео

О роли святителя в развитии борьбы самбо смотрите в этом видеоролике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про религию

Отзывы и комментарии

Adblock
detector