Максим Грек: житие, чудеса и дни памяти преподобного святого

Многие слышали имя этого святого, некоторые знают его как покровителя переводчиков. Но чем прославился святой Максим Грек, где он жил, где находятся его мощи, сказать могут немногие. А между тем, житие преподобного Максима Грека настолько интересно, что заинтересовать может любого. Этот святой перенес нелегкие искушения и тяжести земного бытия с удивительным смирением и терпением, являя при этом пример для подражания всем верующим. Он не боялся говорить правду никому, включая даже царя Иоанна Грозного.

maksim-grek-2-6224996

Детство Максима

Он происходил из прославленного богатого греческого рода, и, если б этот человек не решил служить Богу, его жизнь была бы спокойной и безмятежной. Максим прожил бы в миру роскошно, ни в чем не нуждаясь. Благодаря блестящему светскому образованию он занял бы солидный пост и пользовался уважением и почитанием. Но Господь уготовал ему трудный, узкий путь, полный скорбей и лишений, приводящий в Царствие Небесное. Благодаря своему терпению скорбей сейчас этот святой наслаждается вечных непреходящих благ.

Происхождение и рождение

Преподобный появился на свет в 1470 году в греческом городе Арта. При рождении мальчику дано было имя Михаил. Благочестивые родители его Эммануил и Ирина происходили из почитаемой и состоятельной фамилии Триволис. Говорят, что она породила одного Константинопольского Патриарха.

Появление на свет Михаила произошло спустя двадцать лет после падения Константинополя. Это было нелегкое время для греков. Столицу Греции заняли турки в те времена. Греки были поставлены в бесправное положение и вынуждены были платить немалые налоги турецкому султану. Это сказалось не лучшим образом на жизни греческого населения, поэтому они переселялись на исконную землю — на Балканский полуостров.

Значение имени в православии

Слово «Максим» в переводе с латинского языка означает «величайший».

В православии много есть святых с этим именем:

  • Максим Авейский, диакон, память 10 июня;
  • Максим Тотемский, блаженный, русский иерей (преставился в 1650 г.), память 16 января;
  • преподобный Максим Исповедник, память 3 февраля, 26 августа;
  • Максим Московский, юродивый ради Христа, память 26 августа, 24 ноября;
  • мученик Максим Римский, память 5 декабря;
  • преподобный Максим Кавсокаливит, Христа ради юродивый, преставился в 1354 г.

Это, конечно, далеко не полный список святых с этим именем. Если почитать их житие, можно заметить, что мало кто скончался своей смертью. Многие из них были мучимы, гонимы, претерпели немалые страдания и были убиты.

maksim-grek-4-4350846

Семья

Оба родителя Михаила были философами, имели прекрасное образование. Отец его служил при императорском дворе советником. Как было заведено у греков в те года, мальчик был воспитан в христианской вере. Родители решили дать своему сыну прекрасное светское образование, полагая, что в будущем он сможет занять видный пост.

Уже в десятилетнем возрасте мальчик покинул родной дом и отправился на остров Корфу. Тогда эта территория была под властью Венеции. Там он был отдан учителю и философу Иоанну Мосхосу на обучение разным наукам.

Юношеские годы и молодость

Скорее всего, мальчику трудно было расставаться с родителями, отчим домом и друзьями в таком юном возрасте. Десять лет — это ведь совсем еще ребенок, а ему пришлось уехать так далеко от дома. Но так, видимо, Господь устраивал жизнь Максима, что он всю жизнь провел вдалеке от родины.

В те года Италия была самой развитой страной. Поэтому многие стремились получить светское образование именно там. Не исключением стал и Максим.

Получение образования

После получения начального образования в Корфу юноша отправился в Италию. Это было в 1492 году. В той стране были сосредоточены самые лучшие умы современности. Но распространены были в Италии и лженауки, например, астрология.

Михаил соприкоснулся c разными направлениями и учениями, но, как уверяют историки, он не увлекся модными богопротивными течениями, а остался верен христианству. В Италии он изучал языки и философию. Михаил много ездил по стране, был во Флоренции, Милане, Падуе. В Венеции он познакомился с А.Мануцием, видным гуманистом. У него молодой человек научился книжному делу (редактированию и источниковедению).

Иоанос Ласкарис был учителем греческого языка у Михаила. Во Флоренции юноша посещал библиотеку Медичи, а также монастырь Святого Марка. Большое впечатление произвели на него проповеди доминиканского монаха Джироламо Савонаролы.

Переезд в Италию

Михаил много путешествовал, бывал в Германии и во Франции. Там он также изучал философию и литературу. Поездки в другие страны способствовали его обучению разным языкам. Но потом молодой человек снова вернулся в Италию. В 1498 году он стал работать у Джованни Пико де ла Мирандола в Венеции. Кроме того, он переписывал труды святых и преподавал греческий язык.

В 1502 году на Венецию напали французы, и Михаил переехал во Флоренцию. Там он некоторое время находился в монастыре св. Марка.

Монашеский постриг

Михаил принял монашеский постриг в католическом монастыре. Трудно сказать, почему некоторое время он находился в католической вере. Но вскоре Господь призвал его на истинный путь. В 1505 его любимого настоятеля Джироламо Савонаролу казнили. Молодой человек очень переживал это событие.

Тогда учитель Михаила Ласкарис случайно приехал во Флоренцию. Он привез рукописи и встретил молодого человека. Ласкарис посоветовал ему обратиться в лоно православия и переехать на Афон.

maksim-grek-7-4553410

Зрелый возраст

В этом возрасте произошло много важных событий в жизни будущего святого. Нельзя сказать, что все они были приятные, но все очень значимые. Возраст Иисуса Христа оказался для Максима судьбоносным, и пришла пора взять свой нелегкий крест.

Монашеский постриг на Афоне

На Святой Горе Михаил сразу поступил в Ватопедский монастырь. Главным образом, его привлекла там огромная библиотека, поскольку человек он был интеллектуальный и начитанный. Сначала братия настороженно относилась к католическому монаху. Но потом Михаил завоевал уважение и любовь братьев своим раскаянием и преданностью православию.

Вскоре он принял монашеский постриг с именем Максим. Его святым стал Максим Исповедник. Главным послушанием новоиспеченного монаха стал сбор податей для монастырей Святой Горы. Досуг он проводил в библиотеке, изучая труды святых. В частности, его привлекли творения св. Иоанна Дамаскина.

Именно в это время Максим начал писать свои первые книги. Самым значимым из его произведений был канон св. Иоанну Крестителю.

Миссия в Москве

В то время в далекой Руси возникла проблема, связанная с монастырской жизнью. Разобраться с ней могли бы помочь старинные греческие книги, хранившиеся в библиотеке князя. Однако хороших переводчиков не было в те времена на Руси.

Тогда было решено послать на Афон послание с просьбой прислать опытного переводчика. Такой специалист нашелся — звали его Савва, но он был настолько стар, что не смог бы преодолеть такое расстояние. И вместо него в Россию был отправлен Максим. В то время ему было сорок пять лет. Единственным препятствием для него было то, что он плохо знал русский язык. Но иноку обещали помочь его освоить.

С ним были посланы два монаха, один из них был по национальности болгарин и знал русский язык. Этот монах стал личным переводчиком и помощником Максима. Путешествие их было не из легких и продолжалось более двух лет. Путники задержались в Константинополе, потом в Крыму их остановил крымский хан. И только в 1518 году они прибыли в Москву.

В России путешественников приняли радушно, расположили их в Чудовом монастыре. Питались они с княжеского стола, посланникам оказывали большие почести. Максиму дали в помощь еще двух русских иноков. Максим переводил книги с греческого на латынь (которым он владел в совершенстве), а помощники переводили, в свою очередь, с латыни на церковно-славянский язык.

Этот кропотливый труд дал прекрасный результат — первой была переведена на русский книга «Толковая Псалтирь». Великий князь похвалил мастеров и отпустил двоих из них. Максима же оставил в России под предлогом большого объема работы. Надо было сверить богослужебные книги с уставом Студийским и Иерусалимским.

maksim-grek-6-9001330

Максим прекрасно знал богослужебные книги и поэтому легко находил ошибки в русских книгах и указывал на них.

За несколько лет афонский монах успел перевести книги:

  • Деяния Апостолов;
  • Номоканон (сборник церковных канонов);
  • комментарии св. Иоанна Златоуста к Евангелию от Матфея и Иоанна;
  • книги Ездры;
  • отрывки из книг Есфири, Даниила;
  • некоторые труды Симеона Метафраста.

Кроме того, святой писал трактаты по грамматике, называя их «вратами в философию».

К тому же он исправил богослужебные книги:

  • Евангелие;
  • Часослов;
  • Минеи;
  • Триодь.

Максим также обличал русский народ в суевериях, гаданиях, увлечении астрологией. Это все вызвало немалое недовольство среди верующих. Ситуация осложнилась после смены митрополита. Даниил был недоволен обличениями афонского монаха. К тому же Максим ответил отказом на просьбу нового митрополита перевести книгу по церковной истории, мотивируя это тем, что в ней находятся письма еретиков (Ария и Нестория). Кроме того, отношение к нему Великого князя резко ухудшилось. Максима стали обвинять в сотрудничестве с турками.

Эта клевета объяснялась тем, что святой обличил Великого князя в измене своей законной супруге и желании жениться на другой. Это вызвало гнев правителя, и вскоре Максим был арестован и брошен в темницу.

Поместный собор и суд

Для осуждения попавшего под стражу нужны были весомые обвинения, которых никак не могли сразу найти Великий князь и митрополит. Максим ожидал суда в Симоновом монастыре в столице. В апреле 1525 года состоялось заседание суда Церкви. На нем афонского инока осудили за ересь и государственную измену. Митрополит обвинил его также за умышленные ошибки во время перевода церковных книг.

Максим в ответ сказал, что возможно, были ошибки, поскольку он еще не в совершенстве изучил русский язык. Это изречение было использовано против него как отказ от покаяния. В результате монаха отлучили от Церкви и сослали в Волоколамский монастырь.

Ссылка в Иосифо-Волоколамский монастырь

В заточении святой провел долгих шесть лет. Это было нелегкое время: невыносимые условия жизни, в темной и сырой комнате постоянно было облако дыма и ужасного смрада. Это было оттого, что келия никогда не проветривалась. Питание было довольно скудным, а отопление часто вовсе отсутствовало. Мученик, находившийся в таких условиях, постепенно терял силы и здоровье. Братия относилась к нему неуважительно, часто насмехаясь над ним, оскорбляя и даже избивая его.

Но тяжелее всего для узника было отлучение от Святых Таин, ведь Ими он укреплялся довольно часто в прежнее время. Однако святой не терял веры, и Божественное утешение не замедлило. Однажды ему явился Ангел и убеждал терпеть все страдания, ведь это — вход в Царство Небесное.

Неизреченная радость наполнила сердце мученика, и он по вдохновению сочинил канон св. Духу, который написал углем на стене келии.

maksim-grek-5-3284704

Ссылка в Тверской монастырь

В 1531 году состоялся повторный суд, на котором старцу предъявили обвинение в порче священных книг и колдовстве. Максим уже хорошо к тому времени владел русским языком, поэтому он отверг клевету, сказав, что никогда такими вещами не занимался. Он взывал к милосердию и просил пощады. Но, к сожалению, не получил этого.

Его снова отправили в заточение, на этот раз в Тверской Отрочь монастырь. Там находился епископ Акакий, под его надзор и был отдан Максим. Сначала он довольно благосклонно относился к узнику, хорошо кормил его, пускал на церковную службу и разрешал писать книги. Для этого Владыка обеспечил его необходимыми письменными принадлежностями.

Но период облегчения страданий длился недолго. Максим написал книгу «Исповедание веры», прочитав которую, Акакий прогневался на автора за открытую правду.

Тем временем о мучениях праведника узнали Константинопольский и Иерусалимский Патриархи. Они послали прошение царю о помиловании Максима. Но все старания были безрезультатны. Тогда они просили, чтобы разрешили узнику хотя бы причащаться Святых Таин. Но был дан ответ, что снять этот запрет может только митрополит Даниил, который запретил его.

Максим лично послал прошение митрополиту о разрешении причащаться, но тот посоветовал ему притвориться умирающим, чтобы причаститься Запасных Даров. На такую ложь праведник не пошел.

Перевод в Троице-Сергиеву Лавру

Однако наступил конец незаслуженным мучениям святого: в 1551 году по многим просьбам бояр и игумена Артемия царь разрешил освободить Максима. Он провел в заточении двадцать шесть лет. Мученика перевели в Троице-Сергиеву Лавру. Здесь он смог снова творить, писать свои книги и переводить церковные.

В 1553 году праведника навестил сам государь. Иван Грозный после победы над вернуться домой и утешать вдов и сирот. Иначе может погибнуть сын царя. Разумеется, Иван Грозный не поверил предсказанию и вразу врагом намеревался совершить благодарственное паломничество. Но при встрече с Максимом он получил предостережение, чтобы млению святого, и вскоре в дороге умер наследник.

maksim-grek-3-3679558

Последние годы жизни

Всю жизнь этого святого преследовали страдания. Гонения и скорби, отлучение от Церкви, ужасные условия жизни — все это сказалось на состоянии здоровья Максима. К старости он стал абсолютно больным человеком. К счастью, условия последних лет его жизни были удовлетворительными. Но и тогда он тяжко страдал от телесных немощей. Утешением ему служили молитва и часто причастие Святых Таин.

Тяжелый путь, ведущий в Царство Небесное, уготовал Господь любящим Его. Так и произошло с Максимом, только последние пять лет жизни он смог прожить сравнительно спокойно. Но все годы страданий Бог невидимо пребывал с ним, утешал его. Забрал его Господь в Свои Небесные обители, где нет болезни, воздыхания, печали, в 1556 году. Максиму было тогда 86 лет. Долгую и трудную жизнь прожил он, но сподобился и награды Небесной. Весьма интересно, что преставление старца произошло в день памяти его небесного покровителя, Максима Исповедника.

История мощей святого

Тело святого похоронили там, где он преставился — в Лавре, у стены храма Святого Духа. В том же веке его уже считали местночтимым святым. Этому способствовало чудесное событие после его кончины.

Царь Феодор Иоаннович сражался со шведскими захватчиками. Когда он был в Юрьеве, ему во сне явился Максим и велел скорее уходить, иначе он погибнет от внезапного обстрела врага. Проснувшись, царь поверил святому, приснившемуся ему, и поспешно удалился. Так он был спасен от смерти. Тогда в знак благодарности в монастырь были посланы царские дары, и вскоре царь повелел написать икону святому Максиму. Ее установили в Успенском соборе Московского Кремля.

Обретение

Спустя 35 лет мощи святого были открыты по приказу патриарха Иова, это было сделано в ходе подготовки к его канонизации. На удивление всех, тело Максима было совершенно нетленным и издавало благоухание. Даже мантия его оказалась в целости. Несколько из присутствующих при этом событии получили исцеление от болезней. От мощей святого происходили различные чудеса. Поэтому в 1796 году над его могилой была построена шикарная гробница.

Спустя сорок лет после этого по приказу архиепископа Антония построили часовню на этом месте. Канонизация святого состоялась только в 1998 году. Частица мощей была передана в греческий город Арту в храм св. Георгия. Святой Максим всю жизнь тосковал по родине и мечтал вернуться туда. Но так распорядился Промысел Божий, что сделать это он смог только после своей кончины.

Текущее местоположение

После канонизации мощи святого располагались в церкви Святого Духа в Лавре. Но позже они были перенесены в Трапезный храм этого монастыря. Здесь они находятся и в настоящее время. Храм открыт постоянно, и желающие приложиться к мощам могут сделать это в любое время.

Чудодейственная сила

С самой кончины святого от его мощей не прекращаются чудеса. Многие верующие получают исцеления и исполнение просимого. Даже в настоящее время по молитвам к старцу можно сподобиться чудесных явлений. Об этом свидетельствуют рассказы верующих. Кто-то выздоровел от тяжелой болезни, у кого-то супруга родила благополучно и т.д. Но особенно святой помогает литераторам и переводчикам, ведь он имел немалые способности и занимался этим творчеством при жизни.

maksim-grek-1-1738233

Чудеса Максима Грека

Первое чудо от мощей святого произошло сразу после кончины его. Келейник старца Вассиана получил исцеление от своего недуга. Это событие было записано в книгу преданий Лавры. Также были многие другие чудеса от мощей святого.

В 1651 году некий богомолец после службы присел на раку святого, но тут же был сброшен с нее неведомой силой. После этого несчастный лежал и не мог подняться. Когда он спросил, чьи мощи здесь лежат, ему ответили: Максима Грека. Тогда бедняга раскаялся, попросил прощения у святого и после отслуженной панихиды он смог встать совершенно здоровым.

Потом другой человек, келейник старца Иоанн, усомнился в чуде, произошедшем ранее, и решил проверить его. Он тоже дерзостно сел на раку, откуда был трижды сброшен невидимой силой. Падения его были настолько сильными, что он разбил в кровь губу и потерял зубы. Тогда он стал каяться и просить прощения у святого. Нечаянно он впал в сон, в котором явился ему Максим Грек и стал упрекать за дерзость. Иоанн попросил у него прощения, но святой не простил его, а молча удалился.

И по сей день чудеса от раки святого не прекращаются, многие получают исполнение просимого у него.

Обычно святой помогает переводчикам, также ему молятся:

  • при освоении иностранных языков;
  • при унынии;
  • при болезнях;
  • при различных скорбях и трудностях.

Преподобный слышит всех, взывающих к нему.

Нравственные поучения преподобного Максима

При жизни святого к нему обращались разные люди за духовными советами. Он не боялся говорить правду и многих обличал и делал это не всегда в тактичной форме. Это, разумеется, нравилось не всем. Так святой приобрел множество недоброжелателей. Но Максима это мало волновало, он предпочитал Суд Божий суду человеческому и был чужд человекоугодия.

Этому он учил и в своих многочисленных творениях. Святой призывает не заботиться о бренном теле, которое дано нам на время земной жизни, но больше приобретать духовные блага.

«Станем на тверди высокой свободы, на тверди свободы богоподобной, которою ты обогащена была прежде того, как попала во власть губительного беса, когда, лишившись бессмертной своей славы, уподобилась скотам бессмысленным «

Сам святой, претерпевши благодушно при жизни множество скорбей, призывает и других терпеть трудности без ропота и отчаяния:

«Напротив, благодари Владыку твоего, хвали и славь Его сознательно, что Он сподобил тебя в настоящей жизни временными скорбями воздать с избытком весь долг свой и те значительные таланты, какие ты была Ему должна. Смотри же, не считай это время — временем сетования, а напротив — временем божественной радости, чтобы тебе, окаянной, не потерпеть двойного лишения, страдая от неблагодарности. Напротив, веселись и радуйся благоразумно, стараясь проводить всегда жизнь смиренную, с благодарением, с благою надеждою и честностью, чем удобно восхищается Царство Небесное, с которым не может сравниться ничто из существующего.»

Почитание и прославление

Преподобный является одним из самых любимых святых на Руси и в Греции. Потому что родившись телом в Греции, он большую часть жизни прожил в многострадальной Руси. И хотя эта страна приняла его довольно недружелюбно, «наградила» множеством скорбей, но после смерти святого наибольшее почитание его происходит именно в России.

Много можно встретить икон святого в нашей стране, строятся храмы в его честь. В некоторых из них есть частица мощей святого. Также почитается преподобный в Константинопольской и Элладской Церквах.

Храм в честь этого святого недавно построен в Корее.

В Лавре ежедневно толпа богомольцев спешит приложится к раке святого, попросить его о различных нуждах. Здесь часто читается акафист ему.

Дни памяти

Память святого отмечается дважды в год:

  • 3 февраля по новому стилю — преставление преподобного;
  • 4 июля — обретение мощей.

В эти дни совершаются особые службы в Троице-Сергиевой Лавре. Множество паломников стекаются в дни памяти святого к его мощам. В эти дни отмечают День Ангела мужчины с именем Максим.

Но поскольку святых с именем Максим довольно много, в другие дни памяти святых Максимов тоже отмечаются именины Максима по церковному календарю. Православное имя Максим довольно часто дается младенцам при крещении.

Труды Максима Грека

При жизни святой написал множество книг: догматического характера, поучительного, богословского. Также есть письма некоторым духовным чадам. Все они имеют огромную ценность для потомков, особенно верующих. Благодаря им можно прикоснуться к живой душе святого, понять его мысли, чем он жил. Также преподобный написал немало церковно- служебных творений (канон, молитвы), но делал это он не ради славы человеческой. Слова молитв были внушены ему Свыше и свободно лились из его святой души.

Некоторые из творений этого святого были переписаны его учениками еще при жизни святого. Такие рукописи можно встретить в библиотеке Лавры. Язык святого не всегда прост для восприятия современного читателя, сказывался речевой стиль того времени, древние обороты речи. Но смысл его творений понятен любой верующей душе.

Догматико-полемические

Святой при жизни много боролся с ересями и различными уклонениями от правой веры. Несмотря на то, что в начале он подвизался в католичестве, позже, приняв православие, он изучил его лучше, чем все остальные. Максим много обличал еретиков в своих творениях.

Среди таких книг имеются имеются следующие:

  1. О том, какой грех в естестве человеческом есть первый.
  2. Против хулителей Пречистой Божией Матери.
  3. Против лютеран — слово о поклонении святым иконам.

В те времена существовало множество странных мнений, которые считались истинными. Святой горячо опровергал их. Например, что в местах захоронения самоубийц, земля бывает неплодородной. Или что на Светлую седмицу солнце не заходило все семь дней.

Нравственно-аскетические

Святой оставил своим последователям много разных духовных поучений.

Среди таких книг:

  1. О правде и милости.
  2. О великодушии и совете.
  3. Семь степеней человеческого возраста
  4. О святителе и чудотворце Спиридоне и др.

Прочитав их, можно понять многое о молитве, духовном росте, жизни некоторых святых. Также святой много толковал мест из Евангелия, псалтири, других церковных книг. Известна его книга «Нравственные поучения» — богатый духовный опыт святого.

Сюда относится прежде всего: «Канон Божественному и поклоняемому Пресвятому Духу Параклиту». Это творение он написал после явления к нему Ангела. Записал текст святой углем на стене в заточении. Это очень трогательный канон, написанный на церковно-славянском языке. Слова полны глубоким смыслом, который можно понять, только отрекшись от всего земного.

Вот отрывок из этого творения:

«Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

И́же ма́нною препита́вый Изра́иля в пусты́ни дре́вле, / и ду́шу мою́, Влады́ко, Ду́ха напо́лни Всесвята́го,/ я́ко да о Нем богоуго́дно служу́ Ти вы́ну.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Со Безпло́тными Твои́ми слу́гами, сме́я, припева́ю Ти и аз,/ земля́ сый и пе́пел,/ трисвята́го гла́са пе́ние,/ Тро́ице тая́жде и Еди́нице Преблага́я.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Всегда́ бу́рями губи́тельных страсте́й и духо́в возмуща́емь душе́ю, / Тебе́, Всеблаже́нному Паракли́ту,/ я́же о мое́м спасе́нии я́ко Бо́гу возлага́ю.»

Сюда же можно отнести и «Исповедание Православной веры». За эту книгу святой много пострадал при жизни. Написан текст также на древнем славянском языке. Он довольно труден для восприятия. Преподобный вложил в эту книгу свои догматические познания, а также свои духовные чувства.

Собрание сочинений

Собрания сочинений святого было издано и переиздано в разные века. Впервые три тома его творений были изданы в конце 19-го века. Затем были переизданы в 1910 году.

Обычно святой изображается на иконах древним старцем с большой окладистой бородой. Внешность у него греческая, нос с горбинкой. Одет он в монашескую одежду, на голове скуфья. Обычно святой изображен по пояс, но есть образа, где он стоит в полный рост. Правой рукой преподобный благословляет, а в левой держит книгу Священного Писания. На некоторых иконах он держит не книгу, а четки или просто благословляет.

Молитвы и тропари святому

Святому написаны тропарь и кондак на 8 глас. Автор текста неизвестен, слова молитвы трогательны, в них он называется «свирелью Богогласною», «православия светильником». В молитвах возносится прошение святому об оставлении грехов и спасении.

Каноны и акафисты

Святому написан канон с ирмосами на первый глас и акафист. Авторы их неизвестны. Текст канона и акафиста очень трогательны, после акафиста имеется молитва преподобному, в которой содержится прошение о спасении и благодатной помощи.

Видео

В этом фильме можно ознакомиться с жизнеописанием святого.