Преподобный Амвросий Оптинский: житие, биография и труды святого старца

10 июля и 23 октября православная церковь отмечает дни памяти старца – Амвросия Оптинского. Как святого, его стали почитать с 1988 г., когда замироточила икона Божией Матери, самого преподобного и его мощи.

Биография

Амвросий был духовным наставником, советчиком не только для простых людей. к нем шли не только простые люди, но и весьма почитаемые личности того времени:

  • Ф. Достоевский;
  • В. Соловьева;
  • К. Леонтьева;
  • Л. Толстой;
  • В. Розанова;
  • Константин Константинович (князь).

Отец Амвросий стал прообразом старца для «Братьев Карамазовых» . «Люди душевно поднимались, лишь посмотрев на него» – говорил В. Розанов про самого известного оптинского старца.

Житие его никогда не было простым и легким. В поселке Липовицы Тамбовской области, примерно в ноябре (точная дата рождения неизвестна) 1812 г., родился мальчик – Александр Гренков. Произошло это в религиозной семье Федоровичей. Известно, что отец умер молодым. Мать, Марфа Николаевна, с детьми стала жить у деда-священника.

У шумного, веселого мальчишки не хватало терпения выполнять поручения старших. Он все время убегал играть с друзьями. Из-за этого благочестивые родители относились к Александру со всей строгостью, отдавая свою любовь остальным детям, более спокойным, послушным.

Когда Александру исполнилось 12 лет, его отправили в Тамбовское духовное училище. Учился неплохо. Больше всего ему нравилось изучать Священное Писание, историю. Его считали хорошим, отзывчивым другом. Юноше нравилась музыка, поэзия, он даже сам писал стихи. В будущем его любовь к поэзии проявилась в том, что свои советы, наставления он складывал в рифму.

Александр Михайлович

Окончив учебу, Александра, как самого достойного выпускника, направили на обучение в Тамбовскую духовную семинарию. Он мечтал поступить на военную службу, не зная еще, что его ждет великая судьба.

Во время последнего года обучения в семинарии, Александр сильно заболел. После этого, постригся в монахи. Окончив учебу в 1836 г., он стал трудиться домашним учителем у богатой помещичьей семьи. Позже устроился работать в духовное училище, находящееся в Липецке.

Александр Михайлович считался неординарной, одаренной личностью. Он знал 5 языков.

Вскоре он снова заболел. После выздоровления, Александр Михайлович посетил Сергиеву лавру. Тут, после молитвы у мощей преподобного Сергия Радонежского, обратился он за советом к старцу Илариону. Тот посоветовал Александру идти в Оптину Пустынь.

Никому не сказав, отправился он в данный монастырь. Там, в октябре 1839 г., его принял, а после и благословил Лев (известный местный старец). В 1840 г. Александр стал послушником. Первоначально в Оптиной Пустыни он работал пекарем, помогал на строительстве. Тяжелый труд воспитывал в нем послушность, терпение и смиренность.

Затем Александр стал служить келейником. По любым вопросам мог общаться с Львом и Макарием. Старцы увидели в молодом Александре дар духовного наставника. Сам отец Лев сказал: «Величественен станет человек этот».

После смерти преподобного Льва, стал прислуживать Александр у Макария. В 1841 г. прошло его пострижение в рясофор, чуть позже, в 1842 г., постригли в мантию. После этого стали звать Амвросием.

Под конец 1846 г. его назначают у оптинского старца Макария помощником. В начале 1848 г. Амвросия опять постигла затяжная болезнь, вследствие чего он дал великую клятву – служить Господу.

Не смотря на свою телесную немощь, приняв благословение преподобного Макария, переводил святоотеческую литературу. С 1861 г., пережив смерть старца, Амвросий принял его дела. В 1885 г. поспособствовал созданию женского монастыря под селом Шамордино, возле Оптиной Пустыни.

Чуть ли не ежемесячно старец Амвросий заболевал. При посещении Шамординского монастыря он опять слег. В надежде, что ему станет лучше, возвращение в Оптину Пустынь откладывалось. Но облегчение болезни не наступало. Не стало старца Амвросия Оптинского в конце 1892 г. Произошло это в Шамординской обители. Тело в день похорон стало источать приятный медовый аромат. Свечи у его гроба не гасли даже при сильном дуновении ветра.

Религиозные взгляды и философия

Амвросий стал последователем старца Макария. Проповеди оптинцев оказали влияние на православное учение о сердце, на творчество и мысли некоторых русских писателей, публицистов. Старцы делили человека на две части — «внешнюю» и «внутреннюю». Первую отождествляли с сердцем человеческим. Его надо блюсти и хранить, утверждали оптинские старцы.

В 1891 г., после смерти Амвросия Оптинского, его письма начали публиковать. А при жизни старец принимал всех, не отказывал никому. Амвросий Оптинский стал первым, впустившим в свою келью женщин, ставшим для многих из них духовным наставником.

Амвросий Оптинский

Для последователей старца, издание писем стало утешением. В своих письменах к мирским лицам Амвросий Оптинский пишет: «Каким бы тяжелым ни был крест, несенный человеком, но растение, из которого он выполнен, росло на сердечной его земле». В православии крест – это символ жизненных трудностей, испытаний. А дерево означает познание добра и зла.

Молитва, содержащая 3 начала (слово, мудрость, сердце), очищает молящегося от греха, порождает добро. Старец Амвросий считал, что «Настоящая жизнь подлежит изменению. Достойные могут стать недостойными и наоборот».

Со старцев начинается развитие религиозной философии. В основе пребывания в Оптинской Пустыни лежали 3 правила:

  1. Строгая монашеская жизнь.
  2. Сохранение нищеты.
  3. Стремление во всем только к правде.

Благодаря тому, что Амвросий, бывший в миру Александром, до пострига общался с интеллигенцией того времени, он привлекал внимание многих деятелей (писатели, публицисты, философы). Его наставления позволили поставить на первое место в русской литературе осмысление человеческой личности, ее духовного роста.

Преподобный Амвросий пишет: «Чрезмерно драгоценна человеческая душа! Она ценнее мира, с учетом его сокровищ. При этом мы почти не воспринимаем бессмертность свою… Плач, потерявших душевность, должен быть горестнее слез Иеремии». Эти мысли легли в основу русского самосознания, философию сердца славянофилов.

Паломники, посетившие старца Амвросия Оптинского, были восхищены его силой и светом. «От него исходит такая огромная одухотворенная любовь ко всем»: отзывался о нем народ. Он любил всех с их внутренним миром, переживаниями, сомнениями, страхами.

Именно эта безграничная любовь запомнилась более всего, а ни его труды, переписка. Его одухотворенность и любовь к людям оставила след в произведениях Достоевского, Толстого и других русских писателей.

Сам Амвросий Оптинский говорил: «Если чувствуешь, что отсутствует любовь, а преобладает желание их иметь, то не пренебрегай любовными делами, сначала можно и без них. Бог увидит твое стремление и вложит ее в душу… Любовь к Господу проявляется в милосердии, но снисходительность, прощение получают через смирение, самообличение. Только так человек не будет сердиться и огорчаться... Нет выше добродетельности, чем любовь. Чем ненависть, не худшего порока».

В своих письмах он отражает мысль, что в любой точке мира надо учиться смирению, терпению и неосуждению других людей. Везде человека будут ждать скорбь, соблазны, болезни.

Связь действий, мыслей отслеживается в словах Амвросия: «Телесное, видимое благопристойное поведение приведет нас к благому строению помыслов. А начинается все с сохранения очей и ушей, и особенно с удержания языка».

Его отношение к болезням также можно проследить по переписке: «Скорбь, болезнь жгут, как огонь. Испарины, после температуры со скорбными слезами омывают, как водицей. Благодушно, благодарно терпящим за все обещается покой… Только требуется жить смиренно и поступать, как должно».

Даже погода, по словам Оптинского, способна воспитывать человека: «И в природе видим. Не всегда приятная весна, плодородное лето… неурожай и голод... Все это нужно, чтобы человек научился терпению, смирению. В благополучии он забывается, а в разных скорбях становится внимательным».

Последний период его жизни приходился на неспокойное время в России, возникновение движения нигилистов и смерть императора Александра II. Все эти события также нашли отражение в его письмах. Он надеялся, что Александру III удастся поймать всех «антихристов»: «Они сами (нигилисты) не верят ни в Бога, и но во что святое. Но и другим хотят сделать зло, произвести общее возмущение восстанием своим против предержащей власти».

Амвросий считал, что все мысли, идеи нигилистов – это следствие внушения злыми духами, посланными из ада, которые обещали большую пользу от их действий. Он надеялся на покаяние антихристов: «Если кто из них захочет покаяться, то должен будет понести скорбь в наказание за согрешение».

Смирение, терпение, духовная мудрость, горячая сердечная молитва — вот основа наставничества преподобного.

Где расположили мощи святого

Умер Оптинский в женском монастыре Шамордино. Гроб с телом пронесли на носилках до Пустыни. При прохождении поселений, траурная процессия сопровождалась колокольным звоном.

Похоронили старца на территории Введенского собора. Позже на могилу Оптинского стали приходить паломники. Прошла молва о чудесных выздоровлениях. В 1998 г. ковчег с мощами Оптинского поместили во Введенском соборе. Приложиться к ним можно перед началом ранней Литургии (рано утром) и после поздней (до вечерней службы).

Труды и письма

Оптинский сумел познать глубину человеческой души. Он стал мудрым духовным наставником для большого количества людей. С 1848 г. Макарий направлял к Амвросию паломников. Тогда же начинается переписка, которую он вел до конца своих дней.

Труды и письма

После смерти, письма преподобного Оптинского начали публиковаться. Для духовных подопечных Амвросия, они стали поддержкой в трудные моменты жизни. В 1906—1908 гг. вышло в свет собрание посланий памяти Оптинского Амвросия, направленное к людям. В 1908—1909 гг. опубликовали его обращения к монашествующим.

Сейчас к имеющимся собраниям добавлены «Переписка с мирскими лицами» и «Общие праздничные приветствия». Труды и письма Оптинского содержат:

  • поздравления с православными праздниками;
  • советы о терпении и смирении;
  • наставления о христианской добродетели и молитве;
  • объяснения смысла и значения религиозных текстов.

В сохранившейся переписке к отдельным лицам есть конкретные советы по достижению христианской мудрости, духовного роста, объясняется смысл искушения, христианских заповедей. Советы можно рассматривать, как способ прийти к Богу, жить с ним и нести знание Божие окружающим людям.

Активная переписка велась и с Великим Князем Константином Константиновичем. Она началась сразу после его первого посещения обители и продолжалась до смерти преподобного Амвросия.

Основное содержание полного собрания писем и работ старца Амвросия Оптинского приведено в таблице.

Название сборникаОсновные вопросы, освещенные в сборнике
Общие праздничные приветствияК каждому православному празднику преподобный Амвросий дает описание его значения в духовной жизни. Раскрывает суть. Дает наставления, как должны молиться в эти памятные даты.
Письма к отдельным лицамОтносительно небольшой по содержанию сборник, куда вошли некоторые письма Амвросия к известным лицам с его советами, наставлениями в конкретных делах.
Письма к монашествующимСам, хранящий обеты и ведущий строгий аскетический образ жизни, Оптинский, как никто другой понимал все тяготы, искушения монашеского пути. В письмах он наставляет, как надо поступать в случае, когда испытываешь искушение, есть желание отложить время покаяния и смирения, обвинить других в своих трудностях, при желании покаяться и исправиться.

Также в этих письмах есть советы, как избавиться от гордыни, гнева, лукавства, желания спорить, не поддаваться страху, унынию. Описано, как избавиться от самомнения, высокоумия, молиться за других, покориться, смириться.

На все вопросы, с которыми к нему обращались монашествующие, представители общин, давал ответы. Поэтому данный сборник имеет большой объем.
Переписка с мирскими лицамиБольшой сборник писем старца Оптинского с советами, наставлениями простым людям. Часть содержит наставления по разъяснению содержания православных текстов (Евангелия, Псалмов, молитв). Основные темы, раскрытые в сборнике, касаются почитания святых, их мощей, чтения молитв (когда, как, кому, за кого), правил исповеди, благопристойных помыслов, скорби, пользе болезней, покаяния, смирения, соблюдения поста, искушения, спасения. Описано про понимания учения о Святой Троице, силы заповедей, нравственность, духовное воспитание детей, вредные привычки. Рассмотрено отношение к деньгам, другим благам, работе, должности, Божией милости в жизни.

Это не все вопросы, на которые отвечал в своих письмах батюшка Оптинский. Это только та часть переписки, которая сохранилась, публиковалась. Очень много наставнических советов от старца Амвросия давалось при личном приеме паломников. Сохранились воспоминания некоторых писателей, деятелей, посетивших преподобного в комнатах Оптиной Пустыни.

В писаниях  старца есть фразы, которые получили большую известность:

  1. Нет осуждений, досажданий.
  2. Куда бы не повели, чего не показали – воля всему своя.
  3. В Царство Божие праведников ведет апостол Петр, греховных – Небесная Царица.
  4. Читаючи «Отче наш», не лгут, ибо: «оставим долги наши, как мы оставили…».
  5. Говор в церкви плох. За это приходят скорби.

Как правильно молиться святому

Молитва к прп. Амвросию Оптинскому должна идти от чистого сердца. Ведь это не просто слова, а обращение к Высшим силам. Даже находясь в смятении, сомнении, в молитвенном обращении к преподобному оптинскому старцу Амвросию необходимо открыть душу, не бояться впустить в нее свет Божий, надежду, веру.

По совету самого духовного наставника, необходимо осознать свою слабость, понять, что только с Его (Бога) помощью можно справиться с испытаниями, трудностями. «Многие по собственному опыту знают, что именем Иисуса они побеждают опасности», — говорил преподобный Амвросий. Искренняя молитва, идущая из глубин души, способна сотворить чудеса.

Молиться можно дома перед иконостасом, где, кроме иконы Амвросия Оптинского, должны присутствовать лики Спасителя и Богородицы. Для помощи в концентрации, необходимо зажечь свечку или лампадку, смотреть во время молитвы на иконы.

Начинают с «Житие мое…». Перед чтением и по окончании, необходимо перекреститься. Во время молитвы не надо перечислять свои болезни, проблемы, говорят просто — «помогите…». Святые о них знают.

Обращаться надо с просьбами, например, об:

  • исцелении;
  • усилении веры;
  • обретении ребенка.

Также молиться можно в храме, где есть икона святого Амвросия Оптинского.

Чем помогают молитвы

Даже при жизни к Амвросию Оптинскому шли паломники. Его сила духа восхищала людей, давала им надежду, веру в исцелении тела, духа, обретении Божьей благодати. Зачастую старец Оптинский Амвросий сам определял, с чем к нему пришел страждущий.

Труды и письма

Паломники, молящиеся в усыпальнице преподобного Амвросия Оптинского, обретают смирение, духовную мудрость, укрепляют веру, получают исцеление. К преподобному обращаются в молитве о:

  • исцелении себя и близких;
  • усилении православной веры;
  • духовном воспитании детей;
  • житейских нуждах;
  • обретении любви, супружеского счастья;
  • семейном счастье, благополучии;
  • рождении детей;
  • утешении в скорби;
  • помощи в поиске работы;
  • обретении надежды, смысла в жизни;
  • избавлении от вредных привычек.

Очень много чудесных исцелений произошло после обращения с горячей молитвой к Амвросию Оптинскому.

Есть случаи исцеления больных, против болезней которых медицина оказалась бессильна, появлялись на свет дети, родители которых уже отчаялись и все же уповали на их рождение.

Преподобный Амвросий – один из наиболее чтимых старцев в Оптинской обители. Не смотря на свои болезни, он был силен духом. С огромной любовью относился к страждущим, давал наставления, сам молился за них.

Еще при жизни Амвросия Оптинского происходили чудеса исцеления, обретения семьи, познания духовной мудрости. В настоящее время паломники с отчаяньем, верой припадают к мощам преподобного, прося за себя, близких, надеясь на помощь.


О чем вы просите в молитвах преподобного? Поделитесь в комментариях. Статью сохраните в закладках, чтобы история жизни старца всегда была вам доступна.

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optinskij/

https://rg.ru/2019/07/09/tajna-i-chudo-liubvi-sviatogo-amvrosiia-optinskogo.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про религию

Отзывы и комментарии

Комментариев: 2
  1. Николай

    Молю о духовном воспитании детей, житейских нуждах. Хожу в храм еженедельно, беру всю семью с собой.

  2. Евгения

    Когда молюсь Оптинскому, прошу об исцелении себя и близких, чтобы все в доме было хорошо, без ругани.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

error: Content is protected !!
Adblock
detector