Как Ирина Денисова стала матушкой Иулианией: биография неординарной личности

Музыканта Ирину Денисову, ее оригинальные хоровые аранжировки в Минске помнят многие. Но как она приняла монашеский постриг и почему ушла в монастырскую обитель, знают не все.

irina-denisova-1654177

Биография ее, как и многих известных музыкантов, непроста и терниста, были в ней свои взлеты и падения. Родилась Ирина 6 сентября 1957 года в Минске, в обычной советской семье. Большое влияние в детстве оказали на нее две родные бабушки. Верующей была только бабушка со стороны матери. И когда она видела, как та молится, стоя на коленях, вспоминает сама Денисова, ей было почему-то стыдно. Сказывалась атеистическая среда. Вторая бабушка, по отцовской линии, окончила Варшавскую гимназию и сама была директором школы, она воспитывала внучку на высоких нравственных принципах классической литературы.

Ирина с первого раза поступила в престижную в Советском Союзе Ленинградскую государственную музыкальную консерваторию. Причем на самый трудный факультет — теоретико-композиторский. Ее всегда привлекали духовные песнопения. Для меня музыка, говорила она, была тогда, как иконы для Рублева. Святая Владимирская икона Божией Матери уже со студенческой скамьи навевала умиротворяющие мелодии и оберегала в жизни.

Когда известный в столице Беларуси музыковед приняла это решение, ее друзья были в шоке. Ирине тогда уже перевалило за 50, и жизнь складывалась вроде бы успешно. Она считалась популярным среди любителей духовных песнопений композитором, ее уважали и любили.

Денисова была крещеной, но, как сама признается, лишь формально. В церковь не ходила, постов не придерживалась, увлекалась астрологией. К Господу привели трагические обстоятельства, случившиеся в ее жизни. Из семьи ушел муж, тяжело заболел четырехлетний сын Игнат. Ирина осталась одна с тремя детьми, денег хватало лишь на еду.

irina-denisova-5-6457368

Однажды ее плачущей в храме застал церковный батюшка. Это был отец Андрей Лемешонок, который и благословил женщину спустя годы на монашеский постриг.

Шансов на спасение Игната врачи не давали. Но случилось чудо — сын выжил.

В результате страшная болезнь Игната привела меня к свету. И теперь я твердо знаю, что если Бог и попускает совершиться злу, то только для того, чтобы потом это пошло на благо человеку.

Ирина ушла в Свято-Елисаветинский женский монастырь, один из самых больших в Беларуси. Отец Андрей там был наставником, а матушка Ирина (в постриге — Иулиания) Денисова стала руководить церковным хором. Преподобный Силуан Афонский, его образ — вот духовный стержень этой обители.

В состав монастыря входят несколько храмов, назовем основные:

  • в честь Святителя Николая Чудотворца;
  • в честь святой покровительницы монастыря преподобномученицы Елисаветы;
  • домовая церковь в честь блаженной Ксении Петербургской в психоневрологическом диспансере, окормляемом монастырем;
  • в честь Воскрешения праведного Лазаря Четверодневного на Северном кладбище,
  • в честь иконы Божией Матери «Державная».

irina-denisova-2-6609667

Внешне жизнь Ирины выглядела вполне удачливой. С мужем — тоже весьма талантливом музыкантом — познакомилась в Ленинградской консерватории, по окончании которой они вместе вернулись в родной Минск. В 1989 году муж и жена крестились. В музыкальных кругах их семья считалась идеальной.

Но через 13 лет брак распался. И беды, одна за другой, посыпались на голову бедной женщины. Переломным моментом в ее судьбе стала болезнь сына Игната (онкология в последней стадии), которого чудом удалось спасти по молитвам матери к Пресвятой Богородице.

Ирина сама пришла к Богу и привела к Нему своих детей. В начале 90-х годов прошлого столетия начался для них непростой процесс воцерковления.

У нее трое внуков. Двое живут в Америке, третий — в Минске, он является прихожанином монастыря. Бабушку внуки называют мать Иулиания.

irina-denisova-6-5981703

Одно из первых духовных песнопений композитора Денисовой, с которого начинается Великий Пост, называется «Душе моя». Написана эта завораживающая мелодия еще в середине 90-х годов. Сегодня их более 150, многие ее авторские композиции исполняются церковными хорами.

История создания

Для того чтобы собрать творческий коллектив, для начала достаточно двух-трех человек, считает Денисова. Инициативная группа быстро обрастает новыми членами. Она их искала также среди выпускников Ленинградской консерватории, которую в свое время успешно окончила. Ей помогали: в Питере — одноклассница Елена, в столице РФ — москвичка-сокурсница, в Минске — друзья-музыканты.

Раньше Ирина сама пела в церковной группе минского Петропавловского собора, где регентом как раз и была ее одноклассница Лена. Десять лет Денисова участвовала в этом коллективе, а потом и возглавила его. Так что опыт церковного пения у Ирины был достаточным.

В праздничном хоре Минского Свято-Елисаветинского монастыря царит полная демократия. Его создатель не считает, что регент — это руководящая должность, и отрицает строгую субординацию. Мы все — друзья, говорит она. Люди в коллективе разные, каждый — со своим житейским и церковным опытом. Но главное, что их объединяет — это дух соборности и понимания духовной миссии, которую они выполняют.

Деятельность

Церковный композитор не только сочиняет и исполняет собственные сочинения, но еще и издает их. Благо, при монастыре, где она служит, есть своя типография. Собрание гармонизаций и обработок «Пение умиленное» выдержало уже несколько изданий и широко известно в православных церквях. В этой же типографии выпускаются компакт-диски церковных песнопений.

  • «Утоли моя печали»;
  • «Кондак апостолу Андрею»;
  • «Под Твою милость»;
  • «Херувимская песнь».

Они часто исполняются на Минском фестивале церковной песни и включены в репертуар практически всех больших православных храмов. В качестве регента матушке приходится часто совершать концертные поездки. Особенно монахиня Иулиания любит выступать на фестивалях духовной музыки в Санкт-Петербурге, городе ее юности, где она училась и где ее знали еще под другим именем.

Монахиня с удовольствием делится со слушателями не только чудесным исполнением, но и рассказами о создании собственных аранжировок, таких, например, как «Всего-то навсего», «Наша вера», канон службы в Рождество Христово.

Инокиня отвечает на вопросы, касающиеся духовной жизни, читает лекции о христианской музыке, дает интервью журналистам, ведет свою страничку ВКонтакте. Хотя она и не зарегистрирована в социальных сетях, но заходит в свою группу, читает комментарии, пишет пояснения, размещает ноты и аудиозаписи, объявления о предстоящих концертах. А также печатается в газете «Церковное слово» и в журнале «Русский Пастырь», издаваемом в США.

irina-denisova-9-6045171

Оба фильма, рассказывающие о судьбе христианской женщины, имеют под собой реальную основу. Пути Господни неисповедимы — вот лейтмотив этих лент.

Регент

Кинолента рассказывает о руководителе песенного коллектива Свято-Елисаветинского монастыря. История о том, какими путями люди приходят к Богу. К нему можно прийти и через церковное пение. Героиня фильма, профессиональный музыкант, обладая абсолютным слухом, собирает на просторах бывшего СССР уникальный творческий коллектив. Его репертуар распространяется по всем церквям и клиросам православного мира.

Инокиня

Фильм о судьбе Ирины Денисовой — инокини, а впоследствии монахини — которая, попав в трудную жизненную ситуацию, не поддалась ударам судьбы. Ни болезнь сына, ни уход мужа не сломили ее. Она пришла в Божью обитель и стала монахиней. В фильме использованы аудиозаписи хорового церковного пения. Главные идеи «монашеских» кинолент:

  • жизненные трудности — испытания, дарованные Всевышним;
  • без страданий нельзя прийти к Богу, но Господь дает лишь такой груз, какой человек может вынести;
  • к Божьему храму ведут разные дороги:
  • вслед за за испытанием следует награда — Божие покровительство и защита.

Видео о выступлении хора Ирины

В этом видео можно увидеть и услышать выступление хора Свято-Елизаветинского монастыря. rel-1-2557016