Нестор Летописец: биография преподобного и его известные труды — «Жития святых» и «Повесть временных лет»

Летописцы Древней Руси обладали многими талантами: художника, лингвиста, переводчика. По их твердому убеждению, они исполняли «долг, завещанный от Бога». Один из них — Нестор-летописец — самый прославленный из служителей пера, монах Киево-Печерской лавры, автор «Повести временных лет» — сказания о русских князьях. Первый летописный сборник был составлен в Киеве примерно в 1113 году.

Нестор считается отцом русской истории, патриархом летописания, не существует большего авторитета и нет выше имени.

nestor-letopisec-20-9401547

Биография Нестора, хоть и лишена подробностей, однако представляет собой образец для подражания. Этот святой муж является идеалом трудолюбия и благочестия. Несмотря на скудные факты, его биография наполнена глубоким содержанием. Это истинный пример служения Богу и следования своему высшему предназначению — молитвенника за землю русскую и летописца.

Происхождение и рождение

О самом авторе летописей, истории его жизни известно немного. Ученые предположительно определили даты его рождения (1056 г.) и смерти (1114 г.), а также место — Киев. Об этом встречаются упоминания в летописи 1064 года, когда Нестор еще вел мирскую жизнь. Создав прекрасное летописание Отечества, он по своему смирению нигде не обмолвился о своих родителях и происхождении.

Скорее всего, родители Нестора принадлежали к людям родовитым и состоятельным. Ведь в те времена, только принадлежность к высшему сословию давала возможность получить образование, которое имел будущий летописец. Даже среди средневековой знати нередко встречались люди неграмотные.

Нестор не просто умел читать и писать, а обладал блестящим образованием, знал несколько иностранных языков, свободно читал на греческом языке Святое Писание и Византийские хроники, первоисточники на латыни. Из этого можно сделать вывод, что принадлежал он к самым образованным и просвещенным людям своего времени, и Бог щедро одарил его талантом.

Знакомство с Феодосием Печерским

Знакомство Нестора с Феодосием произошло, когда юноше исполнилось семнадцать лет. Твердо решив посвятить свою жизнь монашескому служению, он направился в Киево-Печерскую обитель к известным в то время блаженным отцам: Феодосию и Антонию. При встрече с ними Нестор смиренно и робко просил принять его в послушники, позволить каждодневным трудом своим помогать отцам и рядом с ними молиться Господу.

Известно, что Антоний в этот период вел затворнический образ жизни в своей пещере, наложив на себя обет молчания. Феодосий являлся создателем обители и заботился об устроении помещений для иноков. Юноше было позволено остаться в монастыре. Видимо, таков был Божий промысел, чтобы Нестор застал Феодосия лично и получил именно от него благословение на труды и послушание.

Юноше посчастливилось быть принятым в число братии первым Печерским игуменом. Преподобный Феодосий постановил так: поступившего не спешить постригать в монахи, а велеть ему ходить в своей одежде, пока не познакомится подробно с монастырским чином. После этого можно будет одеть его в черную ризу и испытывать послушаниями, а затем только облекать в монашескую мантию.

Оставшись с разрешения отцов рядом с монахами, юноша строго соблюдал законы иноков: усердно молился, много и старательно работал на благо обители. Брался за любой тяжелый труд, был образцом твердой воли и крепкого духа. С благоговением он внимал речам Феодосия, выполнял безропотно наказы, строго постился, вел аскетический образ жизни. Слово, сказанное любимым наставником, ценил и принимал в сердце с радостью, откликаясь на него высочайшим доверием.

Феодосий сам много читал и приучал к этому важному делу всех иноков, самым прилежным из которых оказался Нестор. Юноша строго соблюдал все требования: усердно молился, много и старательно работал на благо обители. Трехгодичный испытательный срок для него завершился уже при преподобном Стефане, который пришел на смену Феодосию, став его преемником.

В 1091 году монастырская братия, движимая Святым Духом, собралась во главе с игуменом на совет, где было принято решение выкопать погребенные в пещере мощи преподобного Феодосия и торжественно перенести их в Печерскую церковь.

По благословению игумена Нестор выбрал себе помощников и вместе с двумя братьями направился к месту погребения святого. Помолившись и совершив крестное знамение, иноки начали копать. Работали по очереди целый вечер и ночь, но никак не могли добраться до честных мощей. Лишь когда послышался удар колокола, в тот самый момент Нестор вдруг увидел, что показались святые мощи.

Событие сопровождалось чудесным знамением: находящиеся в монастыре видели огненные столпы, которые поднимались с места захоронения святого. Мощи с благоговением были перенесены в специально приготовленное место. Позднее Нестор не раз становился свидетелем других чудес и знамений, совершаемых силой Божьей через эту святыню. Это он позднее описал в «Житии преподобного Феодосия Печерского».

nestor-letopisec-9341789

Принятие иноческого сана

Чи­сто­той своей жиз­ни, мо­лит­вой и по­слу­ша­ни­ем юный по­движ­ник ско­ро пре­взо­шел да­же из­вест­ных пе­чер­ских стар­цев. Возможность посвящения его в иноческий сан не вызывала сомнения у братии. Учитывая твердое намерение Нестора служить Богу делами и помыслами ему назначили день и час этого важного события. Постриг Нестора совершил игумен Стефан. Инок был наречен в честь мученика Нестора Солунского, принявшего смерть вместе с великомучеником Димитрием в 306 году.

Жизнь в монастыре

В древнерусских источниках можно найти упоминание о черноризце Несторе. В послании монаха Поликарпа к архимандриту Акиндину говорится следующее: «Нестер, иже, тъй написа Летописец». Еще один источник признания имени Нестора как автора летописного свода — упоминание данного факта в «Житии преподобного Антония», основателя Киево-Печерской лавры.

Нестор так описывает время своего пребывания в святой обители:

«Чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой; иные вареное зелье, другие — только сырое. Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых…»

У юноши было свое послушание: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. В своих литературных трудах летописец называет себя «окаянным», «грубым сердцем», «худым», «грешным», «недостойным рабом Божиим». В этом проявляется вся глубина его истинного смирения и богобоязненности: человек, достигший духовных высот, всегда видит в своей душе даже мелкие прегрешения.

Представить уровень духовности святых отцов помогает следующее изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе». Некоторые оплакивали свои добродетели как прегрешения.

В монастыре юноша пользовался большим уважением среди братии. Он любил читать, изучал творения Святых отцов и наставлял в этом других:

«Великая бывает польза от учения книжного, — говорил он, — книги наказуют и учат нас пути к
покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание.»

Подтверждением его высокой духовной жизни и силы молитвы является тот факт, что однажды он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из черноризца Никиты Затворника. Инок был прельщен бесами в иудейское мудрствование: отказался читать книги Нового Завета, при этом полностью изучив книги Ветхого. Как сообщается в житии, монах был исцелен после прихода игумена Никона и Нестора, которые за него молились. После этого Никита превзошел всех в добродетели», а позднее стал епископом Новгородским и был прославлен в лике святых.

За святость, добродетель, неутомимый труд Нестор был возведен в сан иеродиакона. Произошло это не ранее 1081 года, так как посвящаемому должно было исполниться 25 лет. Церковь свято чтит Преподобного за его уникальный труд летописца как:

«богомудраго житий святых писателя первейшего»,

«времена и лета многочудесные церкве, житие и добродетели отец первоначальных писанием нам изъявившего».

Он провел в Печерской обители 41 год и преставился в 58 лет.

Если обратиться к иконописному образу, то на нем представлен такой портрет Нестора: «Подобием сед, брада аки Богословия, раздвоилась, на плечах клобук, в правой руке перо, а в левой — книга и четки».

nestor-letopisec-3-1077698

Ангельское служение

После блаженной кончины Антония в 1073 г. и Феодосия в 1074 г., Нестор словно бы умер для мира. Он принял ангельский образ, уподобившись бесплотным небесным служителям, и с еще большею ревностью принялся угождать Богу послушанием и молитвой. Он непрестанно накапливал в себе христианские добродетели, при этом не лицемерно считал себя грешником, который не достоин Божьих даров.

Нестор одновременно занимался аскетическим деланием, на собственном опыте познавая Божественную благость, и приобретал теоретические знания. Он много читал и ценил богоугодные книги как сокровищницу Истины, сравнивал их с реками, наполняющими вселенную. Из-под пера составителя летописей в 80-х годах XI столетия вышло житие Феодосия Печерского, духовного учителя и наставника.

Последние годы жизни

Последние годы Нестор посвятил главному труду всей своей жизни — «Повести временных лет». О нем слагает гениальный Александр Пушкин в «Борисе Годунове» такие строки: «Еще одно, последнее сказанье, — и летопись окончена моя»… Нестор торопился, хотел рассказать как можно больше, изложить все, что знает, чтобы ведали «потомки православных Земли родной минувшую судьбу…» Он погружался в воспоминания, переживал прошедшие события и много работал:

«На старости я сызнова живу, Минувшее проходит предо мною — Давно ль оно неслось событий полно…Немного лиц мне память сохранила, немного слов доходит до меня…»

Проведя свой век в изучении книжных источников, познав историю родной земли и изложив ее в своих писаниях, Нестор скончался около 1114 года, завещая монахам продолжить его великий труд, что они впоследствии исполнили. Это была «Повесть временных лет». Труд этот является поистине сверхъестественным, повествование имеет громадный масштаб, охватывает несколько столетий. Его можно назвать вселенской эпопеей образования великого русского народа, в нем описана история объединения разрозненных славянских племен в великую Святую Русь.

Преемником летописца стал Сильвестр, после которого за писание взялся Моисей Выдубицкий, а продолжил игумен Лаврентий.

nestor-letopisec-11-8990884

История мощей

На месте, где тело преподобного Нестора было предано земле, спустя многие столетия, в 19 веке, была установлена медная дощечка, украшенная позолотой, с указанием имени летописца.

Обретение

Нестор Летописец был канонизирован Русской православной церковью в чине преподобного, потому что своими молитвами, постом и трудами стремился уподобиться Иисусу Христу. Он входит в список святых Римско-Католической церкви.

Текущее местоположение

Сегодня у православных христиан есть возможность поклониться мощам святых старцев, которые хранятся в Киево-Печерском монастыре, относящемся к нижней части Лавры. Захоронения размещены в двух больших подземных городах, именуемых Ближними и Дальними пещерами. Доступ открыт ежедневно с утра и до самого вечера.

nestor-letopisec-12-1468082

Мощи преподобного Нестора хранятся в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского . Здесь много ходов, низкие своды, хотя есть некоторые и в человеческий рост. В наше время в этих многочисленных коридорах и переходах установлено освещение, а вдоль стен размещены раки с мощами. Над ними висят таблички с именами святых угодников и временем их погребения.

Сюда приходят паломники, первые лица государств, представители духовенства. Посетители возносят Нестору свои молитвы для укрепления и возвышения духа.

nestor-letopisec-17-1096546

Чудодейственная сила

В Киево-Печерскую Лавру стекаются молящиеся, свято веря в чудодейственную силу мощей. К раке Нестора Летописца приходят не только люди, умудренные жизненным опытом, но и молодые. Преподобному монаху молятся с просьбой освятить путь в учебе и науках.

О чудесах, которые происходят у мощей, свидетельствуют не только верующие, но и ученые, не способные пока объяснить многие загадочные явления, что доказывает особую святость этих мест.

Посмотрите видеоролик о Несторе Летописце, от которого люди по сей день получают благодатную помощь.

Память о летописце Нестор е

Высоко чтит православный мир память о Летописце Несторе. Его образ не раз вдохновлял скульпторов, которые создавали его в камне. Ему поставлены памятники в Борисполе и Владимире. Он изображен на монументе «1000-летия России» в Новгороде. Марк Антокольский создал его скульптурный портрет, назвав «Нестор Летописец, автор повести «Временных лет». Сергей Никитин произвел реконструкцию черепа летописца, и на его основе был создан еще один скульптурный облик преподобного.

nestor-letopisec-14-8611891

Портреты знаменитого святого можно встретить на почтовых марках.

nestor-letopisec-10-6174281

В его честь учрежден Орден «Трех степеней», который вручается за издательскую, писательскую, церковно-литературную деятельность.

nestor-letopisec-5925874

Дни памяти

Церковь установила день памяти святого Нестора Летописца — 27 октября по старому стилю и 9 ноября по новому. Также его поминают 28 сентября (11 октября) в день Собора Киево-Печерских святых, которые почивают в Ближних пещерах. Святые отцы сами построили себе кельи для молитв, своей праведной жизнью приобщали народ к христианству.

Старцы учили людей на своем примере:

  • миролюбию;
  • простоте;
  • ежедневному труду;
  • покаянию;
  • борьбе с искушениями;
  • чистоте духа.

Среди этих святых горит неугасимая свеча Нестора Летописца. Во дни памяти преподобного священники в праздничном облачении читают акафисты и каноны в храмах, совершают поклонение святым мощам с великой радостью, что их предшественниками были такие великие служители.

Значение деятельности Нестора

Значение деятельности Нестора настолько велико, что нельзя им не восхищаться. Он создал энциклопедию времен зарождения и становления христианства на Руси, проследил в своих трудах деяния монахов, имена которых благодаря ему стали известными и почитаемыми в народе. Летописец поведал о строительстве первых храмов, о молитвенных подвигах иноков, чьим путем потом пошли многие, пришедшие в монастыри. В его трудах был создан свод правил послушников через описание житий святых.

Кроме боголюбивых героев, в писаниях Нестора присутствуют первые русские князья, защищавшие родную землю, одерживающие победы не только мечом и копьем, но и мудростью. Не одно значимое историческое событие не прошло мимо взора, памяти и пера летописца, открыв читателю истоки истории Государства Российского.

nestor-letopisec-16-3995186

Главные труды Нестора

Перу Нестора принадлежат уникальные страницы, проливающие на историю Древней Руси свет истинного знания, помогающие увидеть жизнь русичей в полноте и хронологической правде.

Известные произведения летописца:

  • «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба»;
  • «Житие преподобного Феодосия Печерского»;
  • «Повесть временных лет».

Древнерусский летописец был многосторонним человеком. Он обладал многими умениями: историка, этнографа, политика и идеолога, юриста, проповедника и, конечно, фольклориста. Короткими понятными фразами он излагал важные исторические сведения. Сдержанно и просто писал «родной земли минувшую судьбу».

«Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба»

В 80-е годы перо Нестора вывело такие строки: «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», в связи с событиями перенесения мощей этих святых в Вышгород (1072 г.). В сказании автор сообщает о тесной духовной дружбе Бориса и Глеба. Братья любили, как повествует сказание, творить милостыню, проявлять кротость. Глеб всегда трепетно слушал Бориса, наученного грамоте, много читающего жития святых.

Младших сыновей киевского князя Владимира погубил старший брат Святополк, получивший за это в народе прозвище «окаянный». Князь стремился захватить власть в Киеве после смерти своего отца. Братья погибают, в мучениях принимая смерть. Борис, узнав о намерении брата, смиренно молился всю ночь, ожидая убийц, которые утром ворвались в палатку и пронзили его копьями.

Глеба тоже лишили жизни и бросили его тело между колодами. Только через несколько лет оно будет найдено Ярославом, который отомсти т Святополку за смерть любимых братьев. Мощи Глеба перевезли в Вышгород и похоронили рядом с Борисом.

Повествование о святых Борисе и Глебе заключает в себе идею осуждения братоубийственных войн и междоусобных распрей. Братья служат образцом кротости для потомков. Борис и Глеб в житии являются воплощением всех христианских добродетелей.

nestor-letopisec-8-2764146

«Житие преподобного Феодосия Печерского»

Оно было создано также в 80-е годы. Нестор неторопливо ведет повествование о детстве будущего игумена. Феодосий любил простые одежды, скромную пищу. С детских лет его страстно тянуло к церкви, молитвам и делам, угодным Богу. Однажды он попыта лся уйти из дома со странниками, но мать не позволила ему этого сделать. Строго наказанный, мальчик остался дома. Юноша мечтал стать монахом и однажды все же ушел за купцами в Киев.

Долго он обходил один монастырь за другим, но всюду ему отказывали, видя бедное платье. Услышав о блаженном Антонии, живущем в пещере, Феодосий направился к нему, принял монашество и с удивительной стойкостью претерпевал все лишения.

nestor-letopisec-23-3686434

Мужал Феодосий, ширилось и множилось монашеское братство, и вскоре он был избран игуменом строящегося монастыря. Сначала он построил церковь, потом ее расширил, поблизости возвел и другие сооружения. Всю свою жизнь этот святой отличался скромностью, много трудился, а по ночам молился.

Нестор рассказывает в житии о чудесах, происходящих с Феодосием и его церковью. В одном из эпизодов он говорит о желании разбойников убить всех иноков и воспользоваться монастырскими благами. Долго ждали злоумышленники, когда закончатся молитвы, а когда решили напасть на храм, тот вдруг вознесся со всеми молящимися, которые даже не заметили произошедшего. Зато разбойники напугались и больше никогда не помышляли о дурных делах против святой обители.

Житие завершается предсказанной им самим кончиной и возведением в сан игумена Стефана. Попрощавшись со всей братией, Феодосий скончался, при этом яркий столб света вознесся над монастырем.

Строго, точно переданы эпизоды жизни святого, который:

  • всегда стремился к Богу;
  • вел праведную жизнь;
  • любил трудолюбие и простоту;
  • видел многое, скрытое от других;
  • в любви к ближнему и молитвах провел свой век.

nestor-letopisec-26-1319621

«Повесть временных лет»

Делом всей жизни Нестора был труд по написанию «Повести временных лет «, рассказывающей «откуда есть пошла Русская земля».

Летопись Нестора повествует о значимых событиях в истории Руси и ее первых князьях:

  • Рюрике;
  • Олеге, объявившем Киев столицей Руси;
  • Игоре и его жене Ольге;
  • Святославе;
  • Владимире, крестившем Русь.

Князья в повести далеки от идеала, потому что летописец описывал их жизнь и деяния по изустным рассказам и языческим легендам.

Затем следуют эпизоды о братоубийственных войнах, подвижническом под виге монахов, знамениях, предсказывающих бедствия русской земле, половецких набегах и снова об убийствах князей. И чем дальше разворачивается свиток событий, тем печальнее и трагичнее предстает история Древней Руси.

«Повесть временных лет» была обнаружена в составе более поздних летописей:

  • Лаврентьевской — 1377 г.;
  • Первой Новгородской — XIV в.;
  • Ипатьевской — XV в.

Предположительно, Нестор использовал материалы из Древнейшего и Начального сводов (IX-XI в.), а также Свода Никона (70-е годы XI в.). В тексте можно заметить переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы. Достоверность и полнота описания у преподобного Нестора таковы, что к его трудам и сегодня продолжают обращаться историки как к самому важному и правдивому источнику сведений о Древней Руси.

nestor-letopisec-24-1804083

Равных «Повести временных лет» нет произведения и не было. Летопись стала образцом жанра. Ее знают и почитают писатели русской земли всех времен. Это драматический источник русский литературы. Ее страницы переработаны и запечатлены во многих трудах историков, литераторов, художников, композиторов, скульпторов.

Монах Нестор написал повесть, которая стала родником, питающим творцов искусства, укрепляющим чувство патриотизма и добродетели в юных душах читателей. Сегодня она считается великим памятником мировой письменности.

nestor-letopisec-4-7899642

Преподобный Нестор высоко ценил книги, смирение, покаяние. В летописи отражены его мировосприятие и жизнетворчество.

Другие труды Преподобного Нестора:

  • «Сказания о святых первых черноризцах Печерских»;
  • «Сказание о том, от чего получил название Печерский монастырь»;
  • «Слово о перенесении мощей преподобного отца нашего Феодосия Печерского».

nestor-letopisec-29-7246261

Видео

Посмотрите видео, которое рассказывает о преподобном Несторе Летописце.