Борис Николаевич Ширяев: биография и книга «Неугасимая лампада»

История знает немало судеб, значимых для всего человечества. Они поворачивали ход событий в новое русло, уничтожали слабых или были их голосом, защищая тех, кто защититься сам не мог. Двадцатые годы прошлого столетия были переломными для нашей страны: революция, гражданская война и их последствия — все это кровавое тяжелое бремя тащил на себе народ. Отыскав на библиотечной полке корешок с надписью «Борис Ширяев «Неугасимая лампада», мы сможем узнать о нем чуть больше. Именно на это несправедливое и злое время пришелся период начала его творчества, который сделал из него того Бориса Ширяева, чьи произведения мы читаем.

neugasimaya-lampada-7-7349187

Прежде чем знакомиться с творчеством, нужно познакомиться с самим человеком.

На долю Бориса Николаевича выпало достаточно испытаний, его личность интересна и многогранна, она — дух того времени. Мы уже не сможем познакомиться с ним лично, однако сможем узнать, чем он жил, через его книги и труды биографов и перенять бесценный опыт, погрузившись в его мир.

Борис Николаевич Ширяев был рожден в Москве 27 октября 1889 года в семье богатого родовитого помещика. Свое первое высшее образование он получил на историко-филологическом факультете Московского университета, за время учебы очень увлекся театром. По окончании института занялся педагогической деятельностью. Писатель закончил несколько учебных заведений:

  • Московский университет;
  • Геттингенский университет;
  • Императорскую военную академию.

После окончания Императорской военной академии он ушел на фронт Первой мировой войны, откуда вернулся в качестве штабс-капитана. С новой властью его отношения не сложились. В 1918 году его должны были расстрелять в Москве за попытку примкнуть к Добровольческой армии, будущему писателю пришлось бежать. В 1922 году снова арест, на этот раз судьба занесла его в так называемый СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения. В местном журнале Ширяев начал издавать свои первые повести, а также знакомиться с лагерным фольклором, книгу о котором он издаст позже. Великую Отечественную войну он встретил в Ставрополе. Пережитые ужасы лагерей позволили быстро определиться со стороной, и Ширяев начинает издавать газету «Утро Кавказа», не столько оккупационную, сколько антибольшевисткую. В феврале 1945 года, когда мало кто сомневался в том, что Германия уже проиграла и что война скоро закончится, Ширяева приютила Италия, где он обрел временное жилище в лагере для беженцев. А в середине сороковых он уже печатался во многих крупных зарубежных изданиях вроде «Наша страна» (Буэнос Айрес), «Уренский царь» и других. За границей автор пробудет до конца своей жизни. Ширяева можно рассматривать как:

  • писателя;
  • филолога;
  • историка;
  • переводчика.

Это говорит о том, что он был очень разносторонним и интересным человеком, имевшим свой взгляд на мир, несомненно, достойный уважения и внимания. Как историк он собирал, накапливал и изучал факты, как филолог находил нужные слова, фразы и обороты, подбирая нужные краски для своей картины, писатель же создавал то, что должно было тронуть наши души и донести до нас те идеи, что так долго и трепетно он создавал. Борис Ширяев умер 17 апреля 1959 года в Сан Ремо.

neugasimaya-lampada-3-1578083

Творческий путь

Можно сказать, что большой путь Бориса Николаевича начинался именно в Соловках, когда в местной газетенке была издана первая его повесть «Паук на колесиках». Во время ссылки в Ташкенте появилась книга «Кукольный театр в Средней Азии». Когда ссылка закончилась, писатель попытался вернуться в родную Москву, но судьба вновь дала крутой поворот, и он отправился в тюрьму. В отличие от Соловка здесь он практически не писал.

Кульминационного своего развития писатель достиг за границей, где он много творил, никогда не забывая о родине. Здесь же на чужбине в 1953 году Буэнос Айрес первым увидит «Ди-Пи в Италии». А в 1954 году в Нью-Йорке увидит свет главное произведение его жизни — «Неугасимая лампада».

Заключительным его произведением стала книга «Религиозные мотивы в русском творчестве». Тема религии очень увлекла его тогда и занимала главенствующее место в жизни.

Произведения автора

У этого писателя есть еще достаточное количество произведений, однако самыми значительными считаются «Ди-Пи в Италии. Записки продавца кукол» и «Кудеяров дуб».

«Кудеяров дуб» — книга, посвященная событиям Великой Отечественной войны. Она о жизни мирного населения в это страшное время, о тех, кто хоть и не находился на полях сражений, но вынужден был бороться с не менее жестокой реальностью и пытаться в ней выжить. Она вряд ли кого-то оставит равнодушным.

«Ди-Пи в Италии. Записки продавца кукол» — за этим названием скрывается автобиографичная повесть, которая рассказывает нам о побеге человека из страны, в которой ему не нашлось и более не найдется места, в страну, где он смог бы почувствовать себя под защитой.

Также выделяют следующие книги:

  • «Люди земли Русской»;
  • «Италия без Колизея»;
  • «Бриллианты и булыжнки».

neugasimaya-lampada-1-7025074

«Неугасимая лампада»

Стала вершиной творчества мастера. Несмотря на то, что прошло уже столько лет, события тех дней давно уже остались только на страницах истории, оно остается для нас актуальным. Потому что это не просто историческая справка о репрессиях и сотнях погубленных судеб, это книга о человеке, о том, как им оставаться всегда, о том, как не дать обстоятельствам разрушить и унизить тебя, какой бы силы они ни были.

История написания

Соловки, или Соловецкий монастырь, оставили неизгладимое впечатление на Ширяева. Оказавшись в лагере, мастер решил описать жизнь каторжан, несправедливую, страшную, в которой неоткуда ждать надежды. Начало работы над книгой датируется 1925 годом. Как и многие другие повести этого автора, это почти автобиография. Все в этой книге основано на реальных событиях, все персонажи, попадающиеся в ней неслучайны. Да и сама книга посвящена художнику М. В. Нестерову, который в день, когда был оглашен приговор, сказал ему фразу: «Не бойтесь Соловков. Там Христос близко.» Эта фраза осталась в памяти Ширяева, с ней он и жил все те годы. Работа над книгой была завершена в 1950 году, но опубликована была только в 1954 в Нью-Йорке.

neugasimaya-lampada-5-5454717

Идея и суть

Книга поражает огромным количеством ужасных подробностей жизни в лагерях. Первый советский концлагерь, на земле которого пролита кровь тысяч заключенных, где тебя уже не считают за человека, где ты оказался прямо под прессом системы. Казалось бы, что жить тут невозможно, что это место, в котором невозможно оставаться людьми под постоянным гнетом страха, опасности, унижений и жестокости. Однако каждый образ и каждое событие из жизни в этом лагере указывает на то, что стремиться к тому, чтобы выжить любой ценой, шагая по головам других, — это не та дорога, которую стоит выбирать.

Истинная свобода не просто находится по ту сторону решетки, она есть в тебе и в твоем стремлении оставаться свободным даже в такой ситуации. Не забывая своих ближних, а помогая им и поддерживая, идя вместе с ними уже к той жизни, которая находится за пределами каменных стен, важно сохранять собственное достоинство. Вся книга пропитана идеей человеколюбия и свободы, существующих вне всяких систем, запретов и травли.

neugasimaya-lampada-2-4917149

Жанр произведения

Эта повесть относится к жанру историко-биографической литературы. Ключевой особенностью этого произведения является невероятная точность и достоверность событий. Оно имеет особую ценность для историков-документалистов, восстанавливающих события того времени. Плюс ко всему, это не сухой исторический текст, все события описаны живым языком, таким, на котором мы говорим в обыденной жизни. Это делает образы понятнее и приближает читателя к автору.

Структура текста

В книге пять частей и чуть больше тридцати глав. Каждая из частей рассказывает какую-то свою маленькую историю, являющуюся частью жизни обители, но все они связаны между собой единой идеей Это придает истории особую целостность. Все названия глав — образы, существующие для того, чтобы передать отношение автора к происходящему и помочь читателю добраться до сути.

Стилистические особенности

В повести достаточно много грустной иронии. Взять хотя бы ХЛАМ — Художники, Литераторы, Актеры и Музыканты. Те люди, которые для новой системы стали хламом, чем-то ненужным, бесполезным, а иногда еще и опасным.

Текст полон просторечных выражений героев, позволяющих нам почувствовать и увидеть персонажей лучше, понять, насколько они близки каждому человеку. Особенно сильно выступают перед нами образы отца Никодима и баронессы, людей несломленных, полных жизни.

Все это объединяет идея негасимой лампады, чуда, что может обогреть тебя и вывести из тьмы. Метафора вечной неистребимой жизни и любви к ней. И такую лампадку носит в своем сердце каждый герой этой повести.

Видео

В представленном ниже документальном видео вы сможете увидеть то, какими запомнились Соловки автору повести.