Оптинские старцы: их мудрость и изречения

Суета современности, гонка за материальным благополучием, потеря духовного ориентира вынуждают человека искать истину бытия в жизни предыдущих поколений. Мир потребления не в силах заглушить внутреннюю тягу личности к духовной целостности.

Как и в прежние времена, сегодня Господь не оставляет людей, не позволяет по свойственной нам греховности отпасть от Истины. Он помогает нам познать Правду через братьев, которые подвигами отречения от грехов, дьявольских искушений сыскали живительную Божью благодать. Даруют ее всем ищущим помощи, даже окончив собственный жизненный путь.

Интерес современников вызывают подвижники благочестия — оптинские старцы, помогавшие людям восстановить жизненный стержень, свернуть с широкого пути своеволия, индивидуализма на узкую тропу духовности, жертвенности, кротости, ведущую в Царство Бога. Почему старцы — оптинские? Всё просто — место их обитания называлось как прежде, так и по сей день Оптина пустынь.

История Оптиной пустыни

В живописном месте Калужской области, в четырёх километрах от города Козельска, у опушки соснового бора расположился мужской монастырь. От мирской суеты его отделяют спокойные воды реки Жиздра. Археологические раскопки свидетельствуют, что жизнь в данной местности существовала в далёком 1213 году. Подлинная дата появления монастыря неизвестна. В древних книгах 1629 года впервые упоминается эта территория, как Макарьевская Оптина пустынь.

Существуют три версии возникновения обители. Каждая основана на тех или иных скудных сведениях, добытых из древних книг, либо дошедших до современников преданий.

optinskaya-pustosh-2818035

Версия первая

Князь Владимир Храбрый возглавлял русское войско, защищавшее Московское княжество от Орды и литовских захватчиков в восьмидесятых годах XII века. Рождённый на сороковой день после смерти отца, Владимир с детских лет трепетно относился к Божьему промыслу событий собственной жизни. В зрелые годы питал уважение к монахам, их образу жизни. Покончив с ратными подвигами основал монастырь на берегу реки Жиздра. Есть мнение, что обитель построили наследники князя, повинуясь его предсмертному желанию.

Версия вторая

В семидесятых годах XIV в месте, где сейчас располагается святыня, проходил путь, соединяющий местных жителей с Козельским княжеством. Дорога шла через лес, в котором промышляли разбойники. Самым жестоким из них был грабитель по имени Опта.

К исходу жизни он услышал глас Божий, повелевший исправить совершенные бесчинства. Разбойник раскаялся в грешной жизни. Вблизи от места прежних преступлений построил скит. Жил отшельником, молил Бога о прощении грехов. Позже принял монашество и иноческое имя Макарий. К нему в скит стали селиться другие раскаявшиеся грешники в надежде на милость Бога. С тех пор прижилось название обители — Макарьевская Оптина пустынь.

Версия третья

В период правления Бориса Годунова — девяностые года XV века, пустующая местность близ Козельска царским разрешениям была отдана монахам и монахиням, желающим жить отдельно от мирского люда. Отшельники выстроили обитель, разделив её на две части — мужскую и женскую половины. Проживающих в одном месте монахов и монахинь в прежние времена называли оптины. Так появилось название Оптина пустынь.

Каково бы ни было истинное происхождение пристанища стяжателей Божьей благодати, неизменно одно — житие Оптинских старцев учит людей духовности, благочестию, состраданию, жизни в гармонии с волей Бога. Наставления святых отцов актуальны и в наши дни.

Кто такие Оптинские старцы

Духовная жизнь — нелегкий процесс. Иные люди считают, что достаточно соблюдать Божьи заповеди, чтобы душа пребывала в благости. Но чтить эти наставления можно по-разному. Одно дело сознательно ограничивать себя в желаниях, страстях, искушениях, другое — ощущать в ограничениях радость жизни, великий дар свыше, возможность приблизиться ко Спасителю.

Законы Правды не в насильственном воздействии на личность, а во внутренней потребности к Истине. Такие духовные правила и раскрывали простым людям Оптинские старцы. Каждый из них приходился духовным руководителем сотням мирян, обращавшихся за советом, помощью, поддержкой.

Житие Оптинских старцев — наглядный пример превосходства духовности над физическими потребностями. Быт монахов был прост, пища однообразна. Молитва, труд, помощь ближним — составляли единственную потребность обитателей обители.

optinskie-starczy-3505294

Цвет монашества Оптины пришелся на тридцатые годы XVIII века. В этот период наставником обители был иеросхимонах Антоний. Под руководством старцев находились иноки — послушники и молодые монахи, жившие в монастыре. Принимали мирян игумен Моисей, старцы Лев, Макарий, Амвросий.

Не только личный приём вели преподобные отцы. Многие нуждающиеся в совете, наставлении не могли прибыть в пустынь. Мешки писем поступали в Оптину. И каждое не оставалось без внимания. Как удавалось монахам проникнуть в каждую судьбу, найти для человека нужное слово — одному Богу известно. Для старцев не существовало мелочей. Они понимали — всё в жизни имеет цену и последствия.

Старец Лев

Ярким пример монашеского подвига, служения ближним продемонстрировал собственной жизнью старец Лев Оптинский.

starecz-lev-2842362

Решение посвятить себя Богу зрело в его сердце с юности. Родившись 24 октября 1768 года в бедной семье, с юных лет Лев Наголкин трудился работником у купца в городе Болхове Орловской губернии. Видя усердие, расторопность, добродетельную жизнь Льва, хозяин предложил ему жениться на своей дочери. Имея иные жизненные планы будущий старец отказался от выгодного предложения.

Покинув родные места — юноша отправился на поиски жизни во благо служения Творцу пребывая в уверенности, что «любящим Бога все обстоятельства ко благу».

В Оптину пустынь Лев поступил в 28 лет. Служба у купца пошла молодому человеку на пользу — он хорошо знал как жизнь дворянства, так и быт простого народа, изучил территорию почти всей России, разбирался в военной и морской службе.

Знания пригодились отцу Льву как духовному наставнику. Так как в его помощи нуждались люди в разных краях России — ему пришлось сменить много обителей. Где бы он ни жил — везде его знали как смиренного слугу Божьего, проявившего к ближним необычайное человеколюбие.

Пошатнувшееся на исходе седьмого десятка лет здоровье вынудило его прекратить разъезды. Старец вернулся в Оптину пустынь. Там и застал его выпускник Тамбовской духовной семинарии Александр Гренков — будущий Амвросий Оптинский.

Старец Амвросий

Саша Гренков родился 23 ноября 1812 года в многодетной семье пономаря Михаила и его жены Марфы, живших в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. У супругов было восемь детей — четыре сына и четыре дочки. Саша стал шестым ребёнком. Перед его рождением отец Михаила, будучи священником села, принимал много гостей. Так как в доме и перед ним толпился народ, Марфу перевели в баню. Там и родился Саша.

starecz-amvrosij-2455386

Впоследствии старец Амвросий шутил: «Как на людях я родился — так всё на людях живу». Будучи бойким, смышленым, весёлым мальчиком, Саша воспитывался в боголюбивой среде. Чтению учился по псалтири, по праздникам вместе с отцом пел на клиросе.

Успешно окончив духовную семинарию, Александр не стал поступать в академию. Не пошёл он и в священники. Внутреннее ощущение особого призвания мешали ему «пристроиться» к определённому положению. Молодой человек преподавал в Липецком духовном училище, давал частные уроки. Весёлый нрав, остроумие, доброта вызывали к Александру искреннюю любовь друзей, сослуживцев.

В 24 года молодого человека настигла тяжелая болезнь. Тогда он решил: «Если выздоровею — постригусь в монахи». Болезнь отступила, но Александр откладывал исполнение обета, хотя помнил о нем ежечасно. Однажды, уединившись от шумной компании, он стоял на берегу ручья, и вдруг в журчании вод услышал: «Хвалите Бога, любите Бога».

Александр не имел сильной воли, потому просил совета местного старца Илариона. Тот рекомендовал юноше отправиться в Оптину пустынь. Но решиться порвать с миром было трудно. Сомнения развеял случай. Как-то в гостях Александр смешил присутствующих остроумными рассказами. Когда все разошлись, юноша не чувствовал раскаяния, как это случалось прежде в подобных ситуациях. Всё его воображение занял данный Богу обет. Всю ночь юноша провёл в молитве.

Наутро, тайно от всех он бежал в Оптину. Не стал даже получать разрешения епархиального руководства, необходимого в те времена для выпускников духовных семинарий. Шёл октябрь 1839 года.

В обители молодого человека встретил старец Лев Оптинский. Он искренне полюбил послушника Сашу, уладил формальности с начальством, и до скончания своих дней был духовным наставником Александра.

В 1842 году старец Лев скончался. Через год инок Александр был пострижен в монахи и наречен Амвросием.

Имея слабое здоровье отец Амвросий редко покидал обитель. В последние годы жизни по личному желанию переселился в келью у границы монастыря. Там проводил дни в молитве, по мере сил принимал посетителей. Отличался старец Амвросий Оптинский прозорливостью в сочетании с рассудительностью. Его наставления передавались людьми из поколения в поколение. И в наши дни высказывания святых отцов актуальны.    

Изречения и поучения Оптинских старцев

Наставляя своих духовных детей, Оптинские старцы подарили нам возможность услышать их мудрость в сохранившихся изречениях. Каждый человек найдёт в высказываниях святых отцов нечто близкое собственному сердцу, жизненной ситуации, мыслям.

Наставления старца Льва

«Бог хочет спасти любого человека, только без хотения спасаемого как его спасти».

«Сам о себе не радеешь, а ждёшь что Всевышний нутро твое исправит».

«Добрый совет положит благое начало, но если совесть свою мараешь худыми помыслами — тяжко греху противостоять».

«Царствия Небесного человек лишается через своё поведение и здешнее наслаждение. Господь спешит ко просящим, да смиренным, а гордым — противится».

«Желание без дела мёртвое есть. Видит Господь благое начало — на помощь спешит. Иной шагу ступить не жаждет, а на помощь Спасителя уповает. А то ещё и грех самый усиливает ропща на бессилие».

«Падки люди помыслам своим худым потакать. Не слушай помыслов, коли они в угоду плоти греха требуют».

«Как нам пред Господом явиться, когда не хотим и пальцем коснуться святого креста Его — нисколько не хотим воздержаться от страстей пагубных наших. С верою и покаянием призывайте имя Спасителя — ибо он как есть всесилен малодушного укрепит, утвердит, руку помощи падающему подаст, сомневающегося ободрит».

«Богатство составляет не имение и земли, а добрая совесть, которая уже без состояния тленного имеет свои награды. Бог властен даровать нам нужное, довольное, коли мы уважим Его своим послушанием, смирением да трудолюбием».

«Отказываясь от обрядов неприличных да сборищ неблагоразумных — не бойтесь порицаний. Никто здравомыслящий не укорит за то, а если ветреный дерзнет хулить — нечего на то смотреть».

Поучения старца Амвросия

«Отчего человек бывает плох — да ведь забывает, что над ним Бог».

«Милостью своей Бог лишь смиренных посещает».

«Гордость да непокорство ложь порождают, что есть начало всякого бедствия и зла».

«Человеческую волю Бог не сдерживает, хотя вразумляет многими скорбями».

«Не слушай о пороках чужих — будешь своих иметь меньше».

«Чтобы других не осуждать, следует ко своей внутренней жизни внимание иметь. Да так, чтоб не замечать вокруг тебя делаемого».

Когда отца Амвросия спросили, как жить в мире с собой и ближними, старец ответил так: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение».

Иисусова молитва

В завершении остановимся на ассоциируемой с привилегией Оптинских старцев молитвой. Иное ее название — Иисусова молитва.

molitva-1-1786100

Православные люди знают текст этой молитвы. Ежедневное обращение к Спасителю с просьбой о милости — знак осознания личной греховности, веры в спасение собственной души силой милостивого Бога. Иные люди предают молитве особый, тайный смысл. Некоторые полагают, что читая молитву можно впасть в прелесть — поддаться искушению выдающихся возможностей. Потому избегают её прочтения.

В действительности же — это пустые суеверия. Молитва — есть общение с Богом. Суть духовного подвига не в словах, а в кротости, смирении, помощи ближним, веры во всемогущество Бога. Иисусова молитва — не заклинание, а покаянное прошение избавления от грехов.

Мифы об исихазме

В контексте Оптинских старцев история Иисусовой молитвы связана с аскетическими практиками, иначе именуемыми, как исихазм. Неверно их мистикой. Исихазм — есть спокойное, покаянное освобождение от греховности. Не только действий, но и мыслей. Оптинские старцы практиковали умную молитву достигнув возможности в тишине собственной души уединенно общаться с Господом. Слова молитвы не произносились вслух, а словно протекали духовной мыслью, направленной к Богу.   

История Оптинских старцев свидетельствует о стремлении наших предков к православной жизни, истинной вере, общению с Господом. Помогая людям они верили, что такая возможность — не что иное, как дарованная Богом Правда. Потому и по сей день сила старцев помогает людям найти спокойствие, покаяние, умиротворение души. 

Видео: Оптинские старцы.