Стефан Яворский: жизнь и труды православного митрополита

Православный митрополит и экзарх Стефан Яворский — один из наиболее известных писателей эпохи Петра I. Яркий проповедник, представлявший западнорусскую философскую школу. Осуждал насаждавшиеся сверху протестантские идеи и подчинение священнослужителей государству, что привело к конфронтации с царем.

стефан яворский

Детство

Родился будущий митрополит в 1658 г. в семье галицких православных христиан из города Явора. Родители архипастыря происходили из шляхетского рода и, по-видимому, жили небогато. При крещении новорожденного назвали Симеоном.

В 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие, вследствие чего правобережная Украина перешла во владение Польши. Не желая становиться униатами, семья Яворских переселяется в село недалеко от Нежина — Красиловку.

Молодые годы

Грамоту Симеон освоил еще в родной Галицкой земле. Когда встал вопрос о дальнейшем обучении, юноша решил поступать в Киево-Могилянскую коллегию. Все предметы в этом заведении преподавались на латыни, во всем чувствовался дух схоластики. Яворский во время обучения познакомился со многими выдающимися писателями и церковными деятелями своего времени.

Среди учителей и покровителей юноши можно выделить:

  • Иоасафа Кроковского;
  • Варлаама Ясинского;
  • Иннокентия Гизеля;
  • Лазаря Барановича.

Близким другом и единомышленником Яворского стал аскет Дмитрий Туптало. Своему покровителю Варлааму Ясинскому, который позже стал митрополитом Киевским, Симеон посвятил панегирик. Сочинение было написано в 1684 г. на латыни, содержало стихи и прозу.

Чтобы завершить образование, Яворский в 1684 г. покидает Киев и направляется в Польшу. На этот шаг он решается под воздействием уговоров Ясинского, который и сам получил обширные знания в иезуитских коллегиях.

Для доступа к католическим школам он формально принимает унию, взяв имя Станислав Симон.

Впоследствии недоброжелатели Яворского постоянно попрекали его данным поступком, но ничего особенного в таком поведении не было. Ряд южнорусских ученых использовали эту хитрость для получения западного образования.

Далее юноша посещает лекции по философии и богословию в ряде европейских городов. По окончании обучения Яворский усваивает приемы схоластики, сочиняет стихи на латыни и польском языке. Католические школы прививают Симеону стойкую неприязнь к лютеранству. В Киев он возвращается уже будучи магистром философии и свободных искусств.

 Киево-могилянская коллегия

Монашество

В 1687 г. Яворский приносит покаяние за отречение от веры, после чего его снова принимают в ряды православных христиан. В 1689 г. он принимает постриг и начинает преподавать в Киево-Могилянской коллегии. В течение нескольких лет Стефан читает здесь лекции по риторике, философии, пиитике и богословию. Ходили толки, что Яворский пропагандирует католические воззрения среди слушателей коллегии.

Курс философии, прочитанный Стефаном в 1691—1693 гг., состоял из:

  • логики;
  • натурфилософии;
  • диалектики;
  • метафизики.

В 90-х годах 15 в. Яворский заводит тесную дружбу с гетманом Мазепой, использует его поддержку. В 1697 г. становится игуменом в Никольском Пустынном монастыре, является правой рукой митрополита Киевского в делах, касающихся Москвы, куда нередко выезжает для выполнения поручений.

В эти годы Яворский уже проявил себя как яркий и талантливый проповедник. Его речи, наполненные многочисленными образами и метафорами, не оставляли равнодушным никого из слушателей. Даже враги Стефана признавали силу воздействия его проповеди, которую он дополнял активной жестикуляцией и богатой мимикой.

Митрополит

В 1700 г. Яворский едет в Москву с поручением от Киевского митрополита. По стечению обстоятельств в это время в столице проходят похороны воеводы Алексея Шеина. Приезжему игумену поручают сказать проповедь на погребении.

Царь Петр сразу отмечает образованность и талант Стефана, поэтому просит патриарха назначить его епископом одной из епархий недалеко от Москвы.

Яворский не выказывает желания оставаться из-за привязанности к Киеву, но его все же назначают митрополитом Рязанским и Муромским. В следующем году умирает патриарх Андриан, после чего новоназначенного митрополита ставят местоблюстителем патриаршего престола. Кроме того, Яворский становится проректором Московской академии.

При выборе местоблюстителя царь руководствовался западным образованием и мышлением митрополита, чего не было в местном духовенстве. Поначалу архипастырь был плохо принят, слыл чужаком и сочувствующим латинской ереси. Митрополит был вынужден постоянно оправдываться, опровергая обвинения патриарха Иерусалимского.

 Петр I

Церковно-административная деятельность

На первых порах, когда царь занимался просвещением, политикой и войнами, владыка во всем поддерживал Петра, восхваляя его действия в проповедях. Чтобы угодить царю, Яворский ставил во главе епархий людей с западной образованностью. В 1708 г. митрополит вместе с другими архиереями торжественно анафематствует гетмана Мазепу.

Однако усвоенная в католических школах неприязнь к протестантизму во всех его проявлениях делала митрополита в глазах Петра чересчур консервативным.

Постепенно царь разочаровался в архипастыре, не поддержавшем его реформаторских идей. Духовенство же, придерживающееся обычаев старины, почувствовало в митрополите единомышленника.

Архипастырь не мог развернуть широкую деятельность, ведь местоблюститель, в отличие от патриарха, обладал небольшой властью. Патриарший приказ устраняется, а вместо него появляется монастырский, управляемый светской властью. Со временем стало ясно, что Петр хочет значительно ограничить церковную власть, упразднив институт патриаршества.

С.Глушков. Подол Московского Кремля в 17 веке

Конфликт с царем

Митрополит Стефан в проповеднических речах завуалированно обличает действия царя, осуждая не только церковные нововведения, но и заточение в монастыре первой жены, введение рекрутских повинностей и налогов. Неоднократно просит Петра об отставке, но безрезультатно. Ни смириться с преобразованиями, ни вести открытую борьбу Яворский не может. В письмах к Дмитрию Ростовскому митрополит называет Москву Вавилоном и признается в тоске по Киеву.

В 1712 г. владыка резко раскритиковал политику царя, назвав при этом царевича Алексея единственной надеждой для страны.

Эти слова тут же донесли царю, который не стал принимать жестких мер, но проповедовать митрополиту было запрещено.

В 1715 г. Петр еще более сближается с протестантами, устраивает шутовские пародии на Православную церковь и ее церемонии. Стефан оказывается во враждебном лагере сторонников старых обычаев и теряет прежнее значение.

Во время дела Тверитинова, где судились увлекавшиеся протестантизмом, митрополит прилагает много усилий для изобличения обвиняемых.

Тверитинов – лекарь, который учился в Немецкой слободе, где он проникся симпатией к лютеранству. Позже Тверитинов создает новую ересь, состоящую из помеси протестантизма с его собственными домыслами. Ересь проникла во все слои общества, дойдя до Московской академии, где вскрылась начальством.

Желая замять дело, Петр отпускает подсудимых после словесного раскаяния. Однако один из последователей Тверитинова врывается в храм и уничтожает икону.

Собор предает анафеме всех еретиков, а покусившегося на икону даже сжигают на костре.

Произошло это частично по вине Яворского, заставившего последователей ереси жить при монастырях для дальнейшего исследования дела, поэтому царь разгневался на митрополита и вынес ему тяжелый выговор.

Косвенным образом Стефан стал обвинителем Петра, благоволящего к протестантам. В этом деле стала ясна разница между идеями и предпочтениями митрополита и царя.

В 1718 г. во время суда над царевичем Алексеем Яворский был вызван в Петербург, где вынужден был оставаться до самой смерти. Этим царь окончательно лишил архиепископа любой власти. К этому периоду относится и конфликт Стефана с Феофаном (Прокоповичем), проявлявшим в своих поучениях склонность к протестантизму. Петр, как и ожидалось, встал на сторону Прокоповича, митрополиту пришлось принести извинения.

 Феофан Прокопович

Последние годы жизни

Во время пребывания в Петербурге архипастырь пытался выяснить у Петра свою дальнейшую судьбу. Царь предписал ему находиться в столице, построив на свои средства подворье. Окормлять Рязанскую епархию следовало через архиепископа Крутицкого.

В 1721 г. архипастырь назначается президентом только что созданного Синода, хотя он же является главным противником этого учреждения.

Формально возглавив Синод, архипастырь не появляется на заседаниях и отказывается ставить подпись под документами. Все законы принимаются помимо митрополита, находящегося под постоянным подозрением и следствием из-за непрекращающихся доносов. Скончался архипастырь в Москве в 1722 г ., похоронен в Успенском соборе города Рязани.

syg.ma — ТРИ ОТРЕЧЕНИЯ РПЦ

Писательские труды Яворского

Виды обширного литературного наследия митрополита:

  • проповедь;
  • поэтическое произведение;
  • памфлет;
  • богословский трактат.

Проповеднические труды архипастыря отвечают всем требованиям схоластики. В них можно найти множество аллегорий и символов, игру слов. Можно сказать, что его речи соединили в себе все качества, присущие католической проповеди 16-17 вв. Они вошли в сборник «Собрание сочинений», изданный в 1804 г.

Основные работы Стефана:

  • «Знамения пришествия антихристов и кончины века»;
  • «Православие и неправославие»;
  • «Камень веры»;
  • «Виноград Христов.»

Самым знаменитым произведением Яворского является трактат «Камень веры», над которым митрополит работал с 1713 по 1718 гг.

Книга была создана с целью обличения протестантизма, поэтому издать ее удалось лишь в 1728 г. при императоре Петре II и только с позволения Верховного тайного совета. Стоит сказать, что цензура изъяла из книги главы о невмешательстве светских властей в церковные дела.

«Камень веры» предназначается для православных христиан, симпатизирующих лютеранству. Каждый из догматов, опровергаемых протестантами, Стефан защищает и оправдывает.

Доказательства истинности догматов он черпает в Священном Писании, соборных правилах, учении отцов Церкви.

Активно используются католические традиционные аргументы.

По словам исследователя А. Архангельского, несмотря на то, что «Камень веры» явно опирается на сочинения известного католического богослова Беллярмина, Яворскому удается создать именно православное полемическое произведение.

После выхода книги последовал ряд протестантских опровержений, за «Камень веры» вступились католики.

Камень веры

Видео о Стефане

Старинный кант на слова Стефана Яворского.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Партнер сайта sharm