Наказан бессмертием, или Вечный жид: кто стал прототипом странника, история скитания Агасфера и его образ в литературе

Точно определить, когда впервые появилось данное словосочетание, сегодня не представляется возможным. Самое древнее упоминание этого образа, по мнению некоторых специалистов, следует искать в Библии, в Ветхом Завете. Его связывают с именем Каина, который убил своего брата Авеля, за что был обречен на бесконечное страдание и скитание.

Да, Каин, получил бессмертие, но какой ценой? Всевышний выжег на его лбу позорное клеймо, чтобы все видели, что это отъявленный преступник, братоубийца. Никто не способен был лишить его жизни, он приговорен к нескончаемым мукам.

Прототипами могли также послужить другие библейские персонажи: Енох и Илия, они тоже считались бессмертными.

Но большинство исследователей все же связывают возникновение образа Вечного жида с новозаветным сюжетом, ссылаясь на легенду о неком еврее из Иерусалима. Якобы этот иудей оскорбил Иисуса Христа, когда он нес свой непомерно тяжелый крест на Голгофу или даже ударил его. За что и был проклят до второго пришествия.

За оскорбление Господа полагается суровое наказание. А что может быть страшнее вечных мук и боли, когда без отдыха, без сна приходится скитаться по городам и весям? Не имеющему ни крова, ни скарба, всюду гонимому и везде проклинаемому страннику не оставлен даже последний приют — могила и смерть, прерывающая его страдания. Поистине, это ад на Земле.

В средние века в Европе отношение к евреем было, мягко говоря, недружественным. В этих людях, постоянно кочующих с места на место, не имеющих своей Родины, но удивительным образом сохранившим свои законы и национальную идентичность, видели осквернителей Завета и убийц Христа. Они воплощали как бы коллективный образ врага Иисуса.

Вечный странник — это значит навеки проклятый грешник, которому не будет прощения и покоя до второго пришествия Христа.

vechnyy-zhid-5-4856038

Агасфер — это несколько видоизмененное имя, взятое из Библии. В книге Эсфирь упоминается персидский царь Ксеркс, его-то и переделали в Агасфера.

Образ вечного странника не всегда был связан с евреями. В средневековой Европе были известны и другие легенды и другие имена, упоминаемые в этой мистической истории. Например, можно припомнить Летучего голландца, а также башмачника Бутадеуса (перевод — ударивший Бога), Картафила (сторож), Эспера-Диоса (надейся на Бога) и многих других.

Первое письменное свидетельство об этой легендарной личности относится к 1602 году, когда вышла в печать книга безымянного автора «Краткое описание и рассказ о некоем еврее по имени Агасфер». С тех пор сказание пошло гулять по свету. Где только не видели изможденного старца с длинными грязными волосами: и в Лондоне, и в Париже, и в Лейпциге… И везде он искал и спрашивал о человеке, который нес бы на своем горбу тяжеленный крест…

Позже рассказ попал в народный фольклор. Наметились две линии — книжная и народная. Именно последней присуще олицетворение Вечного жида со всем еврейством.

vechnyy-zhid-2-4112526

Сюжет

Сапожник Агасфер жил в Иерусалиме неподалеку от горы Голгофа, где обычно казнили государственных преступников. Богобоязненный иудей благодарил Бога за то, что его миновала чаша сия. А за что его было наказывать, если он регулярно посещал молитвенный дом, соблюдал субботу, праздновал Пасху, словом, был законопослушным гражданином Иудеи — восточной провинции могущественной Римской империи.

В тот день, когда Иисуса вели на казнь, Агасфер сидел возле своего дома и натягивал на сапожную колодку очередной прохудившейся башмак. И тут он увидел толпу, впереди которой, с трудом перебирая ноги, с тяжелым деревянным крестом на спине шел человек, которого многие называли Учителем. Но он его таковым не считал, напротив, как и все друзья и соседи, признавал его лжепророком, достойным самого сурового осуждения.

— Дай, мне присесть на твою лавку, добрый человек, мне нужно перевести дух, — обратился «приговоренный к распятию» к сапожнику.

— Иди своей дорогой, — угрюмо буркнул Агасфер.

— Я-то пойду, но и тебе придется походить по свету, пока я не вернусь за тобой, — последовал загадочный ответ.

Заинтригованный башмачник побежал вслед за толпой, чтобы своими глазами увидеть, как свершится «справедливый приговор». Агасфер увидел и стал… бессмертным.

Говорят, через много-много лет, помотавшись по свету, он прозрел и осознал свою вину. Ведь он допустил грех по незнанию. И теперь он ведет скромный образ жизни, умерен в еде и питье, всегда печален, неразговорчив и ждет, когда к нему придет «человек с крестом».

А раз в пятьдесят лет он возвращается в Иерусалим и долго сидит у Гроба Господня в мучительном ожидании его чудесного воскрешения.

vechnyy-zhid-4-3787470

Значение легенды

Агасфер наказан за то, что не откликнулся на просьбу Иисуса и не дал ему немного передохнуть перед трудным восхождением на Голгофу, где он будет позже распят. После такого отказа и сам грешный иудей лишится отдыха. А заклятие с него может снять только сам Иисус, когда воскреснет из мертвых и снова вернется на землю.

Любопытно, что несмотря на такую зловещую ауру, имя Агасфер было одно время весьма популярным среди протестантов. Видимо, им эта несчастная фигура виделась в каком-то другом свете. Во второй половине XVII века, как запечатлели источники, в Москву привозил свои товары шведский купец по имени Агасфер Бодекере.

vechnyy-zhid-1-7965098

Образ вечного жида в литературе

Впервые об Агасфере, как уже было сказано, рассказали в печати в начале XVII века. После чего повести и романы о нем посыпались, как из рога изобилия. Нет ни одного крупного писателя, чье перо не затронуло бы эту благодатную тему о вечно страждущем и никогда не умирающем иудее.

Если говорить о создании художественного образа, то первенство нужно отдать немцам. В 1783 году Шубарт написал свою знаменитую лирическую поэму «Der ewige Jude». Автор, отступая от канонической традиции, пожалел главного героя и даровал ему… долгожданную смерть.

Спустя девять лет за дело взялся великий Гете, но своего «Der ewige Jude» он так и не дописал. Из дошедшей до нас рукописи можно видеть, если бы писатель довел свое сочинение до логического конца, получилась бы совсем не лирика, а самая что ни на есть злая сатира.

Далее отметим книгу «Рукопись, найденная в Сарагосе» Яна Потоцкого, философский трактат Эдгар Кинэ, фантастическую мистерию Томаса Карлейля, бульварный фельетон Эжена Сю, ну и, конечно же, роман «Исаак Лакедем» Александра Дюма. Сначала его отрывки печатались во французском ежедневнике «Конституционалист», а затем в 1853 году вышла отдельная книжка. Однако исторические приключения Исаака (именно он олицетворял в романе Агасфера) не пользовались у читающей публики такой популярностью, как «Три мушкетера», и писатель забросил свои литературные упражнения.

И под занавес века в 1893 году Льюис Уоллес вовсе запутал представление о вечном страннике свои романом «Падение Царьграда», где главный персонаж изображен каким-то загадочно-таинственным князем Индии.

vechnyy-zhid-3867801

От Киплинга до Генри

Из литераторов XX века, чьи имена у всех на слуху, в связи с обсуждаемой темой, нужно прежде всего отметить новеллу Киплинга «Вечный жид», романы «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса и «Агасфер» Стефана Гейма.

А Эдвард Хох, пытаясь заманить читателей, превратил своего «бессмертного еврея» в целой серии оккультно-мистических зарисовок в частного сыщика.

Но особо хотелось бы выделить рассказ О.Генри «Дверь, не знающая отдыха». Сюжет таков. В дупель пьяный сапожник Майк заявляется в местную газету и заявляет, что он и есть тот самый легендарный злодей — иерусалимский башмачник Агасфер. Только в романе он назван «сапожником Майкобом Адером».

Да это я, утверждает главный герой рассказа, прогнал Иисуса Христа с порога своего дома, когда тот восходил на свою Голгофу.

Вот с тех пор Майк и ждет второго пришествия, только никакой он не еврей.

«Вечный Иванов» управлял Советским Союзом

Русские писатели тоже оставили след в этой теме. В романе Стругацких «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя» Агасфер сравнивается с другим библейским персонажем Иоанном Богословом. В «Золотом теленке» Ильфа и Петрова Остап Бендер изложил свою версию легендарного страдальца. Странствующий жид прибывает на Днепр и погибает там под острыми шашками петлюровцев. А Всеволод Иванов в своей одноименной повести отправляет «космополита Агасфера» в Москву.

Любопытна трилогия А.Валентинова «Око силы». У него «Агасфер-Вечный-Иванов», скрываясь под разными масками, с 1917 года пытается тайно управлять Советским Союзом.

Не один русский поэт задумывался на этой легендой, хотя больших эпических полотен они не нарисовали. Касались темы лишь пунктирно. Иосифа Бродского, всегда относившего себя к этой славной когорте, тем не менее сравнивают иногда с образом вечного скитальца.

Если говорить о самых последних произведениях, то следует назвать «Стрелу Аримана» Геннадия Прашкевича с его главным персонажем Ага Сафаром, а также труд узбекского писателя И.Султона «Вечный скиталец», увидевшего свет в 2011 году.

Видео

В этом видео приводится стихотворение об Агасфере.

rel-1-6268131